Автор: Марисова Марина Петровна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МОУ ДО детей Детский Эколого-биологический центр Усть-Кутского муниципального образования Населённый пункт: г. Усть-Кут, Иркутская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Реликвии из бабушкиного сундучка" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детский Эколого-биологический центр
Усть-Кутского муниципального образования
Методическая разработка занятия
«Реликвии из бабушкиного сундучка»
Автор: Марисова Марина Петровна,
педагог дополнительного образования
Г.Усть-Кут
2016г.
Содержание:
1.
Введение. Организационный момент.
2.
Постановка целей.
3.
Усвоение новых знаний
4.
Основная часть (рассказ бабушки Арины).
5.
Закрепление новых знаний, обобщение.
6.
Практическая работа.
7.
Рефлексия, итог.
Аннотация: Данная
методическая разработка занятия
составлена
на
основе
авторской подпрограммы по гражданской идентичности « Моя малая Родина - посёлок
Осетрово». Мы
должны
знать
об
этом,
помнить
и
передавать
потомкам
традиции,
семейные реликвии и прикосновение к живущей в памяти людей нашей истории. Ведь, это
духовный мост от прошлого в будущее, от культуры прошлого к культуре наших дней.
Материал
поможет
обучающимся
конкретизировать образные представления об
организации, мудром устроении быта наших предков.
Разработка может быть использована на занятиях в дополнительном образовании,
а также во внеурочной деятельности в школе. Материал рассчитан на детей 11-12 лет.
Цель :
Знакомство
учащихся
с
семейными
реликвиями,
символическим
значением
бабушкиного сундучка.
Задачи:
1.
Развитие
эстетического, эмоционально- ценностного видения окружающего
мира;
2.
Формирование причастность к традициям и быту в семье, приобщение к
истокам народной культуры.
3.
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к
семье, Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
народа России.
Оборудование: Сундук, старинные вещи:
длинные нижние рубахи, сарафан -
клинник, лента, полотенца и салфетки из льна, лапти, серп, керосиновая лампа, сито. Для
изготовления куклы Травницы: Красочный круг диаметром 35-38 см. Синтепон для юбки,
головы, груди. Квадрат белой или матовой ткани 25 см. По два квадрата 10х10 см для
кульков и груди. Красные нитки для рук и других завязок. На юбку нужны очень крепкие
нитки, т.к. она туго завязывается. Трава наполнитель. Косынка из половины квадрата
примерно 25-30 см. кусочки ткани, нитки, сено, засушенные лекарственные растения.
Вид учебного занятия:
- путешествие по семейным традициям.
Актуальность:
Данное занятие познакомит ребят с тем, что хранится в сундучках наших бабушек -
частным коллекционированием предметов русской старины. Сохранение культурного
наследия и передача национальных традиций подрастающему поколению. Оно даёт
возможность погружению детей в культуру и традиции своего народа, наших далёких
предков.
Не зная традиций своего народа невозможно продвигаться вперёд и добиваться каких-
либо результатов, наши дети должны знать культуру своего народа, его язык и традиции.
Ход занятия: (Орг. момент)
Здравствуйте ребята, мы сегодня занятие проводим не в школе, а в нашем центре.
Предлагаю вашему вниманию стих Татьяны Боковой. Первое слово пропущено, ваша
задача внимательно прочитать стих, подумать и сказать о чём идёт речь?
….слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нём умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родной, родная квартира,
Бабушка, школа, котёнок …и я.
(Татьяна Бокова)
Педагог: Верно, о Родине!
Ход занятия:
У каждого человека есть Родина. Ребята, что в Вашем понятии обозначает слово Родина?
С чего же начинается Родина?
Ответы обучающихся:
Педагог : Понятие «Родина» имеет несколько значений: это и великая страна с великой
историей, это и то место на земле, где человек родился и вырос, где он познал первые
радости и неудачи и где все кажется ему особенным, прекрасным, родным. Для
большинства из вас - это наш город Усть-Кут.
Может быть, чужому здесь многое покажется обыкновенным и неинтересным, но
вашему сердцу дорога каждая мелочь. С улицы, где есть верные друзья, с родной школы,
где встречаешься с первыми радостями и трудностями. С русской задорной песни, с
березки, начинается наша Родина.
Здесь же родились ваши папы и мамы, дедушки и бабушки. На этой земле начинается
ваша родословная. Пожалуй, не найти такой семьи, где не берегли бы не хранились какие-
то семейные ценности, будь это фотографии или какие-то вещи. Сегодня нам наша гость
бабушка Арина расскажет вам о традиции, связанной с сундучком, и что в нём
храниться.
Бабушка Арина. Добрый день, красны девицы, добры молодцы! Расскажу я вам про
времена стародавние, про обычаи наши старорусские. Слушайте да на ус мотайте! Как
глаза-то закрою, так и вижу себя молодой. Приходилось нам много трудиться, и работали
и отдыхали и наряды себе сама шили, расшивали, да в сундук складывали. Каков сундук,
таково и приданое. Чем больше сундук, тем богаче невеста была. И ценилось то приданое,
в котором труд невесты есть. Относились к праздничной одежде очень бережно, хранили с
любовью, передавая своим внукам и правнукам. Сундук - в прошлом это частичка жилья,
неотъемлемая часть любого крестьянского хозяйства. Дети малые на нем спали… Если
соседи зайдут разговором потешиться – тоже на нем уместятся. Но самая главная тайна
сундука была внутри. В нём хранились вещи, которые были дороги хозяевам: девичье
приданное, одежда к празднику, одежда для последнего обряда…
Педагог.
Сейчас мы на время окажемся в прошлом, еще глубже познаем быт и жизнь наших
предков.
За печкою – невидимый сверчок.
И мне сверчка уже привычно пенье.
А рядом с печкой – мамин сундучок.
В том сундучке – все мамино именье.
Хранится в нем цветастый сарафан
И для косы нехитрые уборы.
Для них давно удел особый дан –
Напоминать девическую пору.
Звучит мелодия русской народной песни «Красный сарафан».
Бабуша Арина: Традиционной крестьянской одеждой у женщин были длинные нижние
рубахи, называемые по-разному: залокотницы, грибанки, станушки (от слова «стан»),
сарафан-клинник, на голове лента золотого шитья – вязка, связка. Это для праздника. А
для работы, кроме станушки – холщевая юбка.
У мужчин на все случаи жизни одна одежда – рубахи да порты.
Излюбленными цветами были белый и красный. Красный цвет считался
распространенным средством против сглаза и играл роль оберега от злых сил и несчастий.
Этим же объясняется размещение вышивки: она располагалась в тех местах, где
заканчивалась одежда – по подолу, вороту, манжетам, а также на плечах. Одежда была, в
основном, холщевая.
Открывает сундук и достает оттуда холстину.
Холстину пряли изо льна. Хоть и грубовата она, но очень прочна. Приходилось немало
трудиться, прежде чем лен превращался из растения в полотно: полоть, дергать, стлать,
трепать…
Бабушка Арина: Основной обувкой в будни и в праздники были лапти.
достает из сундука лапти
О боже мой, какие лапти…
Какие лапти были у меня!
Их сплел отец и спрятал на полати
За хомуты до праздничного дня.
Я их берег, я примерял украдкой,
Они светились, пахли, как цветы.
«Лапти плесть – раз в сутки есть, а старые ковырять – с голоду помирать».
Плетение лаптей – одно из самых древних и необходимых для крестьянина дел.
Заранее готовили лыко и колодку по размеру ноги.
С помощью кочедыка – лапотного шила – вплетали лыко. Сплетут один лапоть, вспомнят
старую шутку: «Слышали, забраковали семьсот пар лаптей. Почему? Да на одну ногу
оказались!». Просто мастер перевернул колодку. Надо плести другой лапоть по этой же
колодке, не забыв ее перевернуть. Вот отсюда и бытует выражение – «Сделаны на одну
колодку!»
Физкультминутка
Игра «Заря-зарница».
Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Водящий – «заря» – ходит сзади с лентой.
Дети поют:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые,
За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих,
тот, заметив, быстро берет ленту, и они оба бегут по кругу в разные стороны,
стараясь занять свободное место. Тот, кто останется без места, становится «зарей».
Бабушка Арина достает из сундука челнок и веретено.
Ведущий: Челнок – ткацкого станка дружок,
А веретено – как к прялке дно.
Они напоминают нам о том, как в долгие зимние вечера садились за прялки, и пряли
пряжу. Про это расскажет Ира.
Ученица: Да, тысячи лет этой пряхе,
А прядей не видно седых.
Намаешься в поле с серпами...
А прялка поёт и поёт…
Бабушка Арина . достает из сундука серп. Серпром жали рожь, а из ржаной муки пекли
хлеб. Излишки товаров мы везли на ярмарку, приобретая при этом для себя самое
необходимое: украшения, ободочки, ленточки атласные.
Педагог: Спасибо бабушка Арина за рассказ. Наверное, у многих ваших бабушек до
сих пор сохранились сундуки. И бабушки по-прежнему бережно хранят в них вещи,
которые им так же дороги, как и те, что вы видели здесь.
А есть ли у ваших бабушек, ребята сундучки? Ответы детей. ( Нет,… а у моей бабушки
есть)
Расскажите про реликвии вашей семьи, что так бережно хранят ваши бабушки.
Артём :
В сундучке моей бабушки хранится керосиновая лампа. Керосиновое
освещение стало распространяться в русской деревне с появление керосина. С
керосиновой лампой можно было смело передвигаться по дому и улице, не боясь загасить
фитилёк. С керосиновой лампой можно было уже смело передвигаться по дому и улице, не
боясь загасить фитилек.
Алина Р: В сундучке у моей бабушки хранится решето, она мне рассказала, что
решето - хозяйственная утварь. Это приспособление для просеивания крупы, муки, зерна.
Во время засухи женщины выливали на землю через решето ведро воды, рассчитывая, что
это действие вызывает настоящий дождь из тучи – «небесного» решета. Его использовали
при головной боли, советовали знахарки, надо взять решето в зубы и тряхнуть головой.
Испуганного ребенка надо было окропить водой, пропущенной через решето.
Бабушка Арина. А вот достану я сейчас из дальнего угла заветную свою игрушку и
вам предлагаю сделать такую.
Куклы-обереги «Кубышка-травница»
Эта кукла наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над
кроватью, чтобы травяной дух отгонял злых духов болезни.
передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и
помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в
дом счастье.
Практическая работа:
Изготовление куклы-травницы.
Технология изготовления.
1.У квадрата обрезаем углы, делаем круг. Набираем юбку шагом в 1 см (нитки крепкие).
2. Насыпаем траву и равномерно размещаем в юбке.
3. В середину сложенного по диагонали белого квадрата помещаем тугую скрутку из
синтепона для головы, перевязываем, чтобы углы для рук были одинаковой длины и
чтобы лицевая сторона была без складок.
Подогнув уголки, завязываем руки, в них можно положить немного синтепона.
4. Для грудок делаем синтепоновые шарики.
5. Кульки в руках наполняем травой.
6. Синтепоновые шарики - грудь привязываем к шее. Соединяем голову и юбку. 7.
Привязываем мешочки к рукам.
8. Подбираем косынку (завязываем на русский манер назад), одеваем фартук.
Итог . Молодцы, сделали красивых старинных кукол своими руками, вот такими куклами
играли ваши бабушки.
Рефлексия.
Закончите предложения на слайде.
Я сегодня узнал….
Мне больше всего удалось…
Я могу себя похвалить…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Я хочу спасибо…
Педагог: ребята, всем нам нужно знать наше прошлое, без прошлого нет настоящего.
Уважительно относитесь к своих бабушкам, дедушкам. Перенимайте их опыт, бережно
относитесь к семейным традициям. Много забыто, утеряно. Давайте же сохранять по
крохам то, что уцелело!
Список литературы:
1.
Мы – славяне!: популярная энциклопедия. – СПб.: Азбука, 2009.
2.
Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.- метод. пособие: в 2 ч. под
ред. Т.Я. Шпикаловой. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2006.
3.
Бабушкины уроки: Учеб.- метод. пособие: под ред. Т.Я. Шпикаловой. – М.:
Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2007.
4.
Русский дом: Учеб.- метод. пособие: в 2 ч. под ред. Федотовой И.Ю. – изд.
СИПКиРО,2007.