Напоминание

"Безударные падежные окончания имён существительных в ед. числе."


Автор: Загорулько Евгения Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 19"
Населённый пункт: Ростов-на-Дону
Наименование материала: Методическая разработка урока русского языка.
Тема: "Безударные падежные окончания имён существительных в ед. числе."
Раздел: начальное образование





Назад





Урок русского языка. 4 класс. Загорулько Е.В.

Тема:
Безударные падежные окончания имён существительных в ед. числе.
Тип урока:
закрепление изученного материала.
Цели:
 закреплять и обобщать знания о склонении имён существительных, отрабатывать правописание безударных падежных окончаний имён существительных, обобщать знания об имени существительном, его грамматических и лексических признаках, отрабатывать навык выполнения морфологического и синтаксического разбора, совершенствовать умение определять склонение и падеж существительного.  развивать орфографическую зоркость.  создать условия для воспитания трудолюбия, усидчивости.
Задачи:

Личностные:
1. Создание условий для развития интереса к изучаемой теме; 2. Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости. 3. Формирование умения слушать и слышать собеседника. 4. Формировать умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Метапредметные:
1. Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение; 2. Формировать умение принимать и сохранять учебную цель и задачи. 3. Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозировать предстоящую работу. 4. Учить контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении. 5. Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух.
Предметные:
1. Совершенствовать умение определять склонение и падеж существительного; 2. Закрепить знания алгоритма объяснения правописания безударных падежных окончаний существительных; 4. Отрабатывать умение обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных; 5. Обобщать знания об имени существительном, его грамматических и лексических признаках; 6. Отрабатывать навык выполнения синтаксического и морфологического разбора.

Структура урока

(серия учебных ситуаций)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация учащихся.

Организационный момент.
-Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! С каким настроением вы его начинаете? Дети улыбаются.
Целеполагание.

Презентация.
Слайд 1. Через организацию подводящего диалога организует поисковую работу обучающихся по формулированию цели и задач урока. -Прочитайте на стр.36 тему и сформулируйте цели нашего урока. - А что вам поможет правильно определять безударные окончания существительных? Вступают в диалог. Под руководством учителя формулируют цель и задачи урока. - Сегодня на уроке русского языка мы закрепим знания о написании безударных падежных окончаний имён существительных, используя алгоритм объяснения. - Умения определять склонение, падеж, знание таблицы падежных окончаний, знание слов помощников.
Лексическая работа.
(проектная деятельность) Слайд 2. Что за праздник знаем мы – Время проводов зимы. Люди в эти дни должны Веселиться, печь блины! -А что это за праздник? -Масленица. Дети читают сообщение о масленице. -В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дается такое определение масленицы: «Масленица – старинный славянский праздник проводов зимы, от которого сохранился обычай печь блины и устраивать увеселения». Целых семь дней гуляет масленица. И каждый ее день – новое название имеет: Понедельник – встреча Вторник – заигрыш Среда – лакомка Четверг – разгул Пятница – тещины вечерки Суббота – золовкины посиделки Воскресенье – прощеный день
Слайд 3. -Какое название имеет день сегодня? А в ЧЕТВЕРГ – раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит. Ледяные крепости, снежные бои... Тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут девушек – суженых своих. -А почему этот праздник назвали именно «МАСЛЕНИЦА». Что нам поможет объяснит это слово? «Разгуляй» Ответ учеников. Вероятно, потому, что маслом обильно. мажутся блины. Масло – одно из ключевых слов обряда.
Закрепление изученного материала.
Слайд 4. 1)Развитие речи. 2)Развитие орфографической зоркости. 3)Закрепление умения выполнять синтаксический разбор предложения. 4)Актуализация знаний. Слайд 5. - Этому празднику посвящено много замечательных стихов и песен, пословиц и поговорок. Составьте одну из них.
Блин, идёт, да, масленица, несёт, мёд.
-Как вы её понимаете? -Объясните орфограммы. -Что интересного вы заметили в этом предложении? - Что надо сделать, чтобы доказать это? - Чем связаны однородные сказуемые? (запятой) -А однородные дополнения? (соединительным союзом да в значении и, тип – сочинительный союз) -Об этом празднике написано очень много интересного и поучительного. -Прочитайте отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Масленица идет, блин да мед несет.
Ответы детей. - Однородные члены предложения. -Выполнить синтаксический разбор предложения.
Масле

ница идет, блин да мед не

сет.
Выполняют синтаксический разбор предложения. Дают характеристику предложения. Дети читают стих.
Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на Масленице жирной

Водились русские блины.

Слайд 6. Слайд 7. -Есть ли в этом отрывке слова, которые соответствуют теме нашего урока. Напомните тему. -Что надо знать и уметь, чтобы правильно объяснить безударное окончание существительного. -Вспомним алгоритм. -Докажите выбор безударного окончания существительного
на Масленице.
-Можно ли по-другому доказать выбор безударного окончания? -Да, слово
Масленице.
-Алгоритм, умение определять склонение, падеж существительного, знание таблицы падежных окончаний. Объяснение детей. Да, с помощью слов помощников. Мы возьмём слово для 1 скл. –ЗЕМЛЯ и поставим в тот же падеж – на земле, - е. 5)Работа в учебнике. ТСО (нетбук) – интерактивный тест. 6)Самостоятельная работа. Слайд 8. Слайд 9.
Физминутка.

Слайд 10.
7)Закрепление умения выполнять морфологический разбор слова. Работа в учебнике – с.37 упр.91. Проверка. -Сравните словосочетания и сделайте вывод. -Какой разбор нам расскажет о всех признаках существительного? -Выполните морфологический разбор слова
к печке.
-А вы любите праздновать масленицу? Почему? -Интересно, от какого слова образовано слово блин? Комментированное письмо - первые два словосочетания объясняют, записывая на доске. Самостоятельная работа – остальные предложения. Несколько человек выполняют тест в нетбуке. -Эти слова родственные, стоят в одном и том же падеже, но окончания разные. -Они относятся к разному склонению. Дети делают вывод. - У существительных 1 склонения в Д.п. и П.п. пишется –
е,
а у существительных 3 склонения в Д.п. и П.п. –
и
. Дети хором проговаривают таблицу падежных окончаний. -Морфологический. Дети выполняют морфологический разбор слова в тетради, один - на доске -Да! - Пекут блины. Сообщения детей. Славяне пекли блины, считали их символом солнца. Слово блин произошло от древнего
8)Блинная викторина Слайд 11-17. Обратимся к этимологии слова. -Давайте немного отдохнём и поиграем в «БЛИННУЮ ВИКТОРИНУ». Её составили две группы: министерство печати и спорта. «млин», означавшего нечто липкое, полезное. Дети отвечают. 9)Работа в группах. 10)Оценивание. В конверте карточки со словами и задание: «Вставьте орфограммы в словах. Найдите слова с безударной гласной в окончании существительных. Докажите» Проверка. Учитель комментирует оценку. Дети читают задание, распределяют задание среди участников группы, выбирают ответственного. Выполняют задание. Выходят к доске, доказывают.
Рефлексия.

Итог урока.
Слайд 18-19. -Как вы думаете, мы достигли поставленных целей? -Какие знания и умения мы сегодня закрепляли, повторяли? -Посмотрите на меня, покажите мне какое у вас сейчас настроение. -Вы отлично поработали, да и праздник Масленица продолжается! Так давайте поздравим друг друга, поздравим наших гостей с праздником и прочитаем хором добрые пожелания:
Озорной, веселый праздник,

Солнца возрождение,

Вам – удачи, море счастья,

Наши поздравления!
Ответы детей. Дети улыбаются учителю и друг другу. Дети хором читают.


В раздел образования