"Использование дидактических игр и упражнений для развития речи у детей с ТНР"
Автор: Атласова Александра Александровна Должность: учитель начальных классов - логопед Учебное заведение: ГКОУ РС(Я) РСКШИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР Населённый пункт: г.Якутск Наименование материала: статья Тема: "Использование дидактических игр и упражнений для развития речи у детей с ТНР" Раздел: начальное образование
ГКОУ РС (Я) «РЕСПУБЛИКАНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА ИНТЕРНАТ ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР»
677007 , г. Якутск, Покровский тракт, 10 км, Речевая школа. Тел.: 331914
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТНР»
Учитель начальных классов - логопед
ГКОУ РС (Я) РСКШИ для обучающихся с ТНР
Атласова Александра Александровна
2017г.
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТНР»
«Игра - это фантастический мир, освобожденный от деспотизма
и подавления взрослых, мир открытия вытесненных желаний,
мир реализации нереализуемого».
А.С. Спиваковская
Ведущая
деятельность
детей
-
игровая.
Именно
в
ходе
игры
выстраивается
система
взаимоотношений
с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь
занимает основное место. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре
речевые навыки.
Развитие речи этих детей имеет некоторые особенности:
Нарушения звукопроизношения
Нарушения слоговой структуры слова
Несформированность лексико-грамматических категорий
Низкий уровень развития связной речи
Пассивный словарный запас
Нарушение зрительно-пространственного гнозиса и праксиса
Дидактическая
игра
представляет
собой
многоплановое,
сложное
педагогическое
явление: она является и игровым методом обучения детей и формой обучения, и самостоятельной
игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания и развития личности ребенка .
Исходя из особенностей развития речи я ставила перед собой следующие задачи:
Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия
Совершенствование
артикуляционной,
тонкой
и
общей
моторики
при
устранении
недостаточности
развития
речевой
моторики,
освоение
артикуляционных
упражнений,
развивающих подвижность артикуляционного аппарата
закрепление и автоматизация произношения поставленных звуков
Закрепление, уточнение и активизация лексического материала на занятиях по развитию речи,
других занятиях, в режимных моментах
Закрепление сформированных грамматических категорий
Формирование диалогической и монологической форм связной речи
Закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза
Подготовка детей к письму, формирование графических навыков
Развитие памяти, внимания, мышления
Как мы все знаем игра приносит детям радость и удовольствие. Играя непроизвольно у детей
развиваются такие функции как Внимание, память, мышление, воображение и конечно же развивается
вместе с этим и речь ребенка.
Так же игровая деятельностьпобуждает детей к общению друг с другом;
- способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;
- способствует совершенствованию разговорной речи;
- способствует обогащению словаря;
- оказывает влияние на формирование грамматического строя
языка.
у детей развиваются коммуникативные, познавательные УУД
Одной из игровых деятельностей для развития мышления ,памяти и речи это дидактические игры.
Классификация дидактических игр:
- обучающие игры
-контролирующие игры
-обобщающие игры
Дидактические игры также разделяются по таким типам:
-игры по сенсорному воспитанию,
-словесные игры,
-игры по ознакомлению с природой,
-по формированию математических представлений и др.
А по видам это:
игры с дидактическими игрушками,
настольно-печатные игры,
словесные игры,
Псевдо- сюжетные игры.
По виду деятельности игры бывают:
Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что
находится рядом.
Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат
действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается
ситуация,
которая
требует
осмысления
последующего
действия.
При
этом
активизируется
мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости.
Игры
–
беседы.
В
основе
их
лежит
общение.
Основным
является
непосредственность
переживаний,
заинтересованность,
доброжелательность.
Такая
игра
предъявляет
требования
к
активизации эмоциональных и мыслительных процессов.
Дидактическая
игра
направлена
на
развитие восприятия, творческих способностей,
внимания, памяти, мышления и речи . В речи формирует диалогическую монологическую формы
связной речи у детей. Закрепление и автоматизация произношения звуков, слов, предложений. Так
же расширение и уточнение словаря, совершенствования грамматического строя речи.
Я считаю, что необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов в работе
через игру очевидна. Работа по развитию речи нуждается в использовании игровых приемов в
еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.
В своей работе я использую следующие виды дидактических игр по разным направлениям:
Дидактическая игра "Рассели жильцов " (по обучению грамоте)
Цель: развивать у детей осознанное восприятие твердых и мягких согласных звуков, научить
детей
различать
понятия
"звук
и
буква",
научить
детей
правильно
употреблять
термины
"твердый согласный звук", "мягкий согласный звук".
Ход игры: детям раздают по несколько карточек. Взрослый устанавливает очередность. Ребенок
называет свою картинку, выделяет первый звук в слове, дает ему характеристику, показывает
букву, которой на письме обозначается этот звук, и кладет карточку на домик, соответствующий
мягкому звуку (зеленый домик) или твердому звуку (синий домик). Если кто-то допустил
ошибку, то карточка остается у него. Выигрывает тот, кто первым правильно разложит свои
картинки.
На
уроках
развития
речи
,
грамоты
,русского
языка
,логопедии
применяем
такие
дидактические игры с буквами:
- Найди все слова в цепочке
- Найди спрятанные слова
Расставь буквы правильно и другие игровые упражнения
Детям
очень
нравится отгадывать
ребусы,
так
как
ребусы
развивают
мышление,
являются отличной зарядкой для ума эффективной тренировкой внимания, В процессе поиска
правильного ответа в игровой форме они учатся рассуждать и делать необходимые выводы что
очень благоприятно влияет на развитие речи ребенка.
Составь слово из первых букв
Эта
дидактическая
игра
развивает
слуховое
внимание,
слухо-
речевую
память,
фонематический слух, в процессе игры закрепляют звуковой анализ, зрительный образ буквы
« Телеграмма »
В этой игре ребёнок должен расшифровать «телеграмму», соотнося
содержание
«телеграммы»
с
картинками.
Картинки
и
карточки-«телеграммы»
по
лексико-
грамматической теме например: «Домашние животные»
Соотнеся картинки и слоги он должен догадаться по количеству слогов название определенного
животного.
Дидактическая игра сказка заблудилась
Цель этой игры во первых усвоение содержания сказки, совершенствование восприятия иллюстраций
к сказкам, формировать умение целостно воспринимать сюжетную картинку, анализировать ее
содержание. Активизировать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи.
Развивать вербальную и зрительную память.
Игра Сказочная викторина Цель этой игры умение анализировать содержание выбранной сказки,
соотносить содержание сказки и изображение на картинках. Совершенствовать грамматический
строй речи, развивать связную речь
Живые картинки. Эта игра учит пересказывать сказки с опорой на иллюстрацию и с помощью мини
театра
игрушек.
Тут
дети
учатся
устанавливать
причинно
-следственные
связи,
идет
активная
активизация словарного запаса, совершенствуется грамматический строй речи.
На уроках математики в 0-1 классах очень актуальны
игры со счетными палочками т.к они
способствуют
развитию
мелкой
моторики,
а
это
напрямую
связано
с
речевыми
рецепторами
головного мозга ребенка, далее развивается смекалка, сообразительность, первоначальные знания
геометрических фигур и арифметического счета.
Дидактическая игра Чей предмет? Тут игра по лексическим темам обувь, одежда, посуда В
этой игре у детей совершенствуется слуховое восприятие, расширяется и активизируется словарный
запас, дети закрепляют умение
согласовывать существительные и прилагательные( дедушкины
сапоги, мамины туфли) и.т.д в роде,числе и падеже, развивают умение словесно –логического
мышления.
Дидактическая игра « Кто больше?
Цель : совершенствовать умение синтезировать слова из слогов.
Материал : набор карточек со слогами на бумаге одного цвета.
Ход игры: из общего количества слогов дети выкладывают как можно больше вариантов слов.
Всеми любимая игра «Четвертый лишний» эту игру можно приспособить по многим
предметам, так как эта игра хорошо развивает у детей процессы анализа и синтеза, внимания памяти,
устанавливать причинно-следственные и логические связи, развивает монологическую и
диалогическую речь.
Игры с кубиками Каждый раз по очереди бросая кубики дети называют цвет стороны кубика и
наружное покрытие кубика. В этой игре у детей совершенствуется осязательное восприятие,
уточняется, закрепляется знание о цвете и форме.
В игре «Эмоции» формируются умения распознавания эмоциональных состояний, совершенствуется
зрительное восприятие, связная речь
Настольная игра «Путешествие по Якутии
Цель игры расширить и закрепить знания о своей республике, названиях улусов, городов, значимых
мест. Развитие памяти, грамматического строя речи коммуникативных навыков, воспитание
патриотических чувств.
Дидактическая игра – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности
детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает
к
самостоятельности
в
работе,
соблюдению
норм
речевого
этикета,
активизирует
творческую
деятельность.
Я использую дидактические игры для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и
уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний,
развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых,
так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в
ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых
условиях.
Они
проявляются
в
словах
и
действиях
играющих. Систематическое
использование
дидактических
игр
в
разных
видах
обучения,
различного
по
характеру
материала,
является
эффективным средством активизации учебной и воспитательной деятельности школьников.
Таким образом, использование дидактических игр в работе, способствуют развитию речевой
активности детей, и повышению результативности коррекционной работы.