Напоминание

"Использование дидактических игр и упражнений для развития речи у детей с ТНР"


Автор: Атласова Александра Александровна
Должность: учитель начальных классов - логопед
Учебное заведение: ГКОУ РС(Я) РСКШИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР
Населённый пункт: г.Якутск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование дидактических игр и упражнений для развития речи у детей с ТНР"
Раздел: начальное образование





Назад





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ГКОУ РС (Я) «РЕСПУБЛИКАНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА ИНТЕРНАТ ДЛЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР»
677007 , г. Якутск, Покровский тракт, 10 км, Речевая школа. Тел.: 331914
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТНР»
Учитель начальных классов - логопед ГКОУ РС (Я) РСКШИ для обучающихся с ТНР Атласова Александра Александровна 2017г.

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТНР»
«Игра - это фантастический мир, освобожденный от деспотизма и подавления взрослых, мир открытия вытесненных желаний, мир реализации нереализуемого». А.С. Спиваковская Ведущая деятельность детей - игровая. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки. Развитие речи этих детей имеет некоторые особенности:  Нарушения звукопроизношения  Нарушения слоговой структуры слова  Несформированность лексико-грамматических категорий  Низкий уровень развития связной речи  Пассивный словарный запас  Нарушение зрительно-пространственного гнозиса и праксиса Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания и развития личности ребенка . Исходя из особенностей развития речи я ставила перед собой
следующие задачи:
 Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия  Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики при устранении недостаточности развития речевой моторики, освоение артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного аппарата  закрепление и автоматизация произношения поставленных звуков  Закрепление, уточнение и активизация лексического материала на занятиях по развитию речи, других занятиях, в режимных моментах  Закрепление сформированных грамматических категорий  Формирование диалогической и монологической форм связной речи  Закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза  Подготовка детей к письму, формирование графических навыков  Развитие памяти, внимания, мышления Как мы все знаем игра приносит детям радость и удовольствие. Играя непроизвольно у детей развиваются такие функции как Внимание, память, мышление, воображение и конечно же развивается вместе с этим и речь ребенка. Так же игровая деятельностьпобуждает детей к общению друг с другом; - способствует закреплению навыков пользования инициативной речью; - способствует совершенствованию разговорной речи; - способствует обогащению словаря; - оказывает влияние на формирование грамматического строя языка. у детей развиваются коммуникативные, познавательные УУД
Одной из игровых деятельностей для развития мышления ,памяти и речи это дидактические игры.
Классификация дидактических игр:
- обучающие игры -контролирующие игры -обобщающие игры
Дидактические игры также разделяются по таким типам:
-игры по сенсорному воспитанию, -словесные игры, -игры по ознакомлению с природой, -по формированию математических представлений и др.
А по видам
это: игры с дидактическими игрушками, настольно-печатные игры, словесные игры, Псевдо- сюжетные игры.
По виду деятельности игры бывают:
 Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом.  Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.  Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.  Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости.  Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Дидактическая игра направлена на развитие восприятия, творческих способностей, внимания, памяти, мышления и речи . В речи формирует диалогическую монологическую формы связной речи у детей. Закрепление и автоматизация произношения звуков, слов, предложений. Так же расширение и уточнение словаря, совершенствования грамматического строя речи. Я считаю, что необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов в работе через игру очевидна. Работа по развитию речи нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. В своей работе я использую следующие виды дидактических игр по разным направлениям:
Дидактическая игра "Рассели жильцов
" (по обучению грамоте) Цель: развивать у детей осознанное восприятие твердых и мягких согласных звуков, научить детей различать понятия "звук и буква", научить детей правильно употреблять термины "твердый согласный звук", "мягкий согласный звук". Ход игры: детям раздают по несколько карточек. Взрослый устанавливает очередность. Ребенок называет свою картинку, выделяет первый звук в слове, дает ему характеристику, показывает букву, которой на письме обозначается этот звук, и кладет карточку на домик, соответствующий мягкому звуку (зеленый домик) или твердому звуку (синий домик). Если кто-то допустил
ошибку, то карточка остается у него. Выигрывает тот, кто первым правильно разложит свои картинки. На уроках развития речи , грамоты ,русского языка ,логопедии применяем такие
дидактические игры с буквами:
- Найди все слова в цепочке - Найди спрятанные слова Расставь буквы правильно и другие игровые упражнения Детям очень нравится
отгадывать

ребусы,
так как ребусы развивают мышление, являются отличной зарядкой для ума эффективной тренировкой внимания, В процессе поиска правильного ответа в игровой форме они учатся рассуждать и делать необходимые выводы что очень благоприятно влияет на развитие речи ребенка.
Составь слово из первых букв
Эта дидактическая игра развивает слуховое внимание, слухо- речевую память, фонематический слух, в процессе игры закрепляют звуковой анализ, зрительный образ буквы
« Телеграмма »
В этой игре ребёнок должен расшифровать «телеграмму», соотнося содержание «телеграммы» с картинками. Картинки и карточки-«телеграммы» по лексико- грамматической теме например: «Домашние животные» Соотнеся картинки и слоги он должен догадаться по количеству слогов название определенного животного.
Дидактическая игра сказка заблудилась
Цель этой игры во первых усвоение содержания сказки, совершенствование восприятия иллюстраций к сказкам, формировать умение целостно воспринимать сюжетную картинку, анализировать ее содержание. Активизировать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи. Развивать вербальную и зрительную память.
Игра Сказочная викторина
Цель этой игры умение анализировать содержание выбранной сказки, соотносить содержание сказки и изображение на картинках. Совершенствовать грамматический строй речи, развивать связную речь
Живые картинки.
Эта игра учит пересказывать сказки с опорой на иллюстрацию и с помощью мини театра игрушек. Тут дети учатся устанавливать причинно -следственные связи, идет активная активизация словарного запаса, совершенствуется грамматический строй речи. На уроках математики в 0-1 классах очень актуальны игры со счетными палочками т.к они способствуют развитию мелкой моторики, а это напрямую связано с речевыми рецепторами головного мозга ребенка, далее развивается смекалка, сообразительность, первоначальные знания геометрических фигур и арифметического счета.
Дидактическая игра Чей предмет? Тут игра по лексическим темам обувь, одежда, посуда
В этой игре у детей совершенствуется слуховое восприятие, расширяется и активизируется словарный запас, дети закрепляют умение согласовывать существительные и прилагательные( дедушкины сапоги, мамины туфли) и.т.д в роде,числе и падеже, развивают умение словесно –логического мышления.
Дидактическая игра « Кто больше?


Цель
: совершенствовать умение синтезировать слова из слогов.
Материал
: набор карточек со слогами на бумаге одного цвета.
Ход игры:
из общего количества слогов дети выкладывают как можно больше вариантов слов. Всеми любимая игра
«Четвертый лишний»
эту игру можно приспособить по многим предметам, так как эта игра хорошо развивает у детей процессы анализа и синтеза, внимания памяти, устанавливать причинно-следственные и логические связи, развивает монологическую и диалогическую речь.
Игры с кубиками
Каждый раз по очереди бросая кубики дети называют цвет стороны кубика и наружное покрытие кубика. В этой игре у детей совершенствуется осязательное восприятие, уточняется, закрепляется знание о цвете и форме.
В игре «Эмоции»
формируются умения распознавания эмоциональных состояний, совершенствуется зрительное восприятие, связная речь
Настольная игра «Путешествие по Якутии

Цель игры
расширить и закрепить знания о своей республике, названиях улусов, городов, значимых мест. Развитие памяти, грамматического строя речи коммуникативных навыков, воспитание патриотических чувств. Дидактическая игра – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе, соблюдению норм речевого этикета, активизирует творческую деятельность. Я использую дидактические игры для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Систематическое использование дидактических игр в разных видах обучения, различного по характеру материала, является эффективным средством активизации учебной и воспитательной деятельности школьников. Таким образом, использование дидактических игр в работе, способствуют развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы.


В раздел образования