Напоминание

"Патриотическое воспитание подрастающего поколения"


Автор: Пантюхова Валентина Ивановна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МКОУ "Клишинская СОШ" Железногорского района Курской области
Населённый пункт: д. Клишино Железногорского района Курской области
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотическое воспитание подрастающего поколения"
Раздел: полное образование





Назад




Патриотическое воспитание подрастающего поколения из опыта работы преподавателя географии и краеведения МОУ «Клишинская общеобразовательная школа Железногорского района, Курской области»
“Чтобы любить свою Родину, надо хорошо ее знать”

Н.Н. Баранский
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашей школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Считаю, что без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. Патриотическое воспитание понимается мною как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга, потребности в здоровом образе жизни. Патриотическое воспитание – часть воспитания в целом, одно из его основных направлений. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика ребенка, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Для меня это такие личностные качества учащегося как: любовь к большой и малой родине; готовность выполнить свой конституционный долг; Сейчас повышается значимость патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.
Нам, педагогам, сегодня не следует забывать, что патриотическое воспитание — это не столько деятельность по формированию гражданина, знающего свои гражданские права и обязанности, сколько — личности, способной сопереживать, знать и любить Родину, ощущая себя частицей ее истории, ее настоящего и будущего. Как классный руководитель, учитель географии и краеведения считаю, что школьная география относится к числу важнейших учебных дисциплин, содержащих в себе большие возможности для осуществления патриотического воспитания молодежи. Особенно большие возможности имеет физическая география России восьмого класса. Так, в учебнике по географии имеются сведения из истории географических открытий и современных исследований. Школьники узнают об отечественных путешественниках и исследователях С.Дежневе, С.Челюскине, В.Н.Татищеве, Г.Седове, Н.М.Пржевальском, В.Арсеньеве, Г.Ушакове, В.В.Докучаеве, и других. Нам под ответственность дана И вся Земля, и вся страна, – Страна возможностей гигантских, Страна просторов океанских, Страна Семёновых-Тян-Шанских, Вернадских, Борзовых, Баранских, Страна Воейковых, Шокальских, Козловых, Бергов, Пржевальских, Страна, в которой жить, друзья, Плохим географам – нельзя! Зная природу Родины, у учащихся появится желание путешествовать по стране, изучать глубже, а, главное, беречь ее. Ведь она так ранима! «Воспитание патриотизма начинается с углубленного познания своей Родины», – говорил М.Н. Калинин. Краеведение также способствует воспитанию патриотизма школьника. Я считаю, что воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно- воспитательной работе школы. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель моей краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее.
А главной задачей в своей работе считаю – развитие у учащихся интереса к истории родного села, воспитание любви и уважения к своей «малой» родине как части огромной России. Содержание изучаемого материала предполагает, прежде всего, самостоятельную, творческо – поисковую, исследовательскую деятельность учащихся. В работе использую такие формы занятий как экскурсии в музеи города, района и области, по улицам села, к краеведческим объектам, на природу, уроки в школьном краеведческом уголке, викторины, заочные путешествия. Основные направления деятельности детей состоят в подготовке сообщений, рефератов, докладов к урокам, связанных с историей района, села, в сборе информации об истории села, в подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой тематике. Источниками изучения истории родного края для учащихся на уроках и во внеурочное время становятся воспоминания родных, домашние архивы, материалы школьного краеведческого уголка и собственных изысканий, дома, улицы, люди, природа родного села, районные газеты «Жизнь района», «Эхо недели», «Железногорские новости», краеведческая литература. Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, отчеты, сочинения, исследовательские работы. За последние три года ребята выполнили исследовательские работы: «Странички из истории села Клишино», «Партизанское движение на территории Железногорского района», «Солдаты Отечества», «Дорогие сердцу имена». Проведены классные часы: «Никто не забыт, ничто не забыто», «Подвиги героев земляков», «Наша малая Родина», «Герои Советского Союза наши земляки», «Наше Железногорье». Оформлены альбомы: «История нашего села», «История колхоза», «Хвала рукам золотым»- о передовиках села. Три последние исследовательские работы по краеведению: «Сохраним наши реки чистыми», «Лес наше богатство» были направлены на районный конкурс, и заняли 1место. Исследовательская работа «Мы, люди рождённые на Свапе» была отправлена на областной конкурс и отмечена дипломом. Дети приняли участие в районной викторине «Край наш Курский» и заняли 1 место, а в областном конкурсе работа детей отмечена дипломом. Традиционным является проведение операции «Забота» - поздравление ветеранов Вов и трудового фронта, с праздником День
пожилых людей, День матери, День защитника Отечества, 8 марта, День Победы. На протяжении многих лет мои дети занимают места во многих районных и областных конкурсах и олимпиадах по краеведению в районе. Дети хорошо усвоили главное, что любовь к Родине – это проявление патриотизма, а защита Отечества – это долг и обязанность патриота. Предлагаю разработку одного из мероприятий по патриотическому воспитанию, с использованием местного материала, посвященного 65-летию победы нашего народа в Великой Отечественной войне «Война глазами детей».


В раздел образования