"ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА"
Автор: Уельданова Гульсум ХитабулловнаДолжность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ №1
Населённый пункт: г.Баймак Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА"
Раздел: начальное образование
Назад
УДК 372.4
Г.Х.Уельданова,
учитель начальных классов МОБУ
СОШ №1 , г. Баймак
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Обогащение словаря учащихся - одна из главных задач
обучения языку. На уроках русского языка, литературы и других
предметов реализуется сложная система обогащения и активации
новых слов. Эта система называется словарной работой и является
как составной частью системы развития речи учащихся.
Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по
разным предметам. Это и не удивительно, ведь богатство речи в
большей
степени
зависит
от
обогащения
ребенка
новыми
представлениями и понятиями.
Условием
возникновения
и
развития
речи
человека
является:
потребность высказываний;
наличие
содержания
материала,
т.е.
того,
о
чем
нужно
сказать. Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем
содержательнее высказывание.
вооружение средствами языка.
Общение
между
людьми
возможно
только
с
помощью
общепонятных знаков, т.е. главным образом слов, их сочетаний,
различных
оборотов
речи.
Детям
нужно
дать
образцы
языка,
создать для них хорошую речевую среду.
В
результате
слушания
речи
и
использования
её
в
собственной
практике
у
ребенка
формируется
подсознательное
«чувство языка», на которое и опирается методика обучения.
Младший школьник вынужден усвоить тысячи новых слов,
новых значений известных ему слов, словосочетаний, множество
таких грамматических форм и конструкций, которых он в своей
дошкольной речевой практике совсем не употреблял.
Задача школы:
усвоение
литературной
языковой
нормы,
которая
подразумевает
усвоение
оборотов
речи,
грамматических
средств, а так же орфоэпических и орфографических норм.
усвоение важнейших речевых навыков-навыков чтения и
письма,
необходимых
каждому
члену
современного
общества. Вместе с овладением чтением и письмом дети
овладевают особенностями письменной речи, стилями и
жанрами.
совершенствование культуры речи учащихся, доведение ее
до такого минимального уровня, ниже которого не должен
остаться ни один ученик.
Для решения указанных задач нужна планомерная работа
учителя и учащихся в трех направлениях:
работа над словом (лексический уровень);
работ а
над
слово сочет анием
и
п р е д л оже н и е м
(синтаксический уровень);
работа над связной речью (уровень текста).
Кроме
этого,
объем
понятия
«развитие
речи»
включается
произносительная
работа-дикция,
орфоэпия,
выразительность,
исправление произносительных недочетов. Лингвистической базой
для
первых
двух
направлений
служат
л е кс и ко л о г и я ,
словообразование,
фразеология,
стилистика,
морфология
и
синтаксис, что же касается связной речи, то она опирается на
теорию текста, логику, теорию литературы.
Развитие речи учащихся имеет свой арсенал методических средств,
собственные виды упражнений. Наиболее важные из них – это
упражнения в связной речи (рассказы, пересказы, сочинения и пр.).
Они
представляют
собой
высшую
ступень
в
сложной
системе
речевых упражнений. Так как в них сливаются все речевые умения
и
в
области
словаря,
и
на
уровне
синтаксическом,
умение
накапливать материал, логические, композиционные умения и т.п.
Формирование у школьников потребности в обращении к
словарям
и
навыков
работы
с
ними,
способности
извлекать
из
словарей информацию, необходимую для решения учебных задач
по разным дисциплинам, в рамках проектной деятельности и во
внеаудиторной работе должно стать одной из норм образования.
Словарная
культура,
являющаяся
одним
из
показателей
уровня
развития общей культуры и просвещенности как всего общества,
так
и
отдельной
личности,
является
одной
из
о сно в
информационной
грамотности
и
необходима
школьнику
для
достижения
равноценно
высоких
личностных,
предметных
и
метапредметных результатов освоения основной образовательной
программы, предусмотренной ФГОС.
При обучении русскому языку, как всякому неродному, в
первую очередь необходимо дать такие слова, без которых нельзя
построить и понять предложения, необходимые для общения. В
списки слов, предназначенных для активного усвоения учащимися
начальных классов, именно такие слова и включены. Основными
принципами отбора и подачи слов для активного усвоения на уроке
должны быть:
1)практическая ценность слова для данного этапа обучения;
2)особенности
словарного
состава
родного
языка
учащихся,
в
котором может не быть не только соответствующего слова, но и
самого понятия, что потребует особенно продуманного объяснения
значения русского слова;
3)частотность употребления слова в разговорной речи и в тексте
для чтения;
4)доступность слова по звуковому составу.
С
целью
обогащения
словаря
учащихся
можно
использовать задания следующего характера:
узнавание
в
тексте
слов, относящихся
к определенной
лексической теме;
подбор к данному слову синонимов и нахождение их в
тексте, выяснение сходства и различия в значении;
подбор к данному слову антонимов, нахождение в тексте
антонимических пар и выяснение их значений;
работа над прямым и переносным значением слов;
употребление речевых оборотов;
работа с пословицами и поговорками;
работа со словарями;
выполнение различных видов творческих работ.
Указанные задания должны быть комплексными, чтобы
заставить ребенка одновременно видеть, думать,
сопоставлять, рассуждать.
Необходимо вводить лексику таким образом, чтобы не
нарушить
логики
учебного
процесса
в
целом,
логики
построения
учебника. С
этой
целью
можно
предложить
учащимся
дополнительные
задания
к
упражнениям
или
в
течение 8 – 10 мин проводить минутки доброты в начале урока
или в конце после достижения основной цели урока по плану
учителя
С чего начать? Безусловно, с обогащения словаря – это
верный путь к слову. Учитель должен убедить своих учеников в
необходимости
постоянной
работы
с
толковыми
словарями,
стараясь пробудить интерес к отдельно взятому слову, изучить с
ними
происхождения
слова
(именно
оно
во
многом
объясняет
правописание), строение (состав), произношение, написание, его
значение, показать, как живет и развивается это слово в структуре
словосочетаний, предложений, небольшого текста. И, конечно же,
на помощь должна прийти игра. Разнообразные игры со словами
должны стать частью каждого занятия, так как они развивают у
детей природные языковое чутье, подготавливают их к восприятию
поэтических форм.
Литература
1.
Бобровская Г. В. Активизация словаря младшего школьника //
Начальная школа. - 2003.- №4-49.
2.
Братцева А. С. Обогащение словаря младшего школьника//
Современное образование в России: актуальные проблемы и
перспективы развития. - 2011.- с.15.
© Уельданова Г.Х., 2017
В раздел образования