"Современные образовательные технологии как средство повышения качества знаний"
Автор: Бродовская Ида Владимировна Должность: директор школы Учебное заведение: ЧУОШ "Классика-М" Населённый пункт: г. Мытищи Наименование материала: статья Тема: "Современные образовательные технологии как средство повышения качества знаний" Раздел: полное образование
«Современные образовательные технологии как средство повышения качества
знаний»
Слово «технология» в деятельности человека означает
(от греч. téchne — искусство, мастерство, умение и греч. logos — изучение) — комплекс
организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным
качеством и оптимальными затратами.
Технология обучения
– системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета
человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.
На сегодняшний день существует огромное количество образовательных технологий, которые позволяют достигать поставленные программой и
стандартом
образования целей. Наиболее
часто
в
школе
применяются
следующие
технологии:
п
роблемное обучение,
личностно-ориентированная
технология, технология проектного обучения; информационно-коммуникативная, игровая, технология дифференцированного обучения, технология группового
обучения.
В данной работе представлено описание трех образовательных технологий наиболее часто используемых учителями нашей школы, где среднее качество
знаний за последние три года составляют более 70%.
Цель использования
образовательной технологии
Описание порядка использования (алгоритм применения)
технологии в практической профессиональной деятельности
Предполагаемые результаты
использования образовательной
технологии
Игровая технология
-
Развитие познавательного интереса к
предмету;
- формирование и применение умений
и навыков, необходимых в
практической деятельности;
- развитие мотивации учебной
деятельности;
- развитие коммуникационной
компетенции, творческих
способностей учащихся
.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме
занятий происходит по следующим основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме
игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования,
который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с
игровым результатом.
На уроках и во внеклассной деятельности учителем
используются следующие виды дидактических игр: игры-
В результате применения технологии:
- формируются умения и навыки,
необходимые в практической
деятельности;
- повышается самостоятельность,
активность сплоченность членов
классного коллектива;
- игра способствует активизации
мыслительной деятельности учащихся,
развитию индивидуальных способностей,
ключевых компетенций.
упражнения, игры-путешествия, сюжетная игра, игра-
соревнование.
Вначале выбирается игра, соответствующая программному
содержанию, определяются желаемые результаты. Перед
началом игры кратко и конкретно формулируются правила игры.
Участники игры работают в команде.
По окончании подводится итог игры, который включает в себя
как дидактический результат (что нового узнали, как справились
с заданием, чему научились), так и собственно игровой (кто
оказался лучшим, что помогло достичь победы).
Большое значение уделяю совместному с учащимися анализу
хода и результата игры.
Технология группового обучения
- Формирование и развитие
коммуникативных качеств личности:
общительность, коллективизм, умение
работать в группе, распределять задание
внутри группы по способностям;
- формирование умений конструктивно
обсуждать проблемы и задания, уметь
слушать друг друга, аргументировано
отстаивать свою точку зрения, оказывать
помощь друг другу, принимать
совместные решения, отвечать за
принятое решение.
1. Формируются группы с учётом того, чтобы с максимальной
эффективностью для коллектива могли реализовывать учебные
возможности каждого члена группы, в зависимости от
содержания и характера предстоящей работы. Поэтому состав
групп непостоянный.
2. Задание для групп бывает одинаковым, и тогда работа
принимает соревновательный характер (при обобщении или
контроле уровня усвоения знаний).
3. При изучении нового материала задания могут быть разной
степени сложности, соответственно группы формируются по
уровню подготовленности: слабые и сильные группы получают
соответствующие задания, выполняют все ученики,
соответственно повышается самооценка даже «слабых»
учеников.
4. Задания для групп могут быть разные в системе получения
информации по теме урока. В этом случае каждая группа вносит
свой вклад в изучении общей темы. Ребята учатся работать с
информацией (учебник, дополнительная литература), в рамках
группы выбирать главное, кратко и понятно излагать материал
для других учащихся.
5. В некоторых случаях группы, получая одинаковое задание,
должны проработать материал так, чтобы все члены группы
хорошо его усвоили. В этом случае формируются группы
1.В процессе работы в группах у
учащихся формируются
коммуникативные навыки:
- умение слушать других, договариваться,
ставить и решать общие задачи, с
уважением относиться к работе
товарищей, оказывать друг другу
помощь, консультировать друг друга при
изучении нового материала, в случае
возникновения вопросов; умение
аргументировано представлять свою
точку зрения.
.
разноуровневые, чтобы ребята могли развивать навыки
взаимопомощи и взаимоответственности. В такой ситуации
особое внимание уделяется формированию навыков
конструктивного, доброжелательного взаимодействия.
6. Приёмы групповой технологии используются при подготовке
докладов, рефератов, презентаций по теме урока, а также в
сочетании с другими технологиями.
Технология дифференцированного обучения
- вовлечение в работу каждого
ученика для достижения более высокого
уровня развития внимания, восприятия,
памяти, мышления, речи каждого
ученика;
- стабильное повышение качества
знаний каждого ребёнка;
- создание психологической
комфортности обучения всех категорий
учащихся на основе учебного успеха.
Данная технология используется на разных этапах урока: при
объяснении нового материала и закреплении пройденного, при
повторении и обобщении и при проверке домашнего задания.
1. Фронтальная форма используется при изучении нового
материала, при повторении и обобщении уже пройденного. При
этом работа ведется со всем классом одновременно с
акцентированием и дополнительным обсуждением отдельных
вопросов, основываясь на индивидуальных ответах учащихся.
2. Индивидуальная форма на всех этапах урока используется при
решении различных задач. Ученики получают разноуровневые
задания для самостоятельного выполнения с учетом их
возможностей и подготовки.
3. Групповая форма работы предусматривает деятельность
учащихся:
- в одноуровневых группах, подобранных по равным
возможностям и знаниям учащихся, где они вместе выполняют
дифференцированно подобранные задания, тесты и вопросы;
- в разноуровневых группах, где учащиеся проверяют и
консультируют друг друга.
Указанные формы организации деятельности обучающихся
предусматривают активные методы обучения.
4. Дифференцированные домашние задания.
5. Применение различных форм и методов контроля знаний:
разноуровневые тесты, задания облегченного и повышенного
уровня, задания опережающего характера.
1. Каждым ребёнком накапливается
собственный опыт.
2. Повышается интерес учащихся к
учебному предмету.
3. Наблюдается положительная динамика
в повышении качества знаний и
успешности по предметам.
4. Создание банка индивидуальных
заданий для обучающихся.