Автор: Осипова Анна Александровна Должность: преподаватель "детской художественной школы" Учебное заведение: МБУДО "ДХШ им. Н.В. Овечкина" Населённый пункт: г. Новошахтинск, Ростовская область Наименование материала: Методическая разработка мастер-класса Тема: "Рисуем лентами " Ромашки" " Раздел: дополнительное образование
Новошахтинска
(МБУДО «ДХШ им. Н.В. Овечкина»)
Садовая ул., д. 35, г. Новошахтинск, Ростовская область, индекс 346 918
Тел.8(86369)2-03-86; 2-03-88 E-email: dxsh@mail
Методическая разработка
Мастер – класса
Рисуем лентами
«Ромашки»
Разработала: преподаватель
Осипова Анна Александровна
2017 г.
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ
В методической разработке представлено описание мастер-класса по
организации творческой мастерской художественно-эстетической направленности с
использованием приемов ТРИЗ-педагогики. ТРИЗ-педагогика — педагогическая
система, целью которой является воспитание творческой личности:
1. Педагогика должна быть направлена на подготовку универсалов, которые все знают
и умеют делать всё.
2. Обучение начинается в раннем возрасте (5 лет) и заканчивается в 13, 15, 16 лет.
3. Специализация происходит сама собой. Выбор специальности студент делает сам.
4. Обучение производится с максимальной скоростью (принцип форсажа).
5. Программа подготовки должна постоянно обновляться и дополняться.
6. Учебные группы должны быть малыми (четверки) для учета индивидуальных
особенностей ребенка.
7. ТРИЗ-педагог сам должен быть универсальной творческой личностью.
Контингент участников: педагоги дополнительного образования.Место проведения: «
ДХШ им. Н.В. Овечкина»
Продолжительность: 1 час 40 минут.
Дата проведения: 25.01.2018 При подготовке мастер-класса попыталась ответить на
вопрос: Чем мастер-класс может быть полезен его участникам в психологическом,
общеметодическом, частно-предметном плане? Мастер-класс может быть интересен
педагогическим работникам образовательных учреждений
для демонстрации опыта с
применением ТРИЗ – педагогики;
для демонстрации опыта обучения техники
вышивки лентами для педагогов ИЗО и ДПИ.
Занятия по технике вышивки лентами запланированы по Дополнительной
предпрофессиональной образовательной программе в области изобразительного
искусства «Декоративно –прикладное творчество» 5-ый год обучения.
Мастер класс « Рисуем лентами»
Разработала преподаватель МБУДО « ДХШ им. Н.В. Овечкина»
Осипова А.А.
Тема:
изготовление декоративного панно «Ромашки» вышивкой лентами
Цель мастер-класса
: повышение профессионального мастерства педагогов в
процессе активного педагогического общения по освоению техники «вышивки
лентами».
Задачи
:
Познакомить с техникой вышивки лентами;
Продемонстрировать использование технологии ТРИЗ;
Развивать творческое
воображение, фантазию, ассоциативное, логическое мышление, самооценку
.
Используемые оборудование и материалы:
-небольшая рамка без стекла ;-обруч (пяльца) для вышивки;-ткань;-ножницы;
-иглы для гобелена;
-разноцветные ленты для рукоделия.
Ожидаемые результаты:
участники научаться создавать панно вышитые
лентами;
возникновение у участников положительного эмоционального состояния,
повышение интереса, раскрепощение;
проявление нестандартного подхода к
выполнению поставленной задачи.
Структура плана-конспекта
мастер-класса на тему «Рисуем лентами»
- вступительная часть, где руководителем мастер-класса даются необходимые целевые
установки, раскрывается содержание занятия его ожидаемые результаты;
- теоретическая часть МК, рассказ руководителя, о технике мастер-класса используя
презентацию «Рисуем лентами»;
- практическая часть МК, участники мастер-класса приступают под руководством
руководителямастер-класса к выполнению декоративного панно;
- комментирующая часть, где руководитель мастер-класса поясняет те элементы своей
работы, которые с его точки зрения наиболее важны и носят оригинальный характер;
- кульминация творческого процесса, выставка работ, фотографии работ всех
участников мастер-класса с комментариями самих участников;
- рефлексия, важны не оценочные суждения «это хорошо», «это плохо», а самоанализ
собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.
- подведение итогов руководителем мастер-класса- список используемой литературы и
Интернет-ресурсов.
Этапы мастер-класса
.
Деятельность руководителя МК. Деятельность участников мастер-класса
1. Вступительная часть: Сообщение темы, раскрытие цели и задач мастер-класса 3
мин.
2. Теоретическая часть МК:
рассказ о технике «вышивка лентами» сопровождаемый показом презентации
«Вышитые картины», а также показ поделок выполненных руководителем МК и
сопровождаемый тихой музыкой15 мин. Участники МК рассматривают изображения
панно в технике «вышивка лентами», слушают рассказ и эмоционально погружаются в
тему МК
3. Практическая часть МК:
Перед началом работы руководитель МК проводит инструктаж по технике
безопасности. Рассказать и показать методические и технологические приёмы
изготовления изделий в технике «вышивка лентами» вышивка ромашки. За тем вместе
с руководителем МК участники приступают к работе над декоративным панно
«Ромашки» 60 мин. Прослушав инструктаж по технике безопасности участники МК
приступают к самостоятельной творческой деятельности. Работают под руководством
педагога проводящего МК, задают вопросы
4. Кульминация творческого процесса:
После завершения работ участниками МК, все работы фотографируют и делают мини
выставку, в процессе выставки участники коллективно обсуждают свои работы и
задают вопросы педагогу, проводящему МК.
Составляют работы на один стол. Делают фото своих выполненных работ.
Рассматривают и оценивают красоту и разнообразие поделок. Задают интересующие
их вопросы руководителю МК.10 мин
5. Рефлексия
мобилизация участников на самооценку. Предложить участникам оценить
работоспособность, психологическое состояние, результативность работы.
Обсуждение мастер – класса включает вопросы руководителю мастер – класса, обмен
опытом его участников. 10 мин. Участники МК обмениваются опытом, обсуждают
МК, занимаютсясамооценкой, проделанной работы, используя приготовленные
листочки, дают оценку МК.Рефлексия - приём «Дерево настроения».
6. Подведение итогов:
Мастер – педагог подводит итоги МК и учитывая пожелания своей аудитории,
рекомендует литературу, интернет – сайты для получения дополнительной
информации по данному вопросу, информирует, где можно приобрести материалы и
инструменты для работы. 5 мин.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА:
1. Вступительная часть
- Здравствуйте, уважаемые коллеги
- Крикните громко и хором, друзья,
Помочь откажетесь мне? (нет или да?)
Деток вы любите? Да или нет?
Пришли вы на мастер-класс,
А сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю…..
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете?(нет или Да)
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-
класс.
Я очень рада видеть вас здесь, в нашей Художественной школе. Меня зовут Осипова
Анна Александровна. Я являюсь педагогом этой художественной школы.
Наше занятие посвящено самому прекрасному творению природы – цветам, но цветам
не обычным, а изготовленным своими руками из разноцветных лент. (демонстрация
своих работ)
- Тема мастер-класса: «Рисуем лентами. Ромашки». Цель нашего МК: повышение
профессионального мастерства в процессе активного общения по освоению техники
«Вышивки лентами».
Я познакомлю вас с техникой вышивки лентами, буду учить вас, используя
разноцветные ленты разной ширины делать, «рисовать» прекрасные цветы. Одной из
задач является создать условия для вашей самореализации и стимулирования роста
творческого потенциала в процессе МК.
- Цветы всегда нам дарят настоящую радость. Какими бы они ни были, маленькими
или большими, яркими или не очень, но они всегда радуют нас своей красотой. Без
цветов уже совсем невозможно представить природу и красоту окружающего мира.
- Цветы и природа всегда вдохновляли музыкантов, художников, писателей. Всегда и
везде цветы являлись символом прекрасного.
- Издавна человек, восхищаясь таким прекрасным творением природы, старался
передать эту красоту и в своих изделиях.
Вышивать букеты из ромашек очень нравиться новичкам. Техника вышивки весьма
простая, а результат завораживающий. Объемные цветочки ромашек рассыпаются по
картине быстро, доставляя массу удовольствия от вышивки.
«У человека может быть много разных настроений, но душа у него одна, и эту свою
душу, он неуловимо вкладывает во все свое творчество.»
Д.Голсуорси.
2. Теоретическая часть
-Я хочу сейчас приоткрыть для Вас удивительный, прекрасный и очень теплый мир-
мир цветов! Мне кажется, что этот мир не может оставить равнодушным никого, и мне
бы очень хотелось, что бы погрузившись в него, Вы забыли о повседневности, грузе
житейских проблем, улыбнулись.
Вышивка, в том числе шелковыми лентами, является давно известным видом
рукоделия, но популярность к нему пришла после появления современных материалов
для работы. Его возраст составляет приблизительно 350 лет, и появился он во
Франции, поэтому полное название звучит как французская вышивка шелковой
лентой. Бантики из лент использовались, чтобы украсить шторы, мебель и многое
другое. Используя определенные приемы, можно узнать, как научиться вышивать
лентами и создавать объемную вышивку, которая будет эффектно смотреться как в
картинной рамке, так и на любом предмете одежды.
Вышивка лентами шикарное искусство, освоить которое может каждая мастерица.
Ведь оно весьма простое в изучении, недорогое по закупке инструментов, тканей и
лент. Времени занимает значительно меньше, чем вышивка той же картины крестиком
или гладью. А в результате всей работы получается восхитительная объемная картина.
-Используя электронную презентацию «Рисуем лентами» начинаю рассказ и
демонстрирую свои работы.
-Мастер работает цветными лентами разной ширины как красками, выкладывая ленты
определённым образом. Картины из лент получаются воздушными, объёмными,
«живыми». Картины создаются словно по волшебству! Передают Ваше настроение,
переживания, эмоции и конечно же –любовь!! Идолгие годы радуют глаз!
-Живопись лентами подойдёт для любого человека, который чувствует необходимость
творить, ищет радостный и спокойный способ отвлечься от рутины и постоянной
спешки. Даже начинающий мастер может создать прекрасную картину и получить
положительные эмоции, получить удовлетворение и радость от выполненной работы.
-Возможно, вышивка лентами – это именно Ваше направление творчества! И Вы
создадите множество произведений, которые поразят всех кто их увидит и принесут
Вам творческое удовлетворение!Возможно это будут эффектные картины, панно,
вышитые подушки и другие предметы интерьера, аксессуары Вашего наряда…
Начинающим мастерицам стоит узнать основные секреты выполнения техники,
научиться выбирать материалы, исполнять базовые элементы. Затем при вышивании
можно дать простор фантазии, опробовать сложные рисунки.
Для новичков в вышивке лентами рекомендуют брать готовые наборы для вышивки
лентами.Ведь в наборах ткань эластичная и максимально подходящая для вышивки
лентами. Ленты подобраны по цветовой гамме, сочетаются и дополняют друг друга.
Материал лент продуман так, чтобы в процессе вышивки ленты правильно ложились и
хорошо драпировались. Также в наборах часто предусмотрены схемы и пошаговое
описание.
Выбор ткани. Большинство материалов отлично подходят для вышивки лентами.
Важнейшим моментом в выборе ткани является плотность. Закрепленные стежки не
должны просачиваться сквозь нее. Также не очень удобно вышивать на плотных
гобеленовых тканях, так как приходиться использовать шило для каждого стежка.
Выбор лент. В принципе нет лент, которые не подойдут для вышивания. Вопрос в том,
какие ленты подойдут для той или иной вышивки. Различаются ленты по ширине, и
материалу. В зависимости от ширины ленты может получиться замысловатое
плетение, крошечные цветки сирени, а могут и красные огромные маки. В основном
принято считать лентами вышивают цветы и растительные узоры. Но это лишь
поверхностное мнение. Лентами вышивают бабочек, насекомых и животных, морские
волны и шикарные коттеджи, ну и конечно же плетеную мебель.
3.Практическая часть
- Я уверена, что все вы знаете правила техники безопасности, но без них ни как нельзя
и по этому прежде, чем приступить к работе, я вам проведу инструктаж по ТБ но не
обычно а, в стихах:
Чтобы шить и вышивать,
Нужно правила нам знать.
Я их с детства точно помню,
Коротенько вам напомню.
Первым делом нужно знать:
В рот иглу не вздумай брать,
Глаз с иголки не спускай,
И в одежду не втыкай,
Не бросай ее нигде
А иначе быть беде.
Помни – иглы и булавки
Не валяются на лавке.
Поработал - не забудь
Их в игольницу воткнуть.
Работать ножницами можно,
Но только очень осторожно.
Очень важно всем понять,
Как их нужно подавать.
Не острыми конечками,
А вперед колечками.
Влево – вправо не маши,
А в пенал их уложи,
Не пугаю я напрасно.
Ножницы – предмет опасный.
Нужно правила всем знать,
Аккуратно соблюдать.
И получим ты и я
Наслажденья от шитья!
Используемые оборудование и материалы:
-небольшая рамка без стекла ;
-обруч (пяльца) для вышивки;
-ткань;
-ножницы;
-иглы для гобелена;
-разноцветные ленты для рукоделия.
Мы сегодня с вами будем вышивать желаемую картину – «Ромашки» без набора,
самостоятельно подобрав ленты и ткань. Я подготовили шаблоны для вышивки
лентами. Для того чтобы перенести их на ткань потребуется калька.
Шаблон вышивки «Ромашки»
После того, как мы с вами перевели нашу схему на ткань, закрепим ткань с
нарисованной схемой на обруче(пяльцах).
Приступаем к вышивки.
Шаг № 1. Перед началом работы нужно правильно обрабатывать ленты, разрезая их
под острым углом. Лента пропускается через ушко иголки, при этом оставляется
хвостик около 5 см, и закрепляется путем прокалывания иглой на расстоянии 7 см от
конца через центр ленты, образуя маленький узелок. Длина используемой ленты не
должна быть более 30 см. Так она не будет путаться и морщиниться.
Шаг № 2. Далее следует закрепить ленту на изнанку вышивки через плоский узел. Это
делается путем двойного изгиба краев ленты и прокола центральной части ленточного
хвостика. Лента протягивается вниз и затягивается.
Шаг № 3. Начинаем вышивать стебельки ромашки. Стебельчатый стежок может
применяться во многих случаях, подходит для многих техник вышивки. Его можно
выполнять лентой разной ширины, плоской или перекрученной. Длина стежка
определяется шириной ленты, широкая лента делает стежок слишком тяжеловесным.
Чтобы получить красивые ровные стежки, лучше всего использовать ленты шириной 2
мм, 4 мм и 7 мм.
Шаг № 4. Начинаем вышивать листики ромашки. Основным элементом является
прямой стежок, здесь важно регулировать натяжение и следить за тем, чтобы лента не
перекручивалась
Шаг № 5. Начинаем вышивать лепестки ромашки. Прямой стежок с завитком
начинают выполнять точно так же, как обычный прямой стежок, а затем игла вводится
по изнаночной стороне в центр ленты на расстоянии длины стежка, при этом нужно не
развернуть получившийся локон изнаночной стороной наружу.
Шаг № 6. Начинаем вышивать серединки ромашки. Популярным элементом вышивки
является французский узелок, где нужно обернуть ленту вокруг иглы 3-4 раза и
попробовать вывести ее на изнаночную часть ткани. Выполнение этого элемента
потребует специальной подготовки.
Шаг № 7 Снимаем ткань с вышивкой с обруча (пялец) и вставляем в рамку.
4. Кульминация творческого процесса:
Работа завершена.Предлагаю обсудить получившиеся «Ромашки». Для любителей
ромашек готов отличный, эксклюзивный подарок! Смотрится очень эффектно! Несёт
радость и позитив!
- Предлагаю сфотографироваться всем вместе с нашими работами.
5. Рефлексия
Рекомендую на каких сайтах и у каких мастеров лучше поучиться, где расположены
хорошие и подробные МК. Даю список литературы который использовала при
подготовке к МК.
Рефлексия – приём «Дерево настроения»:
- Послушайте притчу, а потом мы обсудим наш мастер-класс. Шел мудрец, а навстречу
ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для
строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого
спросил: «Что ты делал целый день?». А тот с ухмылкой ответил, что целый день
возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «Что ты делал целый день?» И тот
ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу». А третий улыбнулся, его лицо
радостно засветилось, и он с удовольствием ответил: «А я принял участие в
строительстве храма».
Уважаемые коллеги, у вас есть 3 листика: синий, красный и зеленый. А на доске у нас
дерево только оно без листьев, давайте его сейчас оденем.
Если вы считаете себя третьим рабочим, (это означает, что данный мастер-класс был
для вас полезен, вы научились чему-то новому и эти знания пригодятся вам в
дальнейшем, если вам было комфортно на занятии) то прикрепите к дереву зеленый
листок.
Если вы считаете себя вторым рабочим (вам интересно было на занятии, но данную
технологию вы знали ранее и новых знаний и опыта работы вы не получили), то
прикрепите к дереву красный листик.
А если вы считаете себя первым рабочим (у вас не очень хорошее настроение, вам
было неинтересно на занятии, то прикрепите к дереву листик синего цвета.
Происходит обсуждение.
6 . Подведение итогов:
Уважаемые коллеги мы сегодня с вами очень плодотворно потрудились, у всех
получились замечательные картины, которые будут радовать вас и ваших близких.
- Вы научились делать интересные цветы, в технике вышивка лентами используя ткань
и разноцветные ленты. Я очень надеюсь, что эти знания вам пригодятся, и вы сможете
украсить такими цветами свой дом.
- Подходит к завершению наш мастер-класс и мне хочется рассказать вам ещё одну
древнюю притчу:
Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек и ведет за собой
ребенка.
-Что ты тут делаешь, старик?- спросил человек.
-Жду тебя!- ответил старик- Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
- Верно!- удивился человек.
Если захочешь посадить человеку дерево, посади плодовое дерево.
Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Если отважился воспитать человеку ребенка, верни его крылатым.
-Как я это сделаю ,если сам не умею летать?
-А ты попробуй!- сказал старик и закрыл глаза.
Прошли годы
Старик сидел на том же месте и смотрел в небо.
Видит: летит ребенок, а за ним - его Учитель.
Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.
-Я возвращаю ребенка крылатым!- и гордо посмотрел на своего питомца.
А старик посмотрел на крылья Учителя и произнес:
-А меня больше всего радуют твои крылья..."
Нам, педагогам, нужно приложить много усилий, чтобы не только воспитать
крылатого ребенка, а самим научиться летать. Продолжать поиск себя и путей
сотрудничества со своими учениками. Учится, учась, и воспитывать воспитываясь.
Дорогие женщины — мы хранительницы очага и без творчества мы превращаемся в
злых, язвительных и всегда недовольных особ. Занимайтесь тем, что по душе, делайте
себя и свой мирок более счастливым!
Мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и участие в работе.
- Надеюсь, что знания, приобретенные вами на сегодняшнем МК, помогут в решении
творческих задач не только на занятиях с детьми, но и в жизни.
Благодарю за сотрудничество. Будьте всегда здоровы! И творческих вам успехов! До
новых встреч!
Список литературы:
1. Мастер-класс как современная форма аттестации в условиях реализации ФГОС.
Алгоритм технологии, модели и примеры проведения, критерии качества/сост. Н.В.
Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2013.
2. Мастер-классы и педагогические семинары в дополнительном образовании детей.
Теоретические и организационные аспекты / Сост.: Кленова Н. В., Абдухакимова С.
А. / Ред.: Постников А. С., Прыгунова А. П. – М.: МГДД(Ю)Т, 2009
3. Клиентов А. Народные промыслы. – Белый город, М, 2003г.
4. Боровиков Л. И. Как творчески работающему педагогу дополнительного
образования подготовить и провести мастер-класс // Воспитание и дополнительное
образование в Новосибирской области. – 2004. – № 1.
В процессе проведения Мастер-класса использую свои работы: