Напоминание

Заповедные места родного края


Автор: Кушнерик Наталья Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ № 1
Населённый пункт: г. Киренск, Иркутская область
Наименование материала: разработка внеклассного занятия
Тема: Заповедные места родного края
Раздел: начальное образование





Назад





Технологическая карта урока окружающего мира
1. Класс: ___4________ 2. Тема урока:____Заповедники нашего края 3.Учитель: Кушнерик Наталья Ивановна МКОУ СОШ№1 г. Киренск , Иркутская обл. Цель деятельности учителя (цель урока) Создание условий для ознакомления обучающихся с особенностями заповедников, их структурой и значением, правилами поведения в таких местах. Тип урока Усвоение новых знаний. Планируемые образовательные результаты Предметные : Знать понятие «Заповедник»,отличительные признаки, правила поведения, животных и растений населяющих заповедник. Уметь извлекать нужную информацию из дополнительных источников. Метапредметные: Определять тему урока, понимать учебную задачу , планировать решение учебной задачи под руководством учителя ,осуществлять контроль и оценивать результаты своего труда и труда товарищей, делать выводы. Личностные: Проявлять положительное, бережное отношение ко всему окружающему и интерес к природе. Методы и формы обучения Наблюдение, эвристические, поисковые, создание проблемных ситуаций. Образовательные ресурсы Энциклопедии, научная литература, Интернет Оборудование Карта Иркутской области, демонстрационные модели, фотографии, видеоролик, мультимедио Основные понятия Заповедник, сотрудник, биолог
Организационная структура урока
Этапы урока
(см.таблицу 2)
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Деятельность учителя Деятельность учеников Формы организации взаимодействия УУД 1.Организационны й момент Цель: настрой на урок, установка на сотрудничество. Слайд 1 «С малой удачи начинается успех» Слайд 2 Вместе не трудно, Вместе не тесно, Вместе легко 1.эмоциональный настрой Прочитаете девиз нашего урока, пропойте ,прохлопайте... Как вы понимаете эти слова? Обобщение: удача-это то ,что мы вместе, успех ждет нас всех впереди. 2.установка на сотрудничество Какие правила сотрудничества подтверждают данные слова? (выберите нужные правила) Высказывают свои мнения Выбирают из предложенных карточек: *Не нужно слушать фронтальная Коммуникативные: адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога Регулятивные : осуществлять самоконтроль
И всегда интересно. товарища. *Можно смеяться над ошибками товарищей. *Каждый имеет право высказаться. *Главное-результат. *Говори одновременно с другим. *Говори по теме, кратко и понятно. *Нельзя отстаивать свое мнение. *Перебивай собеседника. (Выбранные правила помещают на доску и доказывают правильность.) 2.Актуализация знаний Цель: воздействие на эмоциональную сферу детей , повторение раннее изученного Игра «угадай слово» -первый слог как у слова
заяц
-второй как у слова
поле
-третий-
ведь
без
ь

-
четвертый- суффикс слова
подснежник
3.Чтение задания Подберите родственные слова. Каково значение этого слова? Определяют слово:
заповедник
Подбирают слова, объясняют лексическое значение фронтальная Л:проявлять интерес к изучению темы П:раскрывать значение понятий и использовать их в своем словаре К:адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему 3. Мотивация к деятельности, определение темы урока Цель: мотивировать обучающихся на изучение темы, Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? Сформулируйте тему. Легко ли по одному слову определить ее точно? Следовательно ,мы чуть позже обозначим нашу тему. Ответы детей. Фронтальная индивидуальная П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. К:учет разных мнений и
определить тему и задачи урока. Слайд 3 Просмотр видеоролика Встречались ли вы с этим словом? Где? Какие заповедники знаете? Выберите тот, который ближе всего находится к нашему району. Что поможет нам это сделать? А сейчас можем сформулировать тему урока? Какие задачи поставим перед собой? Для того, чтобы более успешно выполнить поставленные задачи, необходимо спланировать дальнейшую работу. (предлагается деформированный план работы) В какой последовательности будем искать ответы на вопросы? Достаточно ли будет времени, чтобы найти ответы на вопросы? Рассматривание карты (Байкало- Ленский заповедник) Формулируют тему , задачи урока Ответить на вопросы: *Кто в заповеднике живет? *Где и когда был образован заповедник? *Что в заповеднике растет? *Для чего нужны заповедники? *Каковы природные условия заповедника? *Как охраняется заповедник? *Что обозначает слово заповедник? *Чем заняты сотрудники заповедника? Определяют последовательность. Дети приходят к выводу, что времени стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. Р:принятие и сохранение учебной задачи.
Что предлагаете сделать в данной ситуации? на уроке не хватит. Предлагают работать в группах. 4.Открытие нового знания Цель:формировани е у обучающихся представлений о заповедниках и их значении в жизни человечества. Работа в « читальном зале». Предлагаю 4 рабочих места, на которых находятся карточки с вопросами, инструктаж по работе, печатные источники информации, ноутбуки, ручки, бумага. Оформление сообщений в различных формах: -просмотр видео о растительном и животном мире -информационное сообщение об истории создания и местонахождении заповедника с использованием наглядных материалов. - представление «Правил поведения в заповедных зонах» -защита « диафильма» на тему «Занятия сотрудников заповедника» - Даю подробный инструктаж по работе, формирую группы по желанию. Знакомятся с инструкцией, распределяют обязанности. Приступают к выбору информации и оформлению своих сообщений. Групповая индивидуальная Р: выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на вопросы Работая, сверять свои действия с целью Пред: выполнять исследования и оформлять вывод, преобразовывать информацию из одной формы в другую. К: доносить свою позицию до других, высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы. 5.Первичная проверка усвоения знаний Цель: проверить объем и качество усвоенного материала, умение выделять главное. Каждая группа выступает по своему вопросу Просмотр видеоролика Помогает и уточняет детали, направляет. Что самое важное взяли для себя из всего услышанного и увиденного? Какие знания вам пригодятся в жизни? Для чего? Возьмите смайлик и передайте той группе, чье выступление оказалось самым интересным Слушают, задают уточняющие вопросы. Отвечают на вопросы. Взаимооценка. фронтальная П:структурирование знания К:построение понятных для партнера высказываний Р:осуществление итогового контроля по результату.
(красный) Самым полезным (синий) Необычным (зеленый) 6. Первичное закрепление Цель: применение знаний на практике Индивидуальные тесты Инструктаж по работе с тестами Предлагаю «ключ» к тестам для самопроверки. Работа с тестами. Самопроверка. индивидуальная Р:учет правила в контроле способа решения 7. Д/з, инструктаж по его выполнению Задания на выбор: Приготовить маршрутную карту для экскурсии по заповеднику. Составить речь экскурсовода. Написать научно-популярный очерк Предлагаю детям варианты домашнего задания, предлагаю работу по группам (по желанию) Выбирают тему и записывают в дневники. групповая 10.Рефлексия Подведение итога: Слайд 4 Слайд 5 Прочитайте высказывания великих людей о природе: Все лучшее в природе принадлежит всем вместе. Петроний Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться. Леонардо да Винчи Один человек оставляет в лесу след, сто человек- тропу, тысяча- пустыню. Какое из них подходит к теме урока? Какая мысль кроется за каждым из них? Дополни предложение: Мне было интересно узнать о...... Я обязательно найду дополнительный материал о...... Я поделюсь новыми знаниями с ... Возможно ли такое, что на Земле исчезнут заповедники? Отвечают. Рассуждают. Доказывают. Договаривают предложения. Дискуссия. фронтальная К: формулировать ответы на вопросы Л:формирование ценностного отношения к полученным знаниям. Р: фиксировать в конце урока удовлетворенность( неудовлетворенност ь) своей работой на уроке.
Наглядный и дидактический материал к уроку прилагается.



Конструктор для составления технологической карты урока

Таблица 1.
Материал для заполнения технологической карты урока.
Типы уроков

Оборудование

Формы

обучения

Методы

обучения

Формулировки

деятельности учителя

Формулировки

деятельности ученика
Усвоение новых знаний Урок комплексного применения знаний и умений (закрепления). Урок актуализации знаний и умений (повторения) Урок систематизации и обобщения знаний и умений Урок контроля знаний и умений Урок коррекции знаний, умений и навыков. Комбинированный урок. Приборы; Интерактивная доска; Мультимедийный проектор; Технические средства обучения; Электронные средства обучения; Телевидение; Компьютеры; Локальная сеть; Магнитная доска; Карты; Препараты; Реактивы; Демонстрационные модели по содержанию учебной дисциплины. 1. индивидуальная; 2. фронтальная; 3. парная; 4. групповая. 1. наблюдение, 2. эвристический, 3. поисковый, 4. создание проблемных ситуаций. 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку. 2. Озвучивает тему и цель урока. 3. Уточняет понимание учащимися поставленных 4. целей урока. 5. Выдвигает проблему. 6. Создает эмоциональный настрой на... 7. Формулирует задание... 8. Напоминает обучающимся, как... 9. Предлагает индивидуальные задания 1. Записывают слова, предложения. 2. Делят (звуки, слова и т. д.) на группы. 3. Выполняют упражнение в тетради. 4. По очереди комментируют... 5. Обосновывают выбор написания... 6. Приводят примеры. 7. Пишут под диктовку. 8. Проговаривают по цепочке. 9. Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы.

Таблица 2.

Типы и структура уроков
Тип урока Усвоение новых знаний Урок комплексного применения знаний и умений (закрепления). Урок актуализации знаний и умений (повторения) Урок систематизации и обобщения знаний и умений Урок контроля знаний и умений Урок коррекции знаний, умений и навыков. Комбинированн ый урок. структура 1)Организационн ый этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление. 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 8) Рефлексия (подведение итогов занятия) 1)Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Первичное закрепление § в знакомой ситуации (типовые) § в изменённой ситуации (конструктивные) 5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) 6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 7) Рефлексия 1)Организационны й этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Актуализация знаний. § с целью подготовки к контрольному уроку § с целью подготовки к изучению новой темы 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6) Обобщение и 1)Организационны й этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулирован ные вопросы). 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия) 1)Организационны й этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся обще учебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика). Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствовани я знаний и умений. В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения. 1) Организационн ый этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его
(подведение итогов занятия) систематизация знаний 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9) Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу структура 4) Рефлексия (подведение итогов занятия) 4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 5) Рефлексия (подведение итогов занятия) выполнению 9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Таблица 3.
Кодификатор универсальных учебных действий Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
Общеучебные универсальные действия Осуществление п о и с к а необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; П1 Понимание в о з м о ж н о с т и различных позиций других л ю д е й , о т л и ч н ы х о т собственной, и ориентировка на по зицию па рт нё р а в общении и взаимодействии; К1 К2 Принятие и сохранение учебной задачи; Р1 Самоопределение Осуществление гражданской идентификации личности (осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России); Л1 Л2 Л3 использование з н а к о в о - символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; П2 учёт р а з н ы х м н е н и й и стремление к координации р а з л и ч н ы х п о з и ц и й в сотрудничестве; К3 К4 планирование с в о и х действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и, в том числе во внутреннем плане; Р2 формирование картины мира культуры как порождения т р у д о в о й п р е д м е т н о - преобразующей де яте льно с ти человека (ознакомление с миром п р о ф е с с и й , и х с о ц и а л ь н о й значимостью и содержанием); Л4 Л5 осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; П3 формулирование собственного мнения (позиции); К5 учёт п р а в и л а в планировании и контроле способа решения; Р3 развитие « Я - к о н ц е п ц и и » и с а м о о ц е н к и л и ч н о с т и (формирование самоиндентификации, адекватной п о з и т и в н о й с а м о о ц е н к и , самоуважения и самопринятия) Л6 Л7 поиск разнообразных способов решения задач; П4 умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в с и т у а ц и и с т о л к н о в е н и я интересов; К6 осуществление итогового и пошагового контроля по результату; Р4 структурирование знания. П5 построение понятны х д л я па ртнё ра в ы с к а з ы в а н и й , учитывающих, что он знает и видит, а что нет К7 адекватное восприятие оценки преподавателя; Р5
Продолжение таблицы
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
Логические учебные действия Осуществление смыслового чтения художественных и познавательных текстов; П6 умение задавать вопросы; К8 различение с п о с о б а и результата действия; Р6 Смыслообразование Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирования мотивов достижения и социального признания; формирования границ собственного знания и «незнания» Л8 Л9 Л10 Л11 выделение с у щ е с т в е н н о й инф о рма ции из т е к с т о в разных видов; П7 контроль действий партнёра; К9 оценка п р а в и л ь н о с т и выполнения действия на у р о в н е а д е к в а т н о й ретроспективной оценки; Р7 анализ о б ъ е к т о в с выделением существенных и несущественных признаков; П8 использование р е ч и д л я регуляции своего действия; К10 внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе е г о о ц е н к и и у ч ё т а х а р а к т е р а с д е л а н н ы х ошибок; Р8 осуществление синтеза как составления целого из частей; П9 адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; К11 выполнение у ч е б н ы х д е й с т в и й в материализованной, г р о м к о р е ч е в о й и умственной форме Р9 сравнение и классификация по заданным критериям; П10 П11 П12 построение монологического высказывания; К12 Морально-этическая ориентация Освоение основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, естественность); Л12 установление п р и ч и н н о - следственных связей; П13 владение д и а л о г и ч е с к о й формой речи К13 выполнение моральных норм; Л13 построение рассуждения в ф о р м е с в я з и п р о с т ы х суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; П14 решение моральных проблем, оценка своих поступков в с о о т в е т с т в и и с н о р м а м и нравственности Л14 Л15 доказательство; П15 выдвижение гипотез и их обоснование. П16 П17 Формулирование проблемы; П18 с а м о с т о я т е л ь н о е создание способов решения проблем П19
Постановка и решение проблем


В раздел образования