Автор: Беляевских Ирина Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАОУ ДОД д/с "Сказка" корпус "Искорка" Населённый пункт: Тюменская область с.омутинское Наименование материала: Методическая разработка Тема: конспект занятия в средней группе Раздел: дошкольное образование
Цель : Закрепить и уточнить представление детей о зимующих птицах.
Воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них.
Словарная работа : Зимующие, заботиться
Предварительная работа. Наблюдение за птицами на прогулке. Просмотр иллюстраций, чтение
рассказов о птицах, просмотр презентации «Покормите птиц зимой»
Материалы. Иллюстрации птиц. Запись с пением птиц
Ход занятия
Воспитатель: Пришла зима, хлопочет: укутала в снега
Все кочки и пенечки, скамейки и стога.
Зима велела дубу накинуть пышный мех,
На ель надела шубу, тепло укрыла всех.
Краснеют свиристели на веточках берез,
Они не улетели, а выдержат мороз? О. Высотская.
Как называют птиц, остающихся на зиму? (зимующие)
Звучит музыка : Появляется Зима.
Зима: Здравствуйте, ребята! Расскажите мне, как к зиме приготовились реки и озера.
Деревья и земля тоже ждут зиму. Как называются птицы, которые меня не боятся и остаются
зимовать? (Зимующие)
(Щеглы, снегири, голуби, воробьи, чиж, дятел, сорока, синичка, клест, галка, свиристели, овсянки.)
Как они выглядят, где селятся, чем питаются и какие звуки издают.
Загадка
Маленький мальчишка в сером, армячишке
По дворам шныряет, крошки собирает,
По ночам кочует, коноплю ворует. (Воробей.)
Воспитатель: Кто расскажет, как он выглядит? (Показ иллюстрации.) Воробей – маленькая, подвижная
птичка с округлой головой, короткой шеей, толстым яйцевидным туловищем, короткими и округлыми
крыльями. Клюв тонкий, толстый к концу заостренный. Короткие, но сильные ножки. Хвост держит
поднятым вверх. В холодную пору воробьи сидят, прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Они
купаются в лужах, песке, пыли.
Где же они зимуют?
Где они пищу находят?
Какие они звуки издают? «Прослушивание записи «Чив-чив, чир-чир, чере-ре-ре». Воробьи селятся
стайками.
Воспитатель: Как она выглядит? Показ иллюстрации. Сорока – крупная птица с красивым черно-белым
оперением. Окраска перьев на голове, крыльях и хвосте с зеленоватым отливом, а на боках белая, отсюда
ее прозвище «сорока-белобока». Хвост длинный. Ноги большие, сильные. Почему ее называют сорокой-
воровкой? «Любит блестящие вещи, уносит их и прячет
Где же она гнездо устраивает? (В густых ветвях деревьев или кустарников.)
Послушайте, какие звуки издает сорока. (Запись.) Напоминает треск, стрекот.
Зима: Сороки приносят пользу. Истребляют насекомых и грызунов, переносят семена растений, в
брошенных сорочьих гнездах селятся более мелкие
Загадка . Она маленькая птичка, и зовут ее… (Синичка.)
Воспитатель : Как они выглядят? На голове черная шапочка, щеки белые, на горле и брюшке черная
полоса, галстучек, спина желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост серые. Гнезда синицы
устраивают в дуплах мелких дятлов, углублениях и щелях гнилых пней и стволов, синичниках. Какие звуки
издают, знаете? Послушайте. (Запись.) «Си-си-си-си».
Загадка. Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять. Кто это? (Снегирь.)
Воспитатель: Почему эта птица называется снегирь? Опишите его. (Верх головы, крылья, хвост и пятно
под клювом черные. Спина голубовато-серая, надхвостье и подхвостье белые, брюшко у снегиря красное,
а у снегирихи – серое, клюв короткий, толстый, черный.)
Зима (Иллюстрация дятла): Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой, Все равно
ты будешь мой! Кто это? (Дятел.)
Воспитатель: Какой красивый! Кто хочет описать его? Голова, шея, спина и крылья у него черные, а на
голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, от клюва вдоль тела идет черная полоса,
внизу тельце белое, подхвостье и темя красные.) Летает дятел плохо, поэтому большую часть жизни
проводит на дереве. какой клюв у дятла. Зачем он ему нужен? (У дятла крепкий клюв, он им стучит по
стволу дерева, долбит кору и вытаскивает из-под нее длинным и липким языком насекомых, живущих в
коре деревьев. Дятла считают санитаром леса.
Загадка:
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом потрошит,
Голоском речистым, чистым,
Показ иллюстрации
Кле-кле-кле поет со свистом? (Клест.)
Воспитатель : Необычная птица, опишите ее. (Окраска оперенья у клеста оранжево-красная, крылья и
хвост буро-черные, самка зеленовато-желтая.) Посмотрите, какой у нее клюв. Надклювье и подклювье
изогнутые и перекрещиваются между собой. Таким клювом удобно щелкать орешки. Надо заметить, что
клест – единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Для птенцов на деревьях строят теплые
гнезда. Как поют клесты? (Запись.) «Кле-клв».
Загадка:
Носит серенький жилет, но у крыльев черный цвет.
Видишь, кружат 20 пар и кричат:
Кар-кар-кар. (Ворона.)
Воспитатель: Опишите ее. (Черные голова, горло, крылья и хвост, остальная часть туловища серая.) Днем
вороны промышляют в городе, а на ночь улетают в парк и ночуют на деревьях.
Физкультминутка
Воспитатель : Поиграем в ворон.
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
Кар-кар-кар.
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали
Кар-кар-кар.
(Дети бегают, размахивают руками.)
Только к ночи умолкаю и все вместе засыпают.
(Садятся на корточки, руки под щеку – засыпают.)
Зима: А я хочу загадать вам загадки
*Маленький, серенький, невзрачный, скромный.
Но все же драчливый, боевой, удалой! (Воробей.)
*Красногрудый, красноголовый, пестрокрылый, трудолюбивый. (Дятел.)
*Ловкая, непоседливая, чернохвостая, белобокая. (Сорока.)
*Чернохвостая, чернокрылая, горластая разбойница. (Ворона.)
*Маленькая, на брюшке черная полоса, юркая, ловкая. (Синица.)
*С крестообразным клювом, только она зимой птенцов выводит. (Клес)
Воспитатель: Птицы разные. Продолжайте фразу, начатую мной.
У синицы клюв тонкий, а у дятла (толстый).
Ворона большая, а воробей (маленький).
Вот снегирь малоподвижный, а синица (шустрая).
Клест нарядный, а воробей (невзрачный).
Синицы высиживают птенцов летом, а клест (зимой).
Если снегирь мало двигается, то он какой? (Малоподвижный.)
Если у синицы черная голова, то она какая? (Черноголовая.)
Если у сороки белый бок, то она какая? (Белобокая.)
Если у сороки черный хвост, то она какая? (Чернохвостая.)
Если у снегиря красная грудь, то он какой? (Красногрудый.)
Игра кто как поёт
Ворона – каркает.
Сорока – стрекочет.
Клест – свистит.
Воробей – чирикает.
Какую пользу птицы приносят людям?
Спасают от вредителей деревья, поля, огороды; радуют песней; украшают природу.
Как и чем мы можем помочь птицам зимой? (Подкормить.)
Зима: Теперь я спокойна, что вы не оставите птиц в беде. Пойду я – дел много, но вас я не забуду: когда
выйдете на прогулку, поиграем. Пощипаю вам носы и щеки, да и бегать, чтобы согреться, заставлю! До
свидания!