Реализация содержания образовательной области "Здоровье" в группах раннего возраста
Автор: Гавалко Елена Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МА ДОУ №112 Населённый пункт: город Мурманск Наименование материала: статья Тема: Реализация содержания образовательной области "Здоровье" в группах раннего возраста Раздел: дошкольное образование
Реализация содержания образовательной области «Здоровье»
в группах раннего возраста.
Физическое
развитие
и
укрепление
здоровья
является
обязательной
и
необходимой
составляющей образования детей дошкольного возраста ,особое значение имеет для ребёнка
раннего возраста, организм которого нуждается в специальном внимании и заботе.
Представление о ценностях здорового образа жизни начинает складываться уже в первые
годы жизни, если взрослые подают детям пример соответствующего поведения, в доступной
форме объясняя и рассказывая, что полезно или вредно для здоровья.
Образовательная область «Здоровье» является одной из приоритетных в работе с детьми
раннего возраста.
Основные
задачи
педагога
в
образовательной
области
«Здоровье
и
физическое
развитие»:
1. сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
2. воспитание культурно – гигиенических навыков;
3. формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Образовательная
область
«Здоровье»
интегрируется
с
содержанием
таких
образовательных
областей,
как:
«Физическая
культура»,
«Познание»,
«Социализация»,
«Коммуникация».
«Физическая культура» - развитие физических качеств и накопление двигательного опыта
как важные условия сохранения и укрепления здоровья детей;
«Познание» - расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе
жизни человека;
«Социализация» - формирование первичных ценностных представлений о здоровье и
здоровом образе жизни человека;
«Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу
здоровья и здорового образа жизни человека.
При
реализации
содержания
образовательной
области
«Здоровье»
в
группах
раннего
возраста
важное
значение
для
укрепления
здоровья
и
физического
развития
детей
имеет
правильная
организация
режима
питания,
сна,
бодрствования,
прогулок,
гигиенических
процедур.
Всю свою педагогическую деятельность мы строим в соответствии с особенностями
каждого ребенка, что позволяет осуществлять контроль за здоровьем детей и полнее раскрыть
их творческий потенциал.
В группе мы стараемся создать домашнюю обстановку, чтобы обеспечить все условия для
разностороннего
развития
детей,
чтобы
они
чувствовали
себя
уютно
и
комфортно.
Для
достижения поставленной цели необходимо:
организация
здоровьесберегающей
и
развивающей
среды,
способствующих
конструированию
вариантов
здорового
образа
жизни,
повышению
сопротивляемости
и
защитных свойств организма ребенка.
создание
условий
для
обеспечения
психологической
безопасности
личности
ребенка; формирование у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков в
различных видах деятельности.
Мы стремимся обеспечить наиболее эффективные условия для укрепления физического
здоровья, эмоционального благополучия и всестороннего развития детей. Для этого проводим
комплекс оздоровительных мероприятий:
• В группе проводится утренняя гимнастика . Упражнения для зарядки выбираются с
учетом
возраста
ребенка. Утренняя
гимнастика
производится
ежедневно.
Длительность
5 минут. Количество ОРУ:3-4 (повторы 4-5 раз). Комплекс составляется на две недели. Формы
проведения: традиционное, игровое, сюжетно-игровое.
•
В
течение
дня
дети
имеют
возможность
организовать
подвижную
игру. Игры
с
метание, ловлей мяча. Подвижные игры на прогулке ежедневно. Длительность 20-25 минут
(за один раз не более 5-10 минут). Индивидуальная работа с воспитанниками по развитию
движений . Игры, подобранные с учетом двигательной активности ребенка. Длительность 5-10
минут.
• На занятии проводятся обязательные физкультминутки и пальчиковая гимнастика
для
предупреждения
и
снятия
усталости,
для
активизации
умственной
деятельности.
Физминутки
и
пальчиковая
гимнастика
в
режиме
дня
решают
следующие
задачи:
- снижение психической нагрузки на эмоционально-волевую сферу ребенка и его сенсорные
каналы (зрительный, слуховой, тактильный и двигательный) ; - обеспечение эмоционально-
активного
отдыха
детей;
-
активизация
мышечного
тонуса
детей
после
относительно
длительного статического положения, в котором они находились во время занятия.
• Проводятся закаливающие мероприятия (упражнения для бодрости, упражнения для
профилактики плоскостопия) .
Физкультурные
занятия
являются
основной
формой
физкультурно-оздоровительной
работы в ДОУ и решают целый комплекс задач:
- удовлетворяют естественную потребность детей в движении; - развивают физические
качества детей; - формируют основные двигательные умения и навыки детей;
- обеспечивают развитие всех систем и функций организма ребенка, повышая уровень
резистентности его защитных свойств;
- обеспечивают рост физической подготовленности ребенка в соответствии с физическими
возможностями и состоянием его здоровья
Основная задача физкультурного воспитания - формирование здорового образа жизни,
приобщение
детей
к
регулярным
занятиям
физическими
упражнениями,
повышение
двигательной активности.
Важно определить задачи физкультурного воспитания детей раннего возраста.
1.
Учить ребенка правильно ходить . Для воспитания правильной ходьбы нужно
учить воспитанников ходить, сближая ноги и ставя их параллельно. Для этого
предлагаю
им
передвигаться
по
ограниченной
поверхности:
скамейке,
доске,
дорожкам шириной от 30-35см до15-10см.
2.
Воспитывать чувство равновесия. Учу воспитанников ходить по ограниченной
поверхности, приподнятой на определенную высоту (от 1,5-2 см в начале года до
15-20 см в конце года).
3.
Профилактика
плоскостопия ,
которую
можно
решить,
предлагая
ребенку
ходить босиком по неровной поверхности (песок, гравий, трава, ворсистый ковер,
массажный коврик, ребристая доска).
4.
Формирование правильной осанки . Этому способствуют такие упражнения, как
«проползти под скамейкой», палку, веревку, обруч.
5.
Развитие координации движений . Для этого упражняйте ребенка в сложной
ходьбе, вхождение и схождение с одного предмета на другой, перешагивание через
предметы.
Особое внимание, мы уделяем проведению закаливающих процедур , способствующих
укреплению здоровья и снижению заболеваемости.
В начале учебного года мы начинаем :
- постепенное обучение элементам умывания по мере прохождения адаптационного
периода. Это самый доступный в быту вид закаливания. Начинать надо с воды, имеющей
температуру 30-32 градуса, постепенно снижая ее до комнатной, а затем использовать воду из-
под крана (но не ниже 18 градусов).
- ходьба
босиком
( п р е д о х р а н я е т
р е б е н к а
о т
п л о с ко с т о п и я )
.
Это один из древнейших видов закаливания организма. Он ценен еще и тем, что тренирует
мышцы стопы, а это предохраняет ребенка от плоскостопия. Начинать хождение босиком надо в
комнате. В первый раз достаточно минуты, затем каждые 5-7 дней прибавлять по минуте и
увеличивать до 8-10 минут.
- воздушные ванны после сна и во время физкультурных занятий. Первая процедура
должна длиться не более 5 минут, постепенно ее продолжительность доводят до 40-60 минут.
На ребенка надевают легкую одежду и дают ему возможность самостоятельно играть, бегать.
Начинают воздушные ванны при 20 градусах, постепенно снижая ее до 18 градусов, а для
крепких малышей – до 15 градусов. Лучше всего поводить их дважды в день утром и вечером.
В
с в о е й
г р у п п е
м ы
п р о в о д и м закаливающие
процедуры
воспитанников,
предусмотренные планированием в строгом соответствии с возрастом ребенка и временем года,
в которое они проводятся .
Исходя из принципов организации предметно-игровой среды в группе раннего
возраста как пространства оздоровления детей большое внимание уделяем наличию в группе:
физкультурного
оборудования
и
пособий,
предназначенных
для
физического
развития
маленьких детей.
В зоне двигательной активности находятся разноцветные флажки, погремушки; различные
мячи (резиновые, мячи-массажеры) разных размеров; мешочки с песком, для упражнения в
равновесии и т. д.; кегли, ребристые дорожки для профилактики плоскостопия и массажа ног;
большой гимнастический мяч для развития гибкости позвоночника и координации движений.
Обязательно
проверяем
безопасность
использования
физкультурного
оборудования,
его
прочность.
В
режимные
моменты
физического
развития
детей
входят
утренняя
зарядка
и
гимнастика после сна. Маленьким детям не интересно делать зарядку как комплексный набор
общеразвивающих упражнений, поэтому зарядку стараемся провести в игровой форме, чтобы
вызвать у детей желание заниматься физкультурой.
Мы заметили, что ритм речи способствует у детей развитию координации, общей и тонкой
произвольной моторики. Движения у детей становятся более выразительными, плавными. При
помощи речи с движениями у детей вырабатывается правильный ритм дыхания, развиваются
речевой слух, речевая память.
Гимнастика после сна включает в себя несколько общеразвивающих упражнений и
массаж
рук,
ног,
живота,
спинки.
Приятно
наблюдать
за
тем,
как
дети
эмоционально
откликаются
на
проведение
зарядки
и
гимнастики,
у
них
поднимается
настроение,
их
активность направлена на желание быть здоровыми.
Прививаем детям санитарно-гигиенические навыки , мытьё рук с проговариванием
потешек,
умывание
после
принятия
пищи,
причесывание
после
сна
и
в
течение
дня
по
необходимости,
организовываем
с
детьми
игры
–
беседы
по
сказкам,
стихам
(например:
«Мойдодыр», «Федорино горе» и т. д.) .
Важнейшим фактором, который способствует развитию, сбережению и укреплению
здоровья детей в группе раннего возраста являются ежедневные проветривания помещения,
соблюдение температурного режима в туалетном помещении, чистота в группе, много света,
спокойный, доброжелательный тон воспитателя, обязательные ежедневные прогулки утром и
вечером в любое время года за исключением холодных температур.
Работа с родителями для нас является важной составляющей всего педагогического
процесса. Для этого мы проводим с родителями беседы на темы: "Особенности воспитания и
обучения детей раннего возраста", "Оздоровление и закаливание детей раннего возраста" и
многие другие; даем необходимые консультации (индивидуальные и групповые.).
Воспитание
здорового
образа
жизни
должно
являться
неотъемлемой
частью
жизни
ребенка. Ранний возраст крайне важный в жизни малыша: рост организма протекает не так
бурно, но психическое и физическое развитие ребенка совершает новый качественный скачок.
Поэтому мы в своей группе, по мере возможности, помогаю воспитанникам расти здоровыми.