Напоминание

"Компьютерная презентация на уроках музыкальной литературы"


Автор: Зарипова Дания Хадийевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: Мензелинск
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: "Компьютерная презентация на уроках музыкальной литературы"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Министерство культуры Республики Татарстан МБУ ДО «Детская школа искусств» г. Мензелинска , Мензелинского муниципального района Методическое сообщение на тему : «
Компьютерная презентация на уроках

музыкальной литературы

»
Преподавателя теоретических дисциплин Зариповой Д.Х. Мензелинск 2017-2018
Оглавление 1. Введение 2. Использование компьютерной презентации на уроках музыкальной литературы 3. Заключение 4. Список литературы Введение Реформирование Российского образования включает множество направлений, одним из которых является использование инновационных технологий в образовательном процессе. Понятием инновации в образовании сегодня обозначают принципиальную новизну подходов к процессу обучения. Одним из способов модернизации образования является внедрение в учебный процесс компьютерных технологий. Применение современных компьютерных технологий в обучении является одним из наиболее устойчивых направлений развития образовательного процесса в наше время. Высокие темпы развития науки, техники не оставляют в стороне и музыкальную школу от введения инновационных методов и форм работы. Сегодня, совершенно очевидно: музыкальная школа требует новых идей, новых подходов в организации учебного процесса. В условиях современного музыкального образования, возникает потребность использования новых средств в традиционных формах обучения: по-новому передавать, воспринимать, оценивать и использовать информацию. Поэтому, введение информационно-компьютерных технологий в образовательный процесс ДМШ и ДШИ является на данный момент одной из самых актуальных проблем российского музыкального образования. Трудно переоценить возможности информационных технологий в качестве средств эстетического развития и художественного образования детей и подростков. Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий позволяют рассматривать компьютер, как открытую учебно-развивающую среду для творчества и самообразования и учащихся, и преподавателей. Компьютер по-новому обеспечивает процессы коммуникации в обучении музыкантов. В настоящее время компьютерные технологии можно рассматривать как принципиально важное средство инновации музыкального образования.
Цель данной работы рассмотреть вопросы использования электронных ресурсов, в частности метода компьютерной презентации, на уроках музыкальной литературы, с возможностью его практического применения в учебном процессе. Использование компьютерных презентаций на уроках музыкальной литературы. Радость познания - важная составляющая часть урока. Творческое развитие учащихся более эффективно, если заинтересовать учеников самим процессом обучения. Согласно современным образовательным стратегиям ученику необходимо выйти из роли слушателя и стать активным участником учебного процесса. Огромную помощь в этом нам начинают оказывать новые технологии, а именно музыкально-компьютерные, которые стали неотъемлемой составной частью современного искусства. Медиаобразование - очень распространенное на сегодняшний день понятие, обозначающее использование средств наглядной иллюстрации в образовании (аудио- и видеоматериалов на традиционных носителях и в компьютерной презентации), а также обучение деятельности в современных технологиях медиа. В последние годы стремление к новым качествам и улучшению результатов преподавания музыкальной литературы вызвало активный поиск новых подходов и методов обучения. Современный урок музыкальной литературы - это урок, который насыщен новыми приемами педагогической техники. Одним из необходимых условий эффективного усвоения знаний и приобретения навыков является, как известно, познавательная активность учащихся. Речь идет о формировании у школьников установки на активную учебную работу. Источником активности личности, по мнению психологов, является, прежде всего, интерес к определенной сфере деятельности, наличие потребности в обучении, его мотивация. На наш взгляд, сегодня мультимедиа технологии - это одно из перспективных направлений учебного процесса. Развитию познавательного интереса способствует такая организация обучения, при которой учащиеся действуют активно, вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решают вопросы проблемного, творческого, исследовательского характера. Использование информационно- компьютерных технологий на уроках музыкальной литературы способствует решению основных задач предмета и дает возможность:
-по новому использовать на уроках музыкальной литературы текстовую, звуковую видеоинформацию и ее источники; -обогащать методические возможности урока, придать ему современный уровень; -помогать активизации творческого потенциала учащихся; -способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре. Возможности компьютера в оснащении предмета музыкальной литературы можно определить следующими позициями: -обеспечение наглядности в представлении учебных материалов; -поддержка контроля знаний и навыков; -организация различных форм креативной деятельности. Современные компьютерные технологии значительно расширяют возможности преподавателя теоретика в выборе материала и форм организации познавательной деятельности учащихся. Медиапедагогика предлагает новый вид дидактического материала - компьютерная презентация. Это электронная обучающая презентация, представляющая способ наглядного представления информации с использованием аудиовизуальных средств. Компьютерные презентации – это эффективный метод представления и изучения любого материала на уроках музыкальной литературы в ДМШ. Это оправдано тем, что его применение позволяет совмещать работу с визуальной, текстовой и аудиальной информацией. Представление учебного материала в такой форме включает механизмы, не только звуковой, но и зрительной и ассоциативной памяти. Презентация музыки на уроках в таком формате – это эмоциональный тонус, увлечение, погруженность в материал, что позволит значительно повысить уровень участия самих учащихся в процесс обучения. В рамках учебного процесса можно выделить основные цели проведения компьютерной презентации: освоение нового материала, закрепление изученного материала, контроль знаний. Использование такого метода на уроках музыкальной литературы предполагает: -усиление мотивации обучения;
-повышение уровня подготовки учащихся и преподавателей в сфере современных информационных технологий. Галина Тараева преподаватель Ростовской консерватории предлагает несколько вариантов создания таких презентаций: -звуковая и нотная хрестоматии (музыкальные произведения и нотное сопровождение); -изобразительная хрестоматия (репродукции и фото любых материалов: портретов композиторов и исполнителей, музыкальных инструментов, декораций спектаклей и т.д.); -видеохрестоматия (видео записи фрагментов концертов, оперных и балетных спектаклей, музыкальных фильмов); -мультимедийная хрестоматия (монтаж музыкального, нотного, иллюстративного и видео материала). Преподаватель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Визуальная насыщенность учебного материала делает урок ярким, убедительным, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала. Также необходимо отметить, что презентация дает возможность преподавателю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Анализ методической литературы в области инноваций в музыкальной педагогике, привел меня к выводу о необходимости овладения современными компьютерными технологиями. К сожалению, отсутствие необходимого специального оборудования (мультимедийного комплекса) в школе, организация занятий с электронной поддержкой, проведение собственных уроков с использованием компьютерных презентаций на сегодняшний день является проблемой. Один из способов ее решения - использование мультимедийных презентаций в домашней работе учащихся. Практические наблюдения показали, что только самостоятельное творчество учащихся на уроке и за его пределами может развить их способности. Поэтому большое внимание уделяется деятельно-практической направленности учащихся, развивающий их творческий потенциал, проявляющийся в такой форме работы как домашнее задание.
Мною разработаны компьютерные презентации для самостоятельной домашней работы учащихся, основная цель которых: -закрепить теоретический материал, полученный на уроках; -дать возможность самостоятельно прослушать музыкальное произведение; -ответить на поставленные вопросы. Основные разделы работы таких презентаций состоят из нескольких блоков: -теоретический текст (названия, события жизни, история создания, определения, поэтический текст); -аналитический разбор (текст анализа фрагментов); -изобразительные материалы (нотные примеры, фото, иллюстрации); -аудиоиллюстрации (звуковые фрагменты). Дополнительно учащиеся получают ряд вопросов, на которые им предстоит ответить после знакомства с презентацией. Презентацию учащиеся получают на цифровых носителях. Такая форма домашней работы способствует не только расширению и углублению знаний, умений полученных на уроке, но и развитию индивидуальных способностей учащихся, а главное познавательных интересов и положительных мотивов к предмету музыкальной литературы. В последнее время, в моей педагогической практике все большее внимание уделяется и исследовательской работе учащихся. Научно-исследовательская деятельность учащихся является важным фактором активизации их познавательного интереса к музыке, способствует развитию интеллектуальной инициативы, создает предпосылки для развития научного образа мышления, воспитывает эстетический вкус и развивает интерес к духовным ценностям. Учащиеся моего класса, принимающие участие в научно-практических конференциях, теоретических конкурса и олимпиадах стали использовать в своих докладах и сообщениях собственные презентации. Использование презентаций в этой форме работы также способствует решению многих задач обучения: -развитие познавательных навыков учащихся; -умения самостоятельно конструировать свои знания;
-умения ориентироваться в информационном пространстве; -развитие критического и творческого мышления. Доступ к ресурсам сети Интернет дает колоссальные возможности поиска необходимой, важной и значимой информации. Информационные ресурсы сети Интернет достаточно широко используются учащимися при создании презентаций – это библиографическая информация, аудио и видео фонд. Общение с компьютером создает удивительную мотивацию для обучения. Анализируя свой, пусть еще небольшой опыт внедрения современных технологий, я прихожу к выводу, что использования на уроках музыкальной литературы компьютерных презентаций позволяет: -сделать процесс обучения более ярким интересным и увлекательным за счет богатства мультимедийных возможностей современных компьютеров и новизны такой формы работы для учащихся; -эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала; -организовать научно-исследовательскую деятельность учащихся (разработка презентаций); Заключение В настоящее время использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Современные школьники активно используют персональный компьютер, сервисы Интернета, электронные учебники. Сегодня мультимедиа технологии - одно из перспективных направлений учебного процесса в музыкальном образовании. Успешное их применение видится в совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также повышения квалификации преподавательского состава. Список используемой литературы 1. Захарова Г. Информационные технологии в образовании. М., 2003 2. Как преподавать музыкальную литературу. М.,2007 3. Лифановский Б. Интернет для музыканта. М.,2006 4. Полозов С. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование. Саратов, 2002
5. Тараева Г.Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. М.,2007


В раздел образования