Автор: Анисимова Людмила Алексеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МНБОУ " Лицей № 76" Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровской области Наименование материала: методическая разработка урока Тема: А. Платонов " Неизвестный цветок" Раздел: начальное образование
Урок составлен учителем высшей квалификационной категории, отличником народного
образования Анисимовой Людмилы Алексеевны
Урок литерного чтения (слушание) в 4 классе.
Учебно-методический комплект: «Начальная школа XXI века» Н.Ф. Виноградова. 4 класс:
Учебник « Хрестоматия №2 4 класс»: Вентана-Граф, 2016год.
Класс: 4 класс.
Тема урока: А. Платонов. Сказка-быль. « Неизвестный цветок»
Цели.
Обучающая. Познакомить учащихся со сказкой-былью А. Платонова «Неизвестный цветок».
Развивающая. Продолжить формирование УУД:
личностные
– развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравствен-
ную отзывчивость, понимать и сопереживать;
познавательные - анализировать, синтезировать, выдвигать гипотезы, искать нужную инфор -
мацию;
регулятивные - осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов;
коммуникативные – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных пози -
ций при работе в паре. Договариваться и приходить к общему решению.
Воспитывающая. Формировать потребность в развитии волевых и нравственных качеств, что-
бы стать успешным в жизни, через постановку учебной проблемы и организацию поисково-
исследовательской деятельности учащихся.
Мотивационный этап.
- Откройте учебники на странице 187. Прочитайте заголовок. (Неизвестный цве-
ток)
- К какому жанру относится это произведение? (сказка-быль)
- Кто написал эту сказку-быль? ( А. Платонов)
Индивидуальное сообщение ученика.
Краткая биография Платонова.
«Андрей Платонов (Андрей Платонович Климентов) – советский писатель и дра-
матург
русский литератор первой половины XX века. Отличался самобытным
стилем написания. Писатель родился 1 сентября 1899 года в Воронеже в рабочей
семье. В возрасте 7 лет поступил в церковно-приходскую школу. С 10 до 13 лет
учился в городской школе, а затем поступил подёнщиком в страховую контору.
Летом 1921 года учился в губернской партийной школе. Во время гражданской
войны был фронтовым корреспондентом и печатал свои рассказы в нескольких
газетах. В годы Отечественной войны писатель служил военным корреспондентом
в газете «Красная звезда» и выпускал в печать свои военные рассказы. В послед-
ние годы занимался обработкой русских и башкирских сказок для детских жур-
налов. Умер А. Платонов в январе 1951 года и был похоронен
на Армянском кладбище Москвы».
- Где ты нашёл эту информацию, об авторе? ( В интернете)
- Можно ли по заголовку определить, о чём пойдёт речь? (да)
- А какие события произойдут в произведении? (нет)
- Что для этого нужно сделать? (прочитать)
2. Проблемный этап.
Выразительное чтение сказки-были учителем.
- Какие мысли возникли у вас после прослушивания сказки?
- Какие отрывки оставили след в вашей душе, и вам хотелось бы ещё раз их
перечитать?
( Чтение отрывков)
- Можно ли сказать, что главные герои сказки-были успешны в своей жизни? (да)
- Я предлагаю вам в конце урока ответить на вопрос:
«Какие волевые и нравственные качества надо воспитывать
у себя, чтобы стать успешным в жизни?»
- Сформулируйте учебную задачу.
Определить какими волевыми и нравственными качествами должен обладать
человек, чтобы быть успешным в жизни?
3.Информационный этап.
- Давайте проследим по тексту, каким автор показывает цветок?
- Найдите отрывок, в котором говорится о том, как цветок родился?
(с.187, последний абзац; с.188 первый абзац)
- Какими волевыми качествами Платонов наградил своего героя?
(терпение, жажда жизни)
- Перечитайте предложения, в которых рассказывается, как рос цветок?
- Найдите отрывок из теста, который подсказывает, что помогло ему выжить?
(настойчивость)
- Какие эмоции переполняли цветок?
- Как неизвестный цветок боролся с ними?
(Подавлял отрицательные эмоции и создавал положительные с.189, первый аб-
зац)
- Чего добился герой сказки? (с.189, 3 абзац)
- Можно ли назвать цветок успешным? (да)
- Есть ли ещё главный герой сказки-были? (Даша)
- Давайте проанализируем, какая показана Даша в произведении.
- Как автор нас знакомит с девочкой? (с.189, 4 абзац)
- Какими нравственными качествами Платонов наделил свою героиню?
(сердечность, доброта)
- Как Даша разговаривает с цветком? Перечитайте отрывок. (Ласково с.190-191, 3
строки)
- Перечитайте верхний отрывок на с.101. Что вы поняли из него? (Даша была фан-
тазёркой)
- Какие качества девочки подчеркивают строки на с.191, 2 абзац? (верность и пре-
данность)
Я предлагаю вам организовать исследовательские мини-лаборатории (работа в па-
рах).
У вас на столах лежат листы бумаги, разделите их вертикальной линией пополам.
Ребята, сидящие на первом варианте, выпишут ключевые слова и запишут усло-
вия, в которых рос цветок. Ребята, которые сидят на 2 варианте, запишут условия,
в которых жили растения на изменённой земле.
Потом вы сравните их и сделаете вывод: « Что необходимо для жизни растений!»
Выбирайте сами, кто из вас будет презентовать ваш совместный труд.
Презентации.
- Какие изменения произошли с мёртвым пустырём?
( Выросли красивые цветы, стали летать птицы и бабочки)
- Почему это произошло? ( Благодаря Даше)
- Можем ли мы сказать, что Даша была успешной в жизни? (да)
4. Аналитический этап .
Обобщите качества, присущие Даше и цветку, и ответьте на вопрос, который
был поставлен в начале урока:
« Какие волевые и нравственные качества надо воспитывать
у себя, чтобы стать успешным в жизни?»
- Для чего А. Платонов написал эту сказку быль?
- Мы решили, поставленную на этом уроке, задачу? (да)
5. Рефлексивный этап.
- Что нового вы открыли для себя?
- Что удивило, заинтересовало, запомнилось?
- Какие у вас возникали чувства во время работы над произведением?
Домашнее задание по выбору:
1. Сделать бортовой журнал к этой сказке-были.
2.Нрисовать обложку к произведению.
3. Письменно продолжить сказку.