Построение логических цепочек в картах памяти для развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка с использованием интерактивного графического толкового словаря Принстонского университета: Visual Dictionary Visual Thesaurus Interactive Lexicon
Автор: Хайруллина Наталья Владимировна Должность: учитель иностранного языка (английский, немецкий) Учебное заведение: МБОУ "Школа № 45 с углублённым изучением отдельных предметов" городского округа город Уфа Республики Башкортостан Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан Наименование материала: мастер-класс Тема: Построение логических цепочек в картах памяти для развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка с использованием интерактивного графического толкового словаря Принстонского университета: Visual Dictionary Visual Thesaurus Interactive Lexicon Раздел: полное образование
Visual Dictionary Visual Thesaurus Interactive Lexicon
Основная цель изучения иностранного языка в средней школе - формирование
коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная,
развивающая)
реализуются
в
процессе
осуществления
этой
главной
цели.
Коммуникативный
подход
подразумевает
обучение
общению
и
формирование
способности
к
межкультурному
взаимодействию,
что
является
основой
функционирования
Интернета.
Вне
общения
Интернет
не
имеет
смысла
-
это
международное
многонациональное,
кро сс-культурное
обще ство,
ч ь я
жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире,
говорящих одновременно - самый гигантский по размерам и количеству участников
разговор, который когда-либо происходил. Включаясь в него на уроке иностранного
языка мы создаем модель реального общения.
Почему результат на уроках иностранного языка не сразу очевиден и заставляет
себя ждать?! Идёт поэтапное усвоение информации: от слова к словосочетанию, от
словосочетания к предложению. А предложение – запрос информации и её обработка.
Успешный диалог – всегда правильно поставленный вопрос и логичный ответ. Как не
потеряться в огромном объёме информации и впустить математические формулы в
изучение
иностранных
языков
для
минимизации
затрат
на
усвоение
лексико-
грамматического материала? В этом и заключается наша задача. Ведь если вдуматься,
то
16
видо-временных
форм
английского
глагола
действительного
залога
–
16
математических формул. А как быть с лексической базой?!
В 80-х годах ХХ века была придумана технология построения карты памяти или
использование ментальных карт. Аналоги различных диаграмм связей использовались
с достаточно ранних времен, но создателем современной методики ментальных карт,
такой, какой мы ее знаем сейчас, является Тони Бьюзен - английский психолог, автор и
соавтор более 80 книг, самые известными из которых считаются “Супермышление” и
“Научите
себя
думать”.
Как
показывает
практика,
метод
далеко
не
худший,
и
заслуживающий внимания.
Кла́
стер (англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких
однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица,
обладающая
определенными
свойствами.
Карты
памяти
строятся
из
кластеров,
основываясь
на
базовых
концептах,
которые
в
свою
очередь
могут
стать
многоуровневыми.
И мы сможем работать step by step слово – словосочетание –
вопрос – ответ с активным применением справочных материалов и интерактивного
визуального графического толкового словаря.
Использование
ментальных
карт
—
техника
визуализации
мышления,
с
помощью которой можно лучше и эффективнее обработать некоторую информацию. У
ментальных карт есть много разных названий: ассоциативная карта, мыслительная
карта,
звёздочка
решений,
ментальная
карта,
карта
мыслей,
карта
памяти,
карта
знаний, диаграмма связей, интеллект-карта, карта ума, паутина - spidergram.
Цели карты памяти:
1.
Фиксация информации. Ментальные карты — удобная форма записи данных,
позволяющая даже при большом объеме представить ее в емкой форме.
2.
Запоминание
информации.
Когда
записываешь
что-то
в
удобной
легкой
форме, это автоматически откладывается в голове.
3.
Легкий доступ к информации. Данные, записанные в виде ментальных карт,
легко вспомнить, даже бросив на них лишь один взгляд.
4.
Анализ
информации.
Ментальная
карта
построена
таким
образом,
что
позволяет увидеть ранее не замеченные связи между ее частями, мелкие
неучтенные детали, что бывает очень ценно при принятии решений. Также с
ее помощью можно окинуть всю информацию в целом, комплексно, что в
целом помогает разобраться в теме и лучше понять эти данные.
Ментальные карты помогают легко оперировать с информацией, что делает их
очень полезными во многих областях нашей жизни:
Ментальные карты помогают при работе с какими-либо данными, улучшают
способности мозга по восприятию информации, но почему?
Причины создания карты памяти:
1.
Первая причина кроется в самом построении карты — она изображается в
радиальном виде, ключевой образ находится в центре, и от него расходятся
дальнейшие ветви. Это упрощает подачу информации в мозг — ведь мы тоже
видим окружающий нас мир в целом — центральный образ и детали вокруг
него.
2.
Вторая причина тоже кроется в обработке информации нашим мозгом —
визуализация
в
целом
улучшает
восприятие.
Слова
с
картинками
мы
запоминаем в 6 раз лучше, чем просто слова.
При
построении
ментальной
карты
активизируются
различные
способности
нашего
мышления.
При
составлении
ветвей
и
ключевых
слов
мы
используем
иерархии,
для
картинок
—
визуализации
и
ассоциативное
мышление,
в
целом
используется пространственно-образное мышление. Все это активизирует память и
позволяет
запомнить
как
структуру
данных,
так
и
их
важные
аспекты,
поэтому
использование ментальных карт улучшает запоминание информации примерно на
32%.
Так
как
мы
используем
различные
способности
мышления
для
построения
ментальных карт, такие как творчество, логика, воображение, все они развиваются и
улучшаются в процессе.
Поскольку ментальные карты отображают всю картину в целом, это позволяет
установить взаимосвязи между объектами, даже если изначально они были не так
очевидны. Появляется новая точка зрения на конфликтную ситуацию, а также новые
идеи и мысли для решения проблемы. Структура и логика данных становятся более
“прозрачными”, легкими для понимания и запоминания.
Еще одним неоспоримым аргументом в пользу использования ментальных карт
является то, что научиться этой технике очень легко, а запомнить информацию с ее
помощью можно сразу, в большом количестве и весьма эффективно. Писать при этом
приходится мало, что значительно экономит время.
В
обычных
записях
довольно
трудно
выделить
самую
главную
мысль,
она
теряется
в
многочисленных
списках,
выделенных
и
подчеркнутых
словах.
На
ментальной карте главный объект исследования всегда в центре, и именно от него
расходятся второстепенные ветви и дополнительная информация.
Как и у всего в нашем мире, у техники ментальных карт тоже есть недостатки:
1.
Сложные,
комплексные
положения
вещей
упрощаются,
а
многие
детали
крайне обобщаются. Создается видимость порядка там, где его и нет. Иногда
это
полезно,
но
иногда
это
лишь
создает
иллюзию
подконтрольности
ситуации,
иллюзию
общего
понимания
проблемы
и
отсутствия
сложных
скрытых взаимосвязей.
2.
Поскольку
при
построении
карт
используются
картинки,
включается
ассоциативное
мышление.
Но
ассоциации
динамичны
-
изменяются
и
трансформируются со временем, и то, что вызывало полгода назад у нас одну
ассоциацию, не вызывает сейчас точно такую же. Такие картинки направляют
поток мыслей при прочтении карты совсем не ту сторону, как изначально
планировалось. “Ложные” ассоциации в итоге замедляют понимание данных
на карте.
3.
Ментальная карта является отражением чьего-либо мышления, либо одного
человека-составителя, либо группы таких людей, поэтому карты чаще всего
сугубо индивидуальны. Если карту дать прочитать другому человеку, может
случится так, что он либо не поймет некоторые детали, либо, что еще хуже,
неверно их воспримет.
4.
При обработке больших или сложных данных при построении карты, может
получится сложная картинка, со множественными делениями, с огромных
количеством
связей,
ветвей
и
ключевых
слов.
Эффективность
такой
ментальной карты падает в разы.
Для построения ментальных карт достаточно следовать определенным несложным
принципам.
1.
Для начала нужно чистая горизонтально повернутая область, например, лист,
доска, планшет, телефон, или рабочая область в графических редакторах. Чем
больше
данных
вы
будете
обрабатывать,
тем
большая
рабочая
область
вам
понадобится.
2.
От
центрального
образа
проложим
структурные
ветви.
Рекомендуется
использовать
разные
цвета
для
ключевых
ветвей
и
слов,
а
также
красочно
оформлять их.
3.
Иллюстрируем
главные
подразделы
соответствующими
картинками.
Также
допишем ветви следующего уровня. Необходимо помнить, что на одной ветви
должно
быть
только
одно
слово.
Это
позволяет
не
перегружать
карту,
а
в
процессе придумывания этого одного слова, мы может выделить суть материала.
4.
Размер
шрифта
на
ветвях
варьируется
в
зависимости
от
удаленности
от
центрального образа. Чем дальше — тем меньше. Если между деталями на карте
есть взаимосвязь — не забудьте показать ее.
Рисовать от руки ментальные карты — это удовольствие на любителя, но иногда
намного удобнее создать карту на компьютере. Есть большое количество как онлайн-
редакторов, так и программ/приложений для построения ментальных карт:
1.
Coggle — простой и легкий в усвоении онлайн-редактор ментальных карт.
2.
XMind — серьезный софт для построения как ментальных карт, так и других
различных диаграмм.
3.
Bubbl — онлайн-редактор
4.
Mindmeister
—
онлайн-редактор
карт
c
большим
выбором
цветовых
тем,
картинок, символов и других возможностей.
5.
Mapul — еще один представитель онлайн-редакторов.
“The world is a book, and those who do not travel read only one page.”
Saint Augustine
Модель
реального
общения
“At an
airport.”
(e.g. at a hotel , at a shop, on an excursion)
Учитель вводит грамматические шаблоны вопросов на уроке, выделив все 4 типа
в отдельной таблице. Ученики подготавливают заранее словосочетания с рядом слов
(терминал,
рейс,
вылет,
прилёт,
регистрация,
билет,
выход
на
посадку,
наличные
деньги, валюта, таможня, багаж … terminal, flight, departure, arrival, check-in, ticket, gate,
cash,
currency,
passport,
shop,
customs,
security,
baggage,
land,
take off), используя
толковый визуальный словарь тезаурус.
Цель: построить диалог в аэропорту с использованием активной лексики и
грамматических шаблонов. Создать самому проблемную ситуацию и найти пути её
решения
при
помощи
построения
диаграммы
связей.
Метод
является
простой
технологией визуализации мыслей и идей учащихся по определенной теме в виде
схемы. Название темы находится в центре схемы. Вокруг этого ключевого слова или
понятия ученик записывает слова, спонтанно приходящие в его голову по данной теме
и заранее подготовленные. Они обводятся и соединяются с основным словом. Каждое
новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации.
Таким образом, создаются логические цепочки.
Грамматические шаблоны
1.
How can I get to … ? Как добраться до … ?
2.
Can you show me our/your … ? Вы можете показать мне …?
3.
Is our/your flight … ?
4.
What is our/your … ? Какое (ой) наше (наш) … ?
5.
When do we … ? Когда мы … ?
6.
Where can we … ? Где мы можем…?
Заключение
Появившись
в
80-х
годах
ХХ
века,
методика
ментальных
карт
продолжает
развиваться и набирать популярность во всем мире. Она поможет как с решением
повседневных
задач,
так
и
с
целями
в
профессиональном
плане.
Ее
можно
использовать как отдельно, так и вместе с методикой GTD (Getting Things Done),
используя ее для построения различных карт задач. С уверенностью можно сказать,
что перечень инструментов для управления делами, задачами и целями пополнился
еще одной достойной и эффективной методикой.
Со
временем,
целесообразность
той
или
иной
методики
всегда
определяется
количеством людей, которые ей пользуются. С выхода первого описания методики
прошло
уже
более
40
лет,
но
тем
не
менее
техника
ментальных
карт
живет,
развивается, и, что главное, используется. При помощи ИКТ и электронного ресурса
Visual
Dictionary
Thesaurus
можно
значительно
пополнить
словарный
запас
обучающихся за короткий период времени. Для тренировки лексических единиц и
закрепления грамматических конструкций предлагается воспользоваться электронным
ресурсом Lingualeo, определив свой уровень знаний владения иностранным языком и
выбрав самостоятельно интересующий Вас тренажёр. Таким образом учитель – ученик
создают свой контент, ещё раз доказывая, что образование- дорога с двусторонним
движением.