Напоминание

Технологическая карта урока "Экология и энергосбережение"


Автор: Жамерко Олеся Викторовна
Должность: преподаватель экологии
Учебное заведение: ГБПОУ КО "Калужский техникум электронных приборов"
Населённый пункт: г.Калуга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока "Экология и энергосбережение"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЭКОЛОГИЯ»

(Специальность: «Компьютерные системы и комплексы»)
Преподаватель Жамерко О. В. Курс, специальность 1 курс, специальность: 09.02.03. Программирование в компьютерных системах Тема занятия Всероссийский урок (свой вариант) «Экология и энергосбережение» в рамках фестиваля энергосбережения «Вместе ярче» Вид занятия Комбинированное занятие. Цель занятия Актуализация, систематизация, приобретение новых знаний по теме «Экология и энергосбережение». Задачи занятия
Обучающие
:  предоставить возможность оценить свои знания в области энергосбережения;  повторить, углубить и систематизировать знания по данной теме;  сформировать представление о значении и способах энергосбережения, знаках экологической маркировки, указывающих класс энергопотребления,
Развивающие
:  продолжить формирование логического мышления путем сравнения, анализа, обобщения;  развивать регулятивные навыки (навыки организации своей работы и работы группы);  активизировать познавательный интерес к проблеме энергосбережения;  продолжить формирование коммуникативных способностей;  развивать творческие способности обучающихся;
Воспитательные
:  стремиться к воспитанию аккуратности и трудолюбия.  продолжить формирование экологического сознания. Формируемые компетенции ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 6 Показатели формируемых компетенций  Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.  Организовывать собственную деятельно сть, выбирать типовые методы и способы выполнения п р о ф е с с и о н а л ь н ы х з а д ач , о ц е н и ват ь и х
эффективность и качество.  П р и н и м а т ь р е ш е н и я в с т а н д а р т н ы х и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.  Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с однокурсниками Средства обучения, оборудование Дидактические материалы, доска, экран, презентация, объекты упаковки. Применяемые технологии  Объяснительно-иллюстративная технология.  Технология проблемного обучения  Аудиовизуальная технология обучения.  Групповая технология обучения.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

студентов
1. Организационный момент(3 мин.). Мотивация учебной деятельности. Приветствует, активизирует внимание, мотивирует Приветствуют преподавателя, слушают установки
.
2. Проверка состояния и актуализация знаний (10 мин.) Предлагает определить свое отношение к энергосбережению и потреблению природных ресурсов, заполнив опросник. Раздает опросники (
Приложение №1, [1]
) Заполняют опросник. Работают в тетрадях. Интерпретируют результат. 3. Изучение нового материала (30 мин)
а)
Подводит к изучению нового материала. Приводит статистику энергопотребления. (
Приложение №2
),
[1]
)
а)
Слушают, записывают материал

б)
Организует дискуссию, задавая вопросы (см. ход урока). Преподаватель демонстрирует, как может выглядеть обозначение класса энергосбережения на примере холодильников (раздаточный материал)
б)
Участвуют в дискуссии
.
Изучают раздаточный материал
.

в)
Предлагает написать эссе, продолжив фразу (см. ход урока)
[1]

в)
Работают в тетрадях. Озвучивают написанное.
г)
Преподаватель предлагает определить свой экологический след (
Приложение

№3
),
[1]
)
г)
Определяют экологический след, пользуясь раздаточным материалом. 4. Применение и закрепление знаний (10 мин.) Преподаватель делит группу на 3 команды. Предлагает разработать памятку экономного пользователя электроэнергии
.
По командам выполняют задание
.
Представитель каждой командыозвучивает результат
.
5. Домашнее задание (3 мин.) Поясняет д\з: Предлагает принять участие в конкурсе « Мы за Записывают д\з, задают вопросы.
энергосбережение» (макеты плакатов на листе формата А 4) 6. Рефлексия (3 мин.) 1.Предлагает высказать свои соображения об уроке. 2. Предлагает выразить свое ощущение от урока 1. Озвучивают свои ощущения от урока
.
7 Итог урока (3 мин.) Подводит итоги, комментирует работу студентов.
ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности (3 мин.).

Преподаватель:
«Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Сегодня мы проводим урок энергосбережения. Проблемы эти касаются каждого из нас в той или иной степени, отражаются на здоровье и качестве жизни. Подобные уроки проводятся по всей России в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения «Вместе ярче».
2. Проверка состояния и актуализация знаний (10 минут).

Преподаватель:
«Предлагаю Вам определить свое отношение к энергосбережению и потреблению природных ресурсов. Для этого необходимо заполнить опросник, подсчитать баллы, определить результат. Обучающиеся заполняют опросники (раздаются преподавателем) (
Приложение №,1 [1]
) Преподаватель просит нескольких обучающихся озвучить результаты опроса.
3.Изучение нового материала (30 мин.)
.
а) Преподаватель
: «Итак, вами были озвучены результаты. Посмотрим как обстоит дело в России и в мире. (
Приложение №2
),
[1]
)
б) Преподаватель
организует дискуссию, задавая вопросы.
Вопросы
: 1) Зависит ли сохранение природных ресурсов от энергопотребления каждого? Предполагаемые ответы: - «Да, конечно, зависит» 2 )Какие ресурсы будут исчерпаны в ближайшие десятилетия? Предполагаемые ответы: -«уголь» -«нефть» -природный газ».
3) Учитываете ли Вы энергоэффективность приборов при покупке? Предполагаемые ответы: - «Не всегда» - «Да, конечно». 4) Как можно определить класс энергопотребления приборов?» Предполагаемые ответы: - «Информацию можно спросить у продавца, - «Можно найти на коробке» - «Можно на самом приборе найти обозначение». Преподаватель демонстрирует, как может выглядеть обозначение класса энергосбережения на примере холодильников (раздаточный материал). 5) Почему электроприборы, оставленные в режиме ожидания называют «энергетическими вампирами?» Предполагаемые ответы: - «Эти приборы все равно работают и незаметно потребляют энергию» - «Особенно , если их много» 6) Можно ли организовать энергосбережение в квартире без снижения уровня комфорта? Предполагаемые ответы: - «Конечно, выключая за собой свет. -«Можно, поставив приборы на таймер»
в) Преподаватель
предлагает написать в тетрадях эссе, продолжив фразу: «Один американец использует столько же энергии, сколько 2 европейца, или 35 индийцев, или 210 танзанийцев, или 600 бутанцев. Если бы каждый житель планеты использовал столько энергии , сколько использует американец, то …..» Обучающиеся работают в тетрадях. Время выполнения – 7 минут.
г)
Преподаватель предлагает определить свой экологический след(
Приложение №3
),
[1]
). Обучающиеся отвечают на вопросы опросника, подсчитывают результат, интерпретируют его.
4.

Применение и закрепление знаний (10 минут).
Преподаватель делит группу на 3 команды. Предлагает разработать памятку экономного пользователя электроэнергии
.
По командам обучающиеся выполняют задание. Затем по очереди команды озвучивают результат.
5. Пояснение домашнего задания.
Преподаватель предлагает принять участие в конкурсе « Мы за энергосбережение» (макеты плакатов на листе формата А 4). Обучающиеся записывают д\з, задают вопросы.
6. Рефлексия (3 мин.)
Преподаватель предлагает высказать свои соображения об уроке,выразить свое ощущение от урока.
7. Итог урока (3мин.)
Преподаватель: «Итак, сегодня на уроке мы рассмотрели возможные способы сбережения электроэнергии, последствия её неразумного использования, определили свой собственный экологический след и свое отношение к
энергосбережению. Очень надеюсь, что теперь Вы постоянно будете задумываться над проблемой энергосбережения и использовать полученные знания в своей повседневной жизни»



Список используемой литературы:
1. Александрова В. П., Болгова И. В., Нифантьева Е.А. Ресурсосбережение и экологическая безопасность человека: практикум с основами экологического проектирования. 9 класс. – М.: ВАКО, 2015. – 144с. 2. Максаковский В. П. География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень \ В. П. Максаковский. – 21-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 397 с.: ил., карт. 3. Ресурсосбережение: внеурочные занятия по экологии. 6-11 класс. \ Авт.- сост. Л. Н. Колотилина, Ю. А. Севрук. – М.: ВАКО, 2015. – 128 с.

Приложение № 1

Опросник «Ваше отношение к энергосбережению»
Вопросы Ответы Да Нет Не всегда 1.Используете ли Вы энергосберегающие лампы в своей квартире? 2. Выключаете ли вы свет в комнатах, в которых никто не находится? 3. Следите ли Вы затем, чтобы окна вашей квартиры были чистыми, максимально пропускали дневной свет? 4. Заклеиваете ли Вы окна от сквозняков на зимний период или имеете пластиковые стеклопакеты? 5. Регулируете ли Вы подачу тепла от батарей? 6. Установлено ли у Вас утепление на входные двери квартиры? 7. Ходите ли вВы пешком на небольшие расстояния? 8. Когда Вы стираете в стиральной машине, загружаете ли Вы её полностью, а не частично, стирая по 2-3 вещи? 9. Используете ли вы настольную лампу вместо общего света у себя в комнате? 10. Стараетесь ли вы покупать товары без лишней ненужной упаковки? 11. Выключаете ли Вы компьютер, когда перестаёте на нём работать? 12. При покупке бытовой техники выбираете ли Вы приборы, которые можно починить при их поломке? 13. Сдаёте ли Вы макулатуру? 14. Следите ли Вы за тем, чтобы вода не вытекала из крана, когда она не используется? 15. Выключаете ли Вы телевизор, когда выходите из комнаты? Теперь оцените по 30-бальной шкале степень потребления природных ресурсов в вашей семье. Произведите расчеты: за каждый ответ «да» - 2 балла, за ответ «не всегда» - 1 балл, за ответ «нет» -0 баллов. Подсчитайте общую сумму баллов. От 0 до 7 баллов – Вы никогда не задумывались о том, что используете природные ресурсы.
От 8 до 16 баллов – Вы знаете, что пользуетесь природными ресурсами, но не задумывались о том, что их надо рационально использовать. От 17 до 22 баллов – Вы стараетесь правильно пользоваться природными ресурсами, но у вас не всегда получается их экономить. От 23 до 30 баллов – Вы умеете рационально использовать природные ресурсы.

Приложение № 2
По статистическим данным. В 1980 году потребление электроэнергии на душу населения в России составило 780 кВт*ч, к 1990 году оно увеличилось в несколько раз и составило 2453 кВт*ч в год. К 2000 году эти цифры оказались примерно равными 7930 кВт*ч на человека в год. А к 2007 этот показатель достиг своего пика – около 10000кВт*ч, после чего начал несколько спадать из-за кризиса. Согласно официальным прогнозам темпы роста только ускорятся, и к 2025 году планируется увеличить потребление электроэнергии на 60 – 80 %. Рост потребления обусловлен не только увеличением потребностей, но и имеющим место нерациональным отношением к энергопотреблению в нашей стране. Вот к примеру в Индии и Китае энергоэффективность выше, чем у нас в 1,4 раза, в США – в 2 раза, а в Японии – в : раз. Опыт развитых стран показывает, что в России есть огромный резерв экономии энергоресурсов [1].

Приложение № 3.
Экологический след – это условное понятие, отражающее потребление человечеством ресурсов биосферы. Это площадь (в гектарах) биологически продуктивной территории или акватории, необходимая для производства используемых нами ресурсов и поглощения и переработки наших отходов. В среднем планета способна предоставить каждому не более 1,8 га земли.
Определение экологического следа.

1.Жильё
. полученные баллы разделите на то количество людей , которые живут в вашей квартире или в вашем доме. 1.1 Площадь вашего жилья небольшая
+7
1.2.Большая просторная квартира
+12
1.3. Коттедж на 2 семьи
+23

2.Использование энергии
2.1.Для отопления вашего дома используется нефть, природный газ или уголь
+45
2.2
.
Дома вы тепло одеты.
-5
2.3. Отопление Вашего дома устроено так, что вы можете регулировать его в зависимости от погоды
-10
2.4.Большинство из нас получают энергию из горючих ископаемых
.

+75
2.5 Энергия, которой Вы пользуетесь вырабатывается силой воды на ГЭС или другими возобновимыми источниками (ветер, солнце).
+2
2.6. Выходя из комнаты, Вы всегда гасите в ней свет.
-10
2.7. Вы всегда выключаете бытовые приборы, не оставляя их в дежурном режиме.
-10

3. Транспорт.
3.1. На учебу Вы ездите городским транспортом
+25
3.2. Вы ездите на обычном легковом автомобиле.
+40
3.3. Вас возят на большом и мощном автомобиле с полным приводом
+75
3.4 Вы идете пешком или едете на велосипеде
+3

4. Питание
4.1 В продуктовом магазине или на рынке Вы покупаете в основном свежие продукты (хлеб, овощи, рыбу, мясо) местного производства ,из которых сами готовите обед.
+2
4.2. Вы предпочитаете уже обработанные продукты, полуфабрикаты, свежемороженые готовые блюда, нуждающиеся только в разогреве, а также консервы.
+14
4.3. В основном Вы покупаете готовые или почти готовые к употреблению продукты, но стараетесь, чтобы они были произведены поближе к дому
.

+5
4.4. Вы едите мясо 2-3 раза в неделю.
+50

4.5. Вы едите мясо 3 раза в день.
+85
4.6. Вы предпочитаете вегетарианскую пищу.
+30

5. Использование воды и бумаги.
5.1.Вы принимаете ванну 1-2 раза в неделю
+2
5.2. Вы принимаете ванну ежедневно
+14
5.3. Вместо ванны Вы принимаете душ.
+4
5.4. Время от времени Вы поливаете приусадебный участок или моете автомобиль водой из шланга.
+4
5.5. Если Вы хотите прочитать книгу, то всегда покупаете её
+2
5.6
.
Книги вы берёте в библиотеке или обмениваетесь с друзьями
-1
5.7.Одинаково часто бывает и так и так
+1
5.8. Прочитав газету, Вы её выбрасываете
+10
5.9.Выписываемые или покупаемые газеты читает после Вас ещё кто-то
+5

6.

Бытовые отходы
6.1.Все мы создаём большое количество мусора, накапливая, а не перерабатывая
+100
6.2. За последний месяц вы хоть раз сдавали бутылки.
-15
6.3. Выбрасывая мусор, Вы откладываете макулатуру , чтобы сдать её в приёмный пункт
-17
6.4. Вы сдаёте пустые банки из-под напитков и консервов
-10
6.5. Вы выбрасываете в отдельный контейнер пластиковую упаковку
-8
6.6. Вы стараетесь покупать в основном не фасованные, а развесные товары; полученные в магазине баночки, коробочки, пакетики стараетесь использовать в хозяйстве
-15
6.7. Из домашних отходов в вашей семье делают компост для удобрения своего участка
-5
Если вы живёте в городе с населением больше полумиллиона человек, то умножьте полученный результат на 2. Разделите итоговый результат на 100 и узнаете, сколько гектаров земной поверхности нужно, чтобы удовлетворить все Ваши потребности, и сколько потребовалось бы планет, если бы все люди
жили как Вы. Чтобы всем хватило одной планеты, на 1 человека должно приходиться не более 1,8 га продуктивной земли.


В раздел образования