Напоминание

"Организация исследовательской деятельности на уроках технологии"


Автор: Трушникова Лидия Григорьевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ Ленинская СОШ
Населённый пункт: поселок Ленино Пермский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Организация исследовательской деятельности на уроках технологии"
Раздел: среднее образование





Назад




Организация исследовательской деятельности на уроках технологии В основе Стандартов второго поколения – системно - деятельностный подход, применение которого направлено на формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. Учебно-исследовательская деятельность – форма организации учебной работы, которая связана с решением учениками творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Цель работы: создание исследовательской среды, способствующей формированию УУД. Задачи: 1. Разработать задания для проведения мини-исследований на уроках технологии. 2. Применить разработанные материалы в практике. 3. Разработать мониторинг уровня сформированных исследовательских умений, применить в педагогической практике и определить эффективность применения методических материалов. Планируемые результаты: 1. Освоение технологии проведения учебного исследования. 2. Повышение уровня формируемых исследовательских умений учащихся. Одно из актуальных направлений в работе – обучить учащихся проводить исследования, которые направлены на формирование исследовательских умений: - видеть проблемы; - задавать вопросы; - выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям; - проводить наблюдения, эксперименты; - делать выводы; - классифицировать и структурировать материал; - доказывать и защищать свои идеи. Учебно - исследовательскую работу со своими ученицами веду несколько лет. Изучаемые направления исследований можно распределить на историческое, информационно-терминологическое, экологическое, экономиче ское, технологическое. Направление исследования Составляющая исследования Историческое Историческая справка Информационно- терминологическое Определение названия изделия Технологическое Рациональность, эффективность спо соба действий, соответствие выбранному способу Экологическое Целесообразность использования применяемой ткани, сохранение здоровья Экономическое Определение экономической целесообразности изготовления изделия Главным результатом исследовательской деятельности является творческий продукт. Организуя такую деятельность учащихся, разделяю весь процесс на шесть этапов. Содержание этапов и формируемые учебные универсальные действия (УУД) представлены в таблице 1. Таблица 1 № Этапы учебно- исследовательск Содержание этапа Ф о р м и р у е м ы е у ч е б н ы е универсальные действия
ой работы 1 Самоопределен и е к деятельности Возникновение замысла. Определение цели работы Личностные: установление с в я з и м е ж д у ц е л ь ю деятельности и ее мотивами; а н а л и з ж е л а н и й и возможностей; Коммуникативные: установление контактов с единомышленниками; определение у ч а с т н и ко в исследования 2 Выбор объекта исследования и планирование деятельности Всесторонний анализ проблемы. Определение темы исследовательской работы Л и ч н о с т н ы е : в ы б о р ценностных ориентиров; Регулятивные: установление то го , ч то и з в е с т н о и л и неизвестно; Коммуникативные: планирование, поиск ресурсов 3 Постановка проблемы (выдвижение гипотезы) Формулирование, самостоятельное создание способов решения Познавательные: общеучебные – выделение и формулировка познавательной цели; логические – выдвижение г и п о т е з и о б о с н о в а н и е предположений; Регулятивные: целеполагание, прогнозирование результата 4 Актуализация практической, теоретической значимости Обзор литературы п о в ы д в и н у т о й проблеме, выделение Личностные: определение социальной значимости и ближайшей зоны применения результатов исследования;
предполагаемых результатов существенного. Регулятивные: первичная рефлексия (что сделано) 5 Анализ источников по проблеме Подбор методик исследования и практическое овладение ими Познавательные: общеучебные – поиск и в ы д е л е н и е н е о бход и м о й информации; Предметные: в ы п о л н е н и е и з д е л и я в соответствии с правилами и технологиями 6 Представление результатов О ф о р м л е н и е и представление работы Познавательные: общеучебные- обоснование аргументации, формулирование выводов; решение проблемы на основе доказательств; Личностные: самореализация; подтверждение готовности к п р и м е н е н и ю н о в ы х компетенций Приведу пример мини – исследования Плешивых Олеси, ученицы 11 класса Актуальность исследования определена потребностью практики.
Тема: выбор способа выполнения буф для изготовления платья. Объект: имеющиеся дома материалы, схемы различных способов выполнения буф. Предмет: подбор подходящей ткани для изготовления платья с использованием вышивки ручные буфы. Цель: определение материалов и способа выполнения буф, подходящих для изготовления платья. Задачи: 1. Выполнить на материале некоторые виды буф; 2. Выбрать подходящую ткань для выполнения буф и изготовления платья; 3.Установить расход материалов при изготовлении различных буф. Метод: анализ. Решая поставленные задачи, изготовила по схеме несколько образцов. Для выполнения образцов взяла ткань разную по фактуре: креп – сатин и синтетический трикотаж. Таблица № 2
№ образца Техника вышивки буф Ткань Расход материалов на изготовлени е № прило жения 1 Креп-сатин Увеличивает ся в 2,5 раза 1 2 Синтетическ ий трикотаж Увеличивает ся в 2раза 2 3 Креп-сатин Увеличивает ся в 3 раза 3 4 Синтетическ ий трикотаж Увеличивает ся в 2,5 раза 4 5 Креп-сатин Увеличивает ся в 2,5 раза 5 6 Синтетическ ий трикотаж Увеличивает ся в 2раза 6 Вывод: проанализировав выполненные образцы и произведя расчет расхода материала, меня привлекла техника «косички». Наибольший эффект достигается на синтетическом трикотаже, обладающим большой способностью к растяжению, поэтому для своего наряда я выбираю его.
Использование на уроках технологии заданий исследовательского характера, включающих работу по выявлению актуальной проблемы, объектной области исследования, целеполаганию, выдвижению гипотезы, поиску и переработке информации, формулированию выводов, способствует формированию исследовательской культуры учащихся. В результате приобщения школьников к исследовательской работе реализуются познавательные потребности учащихся, потребности в общении,
личные пристрастия к разным видам деятельности, повышается учебная мотивация. В ходе поисковой работы приобретаются навыки самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе. Организация исследовательской работы способствует формированию универсальных учебных действий. Список литературы 1.Федеральный государственный стандарт основного общего образования / М- во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. 2. А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.; под ред. А.Г.Асмолова. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя М.: Просвещение, 2010. 3. Гараев Е.Т., Ганицева А.А Исследовательская работа: подготовка, содержание, защита: рекомендации. Составители:. – Пермь, 2007.


В раздел образования