Автор: Алексеева Татьяна Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1" Населённый пункт: г. Мирный, Республика Саха (Якутия) Наименование материала: программа семейного лагеря Тема: Семейный лагерь "Экологическая тропа" Раздел: начальное образование
Экологическое воспитание детей является одним из приоритетов государственной
политики Республики Саха (Якутия). Что значит экологическое воспитание? Мы много
говорим, спорим об экологии, смотрим и слушаем передачи по телевизору, а конкретных
дел мало. Никак не можем понять, что экология начинается с души и надо сначала
работать над внутренним миром детей, привести порядок внутри, очистить души детей от
загрязнения.
Человеческая
душа,
как
природа,
постоянно
загрязняется.
Но
природу
загрязняем мы, люди. В том, что происходит вокруг нас, виноваты только мы.
Основная идея проекта
У нас в Якутии отношение к природе особое, потому что мы живем лесом, рекой,
озером, аласом. Наши предки издавна поклонялись природе и считали, что человек не
может жить отдельно от природы. Поэтому поклонялись духу Солнца, Земли, Воды и
Огня. Соблюдали все обычаи, традиции охоты, рыбалки и всегда благодарили природу.
Передавали красоту природы в различных узорах, которыми расписывали посуду, одежду,
ковры, украшения из серебра и золота.
Проект «Экологическая тропа» подразумевает собой экологическую экспедицию детей
на природе с изучением флоры и фауны природного парка, с проведением экологических
акций, с озеленением и благоустройством территории природного парка, с созданием
интерактивной карты природного парка, с проведением исследовательской деятельности, с
любовью чувствовать природу, жить в гармонии с ней.
Цель проекта: организация отдыха детей и родителей на природе в течение года.
Задачи проекта:
- привлечение подрастающего поколения к изучению родной природы с помощью полевых
исследований;
-
изучение
животного
и
растительного
мира
природного
парка,
сбор
и
оформление
гербария;
- привлечение к навыкам работы в сфере окружающей среды.
При внедрении данного проекта в жизнь будут использованы следующие методы для
разрешения цели и задач проекта. В частности будут проведены следующие мероприятия:
- с помощью опытных педагогов и наставников обучение детей к ведению наблюдения за
окружающим миром;
-
непосредственное
участие
детей
в
производственной
деятельности
по
охране
окружающей среды;
- изучение в полевых условиях растительности, сбор гербария.
Обоснование проекта
Мы странно, неправильно живем на Земле: охраняем ценное и драгоценное, а
бесценное не охраняем. Бриллианты, алмазы, золото, деньги – охраняем, а озера, родники,
облака, зоны чистого воздуха, безлюдные места – нет. Мы не учим наших детей самому
главному,
что
Воздух
–
это
отец,
Вода
–
это
мать,
Земля
–
это
дом,
Роса
–
это
национальное богатство. Большинство городских детей абстрагированы от природы, и
потому у многих из них преобладает созерцательно – тревожное отношение к ней.
Необходимостью возникновения проекта является то, что дети Мирного слабо знают
родной край, и именно этот проект сможет помочь детям воспринимать природу сердцем,
сознавать свою ответственность перед ней, привить любовь к родной земле, к животному
и растительному миру природного парка.
Описание проекта
Название проекта : «Экологическая тропа».
Название организации: МБОУ «СОШ №1» г. Мирный, ул. 40 лет Октября, 12.
Руководители проекта: Алексеева Т.В., Маглаева О.А., Суфиянова Э.С.
География реализации проекта: Республика Саха (Якутия) Мирнинский район.
Сроки реализации проекта: пять лет.
Место и время проведения: проект реализуется на территории природного парка «Живые
алмазы Якутии».
Форма проведения: полевые условия.
Программа круглогодичного экологического семейного лагеря.
План работы семейного лагеря на летний период со 02.06.2015г. по 17.06.2015г.
№
Мероприятия
Исполнители
Сроки
исполнени
я
1.
Открытие семейного лагеря. Торжественная
часть. Введение (знакомство с программой, с
правилами по ТБ, ПБ, ПДД). Распределение
обязанностей. Распорядок дня. Экскурсия по
природному парку.
Педагоги
родители
Сотрудники
02.06.15г.
2.
Встреча с директором Природного парка «Живые
алмазы Якутии» Симоновым С.С. и
сотрудниками природного парка.
Педагоги
родители
Сотрудники
03.06.15г.
3.
Работа в музейной комнате.
Педагоги
родители
Сотрудники
В течение
сезона
4.
Посадка цветов. Благоустройство территории
парка.
Педагоги
родители
Сотрудники
04.06.15г.
5.
Летняя экологическая тропа «Ориентирование по
карте».
Педагоги
родители
Сотрудники
07.06.15г.
10.06.15г.
6.
Наблюдение за животными природного парка.
Фотографирование. Видеосъемки.
Педагоги
родители
Сотрудники
В течение
сезона
7.
Оформление фотоальбома, папок, гербария
Педагоги
Родители
Сотрудники
В течение
сезона
.
8.
Туристический поход. Рыбалка.
Педагоги
Родители
Сотрудники
11.06.13г.
9.
Весёлые старты «Быстрее! Выше! Сильнее!»
(Команды детей, родителей, сотрудников
природного парка).
Педагоги
сотрудники
12.06.15г.
10.
Исследовательская работа по проектам.
Педагоги
В течение
сезона
11.
Исследование территории. Сбор растений.
Родители
14.06.15г.
12.
Трудовой десант «Уборка территории».
Педагоги
Родители
Сотрудники
15.06.15г.
13.
Конкурс «Поделки из природного материала».
Педагоги
Родители
Сотрудники
16.06.15г
14.
Закрытие семейного лагеря. Подведение итогов.
Рефлексия. Анализ работы лагеря.
Педагоги
Сотрудники
17.06.15г.
План работы семейного лагеря на осенний период с 26.10.2015г. по 31.10.2015г.
№
Мероприятия
Исполнители
Сроки
исполнени
я
1.
Введение (знакомство с программой, с правилами
по ТБ, ПБ, ПДД). Распределение обязанностей.
Распорядок дня. Экскурсия по природному парку.
Педагоги
родители
Сотрудники
26.10.15г.
2.
Трудовой десант. Уборка территории парка.
Педагоги
родители
Сотрудники
27.10.15г.
3.
Работа в музейной комнате.
Педагоги
родители
Сотрудники
В течение
года
4.
Практическое занятие «Повесить кормушки и
скворечники на территории природного парка».
Педагоги
родители
Сотрудники
28.10.15г.
5.
Осенняя экологическая тропа «Ориентирование
по карте».
Педагоги
родители
Сотрудники
29.10.15г.
6.
Наблюдение за животными природного парка.
Фотографирование. Видеосъемки.
Педагоги
родители
Сотрудники
В течение
года
7.
Участие в экологических акциях, конкурсах,
конференциях. Защита проектов.
Педагоги
Родители
Сотрудники
В течение
года
8.
Конкурс поделок из природного материала.
Педагоги
Родители
Сотрудники
30.10.15г.
9.
Анализ работы. Рефлексия.
Педагоги
сотрудники
31.10.15г.
План работы семейного лагеря на зимний период с 08.01.2016г. по 10.01.2016г.
№
Мероприятия
Исполнители
Сроки
исполнени
я
1.
Введение (знакомство с программой, с правилами
по ТБ, ПБ, ПДД). Распределение обязанностей.
Распорядок дня. Экскурсия по природному парку.
Педагоги
родители
Сотрудники
08.01.16г.
2.
Наблюдение за животными природного парка.
Фотографирование. Видеосъемки.
Педагоги
родители
Сотрудники
В течение
года
3.
Работа в музейной комнате.
Педагоги
родители
Сотрудники
В течение
года
4.
Зимняя экологическая тропа «Ориентирование по
карте».
Педагоги
родители
Сотрудники
09.01.16г.
5.
Оформление фотоальбома, папок.
Педагоги
родители
Сотрудники
В течение
года
6.
Участие в экологических акциях, конкурсах,
конференциях. Защита проектов.
Педагоги
родители
Сотрудники
В течение
года
7.
Анализ работы. Рефлексия.
Педагоги
Родители
Сотрудники
10.01.15г.
План работы семейного лагеря на весенний период с 29.03.2016г. по 03.04.2016г.
№
Мероприятия
Исполнители
Сроки
исполнени
я
1.
Введение (знакомство с программой, с правилами
по ТБ, ПБ, ПДД). Распределение обязанностей.
Распорядок дня. Экскурсия по природному парку.
Педагоги
родители
Сотрудники
29.03.16г.
2.
Наблюдение за животными природного парка.
Фотографирование. Видеосъемки.
Педагоги
родители
Сотрудники
В течение
года
3.
Работа в музейной комнате.
Педагоги
родители
Сотрудники
В течение
года
4.
Весенняя экологическая тропа «Ориентирование
по карте».
Педагоги
родители
Сотрудники
30.03.16г.
5.
Оформление фотоальбома, папок.
Педагоги
родители
Сотрудники
В течение
года
6.
Участие в экологических акциях, конкурсах,
конференциях. Защита проектов.
Педагоги
родители
Сотрудники
В течение
года
7.
День Земли. Конкурс рисунков.
Педагоги
Родители
Сотрудники
31.03.16г.
8.
Акция «Подкорми птиц».
Педагоги
Родители
Сотрудники
01.04.16г.
9.
Викторина «А знаешь ли ты?».
Педагоги
Родители
Сотрудники
02.04.16г.
10.
Анализ работы. Рефлексия.
Педагоги
Родители
Сотрудники
03.04.16г.
Финансово-экономическое обоснование:
- ставка сделана на перспективу: семейный лагерь окажет неоценимую помощь школе,
родителям, особенно детям, по изучению экологии родного края что, самое главное –
непосредственный контакт детей с природой в полевых условиях;
- необходимы оборудование и снаряжение лагеря (палатки, спальники, накомарники и т.д.)
- для культурного досуга необходимы: литература, прикладные и настольные игры;
- транспортные расходы: – Мирный – Природный парк - Мирный;
Общая протяженность маршрута – 11 км и обратно.
Механизм реализации проекта
Организационно-педагогическая деятельность
- проведение инструктажей с родителями по технике безопасности и охране здоровья
детей
- проведение родительских собраний «Занятость учащихся летом»
Оздоровительная работа
Основополагающими идеями в работе с детьми в летнем лагере является сохранение и
укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
- утренняя гимнастика;
- организация пешеходных экскурсий;
- подвижные игры;
- эстафеты.
Работа по сплочению коллектива воспитанников:
Для
повышения
воспитательного
эффекта
программы
и
развития
коммуникативных
способностей с детьми проводятся:
- совместные коллективные творческие дела
- организация командных игр, конкурсов, викторин и т.д.
Профилактические мероприятия по здоровье сбережению:
- инструктажи для детей
- беседы
- ролевые игры
- просмотр фильмов о ЗОЖ
- практические занятия
Работа по развитию творческих способностей детей:
- ярмарка идей и предложений
- конкурсы рисунков «Мой мир»
- викторины, конкурсы, загадки;
- проведение исследований «Природа: вчера, сегодня, завтра»
- выставка поделок из природного материала «Зеленая фантазия»
Критерии оценки эффективности:
- качество знаний, умений и навыков при ориентировки на местности;
- способность анализировать, рассуждать;
- развитие индивидуальных способностей;
- сохранность здоровья и степень комфортности;
- повышение удовлетворённости заинтересованных сторон;
- экономический и социальный эффект нововведений.
Критерии успеха проекта:
- создана активная команда участников, способная продолжить работу в будущем;
- результат может быть использован другими коллективами; информация о лагере широко
распространена;
-
проект
затрагивает
все
аспекты
окружающей
среды:
природный,
социальный,
экономический;
Критерий оценки проекта:
- отзывы родителей и участников; отзывы общественности и властей по результатам
деятельности
и
освещение
итогов
программы
лагеря
через
средства
массовой
информации.
Предполагаемые результаты:
- обогащение знаний детей по изучению родного края;
- формирование у детей представлений об окружающем мире, источником познания и
умственного развития детей;
- развитие творческих способностей, инициативы и активности детей;
- знание детьми методов исследовательской работы;
- оздоровление участников лагеря;
- увеличение количества детей, которые могут в дальнейшем работать в сфере охраны
окружающей среды;
- пропаганда здорового образа жизни и труда;
- сплочение коллектива родителей и детей;
- представление работ детей на районных, республиканских, региональных всероссийских
конкурсах, конференциях;
- выпуск атласа «Лекарственные растения природного парка «Живые алмазы Якутии»;
- выпуск сборника «Редкие животные природного парка «Живые алмазы Якутии».