Напоминание

"Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем"


Автор: Чуйкина Наталья Викторовна
Должность: учитель специальных (коррекционных) классов viii вида
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 3"
Населённый пункт: город Салехард, ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Тема: сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем . Задачи: 1. закрепление вычислительных навыков по теме. 2. Закрепление теоретического материала по теме. 3. Развитие речи учащихся. 4. Развитие памяти, мышления
« Нельзя дать определение математики, не признав её самой очевидной особенности – того,

что она интересна».
 Ребята, давайте вспомним, какую тему изучали на уроке математики? – обыкновенные дроби. - Цель сегодняшнего урока закрепление навыков сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. - Итак, что мы с вами должны узнать до конца урока (Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями). - Что мы должны будем уметь делать? (научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями)  Сегодня мы будем отрабатывать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.  Открыли тетради и записываем тему урока  Давайте проверим, как вы справились с домашним заданием и повторим материал прошлого урока.  Я буду показывать числа, а вы должны назвать выражение с таким же ответом.  Показываю числа, одно лишнее.  А какое правило вы использовали при выполнении домашнего задания. ( правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями )  Молодцы!  Для выполнения индивидуального задания. Нужно поставить стрелки, установить соответствие (числитель, знаменатель, деление, сколько одинаковых частей взяли, на сколько одинаковых частей разделили): 1 4  А мы работаем вместе.  перед вами ряд чисел назовите: ( Приложение № 1)  назовите все обыкновенные дроби?  Хорошо!  А сейчас посмотрите на рисунки, на каком из 4 кругов заштрихованная часть соответствует дроби 1 (Приложение № 2) 4 ( рисунок А) - А чтобы узнать правильно ли мы ответили на данный вопрос, мы возвращаемся к нашему соответствию. - Посмотрите, как поставил соответствие ученик.  - правильно ли выполнено задание.  Лена, а ты бы как соотнесла дробь 1 4 - Почему? ( Потому что круг разделён на 4 равные части, и заштрихована только одна часть)  Какое действие обозначает дробная черта?  Что обозначает знаменатель? (на сколько равных частей разделили)  Что обозначает числитель? (сколько частей взяли)  Какую дробь вы соотнесёте с рисунком Б;
 Почему? т. к. круг разделили на две равных части, а взяли одну.  Какую дробь вы соотнесёте с рис. В  Какую дробь вы соотнесёте с рис. Г  А теперь вернёмся к ряду чисел.  Выполним задание в тетради. 1 вариант в строку через запятую выпишет все правильные дроби, а 2 вариант в строку через запятую все неправильные дроби, на задание даётся 1,5 минуты.  Проверяем 1 вариант, называет правильные дроби.  Все согласны? Какие дроби называются правильными? (если числитель меньше знаменателя, то это правильная дробь)  2 вариант называет неправильные дроби. Какие дроби неправильные? ( У неправильной дроби числитель больше знаменателя).  Молодцы!  Назовите дроби с одинаковым знаменателем?  В тетрадях данные дроби запишите в порядке возрастания.  Ты должен расставить карточки в порядке возрастания.  Каким правилом пользовался при выполнении этого задания. ( Правилом сравнения из двух дробей с одинаковым знаменателем, меньше та, у которой числитель меньше).  Молодец  Закрепим данное правило при решении более сложного задания. Открываем учебник на стр.58 упр № 168 (2), к доске идёт……а мы записываем в тетради.  Поставить оценку.  А сейчас вернёмся к числовому ряду  Какие числа мы ещё с вами не называли. Прочитайте их.  Как называются эти числа? (смешанные числа)  Из чего состоит смешанное число? (из целого числа и дробной части)  Назовите целую часть 1 числа, назовите дробную часть.  Назовите целую часть 2 числа, назовите дробную часть  Составьте пример на сложение, используя эти числа.  Давайте мы с вами. Запишем первое выражение в тетрадь: 4 5 + 2 2 = 13 13  Сначала складываем целые части, назовите целые части  складываем дробные части, назовите дробные части  Как складываем дробные части с одинаковыми знаменателями? (только складываем числитель, а знаменатель оставляем без изменения)  Прочитайте число, которое получилось 6 7 13  А теперь составьте с этими числами пример на вычитание  Записываем второе выражение в тетрадь  Итак, ребята, какое общее правило, которое будет распространяться на все случаи сложения и вычитания дробей? 
Надо

сложить

(вычесть)

целые

числа,

затем

числители,

а

знаменатель

остаётся тем же.
 А сейчас мы с вами закрепим навык сложения дробей с одинаковыми знаменателями (по карточкам)  К доске идёт … по 2 примера Сейчас мы с вами отдохнём. Все встали. Успокоились и слушаем внимательно мои вопросы. Внимательно осмотрели класс,
- сколько окон у нас в классе? Сколько ламп в классе? Сколько компьютеров в классе? Сколько цветов на шкафу? Продолжаем работу.  выкладываю данные задачи (Приложение № 3)  Решением примеров мы закрепили сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, а сейчас перейдем к решению задач.  Предлагаю вам составить задачу с данными числами 2; 5; 3 11 15 15 15  Подумайте 1 минутку и составьте устно задачу с данными.  Кто-то составил? Рассказывают  А теперь давайте соотнесём к задачам краткие схемы  ( вывешиваю) (Приложение № 4)  Ребята укажите схему, которая соответствует тексту Серёжи…,  какая соответствует тексту Лены (оценка за текст задачи).  Чья задача вам больше понравилась? Вот её и мы будем решать.  Оценила.  Как обычно в конце урока удивительное из мира математики  Давайте вернёмся к девизу уроков математики:  Серёжа напомни его (прочитай его)  Сравните длины вот двух этих фигур. Какая длиннее горизонтальная и вертикальная? (Приложение №5)  А сейчас сравните две другие фигуры. Какая фигура длиннее левая или правая? Показываю второй чертёж. ( Приложение № 5)  Как проверить? Кто прав, а кто нет?  Надо измерить все отрезки. Что нам для этого понадобится? (линейка, измеряют)  Что получилось? Длины сравниваемых отрезков равны.  Ребята, какие выводы можно сделать после этих заданий (сначала нужно провести исследование, измерить, вычислить), а потом уже делать умозаключение  Первый вывод: Длины сравниваемых отрезков равны.  Второй вывод не всё надо принимать на веру ,мы сначала проведем исследование, измерить, вычислить, а потом уже делать умозаключение.  Итак, ребята чему мы с вами сегодня научились?  Сравнивать дроби, складывать смешанные числа, составлять задачи по заданным числам и делали логические умозаключения  Урок показал, что вы хорошо усвоили эту тему, хорошие вычислительные навыки, и как результат вы получаете оценки  на следующем уроке мы рассмотрим более сложные случаи сложения и вычитания дробей. Домашнее задание № 174 (3) и 179 (1)  Спасибо за урок.


В раздел образования