Напоминание

"ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА"


Автор: Уельданова Гульсум Хитабулловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ №1
Населённый пункт: г.Баймак Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА"
Раздел: начальное образование





Назад




УДК 372.4
Г.Х.Уельданова,
учитель начальных классов МОБУ СОШ №1 , г. Баймак
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Обогащение словаря учащихся - одна из главных задач обучения языку. На уроках русского языка, литературы и других предметов реализуется сложная система обогащения и активации новых слов. Эта система называется словарной работой и является как составной частью системы развития речи учащихся. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам. Это и не удивительно, ведь богатство речи в большей степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями. Условием возникновения и развития речи человека является:  потребность высказываний;  наличие содержания материала, т.е. того, о чем нужно сказать. Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание.  вооружение средствами языка. Общение между людьми возможно только с помощью общепонятных знаков, т.е. главным образом слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Детям нужно дать образцы языка, создать для них хорошую речевую среду. В результате слушания речи и использования её в собственной практике у ребенка формируется подсознательное «чувство языка», на которое и опирается методика обучения. Младший школьник вынужден усвоить тысячи новых слов, новых значений известных ему слов, словосочетаний, множество таких грамматических форм и конструкций, которых он в своей дошкольной речевой практике совсем не употреблял. Задача школы:  усвоение литературной языковой нормы, которая подразумевает усвоение оборотов речи, грамматических средств, а так же орфоэпических и орфографических норм.
 усвоение важнейших речевых навыков-навыков чтения и письма, необходимых каждому члену современного общества. Вместе с овладением чтением и письмом дети овладевают особенностями письменной речи, стилями и жанрами.  совершенствование культуры речи учащихся, доведение ее до такого минимального уровня, ниже которого не должен остаться ни один ученик. Для решения указанных задач нужна планомерная работа учителя и учащихся в трех направлениях:  работа над словом (лексический уровень);  работ а над слово сочет анием и п р е д л оже н и е м (синтаксический уровень);  работа над связной речью (уровень текста). Кроме этого, объем понятия «развитие речи» включается произносительная работа-дикция, орфоэпия, выразительность, исправление произносительных недочетов. Лингвистической базой для первых двух направлений служат л е кс и ко л о г и я , словообразование, фразеология, стилистика, морфология и синтаксис, что же касается связной речи, то она опирается на теорию текста, логику, теорию литературы. Развитие речи учащихся имеет свой арсенал методических средств, собственные виды упражнений. Наиболее важные из них – это упражнения в связной речи (рассказы, пересказы, сочинения и пр.). Они представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений. Так как в них сливаются все речевые умения и в области словаря, и на уровне синтаксическом, умение накапливать материал, логические, композиционные умения и т.п. Формирование у школьников потребности в обращении к словарям и навыков работы с ними, способности извлекать из словарей информацию, необходимую для решения учебных задач по разным дисциплинам, в рамках проектной деятельности и во внеаудиторной работе должно стать одной из норм образования. Словарная культура, являющаяся одним из показателей уровня развития общей культуры и просвещенности как всего общества, так и отдельной личности, является одной из о сно в информационной грамотности и необходима школьнику для достижения равноценно высоких личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, предусмотренной ФГОС.
При обучении русскому языку, как всякому неродному, в первую очередь необходимо дать такие слова, без которых нельзя построить и понять предложения, необходимые для общения. В списки слов, предназначенных для активного усвоения учащимися начальных классов, именно такие слова и включены. Основными принципами отбора и подачи слов для активного усвоения на уроке должны быть: 1)практическая ценность слова для данного этапа обучения; 2)особенности словарного состава родного языка учащихся, в котором может не быть не только соответствующего слова, но и самого понятия, что потребует особенно продуманного объяснения значения русского слова; 3)частотность употребления слова в разговорной речи и в тексте для чтения; 4)доступность слова по звуковому составу. С целью обогащения словаря учащихся можно использовать задания следующего характера:  узнавание в тексте слов, относящихся к определенной лексической теме;  подбор к данному слову синонимов и нахождение их в тексте, выяснение сходства и различия в значении;  подбор к данному слову антонимов, нахождение в тексте антонимических пар и выяснение их значений;  работа над прямым и переносным значением слов;  употребление речевых оборотов;  работа с пословицами и поговорками;  работа со словарями;  выполнение различных видов творческих работ. Указанные задания должны быть комплексными, чтобы заставить ребенка одновременно видеть, думать, сопоставлять, рассуждать. Необходимо вводить лексику таким образом, чтобы не нарушить логики учебного процесса в целом, логики построения учебника. С этой целью можно предложить учащимся дополнительные задания к упражнениям или в течение 8 – 10 мин проводить минутки доброты в начале урока или в конце после достижения основной цели урока по плану учителя С чего начать? Безусловно, с обогащения словаря – это верный путь к слову. Учитель должен убедить своих учеников в необходимости постоянной работы с толковыми словарями,
стараясь пробудить интерес к отдельно взятому слову, изучить с ними происхождения слова (именно оно во многом объясняет правописание), строение (состав), произношение, написание, его значение, показать, как живет и развивается это слово в структуре словосочетаний, предложений, небольшого текста. И, конечно же, на помощь должна прийти игра. Разнообразные игры со словами должны стать частью каждого занятия, так как они развивают у детей природные языковое чутье, подготавливают их к восприятию поэтических форм.
Литература
1. Бобровская Г. В. Активизация словаря младшего школьника // Начальная школа. - 2003.- №4-49. 2. Братцева А. С. Обогащение словаря младшего школьника// Современное образование в России: актуальные проблемы и перспективы развития. - 2011.- с.15. © Уельданова Г.Х., 2017


В раздел образования