Напоминание

Реализация содержания образовательной области "Здоровье" в группах раннего возраста


Автор: Гавалко Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МА ДОУ №112
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: Реализация содержания образовательной области "Здоровье" в группах раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Реализация содержания образовательной области «Здоровье»

в группах раннего возраста.
Физическое развитие и укрепление здоровья является обязательной и необходимой составляющей образования детей дошкольного возраста ,особое значение имеет для ребёнка раннего возраста, организм которого нуждается в специальном внимании и заботе. Представление о ценностях здорового образа жизни начинает складываться уже в первые годы жизни, если взрослые подают детям пример соответствующего поведения, в доступной форме объясняя и рассказывая, что полезно или вредно для здоровья. Образовательная область «Здоровье» является одной из приоритетных в работе с детьми раннего возраста. Основные задачи педагога в образовательной области «Здоровье и физическое развитие»: 1. сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; 2. воспитание культурно – гигиенических навыков; 3. формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Образовательная область «Здоровье» интегрируется с содержанием таких образовательных областей, как: «Физическая культура», «Познание», «Социализация», «Коммуникация». «Физическая культура» - развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важные условия сохранения и укрепления здоровья детей; «Познание» - расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека; «Социализация» - формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека; «Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека. При реализации содержания образовательной области «Здоровье» в группах раннего возраста важное значение для укрепления здоровья и физического развития детей имеет правильная организация режима питания, сна, бодрствования, прогулок, гигиенических процедур. Всю свою педагогическую деятельность мы строим в соответствии с особенностями каждого ребенка, что позволяет осуществлять контроль за здоровьем детей и полнее раскрыть их творческий потенциал. В группе мы стараемся создать домашнюю обстановку, чтобы обеспечить все условия для разностороннего развития детей, чтобы они чувствовали себя уютно и комфортно. Для достижения поставленной цели необходимо:  организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующих конструированию вариантов здорового образа жизни, повышению сопротивляемости и защитных свойств организма ребенка.
 создание условий для обеспечения психологической безопасности личности ребенка; формирование у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков в различных видах деятельности. Мы стремимся обеспечить наиболее эффективные условия для укрепления физического здоровья, эмоционального благополучия и всестороннего развития детей. Для этого проводим комплекс оздоровительных мероприятий: • В группе проводится утренняя гимнастика . Упражнения для зарядки выбираются с учетом возраста ребенка.
Утренняя

гимнастика
производится ежедневно. Длительность 5 минут. Количество ОРУ:3-4 (повторы 4-5 раз). Комплекс составляется на две недели. Формы проведения: традиционное, игровое, сюжетно-игровое. • В течение дня дети имеют возможность организовать подвижную игру. Игры с метание, ловлей мяча.
Подвижные игры на прогулке
ежедневно. Длительность 20-25 минут (за один раз не более 5-10 минут).
Индивидуальная работа с воспитанниками по развитию

движений
. Игры, подобранные с учетом двигательной активности ребенка. Длительность 5-10 минут. • На занятии проводятся обязательные
физкультминутки и пальчиковая гимнастика
для предупреждения и снятия усталости, для активизации умственной деятельности. Физминутки и пальчиковая гимнастика в режиме дня решают следующие задачи: - снижение психической нагрузки на эмоционально-волевую сферу ребенка и его сенсорные каналы (зрительный, слуховой, тактильный и двигательный) ; - обеспечение эмоционально- активного отдыха детей; - активизация мышечного тонуса детей после относительно длительного статического положения, в котором они находились во время занятия. • Проводятся закаливающие мероприятия (упражнения для бодрости, упражнения для профилактики плоскостопия) .
Физкультурные

занятия
являются основной формой физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и решают целый комплекс задач: - удовлетворяют естественную потребность детей в движении; - развивают физические качества детей; - формируют основные двигательные умения и навыки детей; - обеспечивают развитие всех систем и функций организма ребенка, повышая уровень резистентности его защитных свойств; - обеспечивают рост физической подготовленности ребенка в соответствии с физическими возможностями и состоянием его здоровья Основная задача физкультурного воспитания - формирование здорового образа жизни, приобщение детей к регулярным занятиям физическими упражнениями, повышение двигательной активности.
Важно определить задачи физкультурного воспитания детей раннего возраста.
1.
Учить ребенка правильно ходить
. Для воспитания правильной ходьбы нужно учить воспитанников ходить, сближая ноги и ставя их параллельно. Для этого предлагаю им передвигаться по ограниченной поверхности: скамейке, доске, дорожкам шириной от 30-35см до15-10см.
2.
Воспитывать чувство равновесия.
Учу воспитанников ходить по ограниченной поверхности, приподнятой на определенную высоту (от 1,5-2 см в начале года до 15-20 см в конце года). 3.
Профилактика

плоскостопия
, которую можно решить, предлагая ребенку ходить босиком по неровной поверхности (песок, гравий, трава, ворсистый ковер, массажный коврик, ребристая доска). 4.
Формирование правильной осанки
. Этому способствуют такие упражнения, как «проползти под скамейкой», палку, веревку, обруч. 5.
Развитие координации движений
. Для этого упражняйте ребенка в сложной ходьбе, вхождение и схождение с одного предмета на другой, перешагивание через предметы. Особое внимание, мы уделяем проведению
закаливающих процедур
, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. В начале учебного года мы начинаем : - постепенное обучение элементам
умывания
по мере прохождения адаптационного периода. Это самый доступный в быту вид закаливания. Начинать надо с воды, имеющей температуру 30-32 градуса, постепенно снижая ее до комнатной, а затем использовать воду из- под крана (но не ниже 18 градусов). -
ходьба

босиком
( п р е д о х р а н я е т р е б е н к а о т п л о с ко с т о п и я )
.
Это один из древнейших видов закаливания организма. Он ценен еще и тем, что тренирует мышцы стопы, а это предохраняет ребенка от плоскостопия. Начинать хождение босиком надо в комнате. В первый раз достаточно минуты, затем каждые 5-7 дней прибавлять по минуте и увеличивать до 8-10 минут. -
воздушные ванны
после сна и во время физкультурных занятий. Первая процедура должна длиться не более 5 минут, постепенно ее продолжительность доводят до 40-60 минут. На ребенка надевают легкую одежду и дают ему возможность самостоятельно играть, бегать. Начинают воздушные ванны при 20 градусах, постепенно снижая ее до 18 градусов, а для крепких малышей – до 15 градусов. Лучше всего поводить их дважды в день утром и вечером. В с в о е й г р у п п е м ы п р о в о д и м
закаливающие

процедуры
воспитанников, предусмотренные планированием в строгом соответствии с возрастом ребенка и временем года, в которое они проводятся . Исходя из принципов организации предметно-игровой среды в группе раннего возраста как пространства оздоровления детей большое внимание уделяем наличию в группе: физкультурного оборудования и пособий, предназначенных для физического развития маленьких детей. В зоне двигательной активности находятся разноцветные флажки, погремушки; различные мячи (резиновые, мячи-массажеры) разных размеров; мешочки с песком, для упражнения в равновесии и т. д.; кегли, ребристые дорожки для профилактики плоскостопия и массажа ног; большой гимнастический мяч для развития гибкости позвоночника и координации движений. Обязательно проверяем безопасность использования физкультурного оборудования, его прочность. В режимные моменты физического развития детей входят
утренняя

зарядка

и

гимнастика после сна.
Маленьким детям не интересно делать зарядку как комплексный набор общеразвивающих упражнений, поэтому зарядку стараемся провести в игровой форме, чтобы вызвать у детей желание заниматься физкультурой.
Мы заметили, что ритм речи способствует у детей развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения у детей становятся более выразительными, плавными. При помощи речи с движениями у детей вырабатывается правильный ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.
Гимнастика после сна
включает в себя несколько общеразвивающих упражнений и массаж рук, ног, живота, спинки. Приятно наблюдать за тем, как дети эмоционально откликаются на проведение зарядки и гимнастики, у них поднимается настроение, их активность направлена на желание быть здоровыми.
Прививаем детям санитарно-гигиенические навыки
, мытьё рук с проговариванием потешек, умывание после принятия пищи, причесывание после сна и в течение дня по необходимости, организовываем с детьми игры – беседы по сказкам, стихам (например: «Мойдодыр», «Федорино горе» и т. д.) . Важнейшим фактором, который способствует развитию, сбережению и укреплению здоровья детей в группе раннего возраста являются ежедневные проветривания помещения, соблюдение температурного режима в туалетном помещении, чистота в группе, много света, спокойный, доброжелательный тон воспитателя, обязательные ежедневные прогулки утром и вечером в любое время года за исключением холодных температур. Работа с родителями для нас является важной составляющей всего педагогического процесса. Для этого мы проводим с родителями беседы на темы: "Особенности воспитания и обучения детей раннего возраста", "Оздоровление и закаливание детей раннего возраста" и многие другие; даем необходимые консультации (индивидуальные и групповые.). Воспитание здорового образа жизни должно являться неотъемлемой частью жизни ребенка. Ранний возраст крайне важный в жизни малыша: рост организма протекает не так бурно, но психическое и физическое развитие ребенка совершает новый качественный скачок. Поэтому мы в своей группе, по мере возможности, помогаю воспитанникам расти здоровыми.


В раздел образования