Напоминание

"Влияние цвета на человека"


Автор: Бушмакина Елена Степановна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 29
Населённый пункт: Магадан
Наименование материала: презентация
Тема: "Влияние цвета на человека"
Раздел: полное образование





Назад




«

Влияние цвета на человека»

исследовательская работа

Подготовила:

Кравченко Дарина

Ученица 10 класса «А»

МАОУ СОШ №21

Руководитель:

Бушмакина Елена Степановна

Содержание

1.Введение

Влияние цвета на человека

Графика восприятия цвета

Ассоциация цвета и музыки

Изучение цвета

Эмоции и цвет

2. Исследования

Анкетирования

Эксперимент с чаем

Эксперимент с музыкой

3. Результаты исследования

4. Заключение

Цвет-это…

Цвет-это мощная энергия, которая постоянно воздействует на человеческий

организм. С рождения каждый знает, как улучшается настроение, стоит

солнцу выйти из-за туч в пасмурный день. Все живое возникло и растет под

солнцем. Цвету издавна присвоено особое значение, оказывающее

благотворное или отрицательное действие на человека. Одни цвета

приятны для глаз, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил,

бодрят; другие-раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции.

Каждый цвет воздействует на человека по-разному, носит избирательный

характер. Актуальность исследовательской работы состоит в том, что знание

значения цвета в жизни каждого человека необходимо, так как он

оказывает воздействие на настроение, на чувства, мысли и, в целом, на

здоровье человека. Я люблю зелёный цвет и мне стало интересно, что этот

цвет говорит обо мне, я захотела узнать любимые цвета моих

одноклассников, так возникла идея провести мою исследовательскую

работу.

Проблема

: может ли цвет влиять на настроение человека?

Цель исследования

: изучить сферу цветовой гаммы, на эмоциональное

состояние человека.

Задачи

:

изучить имеющуюся литературу по данной теме;

выявить, цветовое предпочтение учеников класса коррекции и 8 «а» класса;

разработать буклет о влияние цвета на человека

Объект исследования

: учащиеся среднего звена 21 школы

Методы исследования

: изучение литературы, сбор информации через

интернет, анкетирование, беседы с учащимися, проведение разноцветной недели.

Гипотеза

: цвет может оказывать влияние на настроение человека.

Изучение цвета. Открытие цвета.

Цвет-это свет. К такому заключению пришел английский физик и математик Исаак Ньютон

во время проведения опытов по исследованию цветового спектра. Он, находясь у себя

дома в темной комнате, приоткрыл окно и пустил маленькую полоску света. Поместив

стеклянную призму по ходу лучика света, он обнаружил, что свет преломляется и

разбивается на шесть цветов спектра, которые становились видимыми, когда попадали

на прилегающую стену.

Несколько лет спустя другой английский физик-Томас Юнг провел обратный эксперимент

и установил, что шесть цветов спектра можно свести к трем основным: зеленому,

красному и синему. Затем он взял три лампы и спроецировал лучи света через фильтры

этих трех цветов: зеленый, красный и синий лучи соединились в один белый луч. Юнг

воссоздал свет. Он также классифицировал цвета спектра как первичные и вторичные.

Наверняка, каждый из нас хотя бы раз видел радугу и помнит знаменитую фразу: Каждый

Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан?

С её помощью мы можем с легкостью назвать цвета радуги по порядку: красный,

оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Все цвета можно разделить на три группы:

холодные

нейтральные

теплые

К холодным цветам относятся оттенки фиолетового, синего и голубого. Нейтральные цвета-это оттенки зеленого, а

теплые-это оттенки желтого, оранжевого и красного.

Эмоции и цвет

В «Учении о цвете» И.В. Гете писал: «цвет - продукт света, вызывающий эмоции». Когда мы говорим: «почернел от горя;

покраснел от гнева, позеленел от злости, посерел от страха», то не воспринимаем эти выражения буквально, а

интуитивно связываем эмоциональные переживания человека, со способным выразить их цветом. Первым фактом, с

которым сталкивается каждый исследователь отношения эмоции - цвет, является то, что оно не носит случайного

произвольного характера, эмоции и цвет «сцеплены» между собой на очень глубокой основе. Цвета не являются знаками

эмоций, способными ассоциативно вызывать или выражать то или иное чувство, они предстают перед человеком сами,

как эмоции, точнее, как объективно воплощенные эмоции. Следуя задаче, нарисовать нечто «красивое», «приятное»,

«хорошее» дети 3-4-х лет, как это показано в работе В.С. Мухиной (1981), чаще всего используют светлые, яркие краски-

желтую, красную, оранжевую, голубую, изумрудно-зеленую. Как указывает В.С. Мухина: «цветовое решение красивого у

детей всех стран сходно: цвета в большинстве случаев теплые и уж обязательно чистые, локальные». Проведенный

сравнительный анализ использования «неподражательных» цветов детьми разных стран показал удивительное

постоянство в выборе цвета для изображения красивого и некрасивого. Дети, знакомясь с рисунками своих сверстников

из других стран, безошибочно по колориту рисунка определяли, где изображено «красивое», а где «некрасивое».

Исследования

1

. Анкетирование.

Для своих экспериментов я пригласила учеников класса коррекции, и учащихся 8 «а»-класса.

Среди них путем анкетирования проводился социологический опрос:

С каким цветом ты себя ассоциируешь?

С каким цветом ты ассоциируешь своего друга?

В анкетировании приняли участие 40 учащихся. Ученики в своих цветовых предпочтениях

разделились на две половины, девочки ассоциируют себя с теплыми оттенками цветов. При

ассоциации цвета друга они выбирали так же теплые цвета. Мальчики ассоциировали себя с

холодным цветом, больше ответов получил синий цвет.

Вывод: после проведения исследования и изучения полученных результатов, выявилось, что

ученики, которые ассоциируют себя с теплыми оттенками цветов, при выборе цвета друга

отдавали предпочтение так же теплым цветам. Аналогичная ситуация с холодными цветами. Из

чего следует вывод, что энергичные, активные, быстро принимающие решения дети, склонны к

общению с такими же детьми. А более спокойные, уравновешенные, вдумчивые, но склонные к

сомнению дети поступают аналогично при выборе друга. Ученики, ассоциирующие себя с

определенным цветом, дружат с детьми, выбирающими такой же цвет или цвет, сочетающийся

с ним.

2. Эксперимент: « с чашками чая»

Ученикам было предложено попробовать чай из четырех чашек,

стоящих возле кружков: коричневого, голубого, красного и

жёлтого цвета. При этом в каждой кружке был налит

одинаковый чай.

В итоге: 75% опрошенных сказали, что чай стоящий близ

коричневого кружка был крепок, 85% отметили, что чай около

красного цвета был самым ароматным, почти все отметили чай,

стоящий около голубого цвета мягкий, а возле желтого – слабый.

Вывод: правильно подобранные цвета и оттенки пищи, наряду с

обстановкой и освещением повышают человеку аппетит, в том

числе и улучшают процессы пищеварения.

3. Эксперимент «

Прослушивание

музыки

с

последующей ассоциацией

цветового спектра»

С учащимися мы прослушали классическую музыку и

соотнесли каждую композицию с определённым цветом.

Моцарт: «Музыка ангелов» были отданы зелёный и

розовый цвета. Бетховен: «Последний вальс»

ассоциировался у всех с красным цветом. Бах: «Ария и

сюиты» был присвоен голубой и синий цвет.

Вывод: я пришла к выводу, что спокойная приятная

музыка ассоциируется с яркими и тёплыми тонами, а

беспокойная с холодными и тёмными тонами.

Заключение

Цвет существенно влияет на состояние человека. Цвета обращаются к чувствам, а не к

логике человека, а именно: вызывают разную реакцию: подчеркивают качество,

настроение, чувство; создают теплую или холодную среду; отражают времена года; имеют

физиологические последствия, как положительные или отрицательные оптические

раздражители; прикасаются к ощущениям: удовлетворение, приятный внешний вид. Также

одним из моментов изучения этой темы является то, что цвет способен закономерно

выражать эмоциональное (личностно-смысловое) отношение человека к чему-то

значимому и самому себе. В цвете происходит визуализация эмоционального отношения.

Свойство цвета преобразовывать наше душевное состояние и сигнализировать об этом

изменении имеет оборотную сторону. Если мы обозначаем кого-то (или себя) с помощью

цвета, мы сообщаем этим, какое душевное состояние вызывает у нас этот объект.

Цвет-мощное средство воздействия на психику человека. И сила цвета во многом

заключается в том, что он способен «обойти» защитные механизмы нашего сознания и

действовать на бессознательном уровне. Поэтому в этом своем качестве он становится

очень привлекательным средством для психологических манипуляций. Соответственно

современный человек должен знать и понимать, как цвет воздействует на его организм и

психику, чтобы лучше ориентироваться в окружающем мире.



В раздел образования