"Повышение мотивации учащихся к обучению математики через использование ИКТ"
Автор: Плохова Елена Владимировна Должность: учитель математики Учебное заведение: ГБОУ СОШ с. Борискино-Игар Населённый пункт: ст. Пронино, Самарская область Наименование материала: Педагогический проект Тема: "Повышение мотивации учащихся к обучению математики через использование ИКТ" Раздел: полное образование
средняя общеобразовательная школа с.Борискино-Игар
муниципального района Клявлинский Самарской области
Педагогический проект
«Повышение мотивации учащихся к обучению математики через
использование ИКТ»
Выполнила
Плохова Елена Владимировна
учитель математики
ГБОУ СОШ с.Борискино-Игар
2015г
В последнее десятилетие компьютер активно входит в школу. Без них уже
невозможно представить современного человека. Всё шире используются
информационные технологии и в образовательном процессе, что повышает
эффективность обучения.
Мы живем в XXI веке, веке информации. Информация – это знания. Человек
может делать с информацией следующее: хранить, обрабатывать и передавать –
основные информационные процессы. По данным исследований, в памяти че-
ловека остается 25% услышанного материала, около 30% увиденного, 50% –
увиденного и услышанного, и 75%, если ученик привлечен в активные действия
в процессе обучения и воспитания.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения
можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом об-
щественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания
обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоя-
тельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования со-
циальных компетентностей, активной жизненной позиции, введением всеобще-
го обязательного среднего образования.
Причины обращения к проблеме :
а) неудовлетворённость организацией взаимодействия на уроке между учителем
и учеником;
б) пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных занятий, во
внеурочной деятельности по математике и увеличивающуюся тенденцию
потребления знаний в уже готовом виде из-за низкой сформированности
исследовательских, креативных, информационно- технологических и
коммуникативных умений.
в)
совершенствование
программно-методического
обеспечения
учебного
процесса.
г) невозможность в полной мере реализовать свой творческий потенциал в
связи с недостаточным использованием новых образовательных технологий в
условиях модернизации образования.
Противоречия:
- между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и
большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках математики.
- между высокими требованиями, предъявляемыми к образованию школьников
и
недостаточно
сформированными
общественными
умениями
и
навыками;
- между возрастающей практической значимостью школьного курса математики
и дефицитом учебного времени;
Как «замотивировать» школьников на изучение математики? Этот
вопрос особенно актуален для меня как учителя математики.
Поэтому
стратегической целью
представленного
проекта является
формирование положительных мотивов к изучению математики в условиях
общеобразовательной школы.
Объект исследования: мотивация учащихся к обучению.
Предмет исследования: процесс развития позитивной мотивации к обучению
учащихся математике через использование ИКТ.
Гипотеза исследования: процесс развития позитивной мотивации к обучению
учащихся математике будет эффективным, если:
определены
теоретические
основы
развития
позитивной
мотивации
к
обучению учащихся;
выявлена
совокупность
факторов,
влияющих
на
развитие
позитивной
мотивации к обучению учащихся;
разработана
методика
развития
позитивной
мотивации
к
обучению
математике через использование ИКТ;
обеспечено
педагогическое
сопровождение
развития
позитивной
мотивации к обучению учащихся математике через использование ИКТ;
процесс
развития
позитивной
мотивации
к
обучению
учащихся
математике через использование ИКТ является направлением и конечной
целью специально организованной работы.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи :
Изучить
необходимую
психолого-педагогическую
и
учебно-
методическую литературу по теме мотивации обучения математике..
Используя
специальные
диагностические
методики
в
тесном
сотрудничестве
с
психологом
выявить
личностные
особенности
и
имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся.
Выявить
дидактические
средства,
способствующие
формированию
положительных мотивов к изучению математики.
Проверить эффективность предложенных средств в реальной практике.
Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных
в ходе реализации системы работы.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был
применён
комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:
теоретический
анализ
философской,
социологической,
психолого-
педагогической литературы и исследований по проблеме мотивации учащихся к
обучению; изучение и обобщение практического опыта по теме исследования;
изучение
документов
Российской
Федерации,
определяющих
политику
государства в области образования; педагогический эксперимент, включающий
анкетирование, тестирование, прогнозирование, моделирование, независимые
экспертные
оценки,
наблюдения,
беседы,
контент-анализ,
тренинга,
развивающие
игры;
статистическая
обработка
результатов
опытно-
экспериментальной работы.
Научная новизна исследования состоит:
в определении теоретических основ развития позитивной мотивации к
обучению учащихся математике: подходы, закономерности, содержание и
его компоненты, критерии, показатели;
в выявлении совокупности факторов, влияющих на развитие позитивной
мотивации к обучению (социальных, побудительных, образовательных,
организационных, коммуникативных, психологических);
в
разработке
методики
развития
позитивной
мотивации
к
обучению
учащихся
математики
через
ИКТ,
позволяющей
дифференцировать
обучение с учётом познавательных потребностей, ближайших интересов
и актуального состояния мотивации учащихся к обучению;
в
разработке
технологиче ского
алгоритма
п ед а го г и ч е с ко го
сопровождения развития позитивной мотивации к обучению учащихся,
представленный
в
единстве
трёх
фаз:
аналитической,
коррекционно-
развивающей и посткоррекционно-развивающей.
Исследование
проводилось
в
период
с
2011
г.
по
2013
г.
и
состояло
из
нескольких этапов:
Первый этап 2011год - теоретическое осмысление проблемы, определение
наиболее
значимых
теоретических
положений,
уточнение
и
наполнение
содержанием понятия "позитивная мотивация", разработка и определение задач
формирующего эксперимента.
Второй
этап
(2011
-
2012
гг.)
-
практическая
организация
опытно-
экспериментальной
работы
по
анализу
мотивации
к
обучению
учащихся.
Разработка и реализация методики развития позитивной мотивации к обучению
учащихся математике через использование ИКТ.
Третий этап (2012 - 2013 гг.) - уточнение и обобщение результатов опытно-
экспериментальной работы.
Прогнозируемые риски и методы их коррекции:
1. Невозможность быстрой и оперативной информатизации научно-
методической деятельности педагога - методы коррекции: разработка учебно-
методического обеспечения по математике с целью обеспечения
формирования положительных мотивов к обучению в данной предметной
дисциплине.
Ресурсное
обеспечение
процесса
обучения
математике
в
свете
мотивации,
заявленное в системе работы, является достаточным для его реализации:
кабинет математики снабжен комплектами дидактических материалов, в
достаточном
объеме
дополнительная
литература
(учебники,
энциклопедии, учебно-познавательная, занимательная литература);
имеется компьютер, электронные пособия по предмету, накапливаются
обучающие
компьютерные
презентации,
подготовленные
учителем
и
учащимися.
Кроме того, в школе имеется постоянный выход в Интернет.
Предполагаемый результат:
устойчивая внутренняя мотивация к изучению математике;
сознательные
предметные
знания
и
умения,
усвоенные
системно,
на
длительный срок;
способность к различным формам мышления, способность к активной
умственной деятельности в течение длительного времени;
социальные компетентности, развивается социальный опыт учащихся.
Президентская инициатива «Наша Новая школа» предполагает «ориентацию
образования
не
только
на
усвоение
обучающимися
определенной
суммы
знаний,
но
и
развитие
его
личности,
его
познавательных
и
созидательных
способностей»,
для
чего
необходима
целенаправленная
работа
учителя
и
педагогического коллектива школы в целом.
Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом
общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию
выпускников школы. Сегодня школьникам уже не достаточно овладеть суммой
знаний,
важное
значение
придается
задаче
научить
школьников
учиться,
а
психологически
это
означает
-
научить
их
хотеть
учиться.
Следовательно,
актуальность обусловлена следующим:
мотивация выполняет важные функции в обучении: побуждает поведение,
направляет
и
организует
его,
придает
ему
личностный
смысл
и
значимость;
необходимость
переосмысления
известных
методических
решений
по
актуализации мотивационных механизмов учащихся с учетом специфики
школы и личностных особенностей учащихся.
Обучение в школе включает различные виды воздействия на мотивацию
учения.
Очень
эффективным
является
путь
воспитания
мотивации
через
учебную
деятельность.
Многочисленные
психологические
исследования
(П.Я.Гальперин
и
П.Голу,
Д.Б.Эльконин,
В.В.Давыдов,
А.К.Маркова
и
др.)
показали, что характер мотивации можно программировать через тип учения.
Так, если содержание обучения строится не как готовое задание, а как система
задач
для
учащихся,
если
ученики
подводятся
к
самостоятельному
обнаружению
теоретических
положений
учебного
курса,
если
у
них
отрабатывается
учебная
деятельность
в
единстве
ее
компонентов,
то
у
школьников
складывается
внутренняя,
достаточно
устойчивая,
обобщенная
мотивация к учению.
Проблема
мотивации
учения
меня
интересовала
с
самого
начала
педагогической
деятельности.
Ознакомившись
с
научно-методической,
психолого-педагогической
литературой
по
данной
теме,
убедилась,
что
психологическое «изучение мотивации и ее формирование – это две стороны
одного
и
того
же
процесса
воспитания
мотивационной
сферы
целостной
личности ученика» (А.К.Маркова).
У
каждого
ученика
есть
как
некоторый
наличный
уровень
положительной мотивации, на который можно опереться, так и перспективы,
резервы ее развития.
Итак, первое, с чего я начинаю, это анализ мотивационной сферы ученика.
Предметом анализа для меня становятся такие компоненты мотивационной
сферы
ученика,
как
его
мотивы,
цели,
эмоции,
а
также
состояние
умения
учиться
(знания,
учебная
деятельность,
обучаемость),
весьма
сильно
влияющего
на
мотивацию.
Пользуюсь
приемами
изучения
и
диагностики
мотивационной сферы учащихся, предложенных А.К. Марковой. Сводная карта
состояния
и
хода
формирования
мотивации
учения
школьников
помогает
охватить всю программу изучения мотивационной сферы учащихся в целом, а
также
более
точно
определить
уровень,
на
котором
находится
отдельный
ученик.
В соответствии со сводной картой состояния мотивации учения составляю
оценочный лист уровней мотивации и умения учиться учащихся, который дает
возможность
представить
соотношение
разных
уровней
и
компонентов
мотивации у каждого ученика класса и видеть картину в целом:
Рассмотрим пути и методы формирования положительной устойчивой
мотивации к учебной деятельности в классах.
Существуют традиционные методы повышения мотивации: использование
красочных
иллюстраций,
дополнительных
источников
информации
(газеты,
журналы,
методические
пособия,
учебники
разных
авторов),
методических
карточек, аудиозаписей; проведение минуток для релаксации, тематических игр,
пение, игры.
Сейчас на помощь пришли информационно-коммуникационные
технологии.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс
позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего
обучения,
повысить
темп
урока,
увеличить
объем
самостоятельной
работы
учащихся.
Поэтому
я
считаю,
что
использование
информационно-
коммуникационных
технологий
(ИКТ)
в
учебном
процессе
является
необходимостью современного школьного образования. Общаясь с ребятами на
уроках математики, я сделала для себя вывод: диалоговые и иллюстрационные
возможности
компьютера
существенно
влияют
на
мотивационную
сферу
учебного процесса и его деятельностную структуру.
Использование ИКТ на уроках математики позволяет разнообразить
формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает
творческий
потенциал
личности.
Построение
схем,
таблиц
в
презентации
позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с
последующей
проверкой
активизируют
внимание
учащихся,
формируют
орфографическую
зоркость.
Использование
кроссвордов,
иллюстраций,
рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к
уроку, делают урок более интересным.
Большим подспорьем для учителя при планировании урока является работа в
программе Microsoft Power Point. Я пришла к выводу, что при помощи этой
программы можно создать любой урок, и он будет ярким и насыщенным. Для
себя я назвала такую работу «Конструктором». Вначале появляется общая идея
урока,
например,
раньше
при
обобщении
материала
использовалась
форма
путешествия по станциям, теперь формы, полагаясь на фантазию учителя,
можно легко разнообразить: можно «собирать яблоки в корзину», «оформлять
букет
маме»,
«делать
необходимые
покупки»
и
т.д.
Каждое
выполненное
задание будет помогать учащимся выполнить все задачи урока, каждый этап
урока будет четко отслеживаться, и, кроме того, учащиеся сразу смогут оценить
свою деятельность. Я хотела бы рассказать о результатах одного такого урока.
Использование данной технологии позволило мне:
1.значительно сэкономить время на уроке .
2.повысить уровень наглядности в ходе обучения.
3. внести элементы занимательности, оживить учебный процесс
4.выполнить все поставленные задачи.
В системе работы, я систематизировала, где и как целесообразно
использовать информационные технологии в обучении. Наиболее эффективно
это
1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно
- энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);
2) при закреплении изложенного материала (тренинг — разнообразные
обучающие программы);
3)
в
системе
контроля
и
проверки
(тестирование
с
оцениванием,
контролирующие программы);
4)
при
самостоятельной
работе
учащихся
(обучающие
программы
типа
"Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);
5)
при
возможности
отказа
от
классно-урочной
системы:
проведение
интегрированных уроков по методу проектов;
6)
во
время
тренировки
конкретных
способностей
учащегося
(внимание,
память, мышление и т.д.).
В процессе работы я пришла к выводу, что компьютерные технологии
помогают:
•
привлекать пассивных слушателей;
•
делать занятия более наглядными;
•
обеспечивать
учебный
процесс
новыми,
ранее
недоступными
материалами,
которые
помогают
учащимся
проявлять
их
творческие
способности;
•
приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом;
•
обеспечивать моментальную обратную связь;
•
повышать интенсивность учебного процесса;
•
воспитывать
терпимость,
восприимчивость
к
разнообразию
культур
и
духовного опыта других народов;
•
активизировать познавательную активность учащихся, а, следовательно,
желание изучать предмет;
•
объективно оценивать действия учащихся;
•
накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса;
•
реализовывать
личностно-ориентированный
и
дифференцированный
подходы в обучении;
•
дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе.
(Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает
быть
просто
"репродуктором"
знаний,
становится
разработчиком
новой
технологии
обучения,
что,
с
одной
стороны,
повышает
его
творческую
активность,
а
с
другой
-
требует
высокого
уровня
технологической
и
методической подготовленности.)
Именно использование компьютерных технологий позволяет мне:
1.сделать содержание курса нестандартным и привлекательным для ученика
(сюжетное построение учебника, использование интересного и познавательного
материала, наличие игр, кроссвордов и.т.д).
2.обеспечить посильность усвоения учебного материала для учащихся разного
уровня подготовки.
3.давать разноуровневые задания, задания для групповой работы, проекты.
4.обеспечить повторение и ротацию ранее пройденного материала на фоне
новизны видов деятельности.
5.снабдить курс необходимыми справочными материалами.
Таким образом, использование ИКТ на уроках математики, сотрудничество
учителей
и
учащихся
способствуют
повышению
мотивации
учащихся
к
обучению,
организации
атмосферы
свободного
развития
каждого
ребёнка,
сопровождаемой
радостью
и
высоким
уровнем
познавательной
активности
учащегося.
Список литературы
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года//
Начальная школа. – 2002. -№ 4.
2. Президентская Инициатива «Наша нова школа».
2009 год
2. А.К.Маркова , Т.А.Маттис, А.Б.Орлов, Формирование мотивации учения: Кн.
для учителя, Просвещение, 1990
3. А.К.Маркова, Формирование мотивации учения в школьном возрасте,
Москва, Просвещение, 1983
4. «Компьютер на уроке», И.П.Высоцкий, Н.П.Данилова, журнал.
«Информатика и образование, №7, 1999г.