Автор: Болдова Надежда Петровна Должность: преподаватель математики Учебное заведение: ГАПОУ СО "СТОТ" Населённый пункт: г.Саратов Наименование материала: статья Тема: "Технология развития критического мышления" Раздел: среднее профессиональное
ТРКМ-
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Болдова Надежда Петровна-
преподаватель математики высшей
квалификационной категории
ГАПОУ СО «СТОТ»
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Данная технология появилась в
российском
образовании в
1997
году, ее
авторы
–
американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл
. Она развивалась при
поддержке Консорциума демократической педагогики и Международной
читательской ассоциации.
Проект
, предложенный российским педагогам
американскими коллегами,
первоначально назывался «Чтение и письмо для
развития критического мышления»
, он подробно знакомил участников семинаров с
приемами технологии, давал общие представления о теоретических основах
технологии.
Совместная работа идеологов технологии и педагогов-практиков и
российских ученых позволила адаптировать предложенную модель для
российской педагогики
, подробно рассмотреть дидактические, психологические и
философские основы предложенного подхода, дополнить практическую часть
проекта, обогатив ее новыми приемами,
и создать модель, которая в
педагогической литературе получила название «Технология развития
критического мышления» (ТРКМ)
. Петербургские ученые и педагоги адаптировали
основные идеи проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления» к
потребностям российского образования. Эти идеи нашли свое отражение в
методических пособиях и монографиях, вышедших за 10 лет реализации проекта.
АВТОРЫ РОССИИ:
Игорь
Олегович
Загашев
Сергей
ЗАИР
-
БЕК
,
кандидат
педагогических
наук,
исполнительный
директор
программы
"Развитие
критического
мышления
через чтение и
письмо в
России"
СПбГУ, факультет
психологии "Психолог.
Преподаватель
психологии"
Ирина
Валентиновна
Муштавинская
к.п.н., зав. кафедрой
основного и среднего
общего образования
Санкт-Петербургской
академии
постдипломного
педагогического
образования.
ЦЕЛЬ ДАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
(по идее ее создателей) – развитие
интеллектуальных умений учащихся,
необходимых не только в учебе, но и в
обычной жизни (умение принимать
взвешенные решения, работать с
информацией, анализировать различные
стороны явлений и др.).
ЗАДАЧИ
:
научить
1) выделять причинно-следственные связи;
2) рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
3) отвергать ненужную и неверную информацию;
4) понимать, как различные части полученной информации связаны между собой;
5) выделять ошибки в рассуждении;
6) уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные
установки отражает текст или говорящий человек;
7) избегать категоричности в суждениях;
8) быть честным в своих суждениях;
9) определять ложные стереотипы;
10) выявлять предвзятое отношение, мнение, суждение;
11) отличать факт от предположения или мнения;
12) подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
13) отделять главное от несущественного.
МОДЕЛЬ
УРОКА
В
ТЕХНОЛОГИИ
РКМЧП
- актуализация и обобщение
знаний по теме;
- мотивация (формирование
интереса к изучаемой
проблеме);
-побуждение школьников к
активной (творческой) работе
на уроке и вне его (дома).
-получение новой
информации;
-осмысление этой
информации;
-соотнесение ее с уже
имеющимися
знаниями;
-поддержание
активности
школьников в процессе
приобретения знаний.
- закрепление полученных
знаний;
-обобщение информации;
- присвоение учеником нового
знания;
- формирование у каждого
учащегося собственного
отношения к изучаемому
материалу
.
Основа технологии
Первая фаза:
Вызов
Вторая фаза:
реализации смысла
(осмысления)
Третья фаза:
рефлексии
ПРИЕМЫ
СОЗДАНИЯ
МОДЕЛИ
ОБУЧЕНИЯ
В
ТЕХНОЛОГИИ
РКМЧП
Название
Характеристика
Применение
«Корзина» идей,
понятий, имен
На доске можно нарисовать корзинку, где условно
собирается все, что дети знают по данной проблеме.
Методика: 1) учитель задает вопрос о том, что
известно детям о поставленной проблеме; 2)
каждый ученик самостоятельно вспоминает и
записывает в тетрадь то, что он знает в этой связи
(1-2 мин); 3) обмен информацией в парах (группах);
каждая пара называет одно сведение или факт, не
повторяя сказанного ранее; 5) учитель в виде
тезисов записывает в «корзинке» все высказывания
и идеи, включая ошибочные; 6) по мере освоения
новой информации исправляются ошибки, вносятся
необходимые дополнения.
«вызов»,
«рефлексия»
Составление
кластера (пучок,
созвездие), т.е.
схемы
В центре доски записывается ключевое слово, от
него рисуются стрелки-лучи в разные стороны к
другим понятиям, связанным с ключевым словом; от
них тоже расходятся лучи и т.д. В процессе
уточнения информации кластер видоизменяется.
«вызов», другие
этапы урока,
домашнее
задание
ПРИЕМЫ
СОЗДАНИЯ
МОДЕЛИ
ОБУЧЕНИЯ
В
ТЕХНОЛОГИИ
РКМЧП
Название
Характеристика
Применение
Учебный
мозговой
штурм
1 этап – создание банка идей, возможных решений
проблемы (принимается и фиксируется всё, без
изменений и оценок, около 10-15 мин); 2 этап –
коллективное обсуждение идей и предложений; 3 этап
– выбор наиболее перспективных решений.
«вызов»,
«осмысление»
Ассоциации
«Какие ассоциации связаны с …»? « Что вы знаете о
…»?
«вызов»
«Дерево
предсказаний
»
«Ствол дерева» - тема, «ветви» - предположения,
«листья» - обоснования предположений, аргументы.
Приём разработан для работы с художественным
текстом, чтобы строить предположения о развитии
сюжета, но с успехом применяется для обсуждения
социально значимых проблем.
«вызов»,
«рефлексия»,
домашнее
задание
«Карта
познания»
От ключевого понятия, помещённого в центр листа
(доски), отходят изогнутые лини (ветви) первого
порядка с помещенными на них словами, связанными
с ключевым понятием; далее помещаются «ветви»
второго порядка с понятиями, уточняющими
первоначальные сведения. Надо стремиться
использовать для создания «карты» меньше слов, но
больше символов, рисунков, цвета.
«вызов»,
«рефлексия»
ПРИЕМЫ
СОЗДАНИЯ
МОДЕЛИ
ОБУЧЕНИЯ
В
ТЕХНОЛОГИИ
РКМЧП
Название
Характеристика
Применение
«Перепутанны
е логические
цепочки»
Ученикам предлагается набор фактов (процессов,
явлений), последовательность которых нарушена; дети
расставляют события в нужном порядке.
«вызов»,
«рефлексия»
Пометки на
полях (инсерт)
Учащиеся читают текст, делая пометки:
«v» -известная информация;
«+» - новая информация;
«?» - непонятная информация;
« » - информация, идущая вразрез с имеющимися
представлениями и знаниями.
После работы с текстом – обсуждение с обязательным
обращением к исходному тексту, цитированием.
«осмысление»,
«рефлексия»
Составление
маркировочно
й таблицы
«ЗУХ»
(«ЗХУ»)
Одна из форм контроля эффективности чтения с
пометами. Читая текст, ученик заполняет графы
таблицы: «З(наю) – У(знал) – Х(очу узнать)» или
«З(наю) – Х(очу узнать) – У(знал)» своими словами,
без цитирования исходного текста.
«осмысление»,
«рефлексия»,
контроль
знаний,
домашнее
задание
Лекция с
остановками
После каждой смысловой части лекции учителя
делается пауза, обсуждается проблемный вопрос, идет
коллективный поиск ответа на основной вопрос темы,
выполняются дополнительные задания.
«осмысление»
ПРИЕМЫ
СОЗДАНИЯ
МОДЕЛИ
ОБУЧЕНИЯ
В
ТЕХНОЛОГИИ
РКМЧП
Название
Характеристика
Применение
Эффективная
лекция с
использованием
«бортового
журнала»
Во время лекции ученики работают с таблицей: «известная информация
и предположения (заполняется до лекции на стадии «вызов») – новая
информация». 1 вариант использования приема – работа в парах: один
ученик ставит «+» и « » в левой колонке, другой – записывает новую
информацию; после индивидуальной работы пара обсуждает
полученное, готовится к общей работе с классом.
«осмысление»
Чтение с
остановками
Учащиеся работают со знакомым текстом, который заранее разделен на
части; к каждой из них сформулированы вопросы (простые (факты,
воспроизведение информации), уточняющие, объясняющие (почему?),
творческие и т.д.)
«осмысление»
Работа в
динамических
парах /группах
(«обучение
сообща»)
«Зигзаг» (один из вариантов использования приемов). Класс разделен на
четверки, у каждого школьника номер от 1 до 4. Дети работают с текстом,
каждый сосредоточен на части с соответствующим номером, затем
первые номера объединяются с первыми, вторые – со вторыми и т.д. для
обсуждения своей части текста, составления схемы рассказа по теме и
выбора представителя, который проведет итоговую презентацию.
Вернувшись в свою группу, кчащиеся по схеме рассказывают о своей
части текста, слушают других, делают записи в тетрадях, затем эксперты
от каждого номера проводят презентации своих тем, все остальные
вносят уточнения и дополнения.
«осмысление»
Игра «Как вы
думаете»
(«обучение
сообща»)
Класс делится на группы по 4 – 6 человек, учитель каждой из
них раздает карточки с суждениями и игровое поле, где
располагаются три зоны: «никогда – иногда – всегда». Дети
берут по очереди карточки, читают суждения и по своему
усмотрению (ни с кем не советуясь) раскладывают карточки на
одну из зон игрового поля текстом вверх. Остальные члены
группы читают про себя суждения и, если считают, что
карточка лежит не в своей зоне, могут перевернуть ее текстом
вниз; затем происходит обсуждение.
«осмысление», «
ПРИЕМЫ
СОЗДАНИЯ
МОДЕЛИ
ОБУЧЕНИЯ
В
ТЕХНОЛОГИИ
РКМЧП
Название
Характеристика
Применение
Написание
синквейна
(пятистрочный
белый стих)
1. Одно существительное – тема синквейна.
2. Два прилагательных или причастия, раскрывающие тему.
3. Три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме,
характеризующие или объясняющие суть происходящих событий.
4. Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая ученику выразить
свое отношение к теме или содержащая вывод (может использоваться
цитата, крылатое выражение).
5. Одно слово – резюме, дающее новую интерпретацию темы;
содержащее ассоциацию с ней; восклицание.
Методика: 1) объяснить правила написания синквейна; 2) привести
несколько примеров синквейнов; 3) задать тему; 4) зафиксировать время
на написание синквейнов; 5)заслушать варианты (по желанию учеников).
Можно начинать с коллективного сочинения синквейна, с работы в парах,
группах.
«рефлексия»
Написание
эссе
Эссе – «поток сознания, перенесенного на бумагу». Смысл приема
заключается в словах: « Я пишу для того, чтобы понять, что я
думаю».Это свободное сочинение – размышление на заданную тему;
самостоятельная трактовка проблемы, где ценится проявление
индивидуальности, оригинальность в решении проблемы,
аргументированность. Пишется обычно в классе (от 5 до 20 мин) после
обсуждения проблемы.
«рефлексия»
ПРИЕМЫ
СОЗДАНИЯ
МОДЕЛИ
ОБУЧЕНИЯ
В
ТЕХНОЛОГИИ
РКМЧП
Название
Характеристика
Применение
Составление
таблицы
«тонких» и
«толстых»
вопросов
«Толстые» вопросы требуют простого, однозначного
ответа (Где? Когда? Кто? Что?). «Тонкие» вопросы:
Почему? Каковы последствия? В чем различия?
Предположите, что будет, если…
«рефлексия»
РАФТ
Р(оль)
А(удитория)
Ф(орма)
Т(ема)
Пишущий выбирает для себя роль, т.е. сочиняет не от
своего лица; определяет, для кого (родители,
одноклассники) он пишет; выбирает форму (письмо,
жалоба) и тему сочинения. Работа может вестись в
парах, а также с опорой на вопросы.
«рефлексия»
Дискуссия
Цель: не решить проблему, а углубить
понимание её важности. Проблема должна быть
спорной, неоднозначной, содействовать
активному вовлечению учащихся в диалог.
Дискуссии предшествует подготовительная
работа с источниками информации. Часто
используемый вариант – перекрестная
дискуссия: две стороны формулируют и
защищают аргументы «за» и «против».
все этапы,
особая модель
ЛИТЕРАТУРА:
1.Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для
учителя. – М., 2004.
2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб.,
2003.
3.
Муштавинская И.В.Технология развития критического мышления на уроке и в системе
подготовки учителя: Учебно- методическое пособие
4. Палат Е.С. Новые информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. –
М., 2003.
5. Вишнякова Е.Е.Не только о технологии Развитие критического мышления через чтение и
письмо. rus.1Septemberarticle.php?ID=200401504
6. Столбунова С.В.Развитие критического мышления. Апробация технологии.
rus.1Septemberarticle.php?ID=200302802