Игры и упражнения на развитие эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников
Автор: Авдеенко Наталья Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №222" компенсирующего вида Населённый пункт: город Новокузнецк Наименование материала: статья (опыт работы) Тема: Игры и упражнения на развитие эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников Раздел: дошкольное образование
Игры и упражнения на развитие эмоциональной отзывчивости и воспитания
социальных качеств в старшем дошкольном возрасте
В детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких. Положительное
отношение к себе – основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет
поддержки. Он ждет от нас подтверждения того, что он хороший, что его любят, и он
со многим может справиться.
На практике реализовать эмоциональный компонент можно с помощью эмоционально-
образовательного стимулирования и побуждения к сопереживанию.
Цель игр и игровых ситуаций, которые предлагаются детям старшего дошкольного
возраста – актуализировать кратковременные эмоциональные реакции детей,
побуждать реагировать эмоционально, воздействуя с общедидактическими задачами;
реагировать эмоционально, отождествляя себя с природным объектом, сказочным
персонажем ( особенно важно, чтобы дети не просто копировали движения, внешние
черты, но и входили в образ); побуждать детей сочувствовать не только тем, кого они
видят, но и тем, кого они представляют.
Но самое главное – это эмоционально настроенные на общение дети. Тогда в группе
создается эмоциональная ситуация, которая позволяет раскрепоститься, пробудить
эмоции. А этого можно достигнуть посредством изодеятельности, танца, сюрпризных
моментов, создания воображаемой ситуации, перевоплощения в сказочных
персонажей, драматизаций, игры.
А теперь об играх
Подвижные игры, направленные на сплочение группы и создание
положительного эмоционального фона.
Игра «Дракон кусает свой хвост»
Она начинается с того, что дети строятся друг за другом, и первый в этой колонне
старается схватиться за последнего, который всячески увертывается.
В игре «Паровозик» главный эмоционально-насыщенный момент заключается в том,
что дети, ставшие «вагончиками» , должны следовать за ведущим, проходя все
препятствия и неудобные места.
Игры, которые проводятся под девизом «Соучастие сердец».
Игра «Объятия» учит детей физическому выражению своих положительных чувств,
эмоций. Начинают с легкого объятия, переходя в дальнейшем на более крепкие.
Игра «Яблоко дружбы» ( или «Передай яблоко») пробуждает в ребенке доброе
отношение друг к другу, желание сделать что-нибудь приятное просто так,
бескорыстно.
Лучше всего этой игрой начинать новый день, встречать утро. Это в своем роде игра-
приветствие, разминка души, пожелание радости другому и ожидание радости для
себя. Яблоко, побывав не в одних добрых руках, заряжается сильной энергией и
возвращается к воспитателю. Так происходит эмоциональная зарядка.
Игра «Паутинка» дает возможность сосредоточиться и найти в каждом индивидуально
что-нибудь обязательно хорошее, достойное, лучшее.
Дети садятся с воспитателем в круг и передают клубочек по кругу 1 раз, сплетая
«паутинку», передавая клубок рядом сидящему, надо сказать ему доброе слово. А
сматывая клубок в обратном направлении, каждый должен вспоминать то, что ему
сказали, вслух. А старшие дошкольники порой вносят коррективы в сказанные
реплике о себе. Так взрослые узнают, что думает о себе сам ребенок, каким он хочет
быть.
Вообще перед тем, как начать любую игру из выше перечисленных, с детьми
коллективно и индивидуально проводится беседа с использованием иллюстраций,
упражнения на развитие мимических реакций. Такая своеобразная мимогимнастика.
Можно с использованием схематических образцов с разными выражениями лица.
Воспитатель для сравнения преподносит детям контрастные иллюстрации с
изображением разных чувств и эмоций. А для свободного рассматривания детьми
имеется альбомчик, который так и называется «Эмоции».
Игра «Вам письмо»
Дети пишут доброе слово и выражают в рисунке хорошие мысли. Запечатывают в
конверт, который сделали сами, и отправляют в большой почтовый ящик, который
висит на видном месте, причем всегда. Главное пометить: кому предназначено письмо.
Выбирается почтальон, который и доносит письма из ящика (по «адресу»). Опыт
показывает, что дети часто посылают письмецо маме…
В игре «Фотограф» дети развлекают друг друга тем, что «фотографии» рисуют сами.
Порой детские картинки получаются смешными. Воспитатель заранее готовит
«фотографии», в которых наклеены вырезки из журналов, газет. «Фотографии»
вставляются в фотоаппарат, изготовленный вместе с детьми.
В игре «Дорисуй» дети передают друг другу один рисунок и каждый дорисовывает
свое продолжение. Получается смешная картина, или даже небылица.
Игра «Дом эмоций» - игра не менее интнресная. Задача соотнести схематичное и
живописное изображение именно детских личек. А еще лучше придумать самим
сюжет истории, сказки с использованием игрового поля и домика эмоций.
Изодеятельность в старшем дошкольном возрасте таит в себе неограниченные
возможности эмоционального развития детей.
Например, игра «Маски эмоций» позволяет детям самим придумывать лицо, менять
внешность и эмоциональное выражение маски с помощью дополнительных
деталей. В игре «Маски» дети проявляют артистизм.
Игра «Фоторобот»
В этой игре у детей появляется возможность составить лицо сначала из 2-ух
половинок, затем из 3-х. Эмоция подбирается по образцу, сказочному персонажу.
Игра развивает творческое воображение.
Для старших дошкольников в работе над развитием эмоционально-волевой
сферы применяются игры развлекательно-увлекательные.
Игра «Вкусное лицо»
Суть этой игры – развлекалочки в придумывании лица из вырезанных, из разных
журналов, ярких иллюстраций фруктов, овощей, ягод (даже некоторых продуктов).
Чувство, в этом увлекательном деле, необходимо.
Игра «Нога художника»
Что необходимо для этой игры? Только фломастер и нога, в пальцах, которой
захватывается этот фломастер и …рисуйте, если получится. А получится
обязательно что-нибудь смешное. Вызвать смех – задача этой игры.