"Необходимость целостного подхода к формированию личности подростка с ограниченными возможностями здоровья"
Автор: Симонова Валентина Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: КОУ "Урайская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Населённый пункт: город Урай, ХМАО-Югра Наименование материала: статья Тема: "Необходимость целостного подхода к формированию личности подростка с ограниченными возможностями здоровья" Раздел: среднее профессиональное
здоровья
Современный мир для каждого из нас очень интересен, уникален и
индивидуален. Также, мы с уверенностью можем сказать, что любой житель
планеты
индивидуален
и
уникален.
Нет
на
Земле,
совершенно
два
одинаковых
человека.
Вы
можете
отрицать:
Как
нет?
Если
есть
люди-
близнецы, очень похожие друг на друга люди. Но, если глубже разобраться ,
то
они
ведь
только
схожи
своим
физиологическим
строением.
А
душа,
мысли, идеи, поступки, характер и.т.д. – они индивидуальны и характерны
только одному человеку. Мы уверенно можем сказать, что человек – это
личность! А, что мы подразумеваем под понятием «личность»,
и какие
подходы необходимы в формировании «личности»? Я попытаюсь ответить на
заданный, мною же вопрос.
Анализируя
художественную
и
методическую
литературу,
понятие
«личность» - является синтетическим, обозначающим объект, на который не
может монопольно претендовать ни одна наука. Личность – сравнительно
позднее понятие. Буквально, оно происходит от слова «личина», означающего
маску, которую надевали древнегреческие актеры. Такое понимание личности
подчеркивало социальную обусловленность природы человека и определение
его через место или роль в социуме (царь, поэт, раб и.т.д.).
Давайте
рассмотрим Марксистский подход (К. Маркс) к изучению
личности.
Упор
делается
на
социальную
обусловленность
ее
природы
и
деятельности. Исходным моментом здесь является теоретическое положение
К.
Маркса
о
том,
что
сущность
человека
есть
совокупность
всех
общественных отношений. Сущность же особой личности составляет не ее
физическая природа, а ее социальное качество, т.е. общественно значимое
качество, присущее многим людям. Таким образом, личность, с точки зрения
марксистского
подхода,
рассматривается
как
реализованная
в
индивиде
интеграция социально значимых черт и общественных отношений данного
общества. Это, с одной стороны, продукт исторического развития, а с другой
-
результат
включения
индивида
в
социальную
систему,
его
предметной
деятельности, способной изменять общественные отношения.
В
современном
мире
в
содержание
понятия
личности
включает
представление о человеческой индивидуальности. Наш обыденный язык, в
котором больше интуитивной мудрости, чем в теоретических построениях,
использует слово «личность» для интегральной характеристики человека.
Личность – индивидуальность в коммуникации, в этом определении наиболее
четко
проявляется
взаимосвязь
и
взаимозависимость
личностного
и
социального
самоопределения.
Таким
образом,
в
содержании
понятия
личность отчетливо выражены три ключевых компонента: индивидуальность,
социальная роль, коммуникационный процесс.
Рассмотрев понятие «личность», мы можем задаться вопросом: «Каков
подход необходим для формирования личности?», «Как и где,
искать эти
подходы?»
Долгое
время
в
истории
развития
наук
о
человеке
подход
естественнонаучный
и
гуманитарный
были
принципиально
различны.
Достаточно,
долгое
время
эти
два
подхода
стимулировали,
а
чаще
препятствовали развитию друг друга.
В современном обществе, на качественное развитие личности влияет
целостный подход.
Целостность
—
синтетическое
качество
процесса
становления
личности,
характеризующее
высший
уровень
его
развития,
результат
стимулирующих
сознательных
действий
и
деятельности
субъектов,
функционирующих
в
нем.
Целостному
процессу
присуще
внутреннее
единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие.
В
нем
непрерывно
происходит
движение,
преодоление
противоречий,
перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.
Разумеется,
общественная
жизнь
не
является
исключительным
отличием людей, кроме того, мы вообще не найти такой формы человеческого
поведения, которая не могла бы встретиться в животном мире.
Лебеди умирают от любви, слоны заботятся о стариках, а киты кончают
жизнь самоубийством. Следовательно, «человеческое» нужно искать не в
отдельном, свойственном только этому виду качестве, а в интегральном,
целостном, динамическом единстве жизненных форм. Там, где практически
любому животному надо «подучиться», чтобы выжить, но представителем
своего вида оно является от рождения, человеку надо сформироваться, надо
стать человеком в процессе опыта индивидуальной и коллективной жизни.
А все мы прекрасно знаем, что опыт нам всем приходит с годами, как
бы мы этого не хотели и не желали.
Таким
образом,
можно
констатировать,
что
любой
подход
к
формированию личности имеет как свои «плюсы», так и свои «минусы». В
современном
обществе
главной
проблемой
личности
остается
поиск
идентичности в возрастающем многообразии жизненных практик.
Конечно
же,
непрерывное
единство
биологических
и
социальных
качеств
показывает,
что
человек
существо
биологическое
и
социальное.
Развиваясь
вне
человеческого
общества,
существо,
обладающее
человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности и никакой
целостный подход не повлияет на формирование его личности.