Напоминание

Формирование экологического мышления у детей младшего школьного возраста


Автор: Магомедова Мильвара Абдуллаевна
Должность: педагог
Учебное заведение: МБОУ Большеремонтненская СШ,
Населённый пункт: Ростовской области, Ремонтненского района, с.Большое Ремонтное.
Наименование материала: учебная программа
Тема: Формирование экологического мышления у детей младшего школьного возраста
Дата публикации: 07.12.2017
Раздел: начальное образование





Назад





Содержание программы формирования экологического мышления

у детей младшего школьного возраста
Задачу формирования экологического мышления младших школьников необходимо решать различными средствами, с использованием разнообразных психолого-педагогических приемов, методов и форм, которые дают возможность вырасти в личностном развитии и продвинуться на новый уровень отношений с природой. Многоаспектность проблемы формирования экологического мышления предполагает многообразие способов, форм и методов работы, однако при их выборе должна соблюдаться некоторая общая направленность: Осуществление данных направлений достижимо при комплексном использовании словесных, наглядных, практических, методов. Исключительную образовательную и воспитательную ценность несут в себе уроки технологии на краеведческой основе. Так раздел «Работа с природными материалами» включает в себя огромные возможности по сближению учащегося с родной природой, воспитанию осторожного, - на преодоление разрыва между знаниями, сознанием, эмоциями, отношением и деятельностью; - создание дома и в школе особой психологической среды, сориентированной на экологические ценности (здоровый образ жизни, культуру взаимоотношений, практическое участие в благоустройстве окружающих объектов природы и т.д.); - обращение к позитивным примерам природосообразной деятельности людей.
внимательного отношения к ней и формированию начальных трудовых навыков. В методической литературе и учебной практики выделяют два основных пути, по которым осуществляется использование объектов природы на уроках технологии в начальных классах. Из большого количества всех вероятных вопросов о природе на уроках технологии необходимо рассматривать то, что действительно можно практиковать при изготовлении предметного мира: а) конструкции природных объектов (конструктивные идеи, которые подсказывает природа); б) образы природы (уникальность, красота и гармоничность природных форм). Рассматривая содержание программ по технологии для начальной школы, нами был сделан вывод, что содержание программ различных авторов и обучения по сути организованны на общее развитие младших школьников. Все программы содержат вопросы по охране природы и экологии. Однако, планомерная и целенаправленная деятельность по формированию 1.Работа с природными материалами (изготовление изделий из засушенных листьев, шишек, семян растений и т.д.). Практическое знакомство с природными материалами полагается еще дополнять определенными сведениями о них: главным образом дается информация об источниках природного происхождения таких поделочных материалов, как бумага, глина и пластилин, ткань, древесина и проч. 2.Традиционный путь заключается в том, что в содержание конкретных уроков учителя обычно стремятся включить дополнительные сведения о природных объектах. Обычно это делается в рамках вступительной беседы, когда учитель просит детей вспомнить названия известных им цветов или деревьев, породы птиц и зверей.
экологического мышления не предусмотрена, поэтому нами была разработана целостная система уроков технологии, направленных на формирование экологического мышления у младших школьников (Таблица). Таблица
Система уроков технологии, направленная на формирование

экологического мышления

Вид

Тема

Экологическое содержание

Время
Урок - экскурсия Многообразие природы Расширить знания о многообразии природы, ее основных компонентов, о взаимосвязях в природе Сбор природных материалов для уроков В течении года Урок- практикум Работа с природными материалами. Изготовление аппликации «Бабочка» из семян Жизнедеятельность растений, их роль в природе сентябрь Урок- практикум Работа с природными материалами. Изготовление Животных из шишек и веток. Лепка Систематизировать знания о роли животных в природе и жизни человека, раскрыть факторы отрицательного воздействия человека на животных сентябрь Урок - исследовани е Экология и питание человека Посвящена продуктам и напиткам, которые школьники чаще всего покупают себе для быстрого, но не всегда полезного, «перекуса». октябрь Урок - исследовани е Экология жилья и быта Показать возможность сократить количество мусора, выбрасываемого в природу, и научить использовать вторичные материалы в различных видах рукоделия и декоративного творчества. ноябрь Урок- Работа с природными Вовлечь учащихся в ноябрь
практикум материалами. Изготовление мозаики из яичной скорлупы практическую деятельность по охране природы, обеспечить формирование простейших умений работы с бросовыми материалами Урок- практикум Работа с бросовым материалом. Изготовление кормушек для птиц Вовлечь учащихся в практическую деятельность по охране природы обеспечить формирование простейших умений работы с бросовыми материалами ноябрь Конкурс Выставка творческих работ «Праздник своими руками» Обобщить и систематизировать знания о взаимосвязях в природе декабрь Выполнение поделок из природного материала – занятие кропотливое, увлекательное и очень радостное. Для того чтобы младшие школьники занимались им с удовольствием, необходимо развивать их воображение, добрые чувства, Одной из основных форм экологического образования являются экскурсии на природу, в краеведческие музеи. Эта достаточно традиционная форма работы в современной практике может претерпевать значительные изменения как в целевой направленности, так и в содержании и методике ее проведения. С экскурсии дети приносят желуди, шишки, семена, ветки, красивые камушки. Ребята долго разглядывают собранный природные материалы, перебирают, ощупывают, исследуют их. Это помогает запоминанию формы, цвета, свойств каждого вида материала. Такой урок расширяет понимания школьников об окружающем мире, учит их внимательно рассматривать различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.
Огромное воздействие оказывает труд с природным материалом на умственное развитие младшего школьника, на развитие его мышления. Рассматривая этапы работы с младшими школьниками по изготовлению поделок из природного материала, увидим, что первоначально учащиеся анализируют образец, его структуру, способы изготовления; далее задания усложняются: младшим школьникам демонстрируют изображение изделия, которое необходимо выполнить, и уже на заключительном этапе, они без промежуточного анализа изготовляют поделку по заданию или по собственному замыслу. В процессе данной работы формируются условия для развития не только для предполагающей функции речи, но и речевой регуляции поведения. Увлекательность работы по изготовлению изделий из природного материала содействует развитию у младших школьников внимания – усиливается его прочность, формируется произвольное внимание. Поделки из природного материала в значительной степени утоляют любознательность ребят. В такой трудовой деятельности всегда есть креативность, творческий подход. Положительный эмоциональный настрой младших школьников в процессе изготовления поделок, удовольствие общения в труде, удовлетворение, получаемое в течении создания красивого изделия, имеют большое значение для общего развития. Изготовление поделок из природного материала содействует развитию личности младшего школьника, воспитанию его характера. В случае, если ребенок сталкивается с затруднениями, он стремится самостоятельно их пройти. Временами не получается мгновенно осуществить какую-либо работу: найти желуди нужного размера для создания ослика или соединить части поделки определенным способом. Под наблюдением педагога ученик учится определять причины неудач, преодолевать их. Постепенно у него формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Выполняя изделия, младшие школьники сталкиваются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и проводить постоянный самоконтроль в процессе работы, сравнивать результат своей работы с образцом. Работа над изготовлением игрушек из природного материала может проходить индивидуальная и коллективная. Коллективная работа дает ребят ам большую радо сть сво ей упорядоченно стью, ч е т ко й организованностью. Дети стремятся оказать друг другу помощь, демонстрируют заинтересованность результатом совместной работы. Необходимо использовать различные виды коллективной деятельности детей для формирования у них умений планировать работу, учитывая при этом общие цели. Коллективный труд влияет на формирование у школьников дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества. Результаты коллективной деятельности, особенно одобряемые взрослыми, воодушевляют детей, стимулируют их к выполнению новых произведений. Каждая последующая работа выполняется с огромным не поддельным эмоциональным подъемом. Работа с природным материалом будет эффективным средством всестороннего развития и воспитания младших школьников, только при верной организации воспитательно- образовательного процесса. Знакомить детей с миром прекрасного необходимо как можно раньше: направлять их взгляд на многообразие красок растений, необычность плодов разнообразных растений, осенних листьев, необычную форму и окраску морских ракушек и обитателей морской стихии. В каждом растении содержится своеобразие внешнего вида: формы листьев, плода, цвета, формы и т.п., именно при работе с природным материалом все это необходимо принимать во внимание. Следует на каждом уроке, во время прогулок на природе напоминать ребятам о том, как они должны относиться к природе, окружающему их миру оберегать любое растение от неразумного истребления.
Знакомить младших школьников с окружающим миром, миром природы необходимо как можно раньше: акцентировать их внимание на великолепие цветов, разнообразие плодов растений, красоту осенних листьев, обратить внимание на своеобразие внешнего вида каждого растения: формы листьев, их цвета, поверхности и т.п., так как в работе с природным материалом все это надо учитывать. Надлежит на уроках, экскурсиях в природу напоминать ребятам, что они должны бережно относиться к природе. Рассматривая разработанную систему уроков, следует отметить, выделенные нами условия формирования экологического мышления на уроках технологии ней реализованы. Отбор содержания учебного материала осуществлялся на основе принципов проблемности, в процессе обучения сочетались репродуктивные, исследовательские, частично-поисковые и творческие способы познания природы. Работа по формированию экологического мышления младших школьников на уроках технологии будет реализовываться более успешно при следующих педагогических условиях: мир природы становиться неиссякаемым источником знаний, так как в ней заложены в доступной для ребенка форме факты, явления, зависимости, закономерности, что дает детям возможность учиться анализировать, сравнивать, классифицировать, то есть развивать логические операции мышления; наглядно-образное мышление постепенно заменятся теоретическим, создающим основу экологического мышления человека, так как экологическое мышление базируется на понимании взаимосвязей организмов с окружающей средой, для их осознания нужна большая мыслительная работа, начиная с наблюдений и кончая определенными выводами, обобщениями; процесс формирования экологиче ского мышления проходит в условиях и н т е г р а ц и и естественнонаучного и гуманитарного компонентов в содержании образования через такие способы деятельности, как: наблюдение, исследовательская работа, проектирование, моделирование, игра; будут
используются развивающие технологии (или хотя бы их отдельные элементы), нетрадиционные формы и методы организации учебного процесса: экологические игры, защита проектов, путешествия, праздники, комплексные экскурсии.


В раздел образования