Напоминание

НаНасущные вопросы самостоятельной работы учащегося-пианиста


Автор: Рогова Людмила Вячеславовна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО " ДШИ имени Алексан6дра Семёновича Розанова"
Населённый пункт: г. Кировск, Мурманской обл
Наименование материала: статья
Тема: НаНасущные вопросы самостоятельной работы учащегося-пианиста
Раздел: дополнительное образование





Назад





Некоторые аспекты самостоятельной работы учащегося-пианиста

Преподаватель фортепиано

Рогова Людмила Вячеславовна
В своей педагогической практике мы постоянно сталкиваемся с проблемой некачественно выполненной учащимися домашней работы. Объяснимо это, когда он дома практически не занимается (с чем мы зачастую встречаемся). Но когда ученик занимается, а качество его работы нас не устраивает. Что делать? Справедливо говорил о важности целенаправленного труда при обучении музыке А.Б. Гольденвейзер: «Необходимо резко различать игру и работу на инструменте. Учащиеся большей частью этого различия не понимают, и вместо работы просто сидят за инструментом и играют, а это величайшая ошибка, с которой необходимо вести борьбу. Работа должна проводиться тщательно, детально». Зачастую даже способные дети перед текстом бывают беспомощными. Активное же стремление к приобретению умений, навыков развивается прежде всего в самостоятельных занятиях учащегося. Работа преподавателя достаточно сложная и творческая, и в круг её задач входит и развитие самостоятельности учащегося. Творчеству нельзя научить, но можно научить работать творчески. Постоянная забота педагога – это воспитание воли, характера, настойчивости в достижении цели. Всё начинается с урока, именно на нём закладываются основы приёмов и последовательности работы за инструментом. Просьба «сделай так, поучи это» – не срабатывает. Планомерная, тщательная работа с явным достижением результата должна стать ориентиром, примером, как следует заниматься дома, и обязательно окрашенная эмоциональной составляющей. Справедливости ради, следует заметить, что в основной своей массе, к нам приходят дети, представляющие, что можно быстро научиться играть. И сразу сталкиваются со сложностями, кропотливостью работы, и интерес гаснет. А трудиться – значит напрягаться, что не совсем входит в их ожидания. Основой любой учёбы является освоение чего-то нового, а это труд, терпение и настойчивость. Ориентир на развлечения здесь несостоятелен. Движущей силой в обучении всегда была мотивация, и чтобы ее повысить и приобщить к процессу обучения родителей, я создала проект «Семейные музыкальные портреты». В этом концерте играют дети в ансамбле со своими родителями, причем ранее никогда не занимающиеся музыкой, они начинают осваивать музыкальную грамоту, порой изобретая свою уникальную систему. Занимаясь общим делом, семья сплачивается, появляется даже дух
соперничества. Огромную радость детям доставляет возможность быть учителем для родителей дома. Все это делает учебный процесс живым, интересным и результативным. Самостоятельная работа в первую очередь предполагает умение организовать свое время. Здесь должны быть привлечены в помощь родители, особенно на начальном этапе обучения. И, желательно, заниматься в определенное время. Основным навыком, который должен быть воспитан, является навык «предварительного обдумывания» и анализ. Привычка представлять себе в уме каждую задачу. Для этого необходимо заглянуть в дневник, в котором должно быть записано конкретное задание по той или иной пьесе, и вспомнить работу на уроке. Чтобы не сбиваться, останавливаться во время исполнения, необходимо перед началом игры подумать, не торопиться начинать играть. Не должен торопить ученика и учитель, помня о том, что маленькие дети думают медленно. Большим огорчением для нас является неточный, небрежный нотный разбор. Обучая работать в медленном темпе, ничего не пропуская, сознательно, мы прививаем правильный навык занятий. Надо сказать, что дети сейчас достаточно рациональны, и стоит обратить их внимание на бесполезную трату времени, игры «на автомате», а научив их слышать себя, контролируя игру, и воспитывая самокритику, положительный результат обязательно будет. Выдающаяся пианистка и педагог А. Н. Есипова советовала: «Во время игры всё время к ней прислушивайтесь, как будто вы слышите чужую игру и должны критиковать её.» Этот вид работы проходит гораздо сложнее. Порой дети больше заняты просто нотами, движениями. Для активизации слуха просьба петь мелодию выполняется с трудом, а часто вообще не выполняется. Они не любят петь, а петь и играть задача сложная. Здесь потребуется настойчивость учителя. Метод французских пианистов М. и Ж. Мартено «Сам себя обучаю» может помочь избежать механической игры. Выполнил ли я поставленную задачу? Что для этого нужно было сделать? Как улучшить исполнение? и т. д. Такая работа воспитывает критический взгляд со стороны, происходит активизация, осознание собственных действий. Воспитание слушания требует постоянного напряженного внимания, включённости во время занятий. А учитывая, что сейчас очень много детей гиперактивных, такая работа им очень трудна. Но воспитывать навык слушания надо с
самого начала обучения. «Слушание себя не трудно, если оно привычно» считают известные методисты-педагоги, поэтому требования к звучанию должны быть конкретными, что способствует развитию чуткости слуха. Услышать текучесть звука очень важно, что даст возможность выстраивать динамическую линию мелодии. Особое место в работе с текстом занимает ритм. Понятие о ритме, его важности, первооснове музыки мы даем с первых занятий. Как говорил А. Н. Римский-Корсаков, что «музыка может быть без гармонии и даже без мелодии, но без ритма – никогда» Мы все требуем, чтобы, особенно при первом разборе, ученик обязательно считал вслух. М. Лонг связывала счёт с самоконтролем. «Нервный п р и л и в и н а п р я ж е н и е распределяется при счёте между пальцами и губами, к ученику возвращается внутренне равновесие, одновременно исчезают судороги рук и горла». В начальных классах дети знают длительности, но зачастую применить правильно не всегда могут. Важна сменяемость длительностей, верная реакция на их смену. Использование карточек с разными длительностями помогает им составлять разнообразные ритмические последовательности и хлопать этот ритм в определенном темпе, что дает свободу при чтении с листа и разборе. Работа эта должна вестись на уроке систематически. С самого начала обучения, ученику надо объяснить важность и значимость аппликатуры, что обеспечивает быстрое, надежное запоминание текста. Стабильное следование аппликатуре – больная тема. Поэтому необходимо т р е б о в ат ь неукоснительного ее выполнения. Музыкальное произведение должно исполняться в характере, выразительно, что обязывает ученика выполнять необходимые штрихи и оттенки. Игра красивым звуком доставит ученику эстетическое удовольствие, и на это надо обращать внимание. Монотонное, невыразительное исполнение утомляет слух и приводит к потере интереса, этого надо избегать. Выученное произведение следует наполнить содержанием, пониманием того, о чем играет. На начальном этапе полезно дополнить исполнение рисунками к произведению. Важным моментом в обучении является умение получать удовольствие от эмоциональной, осознанной игры. Ученик должен точно представлять, как он должен заниматься дома. С 3-го класса полезно ученику самому записывать домашнее задания, тем самым вспомнив поставленные перед ним задачи. Важным стимулом в обучении является оценка труда ученика. Очень полезно привлекать к оценке труда товарищей, им это очень нравится, и критика бывает справедливой и полезной. Вовлекать в процесс так, чтобы ученик убеждался в своих
знаниях и делал «новые открытия». Воспитать отношения к игре на фортепиано как к серьезному делу. И, пожалуй, самым важным является вера и любовь к ученику. Цель самостоятельной работы – продуктивные занятия по закреплению и усовершенствованию полученных на уроке знаний, умений и навыков. Научившись слушать, думать и понимать нотный текст, ученик будет вооружен для грамотной работы дома. Это поможет ему легче и лучше осваивать произведения в дальнейшем. Закончу высказыванием Г.Г. Нейгауза: «Одна из главных задач педагога – скорее быть ненужным ученику, т.е. привить ему самостоятельность мышления, методов работы, самопознания и умение добиваться цели.»


В раздел образования