Автор: Лабутина Оксана Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №40 г. Челябинска" Населённый пункт: город Челябинск Наименование материала: статья Тема: Семья начинается с детей Раздел: дошкольное образование
СЕМЬЯ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТЕЙ
О. В. Лабутина
МАДОУ «ДС № 40»
Главный замысел и цель семейной жизни
- воспитание детей.
В.А. Сухомлинский
Во все времена перед человечеством стоял один из основных вопросов
жизни: вопрос о воспитании следующего поколения.
Уже давно наиболее распространённой формой воспитания является
семья. Семья играла всегда значительную роль. В семье ребёнок постигал
азбуку нравственности. В семейных беседах, в совместном труде старшие
передавали разнообразные жизненные навыки, определённые моральные
ценности.
В
настоящее
время,
время
рыночных
отношений,
социально-
экономические
условия
жизни
общества,
безусловно,
находят
своё
отражение
в
жизнеустройстве
семьи,
но,
вместе
с
тем,
практика
показывает,
что
материальное
благополучие
не
является
гарантией
стабильности семьи, здоровья и счастья.
На сегодняшний день политика государства в сфере репродукции и
воспитания
подрастающего
поколения
направлена
на
улучшение
положения
семьи
как
института
социализации.
В
этой
связи
перед
российским педагогическим сообществом встаёт проблема поиска новых
современных
подходов
к
организации
взаимодействия
детского
образовательного учреждения с семьями своих воспитанников.
В рамках реализации Федерального государственного образовательного
стандарта
дошкольного
образования
в
нашем
учреждении
были
обозначены следующие задачи:
ознакомление
родителей
с
жизнью
и
работой
дошкольного
учреждения;
педагогическое просвещение родителей;
установление единства в воспитании детей;
изучение
и
распространение
передового
опыта
семейного
воспитания.
Для
решения
поставленных
задач
в
детском
саду
используются
интернет ресурсы и организована планомерная и целенаправленная работа
под девизом «Придумывать, создавать и следовать традициям» (Таблица
«Формы взаимодействия с семьями воспитанников»).
№
п/
п
Традиции
Традиционные
формы
взаимодействия
Инновационные формы
взаимодействия
1
День
Поздравительный
1)
Пригласительные
открытки
рождения
группы
стенд,
чаепитие,
праздничная
программа,
пригласительные
открытки
для каждого гостя и родителя,
с д е л а н н ы е
р у к а м и
воспитанников;
2) праздничное оформление не
только
группы:
оформляется
личное пространство каждого
в о с п и т а н н и к а :
с т у л
–
воздушным
шаром,
стол
–
праздничной
с к ат е р т ь ю ,
оформление
выходит
з а
границы группы, содержание
меняется
ежегодно
(стихи,
п о ж е л а н и я
г р у п п е
о т
р о д и т е л е й
и
г о с т е й ,
фотографии
воспитанников
группы);
4)
сценарий
Дня,
где
главный
герой
–
символ
группы,
объединяет
все
мероприятия
вокруг
себя,
в
празднике
всегда участвуют родители и
в ыполня ют
вс е
з а д а н и я
вместе со своим ребенком, а
так же играют роли;
5)
театральные
постановки,
мюзиклы, в которых каждый
ребёнок играет свою роль, а
в м е с т е
с
р о д и т е л я м и
подбирают сценический образ
и создают костюм.
2
День
Именинника
ребёнка
Поздравительный
стенд
«С
Днём
рождения»,
чаепитие.
1 )
О ф о р м л е н и е
ш к а ф а
именинника
в
приё мной
(размещается
праздничная
ап п л и ка ц и я ,
в о з д у ш н ы е
шары);
2 )
и м е н и н н ы й
с т у л
(праздничный чехол с бантом)
3) именинный стол
(игрушки Крокодила Гены и
Ч е б у р а ш к и ,
г а р м о ш к а ,
п р а зд н и ч н а я
ко р о б к а
с
п о д а р к о м ,
г и р л я н д а ,
п р а зд н и ч н ы е
ко л п а ч к и ,
скатерть праздничная);
4)
сценарий
Дня
Рождения
на
в е с ь
д е н ь
( в к л ю ч а е т
мероприятия:
игры,
гд е
именинник в главных ролях,
песни, танцы, поздравления от
педагогов и каждого ребенка,
чтение
любимых
стихов,
и с п о л н е н и е
ж е л а н и й
с
помощью волшебной палочки
именинника).
3
День
Именинника
родителя
Стенд «С Днём
рождения».
1)
Коллективное
поздравление
от
детей
и
педагогов
с
пожеланиями
при
встрече
в
детском саду или по телефону,
2 )
п од а р о к
о т
р е б ё н к а ,
сделанный
своими
руками
с
помощью педагога.
4
День
рождения
детского сада
Праздничная
программа.
1) Выпуск
праздничной
газеты
руками
воспитанников
с
помощью педагогов;
2) создание
гирлянды
руками
родителей,
почтовый
ящик
д л я
п о з д р а в и т е л ь н ы х
открыток
от
родителей
и
детей.
5
Спортивные
мероприятия
Мама, папа, я –
спортивная семья.
1) «День здоровья»;
2) показательные
выступления
по физическому развитию;
3)
«Весёлые старты»;
4) «Малые
Олимпийские
игры»
(во
время
предварительной
работы ребёнок для родителей
готовит «Билет болельщика»,
в
ко т о р о м
с о о б щ а е т с я
мероприятие,
дата,
время
и
место
проведения,
вместе
с
родителями
дети
готовят
транспаранты
и
«кричалки»
для болельщиков, организуют
буфет на свежем воздухе.
6
День Матери
Концерт, создание
подарка руками
ребёнка
1) Мастер-класс
«Для
папиной
мамы,
для
маминой
мамы
подарок
своими
руками»
(совместная
творческая
работа родителей и детей);
2) создание
портрета
мамы,
руками каждого ребёнка;
3) выпуск
газеты
руками
детей
«У
мамы
золотое
сердце»
(фотографии каждой мамы с
ребёнком,
оформленные
в
р а м к и
и
о б ъ е д и н ё н н ы е
сюжетом);
4) совместный
этюд
«Дети
и
родители»;
5) в и д е о р ол и к
с
у ч а с т и е м
каждого
ребёнка
«Мама
–
это…»
7
Выставки
творческих
работ
Конкурс рисунков,
поделок.
1) индивидуальные
выставки
творческих работ ребёнка;
2) в ы с т а в ка
ко л л е к т и в н ы х
детских
работ
формата
А
3,
А4;
3) участие
во
Всероссийских
к о н к у р с а х
с
и н т е р н е т
голосованием
родителей
и
родственников;
4) с о з д а н и е
а л ь б о м а
и з
коллективных
детских
работ
«Нетрадиционные
техники
рисования»;
5) в ы с т а в к и
с е м е й н ы х
творческих
работ,
например:
«Конкурс ёлочных игрушек»,
«В
мире
сказок»,
«Осенние
сюрпризы»,
«На
п о р о г е
Н о в ы й
год » ,
« К н и ж к и -
малышки»
(каждой
семье
в р у ч а е т с я
п р и гл а ш е н и е
поучаствовать в выставке или
конкурсе
с
нестандартным
текстом,
где
указываются
сроки проведения, требования
к работе и оформлению);
6) вручение
индивидуальных
благодарственных
пис е м
каждой
семье
за
участие,
дипломов и грамот;
8
День семьи,
любви и
верности
Папка-передвижка,
общее
поздравление на
стенде.
1) Р о м а ш к а
и
с е р д е ч к о ,
сделанные
своими
руками
в
п о д а р о к
р о д и т е л я м
о т
ребёнка;
2) именные
поздравительные
открытки
каждой
семье
от
педагогов;
3) о ф о р м л е н и е
г р у п п ы
и
приёмной цветами ромашек;
4) о ф о рм л е н и е
ш к а ф ч и ко в
праздничными наклейками;
5) проигрывание песен о семье и
любви;
6) почта «Петра и Февронии».
9
Фотовыставка
«Моя мама -
лучшая на свете»,
«Папа – моя
гордость».
1) Семейная страничка в
фотоальбом группы
(индивидуальное
дидактическое пособие для
речевого развития ребёнка);
2) «Здравствуйте, здесь мы
живём» (рассказывает о
жизни воспитанников в
детском саду);
3) «Как мы провели лето»
(фотовыставка каждой семьи
по итогам семейного отдыха).
10
Родительские
собрания
Чаепитие,
викторины, КВН,
стенд «Советы
специалистов».
1) Именные
пригласительные,
где говорится о дате, времени,
ме сте
проведения,
т е м е
собрания, цели, обсуждаемых
вопросах, выступающих;
2) «информационный ящик» для
предложений,
пожеланий,
вопросов;
3) выпуск
буклетов,
памяток,
газет,
оформление
папок-
передвижек
на
актуальные
темы и вопросы воспитания и
образования детей;
4)
д и с к у с с и о н н ы й
к л у б ,
например: «Кризис трёх лет!
Что делать?»;
5) конференции,
н ап р и м е р :
«Формирование
н а в ы ко в
самообслуживания»;
6) круглые столы;
7) собрания
с
видеозаписями
и
пре зент ациями,
кото р ы е
д е м о н с т р и р у ю т
ж и з н ь
воспитанников в детском саду.
Н а п р и м е р :
с о б р а н и е
« Д в и ж е н и е
и
р е ч ь »
с
видеозаписью
занятия
по
физическому
развитию
или
собрание с презентацией «Как
мы провели лето»;
8) тренинги, например: серии
тренингов для родителей
будущих первоклассников на
различные темы;
9) итоговые собрания в формате
педагог – родитель - ребёнок,
где
подводятся
итоги
года,
вручаются
благодарственные
п и с ь м а
р о д и т е л я м
и
свидетельства
о
переходе
в
следующую
группу
детям.
Например: театрализованная
вечеринка
для
родителей
и
детей
«Здравствуй,
лето!»,
т е м а т и ч е с к и й
в е ч е р
«Калейдоскоп событий»
11
День Победы
Концерт,
посещение парка
«Сад Победы».
1) Создание коллекции открыток
к празднику;
2) разучивание стихов и песен
военных лет,
3) участие во Всероссийских
акциях и проектах;
4) создание альбома «Наши
прадедушки и прабабушки во
время войны»;
5) выпуск газет;
6) «Зарница».
День
открытых
дверей
Открытые
педагогические
мероприятия
1) Включение родителей в
режим дня;
2) «Путешествия…»;
3) поездки в музеи, театры,
планетарий.
Обогащение
развивающей
среды
Поручения
1) Стенд «Добрые дела наших
родителей» (на стенде
располагаются божьи коровки
с маркировкой без точек, дети
наклеивают чёрную точку за
каждое доброе дело своих
родителей);
2) творческая студия для
родителей «Мастер на все
руки».
Мы уверены, детский сад может внести большой вклад в сохранение и
укрепление семьи и семейных ценностей.
В ходе работы над поставленными задачами в течение шести лет мы
изменили взгляд родителей на взаимосвязь семейного и общественного
воспитания. Все вышеперечисленные мероприятия помогают ребенку по
мере его развития и взросления последовательно и всесторонне осваивать
опыт,
нормы,
правила
и
законы
жизни
в
семье.
Ребёнок
в
результате
данного подхода
перестаёт делить себя на «Я – в обществе» и «Я – в
семье». У него
формируются иное представление о семье, как высшей
жизненной
ценности,
и
мы
надеемся,
он
будет
стремиться
завести
в
будущем собственную семью и продолжить свой род в своих детях и
созданных традициях.
Детский сад служит «организующим центром» и влияет на домашнее
воспитание.
Следовательно, важность семейного воспитания в процессе развития
детей
определяет
и
важность
взаимодействия
семьи
и
дошкольного
учреждения. Установление контакта между ДОУ и семьей – необходимое
условие успешного воспитания ребенка дошкольного возраста.
Литература
1.
Дронь , А. В., Данилюк, О. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями
дошкольников / А. В. Дронь, О. Л. Данилюк. Санкт-Петербург: Детство-
Пресс, 2012. – 96 с.
2.
Миклеева, Н. В. Детский сад и молодая семья: Основы успешного
взаимодействия / Н. В. Миклеева, М.: Сфера, 2010. – 128 с.
3.
Сертакова Н.М., Инновационные формы работы взаимодействия
дошкольного образовательного учреждения с семьей / Н.М. Сертакова.
Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2013. – 80 с.
4.
firo