Напоминание

Игры и упражнения на развитие эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников


Автор: Авдеенко Наталья Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №222" компенсирующего вида
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: статья (опыт работы)
Тема: Игры и упражнения на развитие эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад





Игры и упражнения на развитие эмоциональной отзывчивости и воспитания

социальных качеств в старшем дошкольном возрасте
В детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких. Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет поддержки. Он ждет от нас подтверждения того, что он хороший, что его любят, и он со многим может справиться. На практике реализовать эмоциональный компонент можно с помощью эмоционально- образовательного стимулирования и побуждения к сопереживанию. Цель игр и игровых ситуаций, которые предлагаются детям старшего дошкольного возраста – актуализировать кратковременные эмоциональные реакции детей, побуждать реагировать эмоционально, воздействуя с общедидактическими задачами; реагировать эмоционально, отождествляя себя с природным объектом, сказочным персонажем ( особенно важно, чтобы дети не просто копировали движения, внешние черты, но и входили в образ); побуждать детей сочувствовать не только тем, кого они видят, но и тем, кого они представляют. Но самое главное – это эмоционально настроенные на общение дети. Тогда в группе создается эмоциональная ситуация, которая позволяет раскрепоститься, пробудить эмоции. А этого можно достигнуть посредством изодеятельности, танца, сюрпризных моментов, создания воображаемой ситуации, перевоплощения в сказочных персонажей, драматизаций, игры. А теперь об играх  Подвижные игры, направленные на сплочение группы и создание положительного эмоционального фона. Игра «Дракон кусает свой хвост» Она начинается с того, что дети строятся друг за другом, и первый в этой колонне старается схватиться за последнего, который всячески увертывается. В игре «Паровозик» главный эмоционально-насыщенный момент заключается в том, что дети, ставшие «вагончиками» , должны следовать за ведущим, проходя все препятствия и неудобные места.  Игры, которые проводятся под девизом «Соучастие сердец». Игра «Объятия» учит детей физическому выражению своих положительных чувств, эмоций. Начинают с легкого объятия, переходя в дальнейшем на более крепкие. Игра «Яблоко дружбы» ( или «Передай яблоко») пробуждает в ребенке доброе отношение друг к другу, желание сделать что-нибудь приятное просто так, бескорыстно. Лучше всего этой игрой начинать новый день, встречать утро. Это в своем роде игра- приветствие, разминка души, пожелание радости другому и ожидание радости для
себя. Яблоко, побывав не в одних добрых руках, заряжается сильной энергией и возвращается к воспитателю. Так происходит эмоциональная зарядка. Игра «Паутинка» дает возможность сосредоточиться и найти в каждом индивидуально что-нибудь обязательно хорошее, достойное, лучшее. Дети садятся с воспитателем в круг и передают клубочек по кругу 1 раз, сплетая «паутинку», передавая клубок рядом сидящему, надо сказать ему доброе слово. А сматывая клубок в обратном направлении, каждый должен вспоминать то, что ему сказали, вслух. А старшие дошкольники порой вносят коррективы в сказанные реплике о себе. Так взрослые узнают, что думает о себе сам ребенок, каким он хочет быть. Вообще перед тем, как начать любую игру из выше перечисленных, с детьми коллективно и индивидуально проводится беседа с использованием иллюстраций, упражнения на развитие мимических реакций. Такая своеобразная мимогимнастика. Можно с использованием схематических образцов с разными выражениями лица. Воспитатель для сравнения преподносит детям контрастные иллюстрации с изображением разных чувств и эмоций. А для свободного рассматривания детьми имеется альбомчик, который так и называется «Эмоции». Игра «Вам письмо» Дети пишут доброе слово и выражают в рисунке хорошие мысли. Запечатывают в конверт, который сделали сами, и отправляют в большой почтовый ящик, который висит на видном месте, причем всегда. Главное пометить: кому предназначено письмо. Выбирается почтальон, который и доносит письма из ящика (по «адресу»). Опыт показывает, что дети часто посылают письмецо маме… В игре «Фотограф» дети развлекают друг друга тем, что «фотографии» рисуют сами. Порой детские картинки получаются смешными. Воспитатель заранее готовит «фотографии», в которых наклеены вырезки из журналов, газет. «Фотографии» вставляются в фотоаппарат, изготовленный вместе с детьми. В игре «Дорисуй» дети передают друг другу один рисунок и каждый дорисовывает свое продолжение. Получается смешная картина, или даже небылица. Игра «Дом эмоций» - игра не менее интнресная. Задача соотнести схематичное и живописное изображение именно детских личек. А еще лучше придумать самим сюжет истории, сказки с использованием игрового поля и домика эмоций.  Изодеятельность в старшем дошкольном возрасте таит в себе неограниченные возможности эмоционального развития детей. Например, игра «Маски эмоций» позволяет детям самим придумывать лицо, менять внешность и эмоциональное выражение маски с помощью дополнительных деталей. В игре «Маски» дети проявляют артистизм.
Игра «Фоторобот» В этой игре у детей появляется возможность составить лицо сначала из 2-ух половинок, затем из 3-х. Эмоция подбирается по образцу, сказочному персонажу. Игра развивает творческое воображение.  Для старших дошкольников в работе над развитием эмоционально-волевой сферы применяются игры развлекательно-увлекательные. Игра «Вкусное лицо» Суть этой игры – развлекалочки в придумывании лица из вырезанных, из разных журналов, ярких иллюстраций фруктов, овощей, ягод (даже некоторых продуктов). Чувство, в этом увлекательном деле, необходимо. Игра «Нога художника» Что необходимо для этой игры? Только фломастер и нога, в пальцах, которой захватывается этот фломастер и …рисуйте, если получится. А получится обязательно что-нибудь смешное. Вызвать смех – задача этой игры.


В раздел образования