Автор: Салтанова Надежда Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 46" г.о. Самара Населённый пункт: город Самара Наименование материала: Проект по познавательному развитию в старшей группе Тема: "Путешествие по Солнечной системе" Раздел: дошкольное образование
Проект
в
старшей
группе
«
Путешествие
по
солнечной
системе
»
Воспитатель: Салтанова Надежда Николаевна
МБДОУ «Детский сад № 46»
г. о. Самара
Старшая группа «Ежик»
Актуальность проекта
Любое исследование, любое наблюдение, будь то наблюдение физика за тем, как
раскалывается ядро атома, ребёнка за кошкой или астронома, ведущего наблюдения
за далёкой-далёкой вселенной,
— всё это наблюдение за Солнечной
системой,
вернее, за отдельными её частями (планетами). Современная наука знает о наличии
в Солнечной системе 9 (девяти) планет, таких как: Меркурий, Венера, Земля, Марс,
Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Ребенок,
смотря ночью в небо,
видит
перед собой огромное количество звезд,
планет,
которые для
него являются
отдельным миром,
познать
который хочет
каждый.
Именно поэтому каждый ребенок в детстве мечтает стать космонавтом, чтоб хоть на
минуту приблизится к этому неизведанному пространству полного мифов и загадок,
все так и манит
заглянуть вглубь Солнечной системы,
проникнуть в ее тайны,
разгадать загадки и отправится вместе с ее героями в путешествие за знаниями.
Научное представление о Солнечной системе не стоит на месте, книги, журналы,
социальные
сети
во
всемирной
паутине
«Интернет»
пестрят
иллюстрациями,
картинками, обложками и интересными рассказами, историями о ней.
Основные особенности данного проекта:
Получение новых знаний о Солнечной системе, как совокупности планет, звезд,
метеоритов, астероидов и т.д.;
Систематизация полученных знаний;
Развитие у детей познавательной активности;
Развитие мыслительных процессов и операций;
Воспитание дружеских отношений в процессе коллективной деятельности;
Тип проекта:
Тип проекта: информационно-практический.
По характеру: ребенок-педагог.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: краткосрочный.
Форма представления проекта: презентация.
Мотивация:
Воспитатель
с
детьми,
гуляя
на
прогулке,
наблюдали за
погодой,
подробно
описывая ее (солнечная, облачная, пасмурная). И один из воспитанников спросил
у воспитателя, а что находится выше неба, облаков? На что воспитатель ответил,
что
там находится
Солнце,
а
вокруг
него
двигаются
планеты.
Детям стала
интересна эта тема со всеми ее подробностями.
В процессе изучения детей
заинтересовало:
Откуда появилась Солнечная система?
Кто обнаружил Солнечную систему?
Как выглядит Солнечная система?
Из каких частей она состоит?
Участники проекта:
Воспитатели;
Воспитанники старшей группы
«Ежик»;
Педагог-психолог;
Цель проекта:
Развитие у детей представлений о Солнечной системе и различных
космических явлениях;
Задачи:
Познакомить детей с гипотезами появления и создания
Солнечной системы;
Сформировать у детей понимание планет, звезд, комет,
астероидов;
Развивать познавательную активность, самостоятельность,
умение рассуждать, делать умозаключения;
Способствовать реализации полученных знаний в творческой
продуктивной деятельности;
Первый этап (подготовительный)
Данный
проект
потребовал
от
его
участников
серьезной
и
продуманной
подготовки.
Работа по проекту началась с «мозгового штурма» (круглый стол)
участников
проекта.
Далее
родителям
была
предоставлена
презентация
музыкальное слайд-шоу «Парад планет», подготовлены фотографии и буклеты с
изображением Солнечной системы.
Была изучена тема, как привлечь ребенка к знаниям о Солнечной системе. В ходе
подготовке к проведению данного проекта воспитателями дополнительно была
изучена научная литература, дающая минимальное представление о вселенной и
ее законах.
Воспитатели дополнительно искали информацию о Солнечной системе в сети
«Интернет» и научных энциклопедиях.
На
данном
этапе
использован
деятельностный
подход
в
обучении
–
самостоятельное добывание знаний детьми.
Второй этап (практический)
В целях реализации данного проекта мы провели следующие мероприятия:
•
Беседа о Солнечной системе и планетах;
•
Рассматривание иллюстраций и картинок заранее подготовленных детьми совместно с
родителями;
•
Посмотрели мультфильм «Тайна третьей планеты» и слайд-шоу «Парад планет»;
•
Дидактическая игра с воздушными шарами «Создай свою планету»;
•
Выставка космических кораблей, созданных при помощи конструктора «Лего», для путешествия
по планетам Солнечной системы;
•
НОД «Построй карту полета» совместно с педагогом психологом;
•
Оформление альбома «Солнечная система»;
•
Создание объемной модели Солнечной системы при помощи планет, слепленных детьми, из
кусочков теста, и окрашенных разными цветами;
Беседа о Солнечной системе и планетах;
Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты»
и слайд-шоу «Парад планет»
Дидактическая игра с воздушными шарами
«Создай свою планету»;
Выставка космических кораблей, созданных при помощи
конструктора «Лего», для путешествия по планетам
Солнечной системы
НОД «Построй карту полета»
совместно с педагогом психологом
Создание объемной модели Солнечной системы при помощи планет,
слепленных детьми, из кусочков теста,
и окрашенных разными цветами;
Создание объемной модели Солнечной системы при помощи планет,
слепленных детьми, из кусочков теста,
и окрашенных разными цветами;
Третий этап (заключительный)
Заключительный этап
Воспитатели и дети, участвовали в формировании выставки рисунков и аппликации
Солнечной системы. Дети с удовольствием рассказывали о планетах.
В рамках дальнейшего изучения данной темы мы планируем:
Сотрудничество с Музейно-выставочным центром «Самара Космическая»;
Организация дополнительных выставок рисунков, поделок;
Проведение бесед с детьми и родителями о нашей солнечной системе;
Изготовление макетов планет, звезд для младших дошкольников;
Изучение звезд во Вселенной и их созвездий.
Вывод
В ходе проекта дети получили знания о солнечной системе. За время реализации проекта дети,
воспитатели, родители воспитанников, показали себя единой командой, где каждый хотел внести
что-то свое новое в разнообразие информации, видео-, фотоматериала. Каждый участник проекта
зарекомендовал себя как активного, дружного, проявляющего заинтересованность.
Проведенная работа дала интересные результаты, среди которых можно отметить:
У детей повысился интерес к Солнечной системе;
Истории ее возникновения, и планет входящих в нее;
Пополнился интеллектуальный багаж;
Наблюдается обогащение речи.