Напоминание

"Формирование учебно-познавательной мотивации у студентов с ОВЗ"


Автор: Саватеева Злата Михайловна
Должность: методист, преподаватель
Учебное заведение: ФГБ ПОУ "ПМК" Минздрава России
Населённый пункт: г. Пенза
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование учебно-познавательной мотивации у студентов с ОВЗ"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Формирования учебно-познавательной мотивации у студентов с ОВЗ
Работа по формированию учебно-познавательной мотивации студентов очень важна в современном профессиональном образовании. Мотивация существенно влияет на качество учебного процесса и от нее зависит, насколько будет успешной учебная и будущая профессиональная деятельность. Мотивация является важным составляющим в любой разновидности деятельности человека. Она играет роль побудителя поведения, направляет его и обеспечивает личностный смысл и значимость. Важным педагогическим условием является активизация учебно- профессиональной деятельности студентов в образовательном процессе за счет повышения уровня мотивации студентов к учебно-познавательной и профессиональной деятельности. Особенность мотивационной сферы студентов первого курса заключается в том, что они включаются в новый тип ведущей деятельности - учебно- профессиональный. Ведущая деятельность каждого возраста определяется в соответствии с тем, какие стороны действительности осваиваются в ходе учения. По периодизации Д. Б. Эльконина, в период ранней юности (15-17 лет) учащиеся в той или иной степени включаются в новый тип ведущей деятельности - учебно- профессиональный. Обычно на этом фоне мыслительная деятельность студентов характеризуется все повышающимся уровнем обобщения и абстрагирования, увеличивающейся тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать и доказывать положения, делать обоснованные выводы, связывать изучаемые факты и явления в систему. В период поздней юности (с 18 до 25 лет) большинство молодых людей обучаются в средних и высших учебных заведениях. Этот этап характеризуется активным развитием процессов самосознания и решением вопросов, касающихся профессионального самоопределения, а также высокой познавательной мотивацией и стремлением к получению углубленных профессиональных знаний и навыков. Совершенствование процессов мышления и памяти проявляется в преобладании смыслового запоминания. Учебная деятельность для большинства становится средством реализации жизненных планов будущего. Задача преподавателя на этом этапе показать, что условием достойного участия в будущей трудовой жизни являются приобретенные знания и умения, сформированные навыки. Особенно такая работа важна со
студентами с ОВЗ. В процессе профессионального становления проблема мотивации как стратегии адаптации и интеграции в общество человека с ограниченными возможностями здоровья особенно актуальна, поскольку новые образовательные стандарты ориентируются прежде всего на компетентностный подход, где важнейшими параметрами оценки уровня профессионализма становятся гибкая адаптированность в трансформирующихся условиях социальной реальности, самостоятельность мышления, коммуникабельность, саморазвитие и самообучение. У студентов с ОВЗ по слуху есть ряд трудностей, которые накладываются на мотивационную сферу и преобразуют ее. К числу проблем, характерных для лиц с нарушением слуха, можно отнести замедленное и ограниченное восприятие; недостатки речевого развития; недостатки развития мыслительной деятельности; пробелы в знаниях; недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением); некоторое отставание в формировании умения анализировать и синтезировать воспринимаемый материал, оперировать образами, сопоставлять вновь изученное с изученным ранее; хуже, чем у слышащих сверстников, развит анализ и синтез объектов. Это выражается в том, что глухие и слабослышащие меньше выделяют в объекте детали, часто опускают малозаметные, но существенные признаки. Задача преподавателя на этом этапе показать, что условием достойного участия в будущей трудовой жизни являются приобретенные знания и умения, сформированные навыки. Преподавателю необходимо учесть все особенности студента: как возрастные, поведенческие, так и особенности лиц с ОВЗ. Именно при соблюдении этого условия можно ближе подойти к тому, чтобы направить не только действия учащегося, но и его мотивацию в нужное направление. Чтобы сформировать учебную мотивацию у студентов с ОВЗ по слуху, необходимо создавать условия, при которых они могли бы в полной мере проявить свою активность, а мотивы и цели развивались с учетом накопившегося опыта, стремлений и индивидуальности. Для формирования устойчивой положительной учебной мотивации представляются ценными:
- качественный анализ практической деятельности студента, акцентирование на положительных моментах; - продвижение в формировании необходимых навыков и нахождение причин недоработок. Качественный анализ деятельности каждого студента, в первую очередь, направляется на формирование у него адекватной оценки своей работы и ее самоанализ. Для того чтобы студенты были успешны в своей работе, необходимо ставить перед ними более конкретные задачи, которые были бы для них понятны и внутренне приняты, стали бы значимыми в учебной и повседневной жизнедеятельности. К педагогическим средствам, оказывающим влияние на познавательные мотивы учащихся, можно отнести различные приемы, связанные с содержанием учебного материала, методами и формами обучения, наглядными и техническими средствами, личностью преподавателя. Все приемы, оказывающие влияние на учебную деятельность в целом и на познавательные мотивы в частности, можно разделить на две составляющие: 1) мотивация содержанием, к которой отнесем все приемы, связанные с отбором, изложением, представлением учебного материала; 2) мотивация процессом, под которой подразумевается совокупность различных средств, методов, приемов, связанных с организацией учебной деятельности студентов. Первое, что является предметом познавательного интереса для студентов - это новые знания о профессии. Интерес вызывает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Новизна, необычность, странность, несоответствие прежним представлениям - все это элементы занимательности. Познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к тому, что удивляет и поражает воображение. Так как это явления преходящие, неоправданно частое использование приемов, связанных с занимательной стороной изучаемого материала, может привести к совершенно противоположным результатам. Помимо занимательности, формированию интереса к познанию содействует также показ новейших достижений науки, приближение содержания излагаемого материала к самым важным открытиям в науке и технике. Существуют
различные методы и приемы, которые позволяют добиться того, чтобы содержание оказало влияние на формирование и развитие познавательных интересов учащихся. Таблица 1 Мотивация содержанием Прием Причина Элементы занимательн ости Использование различных приемов, ситуаций, ярких фактов, которые вызывают положительное эмоциональное состояние Анализ жизненных ситуаций Студентам с ОВЗ важно знать причины, по которым им предлагают решить ту или иную задачу, изучить конкретную тему. Эти причины должны быть для них значимыми, и поэтому важно при изучении определенной темы подбирать такие задачи, которые имеют непосредственную связь с жизнью и с которыми могут столкнуться многие учащиеся, причем это должны быть не просто бытовые, а близкие к жизненным проблемам студентов ситуации. Важно показать возможность разрешения описанной жизненной проблемы путем использования знаний, умений и навыков, полученных на занятии. Личностная значимость изучаемого материала Поскольку профессиональный выбор уже осуществлен, то студенты полностью сосредотачивают свое внимание только на тех учебных предметах, которые имеют непосредственное отношение к их будущей профессии. Поэтому важно при изложении учебного материала обращать внимание на возможность применения полученных знаний в той или иной профессиональной области. Демонстрацией возможностей применения изучаемого материала и актуальности в современном мире также повышает мотивацию. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса - сам процесс деятельности. Таблица 2 Мотивация процессом Прием Причина Создание проблемных ситуаций. Учебный материал намного лучше усваивается в том случае, когда для его получения была проделана определенная работа, были преодолены какие-то трудности. Поэтому для организации такой работы можно использовать противоречия между имеющимися знаниями и возможностями решения конкретных задач. Просмотр учебных видеофильмов с сурдопереводом. Использование интерактивных презентаций. Использование учебных видеофильмов на занятиях открывает ряд уникальных возможностей для преподавателя и студентов. Помимо содержательной стороны видеофрагмент содержит визуальную информацию о процессе, его организации и средствах производства. И г р ы , к о н к у р с ы , кроссворды, и т.п. Для учащихся любого возраста трудно долго удерживать внимание на определенном материале или же заниматься однотипной деятельностью, поэтому использование на уроках различных игровых моментов или заданий позволяет снять напряжение и в то же время улучшить усвоение учебного материала. Это связно с яркими эмоциональными переживаниям, которые испытывают учащиеся в
игровых ситуациях При обучении студентов с ОВЗ представляется целесообразным развивать отдельные элементы дистанционного обучения, а именно - систему учебно- методических презентаций и электронные учебники. Учебно-методические презентации являются одной из организационных форм, которые можно использовать в процессе обучения студентов с нарушением слуха. Лекции основаны на принципе сочетания абстрактности мышления с наглядностью, представляют собой набор определенных иллюстраций, отражающих содержание каждой темы дисциплины с текстовым пояснением. С целью сокращения объема записей целесообразно использовать опорные конспекты, различные схемы, придающие упрощенный схематический вид изучаемым понятиям. Можно выделить несколько групп целей применения элементов дистанционного обучения: - ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках студентов по определенным дисциплинам и ПМ; - базовый курс для студентов, не имеющих возможности по разным причинам посещать колледж в течение какого-то времени; - подготовка к зачету, экзамену; - подготовка к олимпиаде, конкурсу профессионального мастерства. Мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности, через реализацию и посредством которого возможно формирование учебной деятельности студентов в целом. Общий смысл развития учебно-познавательной мотивации студентов состоит в том, чтобы переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению, к зрелым формам положительного отношения к учению - действенному, осознанному, ответственному. Объектом формирования следует считать все компоненты мотивационной сферы и все стороны умения учиться. Таким образом, при обучении проблема мотивации, формирования познавательных мотивов учащихся стоит достаточно остро. В настоящее время продолжается изучение проблемы, так как мотивация - движущая сила обучения.


В раздел образования