"Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ (ЗПР) на уроках русского языка и литературы".
Автор: Максимова Ирина Вячеславовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "СОШ №16" Населённый пункт: г. Глазова Удмуртской Республики Наименование материала: статья Тема: "Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ (ЗПР) на уроках русского языка и литературы". Раздел: среднее образование
Методы и приемы работы с детьми с ограниченными возможностями
здоровья (ЗПР) на уроках русского языка и литературы.
С каждым годом детей с ОВЗ становится больше. На это есть свои
внутренние и внешние причины.
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют свои психолого-
педагогические особенности:
1 Низкий уровень развития восприятия.
2. Недостаточная сформированность пространственных представлений.
3. Неустойчивое, рассеянное внимание, трудность переключения с одного вида
деятельности на другой, слабое развитие интеллектуальной активности,
несовершенство навыков самоконтроля, низкая мотивация к процессу обучения.
4. Преобладание кратковременной, наглядной памяти над словесной.
5. Снижена познавательная активность.
6. Отставание в развитии мышления.
8. Слабая сформированность игровой деятельности
9. Несформированность речи.
10. Низкая работоспособность.
Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность
психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной
деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений.
Коррекционное обучение выступает как условие преодоления или
сглаживания некоторых трудностей, возникающих вследствие биологического или
социально-педагогического нарушения.
Следует отметить, что до сих пор методических пособий по изучению
русского языка и литературы в основном звене для коррекцирнных классов нет до сих
пор нет, а эффективность обучения и исправления недостатков развития детей с ОВЗ
во многом зависит от использования различных методов и приемов, учитывающих
особенности данных детей. Правильно подобранные учителем коррекционно -
развивающие педагогические технологии позволяют добиваться положительной
динамики в обучении. Грамотное сочетание традиционных и инновационных
технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности,
творческих способностей, повышения мотивации в учебно-
воспитательном процессе.
Обычно использую следующие методы:
Практические методы и приемы обучения:
постановка практических и познавательных задач;
алгоритм (способа действия, образца выполнения); упражнения;
дидактические игры ;
Разновидностью практического метода обучения является использование
дидактических
игр
и
занимательных
упражнений.
Они
же
выступают
как
метод
стимуляции и активизации познавательной деятельности детей. Использование игры в
качестве способа обучения детей с ограниченными возможностями имеет большое
своеобразие.
Недостаток
жизненного
и
практического
опыта,
недостаточность
психических
функций,
значимых
для
развития
воображения,
фантазии,
речевого
оформления игры, интеллектуальные нарушения вызывают необходимость обучения
таких
детей
игре,
а
затем
постепенного
включения
игры
как
метода
обучения
в
коррекционно-образовательный процесс.
Наглядные методы:
обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое,
слуховое, комбинированное);
наблюдения за предметами и явлениями окружающего;
рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий, схем;
презентации.
Словесные методы:
речевая инструкция, беседа;
аудирование (голосовой и речевой материал для прослушивания);
вопросы (репродуктивные, требующие констатации; прямые;
подсказывающие);
оценка хода выполнения деятельности, ее результата.
Рассказ должен быть лаконичным, четким, изложение материала требует
эмоциональности и выразительности. В беседе важно точно формулировать вопросы,
они должны быть понятны ребенку.
Предпочтение отдается методам, помогающим наиболее полно передавать,
воспринимать, удерживать и перерабатывать учебную информацию в доступном для
обучающихся виде, опираясь на сохранные анализаторы, функции, системы организма.
Двигательно-кинестетические методы:
психогимнастика, физкультминутки и релаксация, арт-терапия (лепка,
рисование, аппликация)
Метод групповой работы;
Методы и приемы технологии развития критического мышления:
- верное-неверное утверждение;
- кластер;
- метод активного чтения;
- синквейн.
Например, на уроке литературы «Главный герой в экстремальных
обстоятельствах» по творчеству В. П. Астафьева «Васюткино озеро», я использовала
сочетание различных методов и приемов, на мой взгляд, соответствующих
коррекционно-развивающим задачам урока. Урок начала с дыхательной гимнастики,
так как ребята были немного взволнованы в начале урока. Ученики вставили
недостающие слова в тему урока, сформулировав ее, поставили цели урока. Обратили
внимание на проблемный вопрос. Далее во время беседы составляли кластер, который
помог систематизировать и обобщить сказанное. Итог урока дети подвели при помощи
синквейна. Получили творческое домашнее задание.
Таким образом, в специальном образовании практически всегда
используется сочетание нескольких методов и приемов работы в целях достижения
максимального коррекционно-педагогического эффекта. Комбинации таких сочетаний
и их адекватность той или иной педагогической ситуации и определяют специфику
процесса специального образования.
Главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный
подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления (чередование умственной и практической
деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование
интересного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся,
развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные
навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи,
своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в
собственные силы и возможности.
Мы уже говорили о том, что у большинства учеников с ОВЗ (ЗПР) отмечается
недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной
деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому
поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним
из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего
процесса в работе учителя.
Активность ученика на уроке является одной из важнейших характеристик всех
психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания..
При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ (ЗПР) необходимо
учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать
излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным
средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует
психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как
группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор
содержания в
В ходе урока учитель может использовать различные методы и приемы обучения,
подбирая наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным
возможностям учащихся, способствуя тем самым активизации их познавательной
деятельности.
Следует отметить, что значение мотивации для успешной учебы детей с
ОВЗ (ЗПР) выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная
мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно
высоких способностей обучающегося. Опыт работы показывает, что необходимо
находить повод для того, чтобы похвалить ребенка. Однако школьнику должно быть
ясно, какие конкретные действия, дела, поступки в учебной работе вызвали одобрение,
и что у него не получается, чему он должен научиться.