Напоминание

"Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ (ЗПР) на уроках русского языка и литературы".


Автор: Максимова Ирина Вячеславовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №16"
Населённый пункт: г. Глазова Удмуртской Республики
Наименование материала: статья
Тема: "Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ (ЗПР) на уроках русского языка и литературы".
Раздел: среднее образование





Назад





Методы и приемы работы с детьми с ограниченными возможностями

здоровья (ЗПР) на уроках русского языка и литературы.
С каждым годом детей с ОВЗ становится больше. На это есть свои
внутренние и внешние причины.
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют свои
психолого-

педагогические особенности:
1 Низкий уровень развития восприятия. 2. Недостаточная сформированность пространственных представлений. 3. Неустойчивое, рассеянное внимание, трудность переключения с одного вида деятельности на другой, слабое развитие интеллектуальной активности, несовершенство навыков самоконтроля, низкая мотивация к процессу обучения. 4. Преобладание кратковременной, наглядной памяти над словесной. 5. Снижена познавательная активность. 6. Отставание в развитии мышления. 8. Слабая сформированность игровой деятельности 9. Несформированность речи. 10. Низкая работоспособность. Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений. Коррекционное обучение выступает как условие преодоления или сглаживания некоторых трудностей, возникающих вследствие биологического или социально-педагогического нарушения. Следует отметить, что до сих пор методических пособий по изучению русского языка и литературы в основном звене для коррекцирнных классов нет до сих пор нет, а эффективность обучения и исправления недостатков развития детей с ОВЗ во многом зависит от использования различных методов и приемов, учитывающих особенности данных детей. Правильно подобранные учителем коррекционно - развивающие педагогические технологии позволяют добиваться положительной динамики в обучении. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, повышения мотивации в учебно- воспитательном процессе. Обычно использую следующие методы:
Практические методы и приемы обучения:
 постановка практических и познавательных задач;  алгоритм (способа действия, образца выполнения); упражнения;  дидактические
игры
; Разновидностью практического метода обучения является использование дидактических игр и занимательных упражнений. Они же выступают как метод стимуляции и активизации познавательной деятельности детей. Использование игры в качестве способа обучения детей с ограниченными возможностями имеет большое своеобразие. Недостаток жизненного и практического опыта, недостаточность психических функций, значимых для развития воображения, фантазии, речевого
оформления игры, интеллектуальные нарушения вызывают необходимость обучения таких детей игре, а затем постепенного включения игры как метода обучения в коррекционно-образовательный процесс.
Наглядные методы:
 обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное);  наблюдения за предметами и явлениями окружающего;  рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий, схем;  презентации.
Словесные методы:
 речевая инструкция, беседа;  аудирование (голосовой и речевой материал для прослушивания);  вопросы (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие);  оценка хода выполнения деятельности, ее результата. Рассказ должен быть лаконичным, четким, изложение материала требует эмоциональности и выразительности. В беседе важно точно формулировать вопросы, они должны быть понятны ребенку. Предпочтение отдается методам, помогающим наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебную информацию в доступном для обучающихся виде, опираясь на сохранные анализаторы, функции, системы организма.
Двигательно-кинестетические методы:
 психогимнастика, физкультминутки и релаксация, арт-терапия (лепка, рисование, аппликация) 
Метод групповой работы;

Методы и приемы технологии развития критического мышления:
- верное-неверное утверждение; - кластер; - метод активного чтения; - синквейн. Например, на уроке литературы «Главный герой в экстремальных обстоятельствах» по творчеству В. П. Астафьева «Васюткино озеро», я использовала сочетание различных методов и приемов, на мой взгляд, соответствующих коррекционно-развивающим задачам урока. Урок начала с дыхательной гимнастики, так как ребята были немного взволнованы в начале урока. Ученики вставили недостающие слова в тему урока, сформулировав ее, поставили цели урока. Обратили внимание на проблемный вопрос. Далее во время беседы составляли кластер, который помог систематизировать и обобщить сказанное. Итог урока дети подвели при помощи синквейна. Получили творческое домашнее задание. Таким образом, в специальном образовании практически всегда используется сочетание нескольких методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта. Комбинации таких сочетаний
и их адекватность той или иной педагогической ситуации и определяют специфику процесса специального образования. Главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 2. Предотвращение наступления утомления (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного дидактического материала и средств наглядности). 3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. Мы уже говорили о том, что у большинства учеников с ОВЗ (ЗПР) отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя. Активность ученика на уроке является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания.. При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ (ЗПР) необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в В ходе урока учитель может использовать различные методы и приемы обучения, подбирая наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям учащихся, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности. Следует отметить, что значение мотивации для успешной учебы детей с ОВЗ (ЗПР) выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося. Опыт работы показывает, что необходимо находить повод для того, чтобы похвалить ребенка. Однако школьнику должно быть ясно, какие конкретные действия, дела, поступки в учебной работе вызвали одобрение, и что у него не получается, чему он должен научиться.


В раздел образования