Напоминание

"Проектные технологии на уроках в начальной школе"


Автор: Быкова Елена Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа № 85"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Опытно-экспериментальная работа
Тема: "Проектные технологии на уроках в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад





Опытно - экспериментальная работа

«Проектные технологии на уроках в начальной школе»

Содержание
Введение……………………………………………………………….……3 Глава 1. Новые проектные технологии при реализации ФГОС НОО…………………………………………………………………5 1.1. Понятие проектных технологий НОО, цели введения…...…………5 1.2. Обзор проектных технологий ФГОС НОО…………………………..8 1.3. Типы проектных технологий в НОО, этапы проектной деятельности……………………………………………………………....13 1.4. Особенности реализации проектных технологий в НОО………….19 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проектным технологиям……………………………………………………………….24 2.1. Обзор основных технологий, на которых строится система работы над проектами в НОО МБОУ СОШ № 85 г. Ульяновска……...24 2.2. Использование проектной технологии развития критического мышления на уроках русского языка……………………………………26 Заключение………………………………………………………………..34 Список использованной литературы…………………………………….36 2

Введение
Проектная деятельность – важная составляющая процесса обучения в соответствии с требованиями Федерального го суд а р с т ве нно го образовательного стандарта (далее – ФГОС), представляющая собой совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность ученика и учителя, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. В условиях введения ФГОС начального общего образования (далее – НОО) встает ряд вопросов, главными из которых являются, как научить ребенка учиться, и как добиться достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов? Идеология ФГОС НОО отражает принципиально новый взгляд на содержание, структуру и организацию начального образования, что диктует современным учителям необходимость отбора педагогических технологий, дидактических и методических средств в организации и реализации образовательного процесса. Общество сегодня качественно изменилось, изменилось детство, изменился ребенок. При этом он стал не хуже и не лучше своего сверстника, он просто стал другим. У него другая система интересов, ценностей, другая сфера отношений, структура умственной деятельности. Все эти изменения меняют и позицию учителя, его педагогическую деятельность. Важная задача учителя – научить работать детей с информацией, получать ее из различных источников: от интересных людей, из книг, справочных пособий, энциклопедий, интернета, перерабатывать ее, 3
анализировать, находить главное, систематизировать. Сейчас это становиться реальным благодаря оснащению кабинетов интерактивным оборудованием. Все вышеизложенное обусловило актуальность выбора темы исследования, целью которой являлось изучение и анализ проектных технологий, применяемых в НОО учителями МБОУ СОШ № 85 г. Ульяновска. Исходя из цели, к решению были определены следующие задачи: – изучить новые проектные технологии при реализации ФГОС НОО; – раскрыть понятие проектных технологий НОО, цели введения; – провести обзор проектных технологий ФГОС НОО; выделить их типы; – изучить этапы и особенности реализации проектных технологий в НОО; – провести опытно-экспериментальную работу по проектным технологиям, а именно – использование проектной технологии развития критического мышления на уроках русского языка По мнению многих отечественных психологов и педагогов (В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, Д.Г. Левитес, В.В. Репкин, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др.), эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, диалоговыми формами взаимодействия с детьми. Кроме того, в целом ряде работ отмечается необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшении различных видов учительской помощи. Все это, безусловно, относится к применению проектного метода в начальной школе. Методами исследования, используемыми для решения поставленных задач, являлись теоретические и эмпирические. К теоретическим методам 4
исследования относятся: обзор и анализ методической, учебной, научной, педагогической литературы. Методы эмпирического исследования включают в себя наблюдение, организация и проведение урока.
Глава 1. Новые проектные технологии при реализации ФГОС НОО

1.1. Понятие проектных технологий НОО, цели введения
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным общим образованием новые цели, теперь в начальной школе ребенку дают не только сумму знаний, но и формируют умение быть коммуникабельной личностью, умеющей добывать информацию и работать с ней, применять знания в различных ситуациях. В 2011 учебном году все школы России перешли на обучение по новым образовательным стандартам, в учебниках появились темы по созданию проектов начиная с 1 класса, что вызвало множество вопросов зачем и почему у педагогов начального блока. Ведь дети не готовы к этому виду деятельности, да и педагоги тоже. И прежде, чем учить детей, сами педагоги должны освоить эту технологию, все нововведения. Педагогами было изучено большое количество методической литературы, и спустя время, можно сказать, что проекты в начальных классах – это трудно, это долго, это требует усидчивости, помощи родителей, но все же это выполнимо. Возможности проектной деятельности для развития личности и социализации младших школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения [18, с. 7]. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников, ведь в младшем школьном возрасте у ребенка происходит становление различных личностных и интеллектуальных функций, которые 5
при правильной организации учебно-воспитательного процесса могут обеспечивать успешную проектно-исследовательскую деятельность. Эти психологические предпосылки развиваются в различных сферах. Итак, что же такое проект? Простыми словами, проект – это по сути дела, просто специальное задание, план, замысел, путь решения проблемы, в результате которого должно получиться что-то новое: продукт, отношение, книга, модель, презентация и т.д. Проектная деятельность в свою очередь представляет собой метод, который раскрепощает ребенка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации; способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах [16, с. 10]. Обучение с использованием проектных технологий в начальной школе имеет целый ряд достоинств. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние, это: исследовательские, социального взаимодействия, о ц е н оч н ы е , информационные, презентационные, рефлексивные. Главными целями введения проектной технологии в начальной школе можно назвать: развитие интереса к предмету; приобретение исследовательского опыта; развитие умения творчески оформлять и доносить информацию до детей в классе, на большую аудиторию; развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.; получение дополнительных знаний по теме; развитие навыков монологической речи. Технология проектной деятельности – это целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования [16, с. 12]. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. 6
Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые, во-первых, формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; во-вторых, развивали бы общеучебные умения и навыки, в числе которых можно отметить, исследовательские рефлексивные, самооценочные; в-третьих, формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; в-четвертых, были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; в- пятых, реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью [4, с. 159]. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов, который не является принципиально новым в педагогической практике. Проектная деятельность внедрялась в практику школы еще с конца 90-х годов. В XXI веке метод проектов – широко используемая педагогическая технология в урочной и внеурочной деятельности, т.к. одна из задач этого метода стимулировать интерес школьников к учебной деятельности. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащегося, которую они выполняют в течение определенного времени [6, с. 36]. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. 7
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая, знакомая для детей с ограниченными возможностями здоровья тема. Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных занятий целесообразно ограничить одним уроком, затем сдвоенными уроками или одной-двумя неделями и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие.
1.2. Обзор проектных технологий ФГОС НОО
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования впервые фиксирует в правовых нормах те элементы новой школы, которые за много лет убедительно доказали свою практическую целесообразность. Инициативность и самостоятельность участников образовательного процесса становятся основным ценностно- целевым ориентиром Стандарта. ФГОС задает следующий результат образования на выходе из начальной школы [1]: – умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий, проявлять 8
оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы, разыгрывать воображаемые ситуации; – овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки; – определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы: «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление; – учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности. Ведущая роль при этом отводится системно-деятельностному подходу: практическому содержанию образования, конкретным спо собам деятельности, приобретению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Приоритетным направлением становится переход к организации такой учебной деятельности, субъектом которой является обучающийся, а учитель выступает в роли организатора и помощника. В связи с этим все большую популярность приобретают приемы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Новая модель образования предполагает активную творческую деятельность учащихся. Проектный метод как нельзя лучше отвечает требованиям, предъявляемым к организации обучения в «новой школе». Под проектной технологией понимается способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом [5, с. 177]. В основу, положена прагматическая направленность проекта на результат, полученный при решении проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, 9
применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить. Находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей знаний, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно- следственные связи. Если же говорить о работе над проектом, как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупно сть исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Проект, – прежде всего цель, принятая, осознанная детьми, актуальная для них. Проект – это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели. Проект – метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды. Умение управлять проектной работой – показатель высокой квалификации учителя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к инновационным технологиям, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. Для организации самостоятельного добывания школьниками знаний с целью более эффективного их усвоения применяют учебные проекты, которые представляют собой и форму организации учебного процесса, и в тоже время и метод обучения, который может применяться на уроке и во внеурочное время. В учебном проекте ученики работают самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, роль учителя, несомненно, велика. И от того, как учитель выполнит свою роль зависит судьба проекта в целом. Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не 10
сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники. В условиях современной школы, ученическое проектирование получает известность как универсальное средство решения различных проблем образования, становится популярной формой организации творческой активности учащихся [18, с. 110]. Поэтому целью работы учителей начальной школы должно стать формирование у младших школьников умений использовать приемы проектирования для самоорганизации собственного учения – «научить учиться». Проектная деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности учеников и дает возможность младшим школьникам попробовать свои силы и возможности, приложить свои знания, и показать достигнутый результат. Не всегда в процессе обучения у каждого из учеников есть возможность проявить себя. Метод учебных проектов является тем механизмом, который позволяет создать в классе индивидуальную среду ребенка (среду деятельности, круг общения). Проектная работа дает возможности для самореализации и самопрезентации себя перед одноклассниками и взрослыми. В работе над проектом востребованными оказываются различные способности и личностные качества ребенка. Если же проект носит индивидуальный характер, то это возможность для каждого ребенка работать в собственном режиме, благоприятном для него темпе. В групповой проектной работе дети берут на себя определенные роли: исследователь, творец, помощник, организатор, докладчик. 11
Грамотно организованная проектно-исследовательская деятельность учащихся предоставляет учителю широкие возможности для решения развивающих задач. Для успешной работы над проектом ученик должен владеть навыками организации собственной деятельности, навыками поиска и обработки информации, навыками групповой работы. Что касается организации проектной деятельности в начальной школе МБОУ СОШ № 85 г. Ульяновска, то она строится на следующих принципах организации проектной деятельности: – учет интересов детей. Ведь если учеников заставляют делать проект, который им не интересен, то он не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребенок решает личностно-значимую для себя задачу, если личностной включенности нет, нет интереса в выполнении проекта и достижении определенной конечной цели, то как такового нет и проекта; – учение через деятельность. Как отмечалось ранее, проектная деятельно сть предполагает включение ученика в п о и с ко ву ю , исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы; – познание и знание являются следствием преодоления трудностей; – сотрудничество участников педагогического процесса, включающее в себя не только сотрудничество между учителем и учениками, но и между родителями и учениками, и самими учениками; – свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта. На основе раскрытых принципов сложилась методическая система работы над проектами в начальном блоке нашей школы, а также пришло понимание целей образования, места проектной деятельности в современном образовательном процессе сегодняшней начальной школы. Как уже отмечалось ранее, метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в 12
педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.
1.3. Типы проектных технологий в НОО, этапы проектной

деятельности
Проектная методика в начальной школе в настоящее время переживает своеобразное возрождение. Она позволяет ребенку наполнить свою деятельность личностным смыслом, проявить себя активным субъектом познания, не задает жестких рамок, а является открытой. Среди учебных проектов можно выделить следующие типы: Исследовательские – по структуре приближены к подлинному научному исследованию; доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем. Творческие – не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершённой форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты). Информационные – сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки. Социально значимые – с самого начала четко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы. По затратам времени метод проектов является довольно трудоёмким, можно выделить: 13
– краткосрочные (2–6 ч); – среднесрочные (12–15 ч); – долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д. Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.). В связи с этим возникает актуальность в разработках игровых технологий для современной школы. В последнее время опубликовано несколько пособий по игровым технологиям. Хочется отметить работу А.Б. Плешаковой «Игровые технологии в учебном процессе», А.В. Финогенова «Игровые технологии в школе» и О.А. Степановой «Профилактика школьных трудностей у детей». Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря 14
участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно- познавательной направленностью. Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. В развивающих играх, в этом заключается их главная особенность – удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным принципом творческой деятельности – самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно, в игровую. Они самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами и появляются не имитационные игры [4, с. 307]. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого учителя начальной школы. 15
Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками. Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке. Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде) [21, с. 116]. Применение новых информационных технологий раскрывает неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики. В целом в проектной деятельности младших школьников выделятся следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности, схематично изображенные в таблице 1. Как подчеркивает Н.Ю. Пахомова, степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, – зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или 16
исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением. Таблица 1 – Этапы проектной деятельности в НОО Этапы Действия учителя Действия учеников мотивационный заявляет общий замысел; создает положительный мотивационный настрой обсуждают, предлагают собственные идеи планирующий (подготовительный) совместно определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности информационно- операционный наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект рефлексивно-оценочный выступает участником коллективной оценочной деятельности представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку Используя в своей работе проектную технологию ребенку удается проявить инициативу, самостоятельность и творчество. Можно представить учащимся уже готовые темы. Можно предложить, чтобы ученики сами придумали себе тему проекта. Если проектную работу выполняет группа учащихся, они распределяют обязанности между всеми участниками. Учащиеся подбирают нужную информацию в газетах, журналах, учебниках, справочной литературе, с помощью родителей в сети Internet. Иногда можно узнать мнение одноклассников, провести исследование, сравнить, проанализировать информацию, выразить отношение по определенному 17
вопросу. Следует найти нужные рисунки или фотографии, пересмотреть весь собранный материал, выбрать главное. Очень важным является дизайн проекта. Во время подготовки проекта с целью активизации детей необходимо провести опрос по предлагаемой теме проекта: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать? В практике обучения учащихся начальных классов метод проектов используется в рамках занятий по: ознакомлению с социальной действительностью, при этом используется информационно – ориентированные и творческие проекты; экологическому воспитанию и образованию детей (такие проекты носят исследовательский характер); развитию изобразительного творчества (изготовление коллективных коллажей) – проекты имеют исследовательский и творческий характер; музейной педагогике («История создания фотографии», «Названия улиц города», «Знаменитые земляки» и др.); развитию творческой деятельности младших школьников (театрализация) и в процессе подготовки к праздникам. В таблице 2 схематично представлена структура использования метода проекта. Таблица 2 – Структура использования метода проекта Стадии работы Содержание деятельности Деятельность школьников Деятельность учителя подготовка, определение темы и цели проекта обсуждение проблемы, получение необходимой информации от учителя рассказывает о целях проекта, мотивирует его планирование обсуждение плана действий предлагает идеи, корректирует мысли детей сбор информации сбор информации (книги, открытки, альбомы), обсуждение деталей. наблюдает, обеспечивает предметно-развивающую среду, создает атмосферу успеха анализ собранной информации обсуждают всю информацию, вносят изменения наблюдает, советует, корректирует совместный анализ, подведение итогов работы. обсуждают с педагогом результат, оценивают усилия оценивает качество работы, сравнивает полученный 18
результат с целью проекта После того как учащиеся представили свою презентацию, одноклассники высказываются о том, что им понравилось, а что – нет. Критерии оценивания включают в себя такие пункты, как постановка целей, наличие выводов, логичность построения, защита презентации, наличие слайдов (есть или нет). Можно дать возможность учащимся самим оценить свой проект, предложив им карточки с такими вопросами: «Чему вы научились, работая над этим проектом?», «Какую часть проекта вы считаете наиболее интересной?», «Какую помощь оказали вам родители в работе над проектом?». По завершению работы, учащиеся самостоятельно заполняют дневник участника проекта. Младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности. В первом классе это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, т.к. проектная деятельность выходит на более высокий уровень, больше самостоятельности, ответственности, присутствие в работах исследований, экспериментов.
1.4. Особенности реализации проектных технологий в НОО
Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся в возрасте 7–10 лет, а также ориентируясь на опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, заключающаяся в следующем. 19
Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится: – умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации нехватки нужной информации); – умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали); – умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать); – умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение). Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях открывают и доступно для себя формулируют необходимые правила общения, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний. Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, так называемая интеллектуальная зрелость. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя: развитие аналитико-синтетических действий, сформированность алгоритма сравнительного анализа, умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи, возможность выделять общий способ действий, перенос общего способа действий на другие учебные задачи. При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность. 20
К интеллектуальной зрелости также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность. Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го по 4-й класс в русле работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста – теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом. В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности можно отнести содержательную, дифференцированную самооценочную и оценочную деятельность, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений: адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников, обоснованно и доброжелательно оценивать, как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное, выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания [19, с. 116]. Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения. Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным. Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников способствует развитию творческого потенциала учащихся; проведению самостоятельных исследований; принятию решений; развитию 21
умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда; проведению экономической и экологической оценок процесса и результатов труда; формирует привычку к анализу потребительских, и технологических ситуаций. В процессе проектной деятельности, формируются следующие общеучебные умения и навыки: 1. Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? 2. Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение выдвигать гипотезы; умение устанавливать причинно-следственные связи. 3. Навыки оценочной самостоятельности. 4. Умения и навыки работы в сотрудничестве: умение коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнером; умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; навыки делового партнерского общения; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. 5. Коммуникативные умения: умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования, устного опроса и т.п. 6. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления; артистические умения; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы [19, с. 121]. 22
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. Итак, это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Вывод

по

первой

главе.
Современное общество стремительно меняется и ставит перед образованием и школой новые цели и задачи. Педагог не может оставаться в стороне от тех коренных преобразований, которые происходят сегодня в российской школе. Учитель должен учитывать новые требования, предъявляемые обществом и государством. Поэтому при определении цели педагогической деятельности учителями школы за основу берутся приоритетные требования ФГОС НОО – обеспечить всестороннее развитие личности ребенка через создание условий для самореализации каждого ребенка, формирование универсальных учебных действий (УУД) посредством использования и применения современных педагогических технологий. Среди большого количества существующих педагогических технологий можно выделить технологии проектной и исследовательской деятельности. 23

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проектным

технологиям

2.1. Обзор основных технологий, на которых строится система

работы над проектами в НОО МБОУ СОШ № 85 г. Ульяновска
У учителей в начальном блоке МБОУ СОШ № 85 г. Ульяновска система работы над проектами строится на следующих основных образовательных технологиях
:
1) Технология проектирования предполагает самостоятельную деятельность ученика, в начальной школе под чутким руководством учителя и вовлечения ученика в решение значимой для него проблемы, которая требует разрешения, так одна технология предполагает использование другой. 2) Технология проблемного обучения. В ходе решение проблемы ребёнок получает самостоятельно добытые знания, источником которых является его личный опыт, который важен не только для него, но и для его одноклассников. 3) Технология развивающего обучения вытекает из технологии проблемного обучения. Развивающее обучение немыслимо без постоянного учебного общения, при котором учащийся с ограниченными возможностями здоровья, поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знаний и включая в этот процесс учителя. 4) Информационно-коммуникативные технологии, которые не только используются мной для поиска нужной информации, но и для создания презентаций. В проектной деятельности младших школьников школы выделяю следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности: 1 этап. Погружение в проект – выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности 24
учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта. 2 этап организационный – на данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач. 3 этап – осуществление деятельности – поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса по изучаемой проблеме и т.д. 4 этап – обработка и оформление результатов проекта (презентация) – на этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, целей и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы. 5 этап – обсуждение полученных результатов (рефлексия) – оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в разнообразной форме в виде не большого выступления, ролевой игры, инсценировки и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. 25

2.2. Использование проектной технологии развития критического

мышления на уроках русского языка
Наиболее продуктивной технологией считаем технологию развития критического мышления через чтение и письмо, т.к. она учит мыслить логически, нестандартно, творчески, и учителя школы начали активно применять некоторые ее техники: кластер, синквейн, фишбоун, бортовой журнал на уроках русского языка. При организации урока с применением данной технологии необходимо знать и в дальнейшем помнить, что она базируется на модели из трех стадий: вызов, осмысление, рефлексия. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что известно по этой теме; затем познакомиться с новой информацией; потом подумать для чего понадобятся полученные знания и, наконец, как их можно применить. Рассмотрим подробнее применение данной технологии на уроке русского языка в начальном блоке школе. Первая стадия – вызов, и ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к активной работе на уроке и дома. На стадии вызов используется техника «Кластер». Кластер – это графический систематизатор знаний по той или иной теме. Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик или учитель на доске записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. 26
Организуя работу с младшими школьниками, и учитывая возрастные особенности обучающихся, нужно помнить, что учитель на данных уроках выступает в роли координатора работы: направляет усилия учеников в определённое русло, сталкивает различные суждения и создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений. Ученики с удовольствием используют «кластеры». Над нерассмотренными вопросами можно при желании поработать дома. Поэтому применение «кластера» не ограничивается только урочной деятельностью. «Кластер» используют также для организации индивидуальной и групповой работы. «Кластер» может быть использован на самых разных стадиях урока. К примеру, на стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности, на стадии осмысления – для структурирования учебного материала, а на стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Перед изучением темы «Имя существительное» в 3-ем классе, ребята вспомнили и обобщили знания об имени существительном, составив кластер, представленный на рисунке 1. Техника «Кластер» помогает развитию личностных и познавательных УУД: умение вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта, содействует самообразовательной деятельности учащихся, умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе, активизирует учебную деятельность. У детей есть возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска. 27
Рисунок 1 – Кластер «Имя существительное» Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику: получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями. На стадии осмысления используем технику «Фишбоун» – «Рыбий скелет». Суть данной техники в том, что содержание темы урока должно быть визуально трансформировано обучающимися в схему-рыбий скелет. В «голове» этого скелета обозначают проблему, основной вопрос, который рассматривается в обучении. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На нижних косточках ученики располагают факты (результаты исследований, наблюдений). На верхних – ученики отмечают причины данных фактов (дают объяснение наблюдаемому явлению). 28 Имя существительно е Постоянные признаки: Изменяется по родам Самостоятельная часть речи Обозначает предмет Вопросы: Кто? Что? Обозначает Изменяется по числам Непостоянные признаки Изменяется по падежам Отвечает на вопросы: Кто? Что? Роль в предложении: подлежащее, обстоятельство, дополнение. Одушевленное и неодушевленное. Собственное и нарицательное
Записи в данной схеме должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть изучаемого материала. При работе с данной техникой ребята могут работать как индивидуально, так в парах, в группах. Например, на уроке русского языка по теме «Имя существительное» в 3-ем классе, ученикам предлагается провести исследование, в ходе которого они дают ответ на вопрос: как определить род имени существительного? По ходу исследования они заполняют схему, представленную на рисунке 2. Рисунок 2 – Схема «Рыбий скелет» После заполнения схемы «Рыбий скелет» дети делают вывод: чтобы определить род имен существительных нужно подставить слова-помощники: мужской род – он (мой), женский род – она (моя), средний род – оно (мое). Учащиеся, овладевающие техникой «Фишбоун» – «Рыбий скелет», 29 Как опреде лить род имен сущес твител ьных? Что бы определить род имени существител ьного нужно подставить слова помощники: он (мой), она (моя), оно (мое). Мужской род Женский род Средний род Имя сущ., которое можно заменить словами- помощникам и он (мой). Имя сущ., которое можно заменить словами- помощника ми она (моя). Имя сущ., которое можно заменить словами- помощни ками оно (моё)
приобретают такие навыки, как: критическое мышление, взаимодействие в группе, планирование и осуществление исследовательской деятельности. Третья стадия – рефлексия, которая является наиболее значимым этапом, т.к. здесь формируются регулятивные и личностные УУД: целостное осмысление, обобщение полученной информации, присвоение нового знания, новой информации учеником; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу, происходит творческое развитие. На стадии рефлексии используем техники «Бортовой журнал», «Синквейн». Техника ведения «Бортового журнала» (дневника) включает различные приемы обучающего письма. Учащиеся, изучая тему, записывают ключевые фрагменты и свои мысли. Формы «бортового журнала» (дневника) могут быть разными. Мы на своих уроках используем самую простую – таблица из двух колонок: в левую – учащиеся на стадии вызова фиксируют то, что им известно по изучаемой теме, в правую – при чтении и во время пауз записывают то новое, что они узнали. Пример такой таблицы представлен ниже в таблице 3. Таблица 3 – Форма «Бортового журнала» Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал? Имя существительное отвечает на вопросы: Кто? Что? и обозначает предмет. Имя существительное может быть одушевленным и неодушевленным, Имя существительное может быть собственным и нарицательным. Имя существительное изменяется по числам. Имя существительное имеет род: Имя сущ., которое можно заменить словами-помощниками он (мой) – мужского рода. Имя сущ., которое можно заменить словами-помощниками она (моя) – женского рода. Имя сущ., которое можно заменить словами-помощниками оно(мое) – среднего рода. Учитель, излагая материал, должен делать паузы, чтобы учащиеся успевали заполнять таблицы. Педагог может организовать чтение учащимися записей наиболее важных, ключевых фрагментов и их обсуждение классом, чтобы учащиеся смогли лучше усвоить материал, откорректировать и дополнить свои записи. 30
На стадии рефлексии, учащиеся сопоставляют и анализируют содержание записей в двух колонках. Возможно их итоговое обсуждение классом. При изучении темы «Имя существительное» в 3-ем классе дети вели «бортовой журнал», где в первой колонке записали все, что они знают про имя существительное, а дальше в ходе исследования заполнили вторую колонку и на стадии рефлексии обобщили свои знания по данной теме (таблица 4). Таблица 4 – Пример заполнения «Бортового журнала» младшими школьниками Что я знаю по теме Что нового я узнал по теме Часть речи Имя существительное изменяется по родам Предмет Имена существительные каждого рода имеют свои родовые окончания: м. р.- нулевое, -а,-я. ж. р.- нулевое, - а,-я. ср. р.- -о, -е. Вопросы Изменяется по числам Чтобы определить род имени существительного, которое стоит во множественном числе надо поставить его в начальную форму (ед. ч, И.П.). Птицы-птица (ж. р.).,на окне – окно (ср. р.). Ведение «бортового журнала» (дневника) можно использовать не только на уроке, но и во время домашней работы. Техника Синквейн с французского языка означает «пять» – это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает свое отношение к проблеме. Алгоритм написания синквейна представлен в таблице 5. Таблица 5 – Алгоритм написания синквейна Строка Вопрос Слова 1 – я строка Кто? Что? одно существительное 2 – я строка Какой? Какая? Какое? Какие? два прилагательных 3 – я строка Что делает? три глагола 4 – я строка Что автор думает о теме? фраза из четырёх слов 5 – я строка Кто? Что? (Новое звучание темы) одно существительное 31
На уроках русского языка в 3-ем классе после написания сочинений по теме «Как я провел лето» ребятам было предложено составить синквейн на тему «Каникулы». Также детям было предложено составить синквейн на любое насекомое, которое есть летом, дети выбрали бабочку. Эффективность и значимость техники «Синквейн» в его простоте. Эта техника помогает ребенку реализовать свои интеллектуальные возможности, помогает пополнить словарный запас, помогает развивать речь и мышление, учит краткому пересказу, учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Приведем примеры: 1. Каникулы. 2. Весенние, летние. 3. Отдыхать, гулять, рисовать. 4. Перерывы в занятиях в учебных заведениях в течении учебного года. 5. Отдых. 1. Бабочка. 2. Оранжевая, голубая, разноцветная. 3. Размножается, питается, улетает. 4. Преображаясь из обычной гусеницы, появляется на свет. 5. Насекомое. Использование приведенных выше техник учения в технологии критического мышления через чтение и письмо предполагает сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное участие самого ученика, создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая по технологии развития критического мышления через чтение и письмо, учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а также обучается способам своей собственной деятельности.
Вывод по второй главе.
32
В условиях работы ФГОС НОО необходима реализация различных направлений проектной и исследовательской деятельности как в ходе учебного процесса, так и вне учебных занятий, во внеурочной деятельности учащихся. Важно для реализации всех требований, задач, целей в условиях ФГОС НОО педагогам работать в команде, осуществлять совместную проектную и исследовательскую работу, отстаивать и обосновывать собственное мнение и толерантно относиться к позиции коллег, принимать ответственность за себя и за команду. Только совместными усилиями всех педагогов, в процессе слаженной работы и в режиме диалога можно поставить деятельность педагога в новых условиях ФГОС НОО на высокий уровень, способствующую повышению эффективности и качества образования, удовлетворяющую потребности всех участников образовательного процесса. 33

Заключение
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требует от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны даже не столько сами знания, сколько умение добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях. Проблема включения проектной деятельности в учебный процесс является достаточно актуальной. В ней содержится огромный развивающий потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на развивающее обучение и формирование творческой думающей саморазвивающейся личности способной к самореализации. Проектная деятельность обеспечивает целостное восприятие окружающего мира, дает толчок к самостоятельной деятельности младших школьников и наглядно утверждает их личностный рост. Совместная проектная деятельность является успешным средством преодоления разобщенности семьи и школы, делает детей и взрослых равноправными участниками общения, между которыми складываются доверительные отношения, а также создает ситуацию успеха, радости, удовольствия, способствует формированию у ребенка положительной самооценки. В ходе работы над проектами у учащихся приобретается умение работать в разных группах, играя разные социальные роли. Работа над проектами способствует умению планировать и организовывать свою деятельность, расширяет кругозор учеников, создает условия для проявления самостоятельности и инициативности, развивает творческие способности. 34
Использование современных технологий обогащает арсенал учителя, создают предпосылки для всестороннего развития учащихся. Ведь главным остается заинтересованность и участие педагога в каждом ребенке, умение подобрать ключик к детской душе. Чтобы дети шли в школу с удовольствием, учителя школы стараются создать в классе психологически-комфортные условия, атмосферу доверия, взаимопомощи, творчества. Для ребенка очень важно получать одобрение со стороны значимых для него людей. Признание успехов ребенка – пусть даже совсем незначительных, окрыляет, придает уверенность, побуждает стремиться к новым достижениям. В каждом ученике мы стараемся увидеть свою изюминку, дать возможность проявиться лучшим сторонам личности, разви ть индивидуальные возможности каждого. Получая новые знания, ученик прилагает усилия, а педагог со своей стороны должен замечать эти усилия, поддерживать ученика, обеспечивать ему условия для дальнейшего продвижения вперед.
Список использованной литературы
35
1. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – № 12. – 2010. 2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989. – 203 с. 3. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. – СПб: Издательство «Альянс-Дельта», 2003. – 407 с. 4. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000. – 502 с. 5. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование. – 2000. – № 9. – С. 177–180. 6. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования. – 2000. – № 2. – C. 36–43. 7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., Интор, 1996. – 205 с. 8. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. – М.: Просвещение, 2004. – 305 с. 9. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004. – 298 с. 10. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. – 2005. – № 9. – С. 14–16. 11. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная школа. – 2004. – №2. – С. 11–13. 12. Иванов С.В., Евдокимова А.О., М.И. Кузнецова. Русский язык: 2 класс: в двух частях. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 176 с. 36
13. Иванов С.В., Евдокимова А.О., М.И. Кузнецова. Русский язык: 3 класс: в двух частях. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 176 с. 14. Иванов С.В., Евдокимова А.О., М.И. Кузнецова. Русский язык: 4 класс: в двух частях. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 192 с. 15. Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления // Школьные технологии. – 2004. – № 2. – С. 3–10. 16. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004. 17. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности // Народное образование. – 2000. – №№ 8–9. – С. 151–157. 18. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005. – 198 с. 19. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / под ред. Т. И. Шамовой, П.И. Третьякова. – М., Тюмень, 1994. – 207 с. 20. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии // Народное образование. – 1998. – С. 16–19. 21. Соколова Т.Е. Комплексное использование разных источников информации на уроках в начальной школе. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008. – 258 с. 37


В раздел образования