Напоминание

Семья начинается с детей


Автор: Лабутина Оксана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №40 г. Челябинска"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Семья начинается с детей
Раздел: дошкольное образование





Назад





СЕМЬЯ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТЕЙ
О. В. Лабутина МАДОУ «ДС № 40» Главный замысел и цель семейной жизни - воспитание детей. В.А. Сухомлинский Во все времена перед человечеством стоял один из основных вопросов жизни: вопрос о воспитании следующего поколения. Уже давно наиболее распространённой формой воспитания является семья. Семья играла всегда значительную роль. В семье ребёнок постигал азбуку нравственности. В семейных беседах, в совместном труде старшие передавали разнообразные жизненные навыки, определённые моральные ценности. В настоящее время, время рыночных отношений, социально- экономические условия жизни общества, безусловно, находят своё отражение в жизнеустройстве семьи, но, вместе с тем, практика показывает, что материальное благополучие не является гарантией стабильности семьи, здоровья и счастья. На сегодняшний день политика государства в сфере репродукции и воспитания подрастающего поколения направлена на улучшение положения семьи как института социализации. В этой связи перед российским педагогическим сообществом встаёт проблема поиска новых современных подходов к организации взаимодействия детского образовательного учреждения с семьями своих воспитанников. В рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в нашем учреждении были обозначены следующие задачи:  ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения;  педагогическое просвещение родителей;  установление единства в воспитании детей;  изучение и распространение передового опыта семейного воспитания. Для решения поставленных задач в детском саду используются интернет ресурсы и организована планомерная и целенаправленная работа под девизом «Придумывать, создавать и следовать традициям» (Таблица «Формы взаимодействия с семьями воспитанников»). № п/ п Традиции Традиционные формы взаимодействия Инновационные формы взаимодействия 1 День Поздравительный 1) Пригласительные открытки
рождения группы стенд, чаепитие, праздничная программа, пригласительные открытки для каждого гостя и родителя, с д е л а н н ы е р у к а м и воспитанников; 2) праздничное оформление не только группы: оформляется личное пространство каждого в о с п и т а н н и к а : с т у л – воздушным шаром, стол – праздничной с к ат е р т ь ю , оформление выходит з а границы группы, содержание меняется ежегодно (стихи, п о ж е л а н и я г р у п п е о т р о д и т е л е й и г о с т е й , фотографии воспитанников группы); 4) сценарий Дня, где главный герой – символ группы, объединяет все мероприятия вокруг себя, в празднике всегда участвуют родители и в ыполня ют вс е з а д а н и я вместе со своим ребенком, а так же играют роли; 5) театральные постановки, мюзиклы, в которых каждый ребёнок играет свою роль, а в м е с т е с р о д и т е л я м и подбирают сценический образ и создают костюм. 2 День Именинника ребёнка Поздравительный стенд «С Днём рождения», чаепитие. 1 ) О ф о р м л е н и е ш к а ф а именинника в приё мной (размещается праздничная ап п л и ка ц и я , в о з д у ш н ы е шары); 2 ) и м е н и н н ы й с т у л (праздничный чехол с бантом) 3) именинный стол (игрушки Крокодила Гены и Ч е б у р а ш к и , г а р м о ш к а , п р а зд н и ч н а я ко р о б к а с п о д а р к о м , г и р л я н д а , п р а зд н и ч н ы е ко л п а ч к и , скатерть праздничная);
4) сценарий Дня Рождения на в е с ь д е н ь ( в к л ю ч а е т мероприятия: игры, гд е именинник в главных ролях, песни, танцы, поздравления от педагогов и каждого ребенка, чтение любимых стихов, и с п о л н е н и е ж е л а н и й с помощью волшебной палочки именинника). 3 День Именинника родителя Стенд «С Днём рождения». 1) Коллективное поздравление от детей и педагогов с пожеланиями при встрече в детском саду или по телефону, 2 ) п од а р о к о т р е б ё н к а , сделанный своими руками с помощью педагога. 4 День рождения детского сада Праздничная программа. 1) Выпуск праздничной газеты руками воспитанников с помощью педагогов; 2) создание гирлянды руками родителей, почтовый ящик д л я п о з д р а в и т е л ь н ы х открыток от родителей и детей. 5 Спортивные мероприятия Мама, папа, я – спортивная семья. 1) «День здоровья»; 2) показательные выступления по физическому развитию; 3) «Весёлые старты»; 4) «Малые Олимпийские игры» (во время предварительной работы ребёнок для родителей готовит «Билет болельщика», в ко т о р о м с о о б щ а е т с я мероприятие, дата, время и место проведения, вместе с родителями дети готовят транспаранты и «кричалки» для болельщиков, организуют буфет на свежем воздухе. 6 День Матери Концерт, создание подарка руками ребёнка 1) Мастер-класс «Для папиной мамы, для маминой мамы подарок своими руками» (совместная творческая
работа родителей и детей); 2) создание портрета мамы, руками каждого ребёнка; 3) выпуск газеты руками детей «У мамы золотое сердце» (фотографии каждой мамы с ребёнком, оформленные в р а м к и и о б ъ е д и н ё н н ы е сюжетом); 4) совместный этюд «Дети и родители»; 5) в и д е о р ол и к с у ч а с т и е м каждого ребёнка «Мама – это…» 7 Выставки творческих работ Конкурс рисунков, поделок. 1) индивидуальные выставки творческих работ ребёнка; 2) в ы с т а в ка ко л л е к т и в н ы х детских работ формата А 3, А4; 3) участие во Всероссийских к о н к у р с а х с и н т е р н е т голосованием родителей и родственников; 4) с о з д а н и е а л ь б о м а и з коллективных детских работ «Нетрадиционные техники рисования»; 5) в ы с т а в к и с е м е й н ы х творческих работ, например: «Конкурс ёлочных игрушек», «В мире сказок», «Осенние сюрпризы», «На п о р о г е Н о в ы й год » , « К н и ж к и - малышки» (каждой семье в р у ч а е т с я п р и гл а ш е н и е поучаствовать в выставке или конкурсе с нестандартным текстом, где указываются сроки проведения, требования к работе и оформлению); 6) вручение индивидуальных благодарственных пис е м каждой семье за участие, дипломов и грамот;
8 День семьи, любви и верности Папка-передвижка, общее поздравление на стенде. 1) Р о м а ш к а и с е р д е ч к о , сделанные своими руками в п о д а р о к р о д и т е л я м о т ребёнка; 2) именные поздравительные открытки каждой семье от педагогов; 3) о ф о р м л е н и е г р у п п ы и приёмной цветами ромашек; 4) о ф о рм л е н и е ш к а ф ч и ко в праздничными наклейками; 5) проигрывание песен о семье и любви; 6) почта «Петра и Февронии». 9 Фотовыставка «Моя мама - лучшая на свете», «Папа – моя гордость». 1) Семейная страничка в фотоальбом группы (индивидуальное дидактическое пособие для речевого развития ребёнка); 2) «Здравствуйте, здесь мы живём» (рассказывает о жизни воспитанников в детском саду); 3) «Как мы провели лето» (фотовыставка каждой семьи по итогам семейного отдыха). 10 Родительские собрания Чаепитие, викторины, КВН, стенд «Советы специалистов». 1) Именные пригласительные, где говорится о дате, времени, ме сте проведения, т е м е собрания, цели, обсуждаемых вопросах, выступающих; 2) «информационный ящик» для предложений, пожеланий, вопросов; 3) выпуск буклетов, памяток, газет, оформление папок- передвижек на актуальные темы и вопросы воспитания и образования детей; 4) д и с к у с с и о н н ы й к л у б , например: «Кризис трёх лет! Что делать?»; 5) конференции, н ап р и м е р : «Формирование н а в ы ко в
самообслуживания»; 6) круглые столы; 7) собрания с видеозаписями и пре зент ациями, кото р ы е д е м о н с т р и р у ю т ж и з н ь воспитанников в детском саду. Н а п р и м е р : с о б р а н и е « Д в и ж е н и е и р е ч ь » с видеозаписью занятия по физическому развитию или собрание с презентацией «Как мы провели лето»; 8) тренинги, например: серии тренингов для родителей будущих первоклассников на различные темы; 9) итоговые собрания в формате педагог – родитель - ребёнок, где подводятся итоги года, вручаются благодарственные п и с ь м а р о д и т е л я м и свидетельства о переходе в следующую группу детям. Например: театрализованная вечеринка для родителей и детей «Здравствуй, лето!», т е м а т и ч е с к и й в е ч е р «Калейдоскоп событий» 11 День Победы Концерт, посещение парка «Сад Победы». 1) Создание коллекции открыток к празднику; 2) разучивание стихов и песен военных лет, 3) участие во Всероссийских акциях и проектах; 4) создание альбома «Наши прадедушки и прабабушки во время войны»; 5) выпуск газет; 6) «Зарница». День открытых дверей Открытые педагогические мероприятия 1) Включение родителей в режим дня; 2) «Путешествия…»; 3) поездки в музеи, театры, планетарий.
Обогащение развивающей среды Поручения 1) Стенд «Добрые дела наших родителей» (на стенде располагаются божьи коровки с маркировкой без точек, дети наклеивают чёрную точку за каждое доброе дело своих родителей); 2) творческая студия для родителей «Мастер на все руки». Мы уверены, детский сад может внести большой вклад в сохранение и укрепление семьи и семейных ценностей. В ходе работы над поставленными задачами в течение шести лет мы изменили взгляд родителей на взаимосвязь семейного и общественного воспитания. Все вышеперечисленные мероприятия помогают ребенку по мере его развития и взросления последовательно и всесторонне осваивать опыт, нормы, правила и законы жизни в семье. Ребёнок в результате данного подхода перестаёт делить себя на «Я – в обществе» и «Я – в семье». У него формируются иное представление о семье, как высшей жизненной ценности, и мы надеемся, он будет стремиться завести в будущем собственную семью и продолжить свой род в своих детях и созданных традициях. Детский сад служит «организующим центром» и влияет на домашнее воспитание. Следовательно, важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет и важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Установление контакта между ДОУ и семьей – необходимое условие успешного воспитания ребенка дошкольного возраста.
Литература
1. Дронь , А. В., Данилюк, О. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников / А. В. Дронь, О. Л. Данилюк. Санкт-Петербург: Детство- Пресс, 2012. – 96 с. 2. Миклеева, Н. В. Детский сад и молодая семья: Основы успешного взаимодействия / Н. В. Миклеева, М.: Сфера, 2010. – 128 с. 3. Сертакова Н.М., Инновационные формы работы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей / Н.М. Сертакова. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2013. – 80 с. 4. firo


В раздел образования