Напоминание

"На неведомых дорожках"


Автор: Гартун Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЮДДи
Населённый пункт: город Юрга, Кемеровская область
Наименование материала: Рабочая программа по опытно-экспериментальной деятельности
Тема: "На неведомых дорожках"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Рабочая программа по опытно-экспериментальной деятельности для детей среднего возраста
«На неведомых дорожках»



Воспитатель: Гартун С.Г.
2017

Опытно-экспериментальная

деятельность

с

детьми

Пояснительная записка
Опыт - это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно- следственных связей. Экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей. Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.)
Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования
1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, бе седы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса. 2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования. 3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи). 4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления. 5.Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий. 6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы. 7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
В

процессе

организации

экспериментально



опытной

деятельности

предполагается решение следующих задач:

- создание условий для формирования основного целостного мировидения ребёнка средством экспериментирования. - развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развития познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установления причинно-следственных связей, умение делать вывод. - развитие внимания, зрительной и слуховой чувствительности. - создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий. Структура детского экспериментирования состоит из следующих пунктов: — постановка проблемы, которую нужно решать; — целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы); — выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения); — проверка гипотез (сбор данных реализация в действиях); — анализ полученного результата (подтвердилось или нет); — формулирование выводов. Требования к уголку экспериментирования: безопасность для жизни и здоровья детей, достаточность, доступность. В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать её правоту, определять причины неудачи экспериментально — опытной деятельности, делать элементарные выводы.
Методика проведения опыта
Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным. Проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями. Несложные опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включаться в занятия.
Планирование экспериментально-опытной деятельности


на прогулке (проводится два раза в месяц) 14 часов

Месяц

Тема

Задачи
Сентябрь 1. «Свойства воздуха»
Задача
: познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его; - развивать любознательность, внимание; - поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов; - развивать связную речь; - активизировать словарь: упругий, мягкий, плавно. Октябрь 1.«Почему п оя вл я е т с я ветер» 2.«Бумажные кораблики»
Задача
: познакомить детей с причиной возникновения ветра, поддерживать инт ере с к познанию о к р у ж а ю щ е й действительности с помощью постановки проблемных вопросов, учить устанавливать причинно - следственные связи.
Задача:
познакомить со свойством бумаги намокать в воде. Ноябрь 1. «Камни» 2. «Измерение уровня воды»
Задача
: - развивать любознательность, внимание; - поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов; - развивать связную речь;
Задача:
выявить изменение о бъ е м а жидкости при замерзании.
Декабрь 1.«Первые заморозки» 2.

«Где снег?»
Задача:
показать зависимость состояния воды от температуры воздуха.
Задача:
- закрепить знание о том, что снег - это состояние воды - развивать логическое мышление, умение сравнивать; - побуждать детей обследовать и определять качества предметов; -поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов; -развивать связную речь; активизировать словарь. Январь 1.«Какие свойства» 2.Температура «Как согреть руки?»
Задача:
сравнить свойства воды, льда, с н е г а , в ы я в и т ь о с о б е н н о с т и и х взаимодействия .
Задача:
выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение, сохранение тепла); - развивать наблюдательность, внимание, -поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов; -развивать связную речь; активизировать словарь
Февраль 1. «Снег и лед - вода, изменившая свое состояние п о д д е й с т в и е м температуры». 2. «Лед- твердая вода».
Задача:
развивать наблюдательность, умение сравнивать, а н а л и з и р о ват ь , устанавливать причинно - следственные зависимости и делать выводы.
Задача:
: познакомить детей со свойствами воды. Март 1.«Что в пакете? » 2. «Песчаный конус»
Задача
: выявить свойства в о з д у х а , сравнивать свойства воды и воздуха.
Задача
: п о к а з а т ь с в о й с т в о п е с к а - сыпучесть. Апрель 1.«Свойства солнечных лучей» 2.«Веселые кораблики» (плавучесть предметов).
Задача
: опытным путем показать свойства солнечных лучей.
Задача
: э кс п е р и м е н т а л ь н ы м п у т е м показать различные свойства предметов. Май 1 .«Потребность растений в воде»
Задача
: показать детям важность воды для жизни и роста растения.



В раздел образования