Автор: Гартун Светлана Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ЮДДи Населённый пункт: город Юрга, Кемеровская область Наименование материала: Рабочая программа по опытно-экспериментальной деятельности Тема: "На неведомых дорожках" Раздел: дополнительное образование
Рабочая программа
по опытно-экспериментальной деятельности
для детей среднего возраста
«На неведомых дорожках»
Воспитатель: Гартун С.Г.
2017
Опытно-экспериментальная
деятельность
с
детьми
Пояснительная записка
Опыт
-
это
наблюдение,
которое
проводится
в
специально
организованных
условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к
природе,
развивают
наблюдательность,
мыслительную
деятельность.
В
каждом
опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям,
умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-
следственных
связей. Экспериментирование
может
быть
организовано
в
трех
основных
направлениях:
специально
организованное
обучение,
совместная
деятельность
педагога
с
детьми
и
самостоятельная
деятельность
детей.
Важно
помнить,
что
занятие
является
итоговой
формой
работы
исследовательской
деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.
Проблемные
ситуации,
эвристические
задачи,
экспериментирование
могут
быть
также
частью
любого
занятия
с
детьми
(по
математике,
развитию
речи,
ознакомлению с окружающим, конструированию и т д.) ориентированного на разные
виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.)
Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования
1.
Предварительная
работа
(экскурсии,
наблюдения,
чтение,
бе седы,
рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
3.
Выбор
цели
задач
работы
с
детьми
(познавательные,
развивающие,
воспитательные задачи).
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
5.Предварительная
исследовательская
работа
с
использованием
оборудования
учебных пособий.
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой
темы.
7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений,
таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения
детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
В
процессе
организации
экспериментально
—
опытной
деятельности
предполагается решение следующих задач:
- создание условий для формирования основного целостного мировидения
ребёнка средством экспериментирования.
- развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать,
развития
познавательного
интереса
детей
в
процессе
экспериментирования,
установления причинно-следственных связей, умение делать вывод.
- развитие внимания, зрительной и слуховой чувствительности.
- создание предпосылок формирования у детей практических и умственных
действий.
Структура детского экспериментирования состоит из следующих пунктов: —
постановка проблемы, которую нужно решать; — целеполагание (что нужно сделать
для решения проблемы); — выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
— проверка гипотез (сбор данных реализация в действиях); — анализ полученного
результата (подтвердилось или нет); — формулирование выводов.
Требования к уголку экспериментирования: безопасность для жизни и здоровья
детей, достаточность, доступность.
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные
впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно,
отстаивать собственную точку зрения, доказывать её правоту, определять причины
неудачи экспериментально — опытной деятельности, делать элементарные выводы.
Методика проведения опыта
Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети
получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, воспитатель не должен
наносить вред и ущерб растениям и животным. Проводятся опыты с предметами
неживой природы, растениями. Несложные опыты могут быть использованы в играх
детей;
они
могут
быть
связаны
с
их
трудом
в
уголке
природы
и
на
огороде,
включаться в занятия.
Планирование экспериментально-опытной деятельности
на прогулке (проводится два раза в месяц) 14 часов
Месяц
Тема
Задачи
Сентябрь
1. «Свойства воздуха»
Задача : познакомить
детей
с
тем,
что
внутри человека есть воздух и обнаружить
его;
- развивать любознательность, внимание;
-
поддерживать
интерес
к
познанию
окружающей действительности с помощью
постановки проблемных вопросов;
- развивать связную речь;
- активизировать словарь: упругий, мягкий,
плавно.
Октябрь
1.«Почему
п оя вл я е т с я
ветер»
2.«Бумажные кораблики»
Задача : познакомить
детей
с
причиной
возникновения
ветра,
поддерживать
инт ере с
к
познанию
о к р у ж а ю щ е й
действительности с помощью постановки
проблемных вопросов, учить устанавливать
причинно - следственные связи.
Задача: познакомить со свойством бумаги
намокать в воде.
Ноябрь
1. «Камни»
2.
«Измерение уровня
воды»
Задача :
-
развивать
любознательность,
внимание;
-
поддерживать
интерес
к
познанию
окружающей действительности с помощью
постановки проблемных вопросов;
- развивать связную речь;
Задача:
выявить
изменение
о бъ е м а
жидкости при замерзании.
Декабрь
1.«Первые заморозки»
2. «Где снег?»
Задача:
показать
зависимость
состояния
воды от температуры воздуха.
Задача: - закрепить знание о том, что снег -
это состояние воды
- развивать логическое мышление, умение
сравнивать;
-
побуждать
детей
обследовать
и
определять качества предметов;
-поддерживать
интерес
к
познанию
окружающей действительности с помощью
постановки проблемных вопросов;
-развивать
связную
речь;
активизировать
словарь.
Январь
1.«Какие свойства»
2.Температура
«Как согреть руки?»
Задача:
сравнить
свойства
воды,
льда,
с н е г а ,
в ы я в и т ь
о с о б е н н о с т и
и х
взаимодействия
.
Задача:
выявить
условия,
при
которых
предметы
могут
согреваться
(трение,
движение, сохранение тепла);
- развивать наблюдательность, внимание,
-поддерживать
интерес
к
познанию
окружающей действительности с помощью
постановки проблемных вопросов;
-развивать
связную
речь;
активизировать
словарь
Февраль
1.
«Снег
и
лед
-
вода,
изменившая свое состояние
п о д
д е й с т в и е м
температуры».
2. «Лед- твердая вода».
Задача:
развивать
наблюдательность,
умение
сравнивать,
а н а л и з и р о ват ь ,
устанавливать
причинно
-
следственные
зависимости и делать выводы.
Задача: : познакомить детей со свойствами
воды.
Март
1.«Что в пакете? »
2. «Песчаный конус»
Задача :
выявить
свойства
в о з д у х а ,
сравнивать свойства воды и воздуха.
Задача :
п о к а з а т ь
с в о й с т в о
п е с к а -
сыпучесть.
Апрель
1.«Свойства
солнечных
лучей»
2.«Веселые
кораблики»
(плавучесть предметов).
Задача : опытным путем показать свойства
солнечных лучей.
Задача :
э кс п е р и м е н т а л ь н ы м
п у т е м
показать различные свойства предметов.
Май
1
.«Потребность растений в
воде»
Задача : показать детям важность воды для
жизни и роста растения.