Напоминание

"Психолого-педагогический потенциал этнокультуры как ресурс формирования духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения"


Автор: Дрючкова Елена Семеновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Никольская СОШ
Населённый пункт: с. Никольское 2-е, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Психолого-педагогический потенциал этнокультуры как ресурс формирования духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения"
Раздел: начальное образование





Назад





ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

ЭТНОКУЛЬТУРЫ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-

НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО

ПОКОЛЕНИЯ
В современной образовательной практике не в полной мере ис- пользуется духовно - нравственный потенциал народной культуры как ресурс формирования нравственной культуры подрастающих поколений. Обращение к этнической культуре как к средству нравственного воспитания носит фрагментарный и несистемный характер, что не только снижает эффективность воспитательного процесса, но и блокирует диалог между учащимися - представителями различных этнических общностей. Мало специальных работ, посвященных использованию декоративно- прикладного искусства в процессе духовно- нравственного воспитания подростков в полиэтничной среде регионов нашей страны. Ключевые слова: духовность, нравственность, этническая толерантность, этнопедагогика, этнопсихология, подросток, полиэтническая среда, уроки декоративно-прикладного искусства, народные традиции. Возрождение национальных культур является важнейшим условием преодоления многочисленных проблем постиндустриального общества, которые связаны с усилением процессов межэтнического диалога. Нельзя игнорировать тот факт, что, с одной стороны, современные процессы межкультурного взаимодействия народов приводят к стиранию межэтнического многообразия, а с другой стороны, усиливаются негативные проявления межнациональных противоречий - ксенофобия, национализм, шовинизм, геноцид. Сформированная в течение тысячелетий народная культура обладает значительным педагогическим потенциалом для развития нравственной основы личности. Этническая культура проявляется во многих формах, одна из которых - декоративно- прикладное искусство. Народы Крайнего Севера создали уникальные образцы предметов быта, опираясь на сложившееся в их культуре понимание красоты. При этом необходимо отметить, что предметы народного творчества несут в себе не только представления этноса о красивом и безобразном, но и понимание народом сущности добра и зла, его представление о социальных и духовных ценностях. Следовательно, включение в содержание основного образования специального курса декоративно-прикладного искусства создает благоприятные условия для формирования не только художественной, но и духовно- нравственной культуры учащегося. Знание учащимися истории своей малой родины, особенностей ее культуры, а также личное участие в изготовлении предметов быта на основе народных традиций, обеспечивают тот процесс формирования и развития личности, который полностью соответствует важнейшим принципам культуросообразности и природосообразности
процесса воспитания. На современном этапе образовательная практика не в полной мере использует духовно-нравственный потенциал народной культуры как ресурса формирования. Обращение к этнической культуре как к средству нравственного воспитания носит фрагментарный и несистемный характер, что не только снижает эффективность воспитательного процесса, но и блокирует диалог между учащимися как представителями различных этнических общностей. В настоящее время возрождаются и появляются новые типы школ (гимназии, прогимназии, лицеи, реальные училища, колледжи, религиозные учебные заведения и центры, национально-культурные комплексы), законодательно разрешена работа школы по альтернативным учебным планам, учителя и родители получили право выбирать форму обучения (вплоть до домашнего), а родители и ученики учителя, классного руководителя. В этих условиях возросли возможности учителя для творчества: предоставлено реальное право выбора альтернативных программ, учебников, методов и средств обучения, право отбора фактов и их толкования. Обеспечивая механизм трансляции этнического наследия новым поколениям, необходимо вместе с тем обеспечить и интеграционные процессы, заложить основы для понимания и общения с другими культурами, нацеливать учащихся на умение поддерживать и развивать диалог культур. Этим задачам как нельзя лучше отвечает процесс этнопедагогизации и психологизации средней школы, в ходе которой оптимально решаются задачи кросс- культурного образования, формирования культуры межнациональных отношений, воспитания межэтнической толерантности. Сравнительно- сопоставительное рассмотрение народно-педагогических знаний разных народов исключает навязывание каких-то одних ценно стей, межнациональную нетолерантность. Оно не только способствует выявлению общности духовных истоков разных этносов, но и наглядно иллюстрирует, что именно в диалоге культур проявляются духовность этноса, его гуманистические ценности. Такие знания помогают выработать у учащихся понимание взаимосвязи национальных духовных культур, сформировать умение мыслить аналитически, сопоставляя категории частного и общего, национального и межнационального, что способствует принятию общегуманистической позиции. Важно отметить, что эффективность образовательного процесса во многом зависит от того, насколько соблюдается принцип органичного сочетания психолого- педагогического руководства с развитием самостоятельности, что невозможно без создания условий для равноправного взаимодействия участников образовательного процесса. При разработке и реализации учебных курсов, ориентированных на усвоение этнических традиций посредством изучения декоративно-прикладного искусства, следует стремиться создавать условия для развития диалога между всеми участниками образовательного процесса в различных формах. Особый
акцент следует делать на творческие акты, связанные с процессом изготовления конкретных предметов. Основные задачи педагога, психолога в обучении декоративно-прикладному искусству - организация учебной деятельности школьника, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование творческих способностей, активной жизненной позиции, способности понимать истинную ценность предметов, а также вовлечение учащегося в различные виды деятельности, использование в препода вании дидактических игр, дискуссий и методов обучения, способствующих обогащению творческого воображения, развитию толерантности и чувства прекрасного. При внесении элементов художественного народного творчества и народной традиции в систему современного школьного обучения и воспитания открываются большие возможности как в области совершенствования психолого-педагогического воздействия на подрастающее поколение, так и в области сохранения и приумножения традиционного искусства и культуры. Особое внимание в процессе преподавания нами уделялось художественной, социокультурной и практической ценности декоративно-прикладного искусства, а также его познавательному, эстетическому и идейно-воспитательному значению в процессе формирования личности. Познавательное з н ач е н и е произведений народного творчества проявляется прежде всего в том, что оно отражает особенности реальной жизни и помогает узнать много нового об истории, труде и быте народа, о его мировоззрении и психологии, о флоре и фауне региона и многое другое. Эстетическое значение произведений народного творчества состоит в том, что они являются замечательными образцами подлинного искусства, высокого мастерства изготовления, отличаются уникальностью образных форм, которые веками отшлифовывались народными умельцами; они развивают в человеке чувство прекрасного, чувство формы, ритма и т.д. В силу этого народное декоративно-прикладное искусство имеет большое значение для развития многих видов творческой деятельности школьников. Идейно- воспитательное значение произведений народного творчества состоит в том, что они вдохновлены любовью к родине, стремлением к гуманизму, выражают жизненные устремления и социальные ценности народов и несут в себе огромный воспитательный потенциал. Духовно - нравственное воспитание следует понимать как процесс воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности школьника с целью приобщения его к системе поликультурных духовных ценностей, создания условий для поиска и нахождения школьником личностного смысла этих ценностей, формирования стремления и готовности действовать в своей жизни в соответствии с ними, а также способности к духовному саморазвитию. Список литературы:
1. Андриенко Е.В. Проблемы нравственного развития учащихся в условиях современной общеобразовательной системы / Е.В. Андриенко // Образование - фактор духовного и социального развития общества. - Новосибирск, 2005. 2. Белинская Е.П. Этническая социализация подростка / Е.Г1. Белинская, Т.Г. Стефаненко. - М., 2000. 3.Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности : учеб.-метод. пособие / Е.О. Галицких. - М., 2004. 4. Кадиева Р.И. Формирование культуры межнационального общения в шкалах со смешанным национальным составом (на примере младших классов) : дис. ... канд. пед. наук / Р.И. Кадиева. - Махачкала, 1999. 5. Цирульников A.M. С и с т е м а о б р а з о в а н и я в этнорегиональном и социокультурном измерениях / A.M. Цирульников. - СПб., 2007. б . Ч е р н и ле вс к и й Д. В . Ду хо в н о -н р а вс т ве н н ы е ц е н н о с т и образовательной системы России 21 века / Д.В. Чернилевский. - М., 2003.


В раздел образования