Обучение написанию сочинений-рассуждений в начальных классах
Авторы: Артемьева Саргылана Александровна, Дьячковская Фекла Николаевна Должность: учителя начальных классов Учебное заведение: МБОУ Чурапчинская СОШ имени С.А.Новгородова Населённый пункт: село Чурапча Республика Саха (Якутия) Наименование материала: методическая разработка Тема: Обучение написанию сочинений-рассуждений в начальных классах Раздел: начальное образование
МБОУ Чурапчинская средняя общеобразовательная школа имени С.А.Новгородова
Обучение написанию сочинений-рассуждений в начальных классах
Составитель: Артемьева С.А.
Баснаева С.А.
Дьячковская Ф.Н.
Захарова Н.Д.
Зырянова Т.Н.
Максимова П.Д.
с. Чурапча-2017г.
План:
I.
Введение. Значение, актуальность, проблемы.
1.
Анализ заданий ВПР, результатов письменных работ учащихся при
выполнении ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.
2.
Обоснование, новизна проекта
3.
Тема, цели, задачи проекта
II.
Основная часть.
1.
Подбор тем сочинений-рассуждений.
2.
Виды работ по сбору материала по темам.
3.
Методика обучения написанию сочинения-рассуждения.
4.
Мониторинг оценивания работы учащихся.
5.
Механизм реализации проекта
6.
Преемственность проекта
7.
Дорожная карта
III.
Финансирование проекта.
IV.
Заключение.
1.
Разработка методического пособия.
2.
Обобщение опыта работы.
I.
Введение. Значение, актуальность проблемы.
I.1.
Анализ заданий ВПР, результатов письменных работ учащихся при
выполнении ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.
Вопросы умения писать сочинения школьниками приобретают сегодня первостепенное
значение. Это обусловлено введением Рособрнадзора приказа «О проведении итогового
сочинения» как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих
программы среднего общего образования впервые введено в 2014 -2015 учебном году.
Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений. При составлении тем сочинений
осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность
постановки проблемы. Важно отметить, содержательность, последовательность
рассуждения в письменном изложении своей мыследеятельности. По приказу МО и науки
РФ «О проведении мониторинга качества образования» №1381 от 26.11.2015г. проведены
ВПР в 4 классах по предметам русский язык, математика, окружающий мир. В заданиях по
русскому языку и окружающему миру включены написания мини-сочинений по теме и
ситуации. Написание сочинения-рассуждения основывается на знания своего края,
использование примеров, объяснения.
Ученик, который умеет анализировать личный опыт, примеры из жизни, информационный
материал, логически мыслить, связно излагать свои рассуждения, будет самовыражаться,
самоутверждаться в жизни.
Результаты письменных работ ВПР, ОГЭ и ЕГЭ позволили выявить необходимость работы
по написанию сочинений-рассуждений у учащихся начальных классов и создания
дидактического материала
ВПР проводится в начальных классах второй год. В заданиях по русскому языку и
окружающему миру обязательным контекстом являются сочинения-рассуждения на
жизненные ситуации. В старших классах в заданиях ОГЭ и ЕГЭ включены сочинения-
рассуждения, что требуют от учащихся определённых умений. Результаты выполнения
проверочных работ в 4 классах выявили следующие затруднения:
1.
Умение выражать просьбу, благодарность или отказ в письменной форме в
соответствии с нормами речевого этикета в ситуации межличностного общения,
соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы.
2.
Ошибки были на логическое мышление, написание сочинения на заданную
тему.
3.
Недостаточный уровень развития кругозора, знания истории, природы,
культуры своего региона.
Результаты ОГЭ по русскому языку учащихся 9 классов показали недостаточный
уровень грамотного письма, уделять внимание на написание мини-сочинений по
небольшим проблемным вопросам, цитатам, работе на восприятие прочитанного, учить
делать краткий пересказ, вести работу над постоянным совершенствованием речи
учащихся, систематически обогащать словарный запас.
При написании сочинения в 11 классах не смогли раскрыть тему, не привлекли в качестве
аргументов примеры из художественных произведений, речь отличается бедностью
словарного состава, однообразием синтаксических конструкций, наблюдается нарушение
композиции сочинения.
Анализ заданий ВПР и результаты письменных работ ВПР, ОГЭ и ЕГЭ позволили выявить
необходимость повышения эффективности работы по написанию сочинений-рассуждений
у учащихся начальных классов. Что определило проблему проекта: формирование умения
младших школьников свободно и правильно выражать свои мысли и чувства при
написании сочинения-рассуждения.
1.2. Обоснование проекта:
Л.Выготский считал, что главной задачей учителей и родителей является помощь ребенку
в использовании возможностей, заложенных в ближайшей зоне развития.
В.В. Давыдов разработал метод решения учебных задач. Открываемая система
литературных понятий, законов художественной формы является средством постижения
особенностей литературного процесса и творческой индивидуальности художника слова, а
также средством совершенствования своего стиля речи, который может реализовываться в
сочинениях со свободным проявлениям авторства.
М.Р. Львов – автор работ по проблемам развития речи младших школьника. По мнению
профессора М.Р. Львова, успешное языковое становление ребенка зависит от активизации
его речевой деятельности, создание ситуаций, стимулирующих общение, формирования
особой культуры речевой среды (речь родителей, учителей, привлечение языка
художественн6ой литературы, театра, кино).
Чуракова Н. А. – доктор философских наук, автор учебников по литературе и русскому
языку. «Учить детей надо интересно», поэтому умело сочетает на уроках игровую форму
обучения с отработкой навыков устойчивой грамотности.
«Цель красноречия – не истина, а убеждение.» Томас Маколей.
Новизна проекта: Новизной проекта является дидактический материал для
написания сочинения-рассуждения в начальных классах.
Тема проекта: Обучение написанию сочинений-рассуждений в начальных классах
Цель проекта: развитие личности младшего школьника через обучение написанию
сочинений-рассуждений на заданную тему.
Задачи проекта:
1.
Изучить научно-методическую литературу по теме проекта
2.
Проанализировать результаты письменных работ учащихся по итогам ДКР, ОГЭ,
ЕГЭ
3.
Разработать тематику сочинений-рассуждений
4.
Разработать и апробировать методику обучения написанию сочинений-
рассуждений в начальных классах
5.
Разработать и апробировать мониторинг отслеживания навыков написания
сочинений-рассуждений.
6.
Гипотеза: если развивать мыследеятельность ребенка путем проведения
систематических сочинений-рассуждений, то развивается личность младшего
школьника.
Ожидаемый результат: Самовыражающаяся, самоутверждающаяся личность,
творческая и мотивированная к знаниям, жизни и деятельности.
Конечный результат: обобщение опыта работы
Участники: учащиеся начальных классов, родители, учителя МБОУ ЧСОШ им.
С.А. Новгородова «Дархан кыһата», соцспец служба школы.
II.
Основная часть.
II.1.
Подбор тем сочинений-рассуждений.
Здравствуй, школа!
Золотая осень
Первый снег
Дружба.
Зимние забавы.
Новый год
Моя любимая игрушка.
Как хорошо уметь читать!
Моя Родина.
О любимой мамочке.
Весна – красна.
Добрые дела.
Мир на Земле и.т.д.
II.2.
Сбор информации и материал по темам:
Картины, ситуации, видеоролики, экскурсии, виртуальные музеи
Поисковая работа
Исследовательская работа
Проектная работа
Составление клише
II.3.
Методика обучения написанию сочинения-рассуждения.
Структура сочинения-рассуждения.
Технология работы над сочинением-рассуждением.
Виды работ над сочинением-рассуждением.
В методической литературе сегодня не встречаются полноценные практические
разработки, написанные для учащихся начальных классов. Этот тип сочинений
неоправданно отодвинут в школьной практике.
Умение рассуждать – это умение логически мыслить, когда высказывание,
относящееся к одному и тому же предмету, находиться в причинно-следственной
зависимости друг от друга и в совокупности дают ответ на поставленный вопрос.
Формирование и развитие у учащихся логического мышления, умения доказывать
справедливость, истинность своего суждения и опровергнуть противоположное и
способствует школьное рассуждение.
Рассуждение – всегда развитие знания, т.к. оно предполагает не просто
утверждение о том, что предмет, или человек, или явление обладают такими-то
свойствами, но и мотивировку того, на каком основании это утверждается.
Суть сочинения-рассуждения – в обосновании истинности, какой-то основной
мысли (тезиса), другими суждениями (аргументами).
Выделяются следующие виды тем рассуждений:
Тема-понятие. Здесь пишущий наиболее самостоятелен. Он сам выводит проблему
из темы, формулируя для рассуждения основную идею сочинения.
Тема-суждение. В ней уже выражена готовая идея рассуждения, пишущему
остается только подбирать аргументы и умело их располагать.
Тема-вопрос. В этих сочинениях большая степень самостоятельности для
определения идей рассуждения. У каждого, как говорится, своя «правда».
Формулируя темы в младших классах, нужно максимально учитывать воспитательное
воздействие, возраст и склонности учащихся. Наиболее легкими для младших школьников
на первом этапе представляются темы-суждения, темы-вопросы, где легче всего
производить логический анализ.
Доказательство в сочинении-рассуждении состоит из трех частей: тезиса,
аргументов, формы доказательства.
Тезис – это такое суждение, истинность которого надо доказывать. Аргументы – это
такие истинные суждения, с помощью которых доказывается тезис. Форма доказывания –
это цепь умозаключений, из которых складывается ход доказательства.
Ученики опираются на личный опыт, на примеры из жизни, газетные и журнальные
материалы, фильмы, знания своего региона и т.п.
Для того, чтобы сочинение получилось убедительным, необходимо, чтобы
основной тезис, выдвигаемый для обсуждения, соответствовал теме сочинения, а
отобранные доказательства были убедительными, чтобы все части сочинения были тесно
связанными между собой, выводы – четко сформированными.
Структура сочинения-рассуждения:
1.
Формулировка тезиса
2.
Основная часть
3.
Заключение
Технология работы над сочинением-рассуждением:
1.
Обдумывание темы
2.
Определение объема темы
3.
Выявление содержание темы
4.
Разработка плана
5.
Текстуальное оформление рассуждения
II.4.
Мониторинг оценивания работы учащихся.
Для определения уровня развития личности младшего школьника используются
следующие критерии:
1 класс
Осознание проблемы данной темы
Раскрытие темы
Умение делать вывод
Умение грамотно писать
2 класс
Определение проблемы данной темы
Умение логично излагать свои мысли
Умение делать вывод
Умение грамотно писать
3 класс
Определение проблемы данной темы
Умение логично излагать свои мысли
Умение аргументировать свои рассуждения
Объем сочинения не менее 40-50 слов
Умение делать вывод
Умение грамотно писать
4 класс
Определение проблемы данной темы
Умение логично излагать свои мысли
Умение аргументировать свои рассуждения
Объем сочинения не менее 70 слов
Умение делать вывод
Умение грамотно писать
II.5.
Механизм реализации проекта:
№
Действия
Сроки
Исполнители
1
Изучение методической
литературы по теме проекта
2015-2016 уч год
Учителя
2
Анализ результатов письменных
работ учащихся по итогам ДКР,
ОГЭ, ЕГЭ
2015-2016 уч год
Учителя,
администрация
школы
3
Разработка тематики сочинений-
рассуждений
2016-2017 уч год
Учителя
4
Подбор эффективных методов и
приемов
2016-2017 уч год
Учителя
5
Апробация методик
2017-2018-2019 уч
год
Учителя,
учащиеся
6
Мониторинг отслеживания
2019 уч год
Учителя, МО
начальных классов
II.6.
Преемственность работы
Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программы
среднего и старшего звеньев, а учитель среднего и старшего звеньев программу
начальной школы.
Проведение контрольных сочинений в 4 классах и анализ проведенных работ.
Единство и преемственность требований к написанию сочинений-рассуждений.
Взаимопосещение учителями уроков.
Проведение уроков по написанию сочинений-рассуждений учителями-
предметниками в 4 классах.
Проведение мастер-классов и круглых столов по проблеме.
II.7.
Дорожная карта
Виды
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
сочинений
Рассуждение-
доказательств
о
Устные и
письменные
упражнения на
развитие
умений
доказывать
истинность
или ложность
текста на
установление
причинно-
следственной
связи
Письменные
упражнения на
развитие
умений
доказывать
истинность
или ложность
текста на
основе личного
опыта и
наблюдения
Письменные
упражнения на
развитие
умений
доказывать
истинность или
ложность
текста с
введением в
текст
аргументов (с
помощью
учителя)
Письменные
упражнения
на развитие
умений
доказывать
истинность
или ложность
текста с
введением в
текст
аргументов
Рассуждение-
объяснение
У с т н ы е
и
письменные
упражнения
на
развитие
умения
объяснять
содержание 1-
2
предложениям
и
У с т н ы е
и
письменные
упражнения
на
развитие
умения
объяснять
содержание 3-
4
предложениям
и
У с т н ы е
и
письменные
упражнения
на
развитие
умения
объяснять
содержание 5-6
предложениями
У с т н ы е
и
письменные
упражнения
на
р а з в и т и е
умения
объяснять
содержание
н е
м е н е е
6
предложений
Рассуждение-
размышление
Устные и
письменные
упражнения на
развитие
умения на
основе
вопросно-
ответной
формы 1-2
предложениям
и
Письменные
упражнения на
развитие
умения на
основе
вопросно-
ответной
формы 3-4
предложениям
и
Письменные
упражнения на
развитие
умения на
основе
вопросно-
ответной
формы 5-6
предложениями
Письменные
упражнения
на развитие
умения на
основе
вопросно-
ответной
формы не
менее 6
предложений
III.
Финансирование проекта.
№
Виды работ
Сумма
1
Выезды, экскурсия
20 тыс
2
Канцтовары
5 тыс
3
Печатная продукция
50 тыс
75 тыс
2.8.
Мониторинг оценивания работы учащихся
IV.
Заключение.
Личность самовыражается и самоутверждается через творчество – созидание нового и
прекрасного. Творчество наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании,
работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.