Автор: Пантюхова Валентина Ивановна Должность: учитель географии Учебное заведение: МКОУ "Клишинская СОШ" Железногорского района Курской области Населённый пункт: д. Клишино Железногорского района Курской области Наименование материала: статья Тема: "Патриотическое воспитание подрастающего поколения" Раздел: полное образование
Патриотическое воспитание подрастающего поколения из опыта
работы преподавателя географии и краеведения МОУ «Клишинская
общеобразовательная школа Железногорского района, Курской
области»
“Чтобы любить свою Родину, надо хорошо ее знать”
Н.Н. Баранский
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и
обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные,
смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые
были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости,
встать на его защиту. В работе нашей школы одной из главных задач является
воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса
воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Считаю, что
без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему
гармоничной личности.
Патриотическое воспитание понимается мною как систематическая и
целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у
учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему
Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга,
потребности в здоровом образе жизни. Патриотическое воспитание – часть
воспитания в целом, одно из его основных направлений.
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая
характеристика ребенка, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных
идеалах, нормах поведения.
Для меня это такие личностные качества учащегося как:
любовь к большой и малой родине;
готовность выполнить свой конституционный долг;
Сейчас повышается значимость патриотического воспитания молодежи, так
как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и
решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.
Нам, педагогам, сегодня не следует забывать, что патриотическое
воспитание — это не столько деятельность по формированию гражданина,
знающего свои гражданские права и обязанности, сколько — личности,
способной сопереживать, знать и любить Родину, ощущая себя частицей ее
истории, ее настоящего и будущего.
Как классный руководитель, учитель географии и краеведения считаю, что
школьная география относится к числу важнейших учебных дисциплин,
содержащих в себе большие возможности для осуществления
патриотического воспитания молодежи. Особенно большие возможности
имеет физическая география России восьмого класса. Так, в учебнике по
географии имеются сведения из истории географических открытий и
современных исследований. Школьники узнают об отечественных
путешественниках и исследователях С.Дежневе, С.Челюскине, В.Н.Татищеве,
Г.Седове, Н.М.Пржевальском, В.Арсеньеве, Г.Ушакове, В.В.Докучаеве, и
других.
Нам под ответственность дана
И вся Земля, и вся страна, –
Страна возможностей гигантских,
Страна просторов океанских,
Страна Семёновых-Тян-Шанских,
Вернадских, Борзовых, Баранских,
Страна Воейковых, Шокальских,
Козловых, Бергов, Пржевальских,
Страна, в которой жить, друзья,
Плохим географам – нельзя!
Зная природу Родины, у учащихся появится желание путешествовать по
стране, изучать глубже, а, главное, беречь ее. Ведь она так ранима!
«Воспитание патриотизма начинается с углубленного познания своей
Родины», – говорил М.Н. Калинин.
Краеведение также способствует воспитанию патриотизма школьника.
Я считаю, что воспитание любви к Родине и формирование достойного
гражданина должны стать основными составляющими в учебно-
воспитательной работе школы. Здесь очевидны огромные возможности
краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и
гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах,
приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель
моей краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ,
землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы
школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее.
А главной задачей в своей работе считаю – развитие у учащихся интереса к
истории
родного
села,
воспитание
любви
и
уважения
к
своей
«малой»
родине
как
части
огромной
России.
Содержание
изучаемого
материала
предполагает,
прежде
всего,
самостоятельную,
творческо
–
поисковую,
исследовательскую
деятельность
учащихся.
В
работе
использую
такие
формы занятий как экскурсии в музеи города, района и области, по улицам
села,
к
краеведческим
объектам,
на
природу,
уроки
в
школьном
краеведческом уголке, викторины, заочные путешествия.
Основные
направления
деятельности
детей
состоят
в
подготовке
сообщений, рефератов, докладов к урокам, связанных с историей района,
села, в сборе информации об истории села, в подготовке и проведении
викторин и конкурсов по краеведческой тематике. Источниками изучения
истории
родного
края
для
учащихся
на
уроках
и
во
внеурочное
время
становятся воспоминания родных, домашние архивы, материалы школьного
краеведческого
уголка
и
собственных
изысканий,
дома,
улицы,
люди,
природа родного села, районные газеты «Жизнь района», «Эхо недели»,
«Железногорские новости», краеведческая литература.
Формы
творческих
работ
учащихся
различны:
описание
родословной,
отчеты,
сочинения,
исследовательские
работы.
За
последние
три
года
ребята выполнили исследовательские работы: «Странички из истории села
Клишино»,
«Партизанское
движение
на
территории
Железногорского
района»,
«Солдаты
Отечества»,
«Дорогие
сердцу
имена».
Проведены
классные
часы:
«Никто
не
забыт,
ничто
не
забыто»,
«Подвиги
героев
земляков», «Наша малая Родина», «Герои Советского Союза наши земляки»,
«Наше
Железногорье».
Оформлены
альбомы:
«История
нашего
села»,
«История колхоза», «Хвала рукам золотым»- о передовиках села.
Три
последние исследовательские работы по краеведению: «Сохраним наши
реки
чистыми»,
«Лес
наше
богатство»
были
направлены
на
районный
конкурс,
и
заняли
1место.
Исследовательская
работа
«Мы,
люди
рождённые на Свапе» была отправлена на областной конкурс и отмечена
дипломом. Дети приняли участие в районной викторине «Край наш
Курский» и заняли 1 место, а в областном конкурсе работа детей отмечена
дипломом.
Традиционным
является
проведение
операции
«Забота»
-
поздравление
ветеранов
Вов
и
трудового
фронта,
с
праздником
День
пожилых людей, День матери, День защитника Отечества, 8 марта, День
Победы.
На протяжении многих лет мои дети занимают места во многих районных и
областных конкурсах и олимпиадах по краеведению в районе.
Дети
хорошо
усвоили
главное,
что
любовь
к
Родине
–
это
проявление
патриотизма, а защита Отечества – это долг и обязанность патриота.
Предлагаю разработку одного из мероприятий по патриотическому
воспитанию, с использованием местного материала, посвященного 65-летию
победы нашего народа в Великой Отечественной войне «Война глазами
детей».