"Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем"
Автор: Чуйкина Наталья Викторовна Должность: учитель специальных (коррекционных) классов viii вида Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 3" Населённый пункт: город Салехард, ЯНАО Наименование материала: методическая разработка Тема: "Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем" Раздел: среднее профессиональное
Тема: сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем
.
Задачи:
1.
закрепление вычислительных навыков по теме.
2.
Закрепление теоретического материала по теме.
3.
Развитие речи учащихся.
4.
Развитие памяти, мышления
« Нельзя дать определение математики, не признав её самой очевидной особенности – того,
что она интересна».
Ребята, давайте вспомним, какую тему изучали на уроке математики?
– обыкновенные дроби.
- Цель сегодняшнего урока закрепление навыков сложения и вычитания дробей с одинаковыми
знаменателями.
- Итак, что мы с вами должны узнать до конца урока
(Сложение и вычитание дробей с
одинаковыми знаменателями).
- Что мы должны будем уметь делать? (научиться складывать и вычитать дроби с
одинаковыми знаменателями)
Сегодня мы будем отрабатывать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми
знаменателями.
Открыли тетради и записываем тему урока
Давайте проверим, как вы справились с домашним заданием и
повторим материал
прошлого урока.
Я буду показывать числа, а вы должны назвать выражение с таким же ответом.
Показываю числа, одно лишнее.
А какое правило вы использовали при выполнении домашнего задания. ( правило сложения
и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями )
Молодцы!
Для
выполнения
индивидуального
задания.
Нужно
поставить
стрелки,
установить
соответствие (числитель, знаменатель, деление, сколько одинаковых
частей взяли, на
сколько одинаковых частей разделили): 1
4
А мы работаем вместе.
перед вами ряд чисел назовите: ( Приложение № 1)
назовите все обыкновенные дроби?
Хорошо!
А сейчас посмотрите на рисунки, на каком из 4 кругов заштрихованная часть соответствует
дроби 1 (Приложение № 2)
4
( рисунок А)
- А чтобы узнать правильно ли мы ответили на данный вопрос, мы возвращаемся к нашему
соответствию.
- Посмотрите, как поставил соответствие ученик.
- правильно ли выполнено задание.
Лена, а ты бы как соотнесла дробь 1
4
- Почему? ( Потому что круг разделён на 4 равные части, и заштрихована только одна часть)
Какое действие обозначает дробная черта?
Что обозначает знаменатель? (на сколько равных частей разделили)
Что обозначает числитель? (сколько частей взяли)
Какую дробь вы соотнесёте с рисунком Б;
Почему? т. к. круг разделили на две равных части, а взяли одну.
Какую дробь вы соотнесёте с рис. В
Какую дробь вы соотнесёте с рис. Г
А теперь вернёмся к ряду чисел.
Выполним
задание
в
тетради.
1
вариант
в
строку
через
запятую
выпишет
все
правильные дроби, а 2 вариант в строку через запятую все неправильные дроби, на
задание даётся 1,5 минуты.
Проверяем 1 вариант, называет правильные дроби.
Все
согласны?
Какие
дроби
называются
правильными?
(если
числитель
меньше
знаменателя, то это правильная дробь)
2 вариант называет неправильные дроби. Какие дроби неправильные? ( У неправильной
дроби числитель больше знаменателя).
Молодцы!
Назовите дроби с одинаковым знаменателем?
В тетрадях данные дроби запишите в порядке возрастания.
Ты должен расставить карточки в порядке возрастания.
Каким правилом пользовался при выполнении этого задания. ( Правилом сравнения
из
двух
дробей
с
одинаковым
знаменателем,
меньше
та,
у
которой
числитель
меньше).
Молодец
Закрепим данное правило при решении более сложного задания. Открываем учебник
на стр.58 упр № 168 (2), к доске идёт……а мы записываем в тетради.
Поставить оценку.
А сейчас вернёмся к числовому ряду
Какие числа мы ещё с вами не называли. Прочитайте их.
Как называются эти числа? (смешанные числа)
Из чего состоит смешанное число? (из целого числа и дробной части)
Назовите целую часть 1 числа, назовите дробную часть.
Назовите целую часть 2 числа, назовите дробную часть
Составьте пример на сложение, используя эти числа.
Давайте мы с вами. Запишем первое выражение в тетрадь:
4 5 + 2 2 =
13 13
Сначала складываем целые части, назовите целые части
складываем дробные части, назовите дробные части
Как
складываем
дробные
части
с
одинаковыми
знаменателями?
(только
складываем числитель, а знаменатель оставляем без изменения)
Прочитайте число, которое получилось 6 7
13
А теперь составьте с этими числами пример на вычитание
Записываем второе выражение в тетрадь
Итак, ребята, какое общее правило, которое будет распространяться на все случаи
сложения и вычитания дробей?
Надо
сложить
(вычесть)
целые
числа,
затем
числители,
а
знаменатель
остаётся тем же.
А
сейчас
мы
с
вами
закрепим
навык
сложения
дробей
с
одинаковыми
знаменателями (по карточкам)
К доске идёт … по 2 примера
Сейчас мы с вами отдохнём. Все встали. Успокоились и слушаем внимательно мои вопросы.
Внимательно осмотрели класс,
- сколько окон у нас в классе?
Сколько ламп в классе? Сколько компьютеров в классе? Сколько цветов на шкафу? Продолжаем
работу.
выкладываю данные задачи (Приложение № 3)
Решением
примеров
мы
закрепили
сложение
и
вычитание
дробей
с
одинаковыми
знаменателями, а сейчас перейдем к решению задач.
Предлагаю вам составить задачу с данными числами
2; 5; 3 11
15 15 15
Подумайте 1 минутку и составьте устно задачу с данными.
Кто-то составил? Рассказывают
А теперь давайте соотнесём к задачам краткие схемы
( вывешиваю) (Приложение № 4)
Ребята укажите схему, которая соответствует тексту Серёжи…,
какая соответствует тексту Лены (оценка за текст задачи).
Чья задача вам больше понравилась? Вот её и мы будем решать.
Оценила.
Как обычно в конце урока удивительное из мира математики
Давайте вернёмся к девизу уроков математики:
Серёжа напомни его (прочитай его)
Сравните длины вот двух этих фигур. Какая длиннее горизонтальная и вертикальная?
(Приложение №5)
А
сейчас
сравните
две
другие
фигуры.
Какая
фигура
длиннее
левая
или
правая?
Показываю второй чертёж. ( Приложение № 5)
Как проверить? Кто прав, а кто нет?
Надо измерить все отрезки. Что нам для этого понадобится? (линейка, измеряют)
Что получилось? Длины сравниваемых отрезков равны.
Ребята,
какие
выводы
можно
сделать
после
этих
заданий
(сначала
нужно
провести
исследование, измерить, вычислить), а потом уже делать умозаключение
Первый вывод: Длины сравниваемых отрезков равны.
Второй
вывод
не всё надо принимать на веру ,мы сначала проведем
исследование,
измерить, вычислить, а потом уже делать умозаключение.
Итак, ребята чему мы с вами сегодня научились?
Сравнивать дроби, складывать смешанные числа, составлять задачи по заданным числам и
делали логические умозаключения
Урок показал, что вы хорошо усвоили эту тему, хорошие вычислительные навыки, и как
результат вы получаете оценки
на следующем уроке мы рассмотрим более сложные случаи сложения и вычитания дробей.
Домашнее задание № 174 (3) и 179 (1)
Спасибо за урок.