"Формирование учебно-познавательной мотивации у студентов с ОВЗ"
Автор: Саватеева Злата Михайловна Должность: методист, преподаватель Учебное заведение: ФГБ ПОУ "ПМК" Минздрава России Населённый пункт: г. Пенза Наименование материала: статья Тема: "Формирование учебно-познавательной мотивации у студентов с ОВЗ" Раздел: среднее профессиональное
Формирования учебно-познавательной мотивации у студентов с ОВЗ
Работа по формированию учебно-познавательной мотивации студентов очень
важна в современном профессиональном образовании.
Мотивация существенно
влияет на качество учебного процесса и от нее зависит, насколько будет успешной
учебная и будущая профессиональная деятельность. Мотивация является важным
составляющим в любой разновидности деятельности человека. Она играет роль
побудителя
поведения,
направляет
его
и
обеспечивает
личностный
смысл
и
значимость.
Важным
педагогическим
условием
является
активизация
учебно-
профессиональной
деятельности
студентов
в
образовательном
процессе
за
счет
повышения
уровня
мотивации
студентов
к
учебно-познавательной
и
профессиональной деятельности.
Особенность мотивационной сферы студентов первого курса заключается в
том,
что
они
включаются
в
новый
тип
ведущей
деятельности
-
учебно-
профессиональный.
Ведущая
деятельность
каждого
возраста
определяется
в
соответствии с тем, какие стороны действительности осваиваются в ходе учения. По
периодизации Д. Б. Эльконина, в период ранней юности (15-17 лет) учащиеся в той
или
иной
степени
включаются
в
новый
тип
ведущей
деятельности
-
учебно-
профессиональный. Обычно на этом фоне мыслительная деятельность студентов
характеризуется
все
повышающимся
уровнем
обобщения
и
абстрагирования,
увеличивающейся
тенденцией
к
причинному
объяснению
явлений,
умением
аргументировать и доказывать положения, делать обоснованные выводы, связывать
изучаемые факты и явления в систему.
В период поздней юности
(с 18 до 25 лет)
большинство молодых людей
обучаются в средних и высших учебных заведениях. Этот этап характеризуется
активным развитием процессов самосознания и решением вопросов, касающихся
профессионального самоопределения, а также высокой познавательной мотивацией
и стремлением к получению углубленных профессиональных знаний и навыков.
Совершенствование процессов мышления и памяти проявляется в преобладании
смыслового запоминания.
Учебная деятельность для большинства становится средством реализации
жизненных планов будущего. Задача преподавателя на этом этапе показать, что
условием достойного участия в будущей трудовой жизни являются приобретенные
знания
и
умения,
сформированные
навыки.
Особенно
такая
работа
важна
со
студентами с ОВЗ.
В
процессе
профессионального
становления
проблема
мотивации
как
стратегии
адаптации
и
интеграции
в
общество
человека
с
ограниченными
возможностями
здоровья
особенно
актуальна,
поскольку
новые
образовательные
стандарты
ориентируются
прежде
всего
на
компетентностный
подход,
где
важнейшими
параметрами
оценки
уровня
профессионализма
становятся
гибкая
адаптированность
в
трансформирующихся
условиях
социальной
реальности,
самостоятельность мышления, коммуникабельность, саморазвитие и самообучение.
У студентов с ОВЗ по слуху есть ряд трудностей, которые накладываются на
мотивационную сферу и преобразуют ее.
К числу проблем, характерных для лиц с нарушением слуха, можно отнести
замедленное и ограниченное восприятие; недостатки речевого развития; недостатки
развития мыслительной деятельности; пробелы в знаниях; недостатки в развитии
личности
(неуверенность
в
себе
и
неоправданная
зависимость
от
окружающих,
низкая
коммуникабельность,
эгоизм,
пессимизм,
заниженная
или
завышенная
самооценка, неумение управлять собственным поведением); некоторое отставание в
формировании умения анализировать и синтезировать воспринимаемый материал,
оперировать образами, сопоставлять вновь изученное с изученным ранее; хуже, чем
у слышащих сверстников, развит анализ и синтез объектов. Это выражается в том,
что глухие и слабослышащие меньше выделяют в объекте детали, часто опускают
малозаметные, но существенные признаки.
Задача
преподавателя
на
этом
этапе
показать,
что
условием
достойного
участия
в
будущей
трудовой
жизни
являются
приобретенные
знания
и
умения,
сформированные навыки.
Преподавателю необходимо учесть все особенности студента: как возрастные,
поведенческие, так и особенности лиц с ОВЗ. Именно при соблюдении этого условия
можно ближе подойти к тому, чтобы направить не только действия учащегося, но и
его мотивацию в нужное направление.
Чтобы
сформировать
учебную
мотивацию
у
студентов
с
ОВЗ
по
слуху,
необходимо создавать условия, при которых они могли бы в полной мере проявить
свою активность, а мотивы и цели развивались с учетом накопившегося опыта,
стремлений и индивидуальности.
Для
формирования
устойчивой
положительной
учебной
мотивации
представляются ценными:
- качественный анализ практической деятельности студента, акцентирование
на положительных моментах;
- продвижение в формировании необходимых навыков и нахождение причин
недоработок.
Качественный
анализ
деятельности
каждого
студента,
в
первую
очередь,
направляется
на
формирование
у
него
адекватной
оценки
своей
работы
и
ее
самоанализ.
Для того чтобы студенты были успешны в своей работе, необходимо ставить
перед ними более конкретные задачи, которые были бы для них понятны и внутренне
приняты, стали бы значимыми в учебной и повседневной жизнедеятельности.
К
педагогическим
средствам,
оказывающим
влияние
на
познавательные
мотивы учащихся, можно отнести различные приемы, связанные с содержанием
учебного материала, методами и формами обучения, наглядными и техническими
средствами,
личностью
преподавателя.
Все
приемы,
оказывающие
влияние
на
учебную деятельность в целом и на познавательные мотивы в частности, можно
разделить на две составляющие:
1)
мотивация
содержанием,
к
которой
отнесем
все
приемы,
связанные
с
отбором, изложением, представлением учебного материала;
2)
мотивация
процессом,
под
которой
подразумевается
совокупность
различных
средств,
методов,
приемов,
связанных
с
организацией
учебной
деятельности студентов.
Первое, что является предметом познавательного интереса для студентов - это
новые
знания
о
профессии.
Интерес
вызывает
и
подкрепляет
такой
учебный
материал,
который
является
для
учащихся
новым,
неизвестным,
поражает
их
воображение,
заставляет
удивляться.
Новизна,
необычность,
странность,
несоответствие прежним представлениям - все это элементы занимательности.
Познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все
время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к тому,
что
удивляет
и
поражает
воображение.
Так
как
это
явления
преходящие,
неоправданно частое использование приемов, связанных с занимательной стороной
изучаемого
материала,
может
привести
к
совершенно
противоположным
результатам.
Помимо
занимательности,
формированию
интереса
к
познанию
содействует также показ новейших достижений науки, приближение содержания
излагаемого материала к самым важным открытиям в науке и технике. Существуют
различные методы и приемы, которые позволяют добиться того, чтобы содержание
оказало влияние на формирование и развитие познавательных интересов учащихся.
Таблица 1
Мотивация содержанием
Прием
Причина
Элементы
занимательн
ости
Использование различных приемов, ситуаций, ярких фактов,
которые вызывают положительное эмоциональное состояние
Анализ
жизненных
ситуаций
Студентам
с
ОВЗ
важно
знать
причины,
по
которым
им
предлагают решить ту или иную задачу, изучить конкретную тему. Эти
причины должны быть для них значимыми, и поэтому важно при
изучении определенной темы подбирать такие задачи, которые имеют
непосредственную связь с жизнью и с которыми могут столкнуться
многие учащиеся, причем это должны быть не просто бытовые, а
близкие к жизненным проблемам студентов ситуации. Важно показать
возможность
разрешения
описанной
жизненной
проблемы
путем
использования знаний, умений и навыков, полученных на занятии.
Личностная
значимость
изучаемого
материала
Поскольку
профессиональный
выбор
уже
осуществлен,
то
студенты полностью сосредотачивают свое внимание только на тех
учебных предметах, которые имеют непосредственное отношение к их
будущей
профессии.
Поэтому
важно
при
изложении
учебного
материала
обращать
внимание
на
возможность
применения
полученных
знаний
в
той
или
иной
профессиональной
области.
Демонстрацией возможностей применения изучаемого материала и
актуальности в современном мире также повышает мотивацию.
Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда
выступает
еще
один,
не
менее
важный
источник
познавательного
интереса
-
сам
процесс деятельности.
Таблица 2
Мотивация процессом
Прием
Причина
Создание проблемных
ситуаций.
Учебный материал намного лучше усваивается в том случае,
когда для его получения была проделана определенная работа, были
преодолены
какие-то
трудности.
Поэтому
для
организации
такой
работы
можно
использовать
противоречия
между
имеющимися
знаниями и возможностями решения конкретных задач.
Просмотр
учебных
видеофильмов
с сурдопереводом.
Использование
интерактивных
презентаций.
Использование учебных видеофильмов на занятиях открывает
ряд уникальных возможностей для преподавателя и студентов. Помимо
содержательной
стороны
видеофрагмент
содержит
визуальную
информацию о процессе, его организации и средствах производства.
И г р ы ,
к о н к у р с ы ,
кроссворды, и т.п.
Для
учащихся
любого
возраста
трудно
долго
удерживать
внимание на определенном материале или же заниматься однотипной
деятельностью, поэтому использование на уроках различных игровых
моментов или заданий позволяет снять напряжение и в то же время
улучшить
усвоение
учебного
материала.
Это
связно
с
яркими
эмоциональными
переживаниям,
которые
испытывают
учащиеся
в
игровых ситуациях
При обучении студентов с ОВЗ представляется целесообразным развивать
отдельные
элементы
дистанционного
обучения,
а
именно
-
систему
учебно-
методических презентаций и электронные учебники.
Учебно-методические
презентации
являются
одной
из
организационных
форм, которые можно использовать в процессе обучения студентов с нарушением
слуха.
Лекции
основаны
на
принципе
сочетания
абстрактности
мышления
с
наглядностью, представляют собой набор определенных иллюстраций, отражающих
содержание
каждой
темы
дисциплины
с
текстовым
пояснением.
С
целью
сокращения
объема
записей
целесообразно
использовать
опорные
конспекты,
различные
схемы,
придающие
упрощенный
схематический
вид
изучаемым
понятиям.
Можно
выделить
несколько
групп
целей
применения
элементов
дистанционного обучения:
-
ликвидация
пробелов
в
знаниях,
умениях,
навыках
студентов
по
определенным дисциплинам и ПМ;
- базовый курс для студентов, не имеющих возможности по разным причинам
посещать колледж в течение какого-то времени;
- подготовка к зачету, экзамену;
- подготовка к олимпиаде, конкурсу профессионального мастерства.
Мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной
деятельности, через реализацию и посредством которого возможно формирование
учебной деятельности студентов в целом.
Общий смысл развития учебно-познавательной мотивации студентов состоит
в
том,
чтобы
переводить
учащихся
с
уровней
отрицательного
и
безразличного
отношения к учению, к зрелым формам положительного отношения к учению -
действенному,
осознанному,
ответственному.
Объектом
формирования
следует
считать все компоненты мотивационной сферы и все стороны умения учиться.
Таким
образом,
при
обучении
проблема
мотивации,
формирования
познавательных
мотивов
учащихся
стоит
достаточно
остро.
В
настоящее
время
продолжается изучение проблемы, так как мотивация - движущая сила обучения.