Напоминание

конспект занятия в средней группе


Автор: Беляевских Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ ДОД д/с "Сказка" корпус "Искорка"
Населённый пункт: Тюменская область с.омутинское
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: конспект занятия в средней группе
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Зимующие птицы»

Цель
: Закрепить и уточнить представление детей о зимующих птицах. Воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них.
Словарная работа
: Зимующие, заботиться
Предварительная работа.
Наблюдение за птицами на прогулке. Просмотр иллюстраций, чтение рассказов о птицах, просмотр презентации «Покормите птиц зимой»
Материалы.
Иллюстрации птиц. Запись с пением птиц
Ход занятия

Воспитатель:
Пришла зима, хлопочет: укутала в снега Все кочки и пенечки, скамейки и стога. Зима велела дубу накинуть пышный мех, На ель надела шубу, тепло укрыла всех. Краснеют свиристели на веточках берез, Они не улетели, а выдержат мороз? О. Высотская. Как называют птиц, остающихся на зиму? (зимующие)
Звучит музыка
: Появляется Зима.
Зима:
Здравствуйте, ребята! Расскажите мне, как к зиме приготовились реки и озера. Деревья и земля тоже ждут зиму. Как называются птицы, которые меня не боятся и остаются зимовать? (Зимующие) (Щеглы, снегири, голуби, воробьи, чиж, дятел, сорока, синичка, клест, галка, свиристели, овсянки.) Как они выглядят, где селятся, чем питаются и какие звуки издают.
Загадка
Маленький мальчишка в сером, армячишке По дворам шныряет, крошки собирает, По ночам кочует, коноплю ворует. (Воробей.)
Воспитатель:
Кто расскажет, как он выглядит? (Показ иллюстрации.) Воробей – маленькая, подвижная птичка с округлой головой, короткой шеей, толстым яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв тонкий, толстый к концу заостренный. Короткие, но сильные ножки. Хвост держит поднятым вверх. В холодную пору воробьи сидят, прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Они купаются в лужах, песке, пыли. Где же они зимуют? Где они пищу находят? Какие они звуки издают? «Прослушивание записи «Чив-чив, чир-чир, чере-ре-ре». Воробьи селятся стайками.
Воспитатель:
Как она выглядит? Показ иллюстрации. Сорока – крупная птица с красивым черно-белым оперением. Окраска перьев на голове, крыльях и хвосте с зеленоватым отливом, а на боках белая, отсюда ее прозвище «сорока-белобока». Хвост длинный. Ноги большие, сильные. Почему ее называют сорокой- воровкой? «Любит блестящие вещи, уносит их и прячет Где же она гнездо устраивает? (В густых ветвях деревьев или кустарников.) Послушайте, какие звуки издает сорока. (Запись.) Напоминает треск, стрекот.

Зима:
Сороки приносят пользу. Истребляют насекомых и грызунов, переносят семена растений, в брошенных сорочьих гнездах селятся более мелкие
Загадка
. Она маленькая птичка, и зовут ее… (Синичка.)
Воспитатель
: Как они выглядят? На голове черная шапочка, щеки белые, на горле и брюшке черная полоса, галстучек, спина желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост серые. Гнезда синицы устраивают в дуплах мелких дятлов, углублениях и щелях гнилых пней и стволов, синичниках. Какие звуки издают, знаете? Послушайте. (Запись.) «Си-си-си-си».
Загадка.
Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине он появится опять. Кто это? (Снегирь.)
Воспитатель:
Почему эта птица называется снегирь? Опишите его. (Верх головы, крылья, хвост и пятно под клювом черные. Спина голубовато-серая, надхвостье и подхвостье белые, брюшко у снегиря красное, а у снегирихи – серое, клюв короткий, толстый, черный.)
Зима
(Иллюстрация дятла): Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой, Все равно ты будешь мой! Кто это? (Дятел.)
Воспитатель:
Какой красивый! Кто хочет описать его? Голова, шея, спина и крылья у него черные, а на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, от клюва вдоль тела идет черная полоса, внизу тельце белое, подхвостье и темя красные.) Летает дятел плохо, поэтому большую часть жизни проводит на дереве. какой клюв у дятла. Зачем он ему нужен? (У дятла крепкий клюв, он им стучит по стволу дерева, долбит кору и вытаскивает из-под нее длинным и липким языком насекомых, живущих в коре деревьев. Дятла считают санитаром леса.
Загадка:
Кто там прыгает, шуршит, Клювом потрошит, Голоском речистым, чистым, Показ иллюстрации Кле-кле-кле поет со свистом? (Клест.)
Воспитатель
: Необычная птица, опишите ее. (Окраска оперенья у клеста оранжево-красная, крылья и хвост буро-черные, самка зеленовато-желтая.) Посмотрите, какой у нее клюв. Надклювье и подклювье изогнутые и перекрещиваются между собой. Таким клювом удобно щелкать орешки. Надо заметить, что клест – единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Для птенцов на деревьях строят теплые гнезда. Как поют клесты? (Запись.) «Кле-клв».
Загадка:
Носит серенький жилет, но у крыльев черный цвет. Видишь, кружат 20 пар и кричат: Кар-кар-кар. (Ворона.)
Воспитатель:
Опишите ее. (Черные голова, горло, крылья и хвост, остальная часть туловища серая.) Днем вороны промышляют в городе, а на ночь улетают в парк и ночуют на деревьях. Физкультминутка
Воспитатель
: Поиграем в ворон. Вот под елочкой зеленой Скачут весело вороны: Кар-кар-кар. Целый день они кричали, Спать ребятам не давали Кар-кар-кар. (Дети бегают, размахивают руками.)
Только к ночи умолкаю и все вместе засыпают. (Садятся на корточки, руки под щеку – засыпают.)
Зима:
А я хочу загадать вам загадки *Маленький, серенький, невзрачный, скромный. Но все же драчливый, боевой, удалой! (Воробей.) *Красногрудый, красноголовый, пестрокрылый, трудолюбивый. (Дятел.) *Ловкая, непоседливая, чернохвостая, белобокая. (Сорока.) *Чернохвостая, чернокрылая, горластая разбойница. (Ворона.) *Маленькая, на брюшке черная полоса, юркая, ловкая. (Синица.) *С крестообразным клювом, только она зимой птенцов выводит. (Клес)
Воспитатель:
Птицы разные. Продолжайте фразу, начатую мной.  У синицы клюв тонкий, а у дятла (толстый).  Ворона большая, а воробей (маленький).  Вот снегирь малоподвижный, а синица (шустрая).  Клест нарядный, а воробей (невзрачный).  Синицы высиживают птенцов летом, а клест (зимой).  Если снегирь мало двигается, то он какой? (Малоподвижный.)  Если у синицы черная голова, то она какая? (Черноголовая.)  Если у сороки белый бок, то она какая? (Белобокая.)  Если у сороки черный хвост, то она какая? (Чернохвостая.)  Если у снегиря красная грудь, то он какой? (Красногрудый.)
Игра кто как поёт
Ворона – каркает. Сорока – стрекочет. Клест – свистит. Воробей – чирикает. Какую пользу птицы приносят людям? Спасают от вредителей деревья, поля, огороды; радуют песней; украшают природу. Как и чем мы можем помочь птицам зимой? (Подкормить.)
Зима:
Теперь я спокойна, что вы не оставите птиц в беде. Пойду я – дел много, но вас я не забуду: когда выйдете на прогулку, поиграем. Пощипаю вам носы и щеки, да и бегать, чтобы согреться, заставлю! До свидания!


В раздел образования