Автор: Иванова Светлана Ивановна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Оросунская СОШ"
Населённый пункт: с. Оросу, Верхневилюйский район, РС(Я)
Наименование материала: план урока
Тема: "Основы генетики" 10 класс
Раздел: полное образование
Урок в 10 классе
Тема: Основы генетики
Учитель Иванова С.И.
(Обобщающий урок)
10 класс
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Основы генетики».
Образовательные задачи: повторить основные понятия темы, проверить умения решать
генетические задачи, отвечать на вопросы, делать выводы.
Воспитательные задачи: формировать основные мировоззренческие идеи: материальность
мира, причинно-следственные связи явлений, познаваемость мира; формировать умения
работать в коллективе, развивать чувства товарищества, доброжелательность и требовательность
к себе и своим товарищам.
Развивающие задачи: развивать познавательный интерес и эмоции школьников, умения
выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: презентация, печатные тестовые задания, условия задач, карточки для
самостоятельных работ.
Ход урока
1. Организационный момент.
Ребята, мы с вами закончили изучение темы «Основы генетики». И сейчас наша с вами задача
всё это вспомнить и повторить.
2. Фронтальный опрос учащихся.
Учитель предлагает выполнить учащимся первое задание ( Приложение №1)
Из предложенных вам терминов выберите те которые относятся к науке генетика и дайте
им определения.
Генотип, Гетерозигота, Наследственность, Фенотип, Доминантный признак, Гомозигота
, Репликация, Транскрипция, Гликолиз, Фотолиз.
Генотип – совокупность генов организма,
Гетерозигота – особь, которая дает гаметы разных сортов.
Наследственность- способность организма передавать свои признаки и свойства.
Фенотип- совокупность внешних и внутренних свойств организма.
Доминантный признак- признак, проявляющийся всегда.
Гомозигота- особь дающая гаметы одного сорта.
Основные термины мы с вами повторили,а сейчас вспомним законы генетики.
Какие законы генетики мы с вами используем при решении генетических задач?
( Учащиеся отвечают на вопрос)
Учитель предлагает выполнить задание учащимся задание №2
В учебник по генетики попала влага, и некоторые строчки закона стали читаться иначе.
Найдите ошибки в генетических законах и исправьте их.
1.
Первый закон Г. Менделя:
При скрещивании двух гетерозиготных ( гомозиготных) организмов все гибриды
первого поколения оказываются единообразны по генотипу и различны по фенотипу, и
несут в генотипе признаки обоих родителей.
2.
Второй закон Г. Менделя:
При скрещивании двух гомозиготных ( гетерозиготных) особей в потомстве происходит
расщепление по этому признаку в соответствии 3:1 по фенотипу.
3.
Закон Т. Моргана:
Явление совместного наследования генов, локализованных в разных (одной) хромосоме,
называется сцепленным наследованием.
Наука генетика не совсем теоретическая наука, она имеет важное практическое значение. Для
чего нам необходима эта наука? ( Ответы учащихся)
3 Сообщение темы цели и задач урока….
4.
Основная часть урока:
Сегодня мы с вами попытаемся выяснить причины наследственной болезни в семье Романовых .
Гемофилия.
Ученики решают задачу.
Рецессивный ген гемофилии (несвёртываемость крови) наследуется по Х-хромосоме.
Принцесса Александра Федоровна, отец которой был здоров, а мать являлась носителем гена
гемофилии, заключает брак с Николаем !! Александровичем Романовым, здоровым по данному
признаку. Определите генотипы императрицы Александры Федоровны и императора Николая !!,
определите возможные генотипы их детей . Выявите вероятность рождения детей с аномалией и
детей являющихся носителями гена гемофилии. Запишите схему скрещивания.
Многие из вас увлечены фантастическими фильмами. Их невероятными приключениями. Но в
мире фентези тоже действуют законы генетики. И наследование многих признаков у героев мы
тоже можем определить.
Ученики решают задачи.
1. «Сказка про драконов».
У исследователя было 4 дракона: огнедышащая и неогнедышащая самки, огнедышащий и
неогнедышащий самцы. Для определения способности к огнедышанию у этих драконов им были
проведены всевозможные скрещивания:
1. Огнедышащие родители - всё потомство огнедышащее.
2. Неогнедышащие родители - всё потомство неогнедышащее.
3. Огнедышащий самец и неогнедышащая самка - в потомстве примерно поровну огнедышащих
и неогнедышащих дра-кончиков.
Считая,
что
признак
определяется
аутосомным
геном,
установите
доминантный
аллель
и
запишите генотипы родителей.
2. «Властелин колец».
У хоббита, Фродо Бэггинса, наследование истиной гипертрофированной стопы не сцеплено с
полом
(
А-
норма,
а-
гипертрофия
стопы),
а
гипертрихоз
–
сцеплено
с
У
хромосомой.
Определите генотипы родителей Фродо, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от
брака
Фродо
Бэггинса
с
дигомозиготной
нормальной
по
обеим
аллелям
женщины
расы
-
Хоббиты. Запишите схему скрещивания. Какие законы наследственности проявляются в данных
скрещиваниях?
3. « История Осла»
Ген длинных ушей является доминантным по отношению к гену нормальной длинны ушной
раковины.
Ген
отсутствия драконьих крыльев доминантен по отношению к гену наличия
драконьих крыльев, оба признака наследуются как аутосомные. В результате брака между
Ослом, имеющим длинные уши и без драконьих крыльев с Драконихой с нормальными ушами
имеющей крылья, родилось потомство:
8 - нормальные уши с крыльями,
7 – длинные уши без крыльев,
3- нормальные уши без крыльев,
2 - длинные уши с крыльями.
Определите
генотипы
Осла,
Драконихи
и
потомства.
Как
можно
объяснить
появление
4х
фенотипических
групп.
Запишите
схему
скрещивания.
Какие
законы
наследственности
проявляются в данных скрещиваниях?
5. Самостоятельная работа учащихся.
На карточках даны задания самостоятельной работы.
Вариант № 1
1. Основные закономерности наследственности и изменчивости были впервые
установлены:
а) Морганом; б) Менделем; в) Мичуриным.
2. Ген – это часть молекулы:
а) белка; б) ДНК; в) АТФ
3. Количество альтернативных признаков при моногибридным скрещивании:
а)1; б) 2; в) 3.
4. Количество возможных генотипов при скрещивании типа Аа
*
Аа:
а) 2; б) 3; в) 4.
5. К анализирующему скрещиванию относятся скрещивание типа:
а) Аа
*
Аа; б) Аа
*
аа; в) АА
*
Аа.
6. Группа крови и резус-фактор – аутосомные несцепленные признаки. Группа крови
контролируется тремя аллелями одного гена – i
0
, I
A
, I
B
. Аллели I
A
и I
B
доминантны по
отношению к аллелю i
0
. Первую группу (0) определяют рецессивные гены i
0
, вторую группу
(А) определяет доминантный аллель I
A
, третью группу (В) определяет доминантный аллель
I
B
, а четвертую (АВ) – два доминантных аллеля I
A
I
B
. Положительный резус-фактор R
доминирует над отрицательным r. У отца третья группа крови и положительный резус
(дигетерозигота), у матери вторая группа и положительный резус (дигомозигота).
Определите генотипы родителей. Какую группу крови и резус-фактор могут иметь дети в
этой семье, каковы их возможные генотипы и соотношение фенотипов? Состаьте схему
решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
Вариант 2
1. Кроссинговером называют:
а) сближение гомологичных хромосом;
б) тип хромосомной перестройки;
в) обмен участками гомологичных хромосом.
2. Женская гетерогаметность имеет место у:
а) дрозофилы; б) человека; в) птицы.
3. Количество фенотипов при скрещивании Аа
*
Аа в случае полного доминирования:
а) 1; б) 2; в) 3.
4. Количество возможных вариантов гамет у особи с генотипом ААВв:
а) 4; б) 3; в) 2.
5. Дигетерозигота имеет генотип:
а) АаВВ; б) ААВв; в) АаВв.
6. Цвет глаз и группа крови – аутосомные несцепленные гены. Карий цвет глаз доминирует над
голубым. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена – i
0
, I
A
, I
B
. Аллели I
A
и
I
B
доминантны по отношению к аллелю i
0
. Первую группу (0) определяют рецессивные гены
i
0
, вторую группу (А) определяет доминантный аллель I
A
, третью группу (В) определяет
доминантный аллель I
B
, а четвертую (АВ) – два доминантных аллеля I
A
I
B
. В семье, где мать
имеет карие глаза и третью группу крови, а отец голубые глаза и вторую группу крови,
родились два ребенка: кареглазый, у которого четвертая группа крови, и голубоглазый, у
которого первая группа крови. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы
родителей и детей. Какие законы наследственности проявляются в данном случае.
6
Подведение итога изучения темы Д/3
Составить задачу по генетике