"Психолого-педагогический потенциал этнокультуры как ресурс формирования духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения"
Автор: Дрючкова Елена Семеновна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ Никольская СОШ Населённый пункт: с. Никольское 2-е, Воронежская область Наименование материала: статья Тема: "Психолого-педагогический потенциал этнокультуры как ресурс формирования духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения" Раздел: начальное образование
ПОКОЛЕНИЯ
В
современной
образовательной
практике
не
в
полной
мере
ис-
пользуется духовно - нравственный потенциал народной культуры как
ресурс формирования нравственной культуры подрастающих поколений.
Обращение
к
этнической
культуре
как
к
средству
нравственного
воспитания носит фрагментарный и несистемный характер, что не только
снижает эффективность воспитательного процесса, но и блокирует диалог
между учащимися - представителями различных этнических общностей.
Мало
специальных
работ,
посвященных
использованию
декоративно-
прикладного искусства в процессе духовно- нравственного воспитания
подростков
в
полиэтничной
среде
регионов
нашей
страны.
Ключевые
слова:
духовность,
нравственность,
этническая
толерантность,
этнопедагогика, этнопсихология, подросток, полиэтническая среда, уроки
декоративно-прикладного
искусства,
народные
традиции.
Возрождение
национальных
культур
является
важнейшим
условием
преодоления
многочисленных
проблем
постиндустриального
общества,
которые
связаны
с
усилением
процессов
межэтнического
диалога.
Нельзя
игнорировать тот факт, что, с одной стороны, современные процессы
межкультурного
взаимодействия
народов
приводят
к
стиранию
межэтнического
многообразия,
а
с
другой
стороны,
усиливаются
негативные проявления межнациональных противоречий - ксенофобия,
национализм,
шовинизм,
геноцид.
Сформированная
в
течение
тысячелетий народная культура обладает значительным педагогическим
потенциалом для развития нравственной основы личности. Этническая
культура проявляется во многих формах, одна из которых - декоративно-
прикладное
искусство.
Народы
Крайнего
Севера
создали
уникальные
образцы
предметов
быта,
опираясь
на
сложившееся
в
их
культуре
понимание
красоты.
При
этом
необходимо
отметить,
что
предметы
народного творчества несут в себе не только представления этноса о
красивом и безобразном, но и понимание народом сущности добра и зла,
его представление о социальных и духовных ценностях. Следовательно,
включение
в
содержание
основного
образования
специального
курса
декоративно-прикладного искусства создает благоприятные условия для
формирования не только художественной, но и духовно- нравственной
культуры учащегося. Знание учащимися истории своей малой родины,
особенностей
ее
культуры,
а
также
личное
участие
в
изготовлении
предметов быта на основе народных традиций, обеспечивают тот процесс
формирования и развития личности, который полностью соответствует
важнейшим
принципам
культуросообразности
и
природосообразности
процесса воспитания. На современном этапе образовательная практика не
в
полной
мере
использует
духовно-нравственный
потенциал
народной
культуры как ресурса формирования. Обращение к этнической культуре
как
к
средству
нравственного
воспитания
носит
фрагментарный
и
несистемный
характер,
что
не
только
снижает
эффективность
воспитательного процесса, но и блокирует диалог между учащимися как
представителями различных этнических общностей. В настоящее время
возрождаются и появляются новые типы школ (гимназии, прогимназии,
лицеи, реальные училища, колледжи, религиозные учебные заведения и
центры, национально-культурные комплексы), законодательно разрешена
работа школы по альтернативным учебным планам, учителя и родители
получили
право
выбирать
форму
обучения
(вплоть
до
домашнего),
а
родители и ученики учителя, классного руководителя. В этих условиях
возросли возможности учителя для творчества: предоставлено реальное
право выбора альтернативных программ, учебников, методов и средств
обучения, право отбора фактов и их толкования. Обеспечивая механизм
трансляции этнического наследия новым поколениям, необходимо вместе
с тем обеспечить и интеграционные процессы, заложить основы для
понимания и общения с другими культурами, нацеливать учащихся на
умение поддерживать и развивать диалог культур. Этим задачам как
нельзя
лучше
отвечает
процесс
этнопедагогизации
и
психологизации
средней школы, в ходе которой оптимально решаются задачи кросс-
культурного
образования,
формирования
культуры
межнациональных
отношений, воспитания межэтнической толерантности. Сравнительно-
сопоставительное рассмотрение народно-педагогических знаний разных
народов
исключает
навязывание
каких-то
одних
ценно стей,
межнациональную
нетолерантность.
Оно
не
только
способствует
выявлению общности духовных истоков разных этносов, но и наглядно
иллюстрирует, что именно в диалоге культур проявляются духовность
этноса,
его
гуманистические
ценности.
Такие
знания
помогают
выработать у учащихся понимание взаимосвязи национальных духовных
культур,
сформировать
умение
мыслить
аналитически,
сопоставляя
категории частного и общего, национального и межнационального, что
способствует принятию общегуманистической позиции. Важно отметить,
что эффективность образовательного процесса во многом зависит от того,
насколько
соблюдается
принцип
органичного
сочетания
психолого-
педагогического
руководства
с
развитием
самостоятельности,
что
невозможно без создания условий для равноправного взаимодействия
участников образовательного процесса. При разработке и реализации
учебных
курсов,
ориентированных
на
усвоение
этнических
традиций
посредством
изучения
декоративно-прикладного
искусства,
следует
стремиться
создавать
условия
для
развития
диалога
между
всеми
участниками образовательного процесса в различных формах. Особый
акцент
следует
делать
на
творческие
акты,
связанные
с
процессом
изготовления
конкретных
предметов.
Основные
задачи
педагога,
психолога в обучении декоративно-прикладному искусству - организация
учебной
деятельности
школьника,
направленной
на
формирование
познавательной
самостоятельности,
развитие
и
формирование
творческих способностей, активной жизненной позиции, способности
понимать истинную ценность предметов, а также вовлечение учащегося в
различные
виды
деятельности,
использование
в
препода вании
дидактических
игр,
дискуссий
и
методов
обучения,
способствующих
обогащению
творческого
воображения,
развитию
толерантности
и
чувства прекрасного. При внесении элементов художественного
народного
творчества
и
народной
традиции
в
систему
современного
школьного обучения и воспитания открываются большие возможности как
в области совершенствования психолого-педагогического воздействия на
подрастающее поколение, так и в области сохранения и приумножения
традиционного
искусства
и
культуры.
Особое
внимание
в
процессе
преподавания
нами
уделялось
художественной,
социокультурной
и
практической ценности декоративно-прикладного искусства, а также его
познавательному, эстетическому и идейно-воспитательному значению в
процессе
формирования
личности.
Познавательное
з н ач е н и е
произведений народного творчества проявляется прежде всего в том, что
оно
отражает
особенности
реальной
жизни
и
помогает
узнать
много
нового
об
истории,
труде
и
быте
народа,
о
его
мировоззрении
и
психологии, о флоре и фауне региона и многое другое. Эстетическое
значение
произведений
народного
творчества
состоит
в
том,
что
они
являются
замечательными
образцами
подлинного
искусства,
высокого
мастерства
изготовления,
отличаются
уникальностью
образных
форм,
которые веками отшлифовывались народными умельцами; они развивают
в человеке чувство прекрасного, чувство формы, ритма и т.д. В силу этого
народное декоративно-прикладное искусство имеет большое значение для
развития многих видов творческой деятельности школьников. Идейно-
воспитательное значение произведений народного творчества состоит в
том, что они вдохновлены любовью к родине, стремлением к гуманизму,
выражают жизненные устремления и социальные ценности народов и
несут в себе огромный воспитательный потенциал.
Духовно
-
нравственное
воспитание
следует
понимать
как
процесс
воздействия
педагога
на
духовно-нравственную
сферу
личности
школьника с целью приобщения его к системе поликультурных духовных
ценностей,
создания
условий
для
поиска
и
нахождения
школьником
личностного
смысла
этих
ценностей,
формирования
стремления
и
готовности действовать в своей жизни в соответствии с ними, а также
способности к духовному саморазвитию.
Список литературы:
1.
Андриенко
Е.В.
Проблемы
нравственного
развития
учащихся в условиях современной общеобразовательной системы /
Е.В. Андриенко // Образование - фактор духовного и социального
развития общества. - Новосибирск, 2005.
2. Белинская Е.П. Этническая социализация подростка / Е.Г1.
Белинская, Т.Г. Стефаненко. - М., 2000.
3.Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления
толерантности : учеб.-метод. пособие / Е.О. Галицких. - М., 2004.
4.
Кадиева
Р.И.
Формирование
культуры
межнационального
общения в шкалах со смешанным национальным составом (на примере
младших классов) : дис. ... канд. пед. наук / Р.И. Кадиева. - Махачкала,
1999.
5.
Цирульников
A.M.
С и с т е м а
о б р а з о в а н и я
в
этнорегиональном и социокультурном измерениях / A.M.
Цирульников. -
СПб., 2007.
б . Ч е р н и ле вс к и й
Д. В .
Ду хо в н о -н р а вс т ве н н ы е
ц е н н о с т и
образовательной системы России 21 века / Д.В. Чернилевский. - М., 2003.