Автор: Смирнова Светлана Артуровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Хабарская СОШ №2"
Населённый пункт: с.Хабары, Алтайский край
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Окружающий мир"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хабарская средняя общеобразовательная школа №2»
РАССМОТРЕНО:
МО учителей начальных
классов
Протокол № ____
от «____»___________2017 г.
СОГЛАСОВАНО:
Зам.директора по УВР
____________ О.М.Квачко
Протокол №__ заседания
методического совета от
«____»_____________2017 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
МБОУ «Хабарская СОШ №2»
___________С.Н.Петрова
Приказ № ______
от «____»___________2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования
по учебному предмету «Окружающий мир» 1- 4 класс
(базовый уровень)
на 2017-2018 учебный год
Рабочая программа составлена на основе
«Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа
России». 1-4 классы. – М.: «Просвещение», 2014г.
Учитель: Смирнова С.А.
Хабары
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая
рабочая
программа
разработана
на
основе авторской
программы
А.А
Плешакова
«Окружающий
мир.
Рабочие
программы.
Предметная
линия
учебников
системы «Школа России». 1-4 классы. – М.: «Просвещение», 2014г.)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Освоение учебного курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в
достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) в формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою
Родину,
российский
народ
и
историю
России,
осознание
своей
этнической
и
национальной
принадлежности;
формирование
ценностей
многонационального
российского
общества;
становление
гуманистических
и
демократических
ценностных
ориентаций;
2)
в
формирование
целостного,
социально
ориентированного
взгляда
на
мир
в
его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3
) в формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
4)
в
овладение
начальными
навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся
и
развивающемся мире;
5) в принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) в развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе
в
информационной
деятельности,
на
основе
представлений
о
нравственных
нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) в формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8)
в
развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) в развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) в формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Освоение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении
метапредметных результатов начального образования, таких, как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6)
использование
знаково-символических
средств
представления
информации
для
создания
моделей
изучаемых
объектов
и
процессов,
схем
решения
учебных
и
практических задач
;
7)
активное
использование
речевых
средств
и
средств
информационных
и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных
задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном
информационном
пространстве
сети
Интернет),
сбора,
обработки,
анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными
и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9)
овладение
логическими
действиями
сравнения,
анализа,
синтеза,
обобщения,
классификации
по
родовидовым
признакам,
установления
аналогий
и
причинно-
следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10)
готовность
слушать
собеседника
и
вести
диалог,
признавать
возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение
и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11)
определение
общей
цели
и
путей
её
достижения;
умение
договариваться
о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль
в
совместной
деятельности,
адекватно
оценивать
собственное
поведение
и
поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14)
умение
работать
в
материальной
и
информационной
среде
начального
общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Окружающий мир».
При освоении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные
результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3)
осознание
целостности
окружающего
мира,
освоение
основ
экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей,
норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных
архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5)
развитие
навыков
устанавливать
и
выявлять
причинно-
следственные
связи
в
окружающем мире.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
Окружающий мир, его многообразие. Способы и средства познания окружающего мира.
Признаки
предметов
(цвет,
форма,
сравнительные
размеры
и
др.).
Представление
о
времени и его течении. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели,
времён года, месяцев. Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком.
Природные
объекты
и
предметы,
созданные
человеком.
Неживая
и
живая
природа.
Явления природы. Примеры природных явлений: смена времён года, снегопад, листопад,
перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Разнообразие
звуков в окружающем мире; причина возникновения и способ распространения звуков.
Радуга — украшение окружающего мира, цвета радуги, причины возникновения радуги.
Связи в окружающем мире: между неживой и живой природой, между растениями и
животными, между человеком и природой. Изображение связей с помощью моделей.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие
веществ
в
окружающем
мире.
Примеры
веществ:
соль,
сахар,
вода,
природный
газ.
Твёрдые
тела,
жидкости,
газы.
Простейшие
практические
работы
с
веществами,
жидкостями, газами. Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник
света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме
и размерах Земли. Луна — спутник Земли. Освоение человеком космоса; достижения
нашей страны в космических исследованиях. Глобус как модель Земли. Географическая
карта
и
план.
Материки
и
океаны,
их
названия,
расположение
на
глобусе
и
карте.
Холодные и жаркие районы Земли, особенности их природы. Важнейшие природные
объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Смена дня и ночи
на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности
(на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён
года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Погода, её составляющие
(температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края.
Измерение температуры воздуха с помощью термометра. Предсказание погоды и его
значение в жизни людей. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги
(общее
представление,
условное
обозначение
равнин
и
гор
на
карте).
Особенности
поверхности
родного
края
(краткая
характеристика
на
основе
наблюдений).
Водные
богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком.
Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных,
человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение
для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Мир
камней, его разнообразие и красота. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые,
их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.
Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой
природы и хозяйственной жизни человека. Охрана почвы. Растения, их разнообразие.
Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Части растения (корень,
стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло,
воздух,
вода).
Особенности
дыхания
и
питания
растений.
Размножение
и
развитие
растений.
Деревья,
кустарники,
травы.
Дикорастущие
и
культурные
растения.
Роль
растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения
родного
края,
названия
и
краткая
характеристика
на
основе
наблюдений.
Грибы,
их
разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и несъедобные грибы.
Правила
сбора
грибов,
бережное
отношение
к
ним.
Животные,
их
разнообразие.
Насекомые, рыбы, птицы, звери, их различия. Земноводные, пресмыкающиеся и другие
группы животных (по выбору). Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода,
тепло, пища). Особенности питания разных животных (растительноядные, насекомоядные,
хищные,
всеядные),
цепи
питания.
Размножение
и
развитие
животных
(на
примере
насекомых,
рыб,
земноводных,
пресмыкающихся,
птиц,
зверей).
Дикие
и
домашние
животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
животным.
Животные
родного
края,
названия,
краткая
характеристика
на
основе
наблюдений. Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет,
воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Природное сообщество и
взаимосвязи
в
нём:
растения
—
пища
и
укрытие
для
животных;
животные
—
распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества.
Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Природные
зоны
России:
общее
представление,
основные
природные
зоны
(природные
условия,
растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на
природу изучаемых зон, охрана природы). Человек — часть природы. Зависимость жизни
человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе
на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения.
Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных
ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль
в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений
и
животных
Красной
книги.
Посильное
участие
в
охране
природы.
Личная
ответственность
каждого
человека
за
сохранность
природы.
Всемирное
природное
наследие.
Бережное
отношение
к
природному
наследию
человечества
—
долг
всего
общества
и
каждого
человека.
Международная
Красная
книга.
Международные
экологические
организации
(2—3
примера).
Международные
экологиче
ские
дни,
их
значение, участие детей в их проведении. Общее представление о строении тела человека.
Системы
органов
(опорно-двигательная,
пищеварительная,
дыхательная,
кровеносная,
нервная,
органы
чувств),
их
роль
в
жизнедеятельности
организма.
Гигиена
систем
органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность
каждого
человека
за
состояние
своего
здоровья
и
здоровья
окружающих
его
людей.
Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями
здоровья.
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг
с
другом
совместной
деятельностью
во
имя
общей
цели.
Духовно-нравственные
и
культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Человек — член общества,
носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура
общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества
традиций
и
религиозных
воззрений
разных
народов.
Взаимоотношения
человека
с
другими
людьми.
Культура
общения
с
представителями
разных
национальностей,
социальных
групп:
проявление
уважения,
взаимопомощи,
умения
прислушиваться
к
чужому
мнению.
Внутренний
мир
человека,
общее
представление
о
человеческих
свойствах и качествах. Семья — самое близкое окружение человека. Имена, отчества и
фамилии
членов
семьи.
Взаимоотношения
в
семье
и
взаимопомощь
членов
семьи.
Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг
каждого человека. Семейные традиции. Родословная. Составление схемы родословного
древа, истории семьи. Хозяйство семьи. Предметы домашнего обихода, их разнообразие.
Вещи как хранители семейной памяти. Бережное отношение к вещам. Путь воды от
природных
источников
до
жилища
людей,
способы
экономии
воды
в
быту.
Общее
представление
о
способах
выработки
электроэнергии
и
доставке
её
потребителям.
Бытовые электроприборы, их роль в жизни современного человека. Способы экономии
электроэнергии
в
быту.
Одежда
в
прошлом
и
теперь.
Зависимость
типа
одежды
от
погодных условий, национальных традиций и назначения (деловая, спортивная, рабочая,
домашняя и др.). Младший школьник. Правила поведения в школе, на уро ке. Обращение к
учителю.
Роль
учителя
в
духовно-нравственном
развитии
и
воспитании
личности
школьника. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Режим дня
школьника, составление режима дня. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность
дружбы,
согласия,
взаимной
помощи.
Правила
взаимоотношений
со
взрослыми,
сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к
сверстникам,
одноклассникам,
плохо
владеющим
русским
языком,
помощь
им
в
ориентации в учебной среде и окружающей обстановке. Экономика, её составные части
(промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля) и связи между
ними. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет.
Экологические
последствия
хозяйственной
деятельности
людей.
Простейшие
экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач
общества. Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в
жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность. Профессии
людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное
мастерство. Наземный, воздушный и водный транспорт. Транспорт го- рода или села.
Общественный транспорт. Правила пользования транспортом. Общее представление об
истории развития транспорта, в том числе об истории появления и усовершенствования
велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный,
гоночный, детский трёхколёсный и др.). Роль компьютера в современной жизни. Средства
связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта. Средства массовой информации:
радио,
телевидение,
пресса,
Интернет.
Избирательность
при
пользовании
средствами
массовой инфор мации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья. Наша Родина
— Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина,
Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России,
Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при
прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права
ребёнка. Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы
государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Праздник в
жизни
общества
как
средство
укрепления
общественной
солидарности
и
упрочения
духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День
защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День
защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или
стенной газеты к общественному празднику. Россия на карте, государственная граница
России. Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная
площадь,
Большой
театр
и
др.
Характеристика
отдельных
исторических
событий,
связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы.
Расположение Москвы на карте. Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности
(Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и
др.). Города Золотого кольца России (по выбору). Россия — многонациональная страна.
Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору).
Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное
отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Родной край —
частица
России.
Родной
город
(село),
регион
(область,
край,
республика):
название,
основные
достопримечательности;
музеи,
театры,
спортивные
комплексы
и
пр.
Особенности
труда
людей
родного
края,
их
профессии.
Названия
разных
народов,
проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные
сведения из истории родного края. История — наука о прошлом людей. Исторические
источники. Счёт лет в истории. Историческая карта. История Отечества. Наиболее важные
и
яркие
события
общественной
и
культурной
жизни
страны
в
разные
исторические
периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская
Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в
разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых
национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в
охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого
человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Страны и народы
мира. Общее представление о многообразии стран и народов на Земле. Знакомство с
несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные
достопримечательности. Представления об эпохах в истории человечества: первобытная
история,
история
Древнего
мира,
история
Средних
веков,
история
Нового
времени,
история Новейшего времени. Памятники истории и культуры — свидетели различных
эпох в истории человечества. Всемирное культурное наследие. Бережное отношение к
культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНИ
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Личная ответственность каждого человека
за сохранение и укрепление своего здоровья. Режим дня школьника, чередование труда и
отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе
как условие сохранения и укрепления здоровья. Номера телефонов экстренной помощи.
Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, основные дорожные
знаки. Правила безопасности при использовании транспортных средств, в том числе при
езде
на
велосипеде.
Правила
противопожарной
безопасности,
основные
правила
обращения с газом, электричеством и электроприборами, водой. Правила безопасности
при использовании компьютера, мобильного телефона. Опасные места в квартире, доме и
его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила
безопасности при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного поведения в
природе, в том числе в лесу, на воде. Правила безопасности при обращении с кошкой и
собакой. Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и
использование. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный
долг каждого человека.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в
неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс — 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4
классы — по 68 ч (34 учебные недели).
УМК по «Окружающему миру», 1 класс
Учебник
Авторская
программа
Учебно-методические
материалы
Оценочные материалы
Плешаков
А.
А.
Окружающий
мир.
Учебник.
1
к л а с с .
В
2
частях.
М.:
«Просвещени
е», 2012
А.А.Плешаков.
Окружающий
мир. Рабочие
программы.
Предметная
линия учебников
системы «Школа
России». 1-4
классы. – М.:
«Просвещение»,
2014г.
Окружающий мир.
Методические
рекомендации. Пособие
для учителей
общеобразовательных
организаций. 1 класс.
Плешаков А. А., Ионова
М. А., Кирпичева О. Б. и
др. М.: «Просвещение»,
2014
Окружающий мир.
Поурочные разработки.
Технологические карты
уроков. 1 класс. Пособие
для учителей
общеобразовательных
учреждений. Глаголева
Ю. И., Илюшин Л. С.,
Галактионова Т. Г. и др.
М.: «Просвещение», 2012
Плешаков А.А, Румянцев
А.А. Великан на поляне,
или первые уроки
экологической этики.
Пособие для учащихся
общеобразовательных
организаций. М.:
«Просвещение», 2013
Плешаков А. А. Атлас-
определитель. От земли до
неба. Пособие для
учащихся
общеобразовательных
учреждений. М.:
«Просвещение», 2013
Плешаков А. А. Зеленые
страницы. Пособие для
учащихся
общеобразовательных
организаций. М.:
«Просвещение», 2013
Плешаков А. А.,
Плешаков С. А.
Энциклопедия
путешествий. Страны
П л е ш а к о в
А .
А . ,
П л е ш а к о в
С .
А .
О к р у ж а ю щ и й
м и р .
Проверочные
работы.
1
класс.
Учебное
пособие
для общеобразовательных
о р г а н и з а ц и й . М.:
«Просвещение», 2017
Плешаков А. А., Гара Н.
Н . ,
Н а з а р о в а
З .
Д .
Окружающий мир. Тесты.
1 класс. Учебное пособие
для общеобразовательных
о р г а н и з а ц и й .
М . :
«Просвещение», 2016
мира. Книга для учащихся
начальных классов. М.:
«Просвещение», 2017
Плешаков А. А.
Окружающий мир.
Рабочая тетрадь. Пособие
для учащихся
общеобразовательных
учреждений. 1 класс. В 2
частях. М.:
«Просвещение», 2012
Плешаков А. А., Назарова
З.
Д.
Окружающий
мир.
Т е т р а д ь
у ч е б н ы х
достижений.
Учебно е
п о с о б и е
д л я
общеобразовательных
организаций. 1 класс. М.:
«Просвещение», 2016
Электронное приложение
к учебнику «Окружающий
мир», 1 класс, авт.
Плешаков А. А.
УМК по «Окружающему миру», 2 класс
Учебник
Авторская
программа
Учебно-методические
материалы
Оценочные
материалы
Плешаков
А.
А.
Окружающий
мир.
Учебник.
2
класс. В 2 частях.
М.:
«Просвещение»,
2012
А.А.Плешаков.
Окружающий мир.
Рабочие
программы.
Предметная линия
учебников
системы
«Школа
Р о с с и и » .
1 - 4
к л а с с ы .
–
М . :
«Просвещение»,
2014г.
Плешаков А. А.,
Соловьева А.Е.,
Окружающий мир.
Методические
рекомендации. 2 класс.
Пособие для учителей
общеобразовательных
учреждений. М.:
«Просвещение», 2012
Окружающий мир.
Поурочные разработки.
Технологические карты
уроков. 2 класс. Пособие
для учителей
Плешаков
А.
А . ,
П л е ш а ко в
С .
А .
Окружающий
мир.
Проверочные
р а б о т ы .
2
класс.,М.Просвещен
ие, 2017
Плешаков
А.
А . ,
Гара Н. Н., Назарова
З.
Д.
Окружающий
мир. Тесты. 2 класс.
Учебное
по собие
для
общеобразовательн
общеобразовательных
учреждений.
Ю.И.Глаголева,
Н.И.Роговцева. М.:
«Просвещение», 2014
Плешаков А.А, Румянцев
А.А. Великан на поляне,
или первые уроки
экологической этики.
Пособие для учащихся
общеобразовательных
организаций. М.:
«Просвещение», 2013
Плешаков А. А. Атлас-
определитель. От земли
до неба. Пособие для
учащихся
общеобразовательных
учреждений. М.:
«Просвещение», 2013
Плешаков А. А. Зеленые
страницы. Пособие для
учащихся
общеобразовательных
организаций. М.:
«Просвещение», 2013
Плешаков А. А.,
Плешаков С. А.
Энциклопедия
путешествий. Страны
мира. Книга для
учащихся начальных
классов. М.:
«Просвещение», 2017
Плешаков А. А.
Окружающий мир.
Рабочая тетрадь. Пособие
для учащихся
общеобразовательных
учреждений. 2 класс. В 2
частях. М.:
«Просвещение», 2012
Электронное приложение
к учебнику
«Окружающий мир», 2
класс, авт. Плешаков А.
ых организаций. М.:
«Просвещение»,
2017
УМК по «Окружающему миру», 3 класс
Учебник
Авторская
программа
Учебно-методические
материалы
Оценочные
материалы
Плешаков
А.
А.
Окружающий
мир.
Учебник.
3
класс. В 2 частях.
М.:
«Просвещение»,
2013
А.А.Плешаков.
Окружающий мир.
Рабочие
программы.
Предметная линия
учебников
системы
«Школа
Р о с с и и » .
1 - 4
к л а с с ы .
–
М . :
«Просвещение»,
2014г.
Плешаков А. А.,
Белянкова Н.М.,
Соловьева А.Е.,
Окружающий мир.
Методические
рекомендации. 3 класс.
Пособие для учителей
общеобразовательных
учреждений. М.:
«Просвещение», 2012
Окружающий мир.
Поурочные разработки.
Технологические карты
уроков. 3 класс. Пособие
для учителей
общеобразовательных
учреждений.
Ю.И.Глаголева,
Н.И.Роговцева. М.:
«Просвещение», 2014
Плешаков А.А, Румянцев
А.А. Великан на поляне,
или первые уроки
экологической этики.
Пособие для учащихся
общеобразовательных
организаций. М.:
«Просвещение», 2013
Плешаков А. А. Атлас-
определитель. От земли
до неба. Пособие для
учащихся
общеобразовательных
учреждений. М.:
«Просвещение», 2013
Плешаков А. А. Зеленые
страницы. Пособие для
учащихся
общеобразовательных
организаций. М.:
«Просвещение», 2013
Плешаков А. А.,
Плешаков С. А.
Энциклопедия
Плешаков
А.
А . ,
П л е ш а ко в
С .
А .
Окружающий
мир.
Проверочные
работы.
3
к л а с с.
Учебное
по собие
для
общеобразовательн
ых организаций. М.:
«Просвещение»,
2017
Плешаков
А.
А . ,
Гара Н. Н., Назарова
З.
Д.
Окружающий
мир. Тесты. 3 класс.
Учебное
по собие
для
общеобразовательн
ых организаций. М.:
«Просвещение»,
2016
путешествий. Страны
мира. Книга для
учащихся начальных
классов. М.:
«Просвещение», 2017
Плешаков А. А.
Окружающий мир.
Рабочая тетрадь. Пособие
для учащихся
общеобразовательных
учреждений. 3 класс. В 2
частях. М.:
«Просвещение», 2016
Электронное приложение
к учебнику
«Окружающий мир», 3
класс, авт. Плешаков А.
А.
УМК по «Окружающему миру», 4 класс
Учебник
Авторская
программа
Учебно-методические
материалы
Оценочные
материалы
Плешаков
А.
А.,
Крючкова
Е . А .
Окружающий
мир.
Учебник.
4
класс. В 2 частях.
М.:
«Просвещение»,
2014
А.А.Плешаков.
Окружающий
мир.
Рабочие
программы.
Предметная
линия
учебников системы
«Школа
России».
1-4
классы.
–
М.:
«Просвещение»,
2014г.
Плешаков А. А.,
Крючкова Е.А.,
Соловьева А.Е.,
Окружающий мир.
Методические
рекомендации. 4 класс.
Пособие для учителей
общеобразовательных
организаций. М.:
«Просвещение», 2015
Окружающий мир.
Поурочные разработки.
Технологические карты
уроков. 4 класс.
Пособие для учителей
общеобразовательных
учреждений.
Ю.И.Глаголева,
Н.И.Роговцева. М.:
«Просвещение», 2014
Плешаков А.А,
Румянцев А.А. Великан
на поляне, или первые
уроки экологической
этики. Пособие для
Плешаков А. А., Гара
Н. Н., Назарова З. Д.
Окружающий
мир.
Т е с т ы .
4
к л а с с.
Учебное пособие для
общеобразовательных
орг а н и з а ц и й .
М . :
«Просвещение», 2016
учащихся
общеобразовательных
организаций. М.:
«Просвещение», 2013
Плешаков А. А. Атлас-
определитель. От земли
до неба. Пособие для
учащихся
общеобразовательных
учреждений. М.:
«Просвещение», 2013
Плешаков А. А.
Зеленые страницы.
Пособие для учащихся
общеобразовательных
организаций. М.:
«Просвещение», 2013
Плешаков А. А.,
Плешаков С. А.
Энциклопедия
путешествий. Страны
мира. Книга для
учащихся начальных
классов. М.:
«Просвещение», 2017
Плешаков А. А.
Крючкова Е.А.
Окружающий мир.
Рабочая тетрадь.
Учебное пособие для
учащихся
общеобразовательных
организаций. 4 класс. В
2 частях. М.:
«Просвещение», 2015
Электронное
приложение к учебнику
«Окружающий мир», 4
класс, авт. Плешаков А.
А.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС
Составлено на основе: «Окружающий мир. Методические рекомендации». Пособие для
учителей общеобразовательных организаций. 1 класс. Плешаков А. А., Ионова М. А.,
Кирпичева О. Б. и др. М.: «Просвещение», 2014
№ пункта
Содержание материала
Количество
часов
1.
Задайте вопросы
1
2.
Раздел «Что и кто?»
20
3.
Раздел «Как, откуда и куда?»
12
4.
Раздел «Где и когда?»
11
5.
Раздел «Почему и зачем?»
22
Итого
66ч.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС
Составлено на основе: Плешаков А. А., Соловьева А.Е., Окружающий мир. Методические
рекомендации. 2 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.:
«Просвещение», 2012
№ пункта
Содержание материала
Количество часов
1
Раздел «Где мы живем»
4ч
2
Раздел «Природа»
20ч
3
Раздел «Жизнь города и села»
10ч
4
Раздел «Здоровье и безопасность»
9ч
5
Раздел «Общение»
7ч
6
Раздел «Путешествия»
18ч
Итого
68ч
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС
Составлено на основе: Плешаков А. А., Белянкова Н.М., Соловьева А.Е., Окружающий
мир. Методические рекомендации. 3 класс. Пособие для учителей общеобразовательных
учреждений. М.: «Просвещение», 2012
№ пункта
Содержание материала
Количество часов
1
Раздел «Как устроен мир»
6ч
2
Раздел «Эта удивительная природа»
18ч
3
Раздел «Мы и наше здоровье»
10ч
4
Раздел «Наша безопасность»
7ч
5
Раздел «Чему учит экономика»
12ч
6
Раздел «Путешествие по городам и
странам»
15ч
Итого
68ч
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС
Составлено на основе: Плешаков А. А., Крючкова Е.А., Соловьева А.Е., Окружающий
мир. Методические рекомендации. 4 класс. Пособие для учителей общеобразовательных
организаций. М.: «Просвещение», 2015
№ пункта
Содержание материала
Количество
часов
1.
Раздел «Земля и человечество»
9 ч.
2.
Раздел «Природа России»
10 ч.
3.
Раздел « Родной край-часть большой страны»
15 ч.
4.
Раздел «Страницы Всемирной истории»
5 ч.
5.
Раздел « «Страницы истории России»
20ч.
5.
Раздел «Современная Россия»
9 ч.
Итого
68ч.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарно-тематическое планирование
Составлено на основе Методических рекомендаций. А.А. Плешаков. Окружающий мир.
Методические рекомендации.2 класс: пособие для учителей общеобразовательных
учреждений.- М.: Просвещение,2012
№
п/
п
Наименование
раздела, темы
Кол-во
Вид
контро
ля, из
мерите
ля
С применением
П
ла
ни
ру
ем
ая
да
та
пр
ов
ед
ен
ия
ур
ок
а
Ф
ак
ти
че
ск
ая
да
та
пр
ов
ед
ен
ия
ур
ок
а
Формирование
УУД
(характеристик
а и шифр
задания)
Учебно
лабораторные и
наглядного
оборудования
(ЭОР)
Р
П
К
Где мы живем
4
ч
1
1. Родная страна.
1
текущи
й
1,2
1,2
1,
2
1. Плешаков А.А.
Окружающий мир:
Учебник для 2 класса
нач. шк. М.:
Просвещение 2012;
2.Плешаков
А.
А.
От
земли до неба: Атлас-
о п р е д е л и т е л ь
д л я
учащихся
начальных
к л а с с о в
–
М . :
Просвещение, 2015
3.П ле ш а ков
А .
А .
Зеленые
ст раницы:
Книга
для
учащихся
начальных
классов.
–
М.: Просвещение, 2015
4.П ле ш а ков
А .
А .
Великан
на
поляне,
или
Первые
уроки
экологической
этики:
Книга
для
учащихся
начальных
классов.
2
2. Город и село.
Проект « Родной
город (село)»
1
темати
ческий
1,2
1,2,3
1
3
3. Природа и
рукотворный
мир
1
текущи
й
1,2
1,3
2
4
4.Проверим себя
и оценим свои
достижения по
разделу «Где мы
живем»
1
темати
ческий
1,2
1,2,3
1,
36
М.: Просвещение, 2015
5.Плешаков А.А. и др.
Окружающий мир.
Рабочая тетрадь.
2кл.М.,Просвещение,
2012
6.Электронное
приложение к
учебнику.
Природа
2
0
ч
5
1.Неживая и
живая природа
1
текущи
й
1,2
1,3,5
1,
2
1. Плешаков А.А.
Окружающий мир:
Учебник для 2 класса
нач. шк. М.:
Просвещение 2012;
2.Плешаков
А.
А.
От
земли до неба: Атлас-
о п р е д е л и т е л ь
д л я
учащихся
начальных
к л а с с о в
–
М . :
Просвещение, 2015
3.П ле ш а ков
А .
А .
Зеленые
ст раницы:
Книга
для
учащихся
начальных
классов.
–
М.: Просвещение, 2015
4.П ле ш а ков
А .
А .
Великан
на
поляне,
или
Первые
уроки
экологической
этики:
Книга
для
учащихся
начальных
классов.
М.: Просвещение, 2015
5.Плешаков А.А. и др.
Окружающий мир.
Рабочая тетрадь. 2 кл.
М.,Просвещение, 2012
6.Электронное
приложение к
6
2 .Явления
природы.
1
текущи
й
1,2
1,35
1.
2
7
3. Что такое
погода.
1
текущи
й
1.2
1,23
1,
2
8
4.В гости к
осени
(экскурсия)
1
текущи
й
1
2,3
2
9
5. В гости к
осени (урок).
1
текущи
й
1,2
4,6
1,
2
10
6. Звездное небо.
1
текущи
й
1
1,2
1,
2
11
7.Заглянем в
кладовые Земли.
1
текущи
й
1
2,3
2
12
8. Про воздух и
про воду.
1
текущи
й
1
3,45
1,
2
13
.
9. Про воздух и
про воду.
1
текущи
й
1
3,45
1,
2
14
.
1 0 .
К а к и е
бывают
растения.
1
текущи
й
1
4,5,6
1.
2
15
1 1 .
К а к и е
бывают
животные.
1
текущи
й
1
4,5,6
1,
2
16
12.Невидимые
нити.
1
текущи
й
1,2
1,25
1,
2
учебнику.
17
13.
Дикорастущие
и
культурные
растения.
1
текущи
й
1,2
1,25
1,
2
18
1 4 . Д и к и е
и
домашние
животные.
1
текущи
й
1,2
1,2,5
1,
2
19
15
Комнатные
растения.
1
текущи
й
1,2
1,2,5
1,
2
20
1 6
Ж и в о т н ы е
живого уголка.
1
текущи
й
1
4,5,6
2
21
17. Про кошек и
собак.
1
текущи
й
2
2,3
2
22
1 8 .
К р а с н а я
книга.
1
текущи
й
1
1,2,3
,6
1,
2
23
19. Будь природе
другом!
Проект
«Красная
книга,
или Возьмем под
защиту»
1
темати
ческий
1,2
4,5,6
1,
2
24
20.
П р о в е р и м
себя
и
оценим
свои достижения
п о
р а з д е л у
«Природа»
1
темати
ческий
1,2
4,5,6
1,
2
Жизнь города и
села
1
0
ч
25
1 .
Ч т о
т а к о е
экономика.
1
текущи
й
1
1,2
1
1. Плешаков А.А.
Окружающий мир:
Учебник для 2 класса
нач. шк. М.:
Просвещение 2012;
2.Плешаков
А.
А.
От
земли до неба: Атлас-
о п р е д е л и т е л ь
д л я
учащихся
начальных
к л а с с о в
–
М . :
Просвещение, 2015
3.П ле ш а ков
А .
А .
Зеленые
ст раницы:
Книга
для
учащихся
начальных
классов.
–
М.: Просвещение, 2015
26
2.
Из
чего
что
сделано.
1
текущи
й
1
1,2,3
1
27
3. Как построить
дом.
1
текущи
й
1,2
1,2,3
1,
2
28
4. Какой бывает
транспорт.
1
текущи
й
1,2
1,2,3
1,
2
29
5.
Культура
и
образование.
1
текущи
й
1
3,4,5
1,
2
30
6 .
В с е
профессии
важны.
Проект
«Профессии».
1
темати
ческий
1,2
4,6
1,
2
4.П ле ш а ков
А .
А .
Великан
на
поляне,
или
Первые
уроки
экологической
этики:
Книга
для
учащихся
начальных
классов.
М.: Просвещение, 2015
5.Плешаков А.А. и др.
Окружающий мир.
Рабочая тетрадь. 2 кл
М.,Просвещение, 2012
6.Электронное
приложение к
учебнику.
31
7. В гости к зиме
(экскурсия).
1
текущи
й
1,2
1,2,3
,6
1,
2
32
8. В гости к зиме
(урок)
1
текущи
й
1
3,4,6
1.
2
33
9. Проверим себя
и
оценим
свои
достижения
по
разделу
«Жизнь
города и села»
1
темати
ческий
1,2
1,2,3
,6
1.
2
34
10.
Презентация
проектов
«Родное
село»,
«Красная
книга,
или Возьмем под
защиту»,
«Профессии»
1
темати
ческий
1,2
1,2,6
1,
2
З д о р о в ь е
и
безопасность
9
ч
35
1. Строение тела
человека.
1
текущи
й
1,2
1,2,3
2
1. Плешаков А.А.
Окружающий мир:
Учебник для 2 класса
нач. шк. М.:
Просвещение 2012;
2.Плешаков А. А. От
земли до неба: Атлас-
определитель для
учащихся начальных
классов – М.:
Просвещение, 2015
3.Плешаков А. А.
Зеленые страницы:
Книга для учащихся
начальных классов. –
М.: Просвещение, 2015
4.Плешаков А. А.
Великан на поляне,
или Первые уроки
экологической этики:
Книга для учащихся
начальных классов.
М.: Просвещение, 2015
5.Плешаков А.А. и др.
Окружающий мир.
Рабочая тетрадь. 2 кл.
36
2.
Если
хочешь
быть здоров.
1
текущи
й
1,2
1,2,3
1,
2
37
3.Берегись
автомобиля!
1
текущи
й
1.2
1,2,3
2
38
4.Берегись
автомобиля!
1
текущи
й
1,2
1,2,3
1,
2
39
5.Домашние
опасности.
1
текущи
й
1,2
1,2,3
1,
2
40
6. Пожар!
1
текущи
й
2
3,5
1,
2
41
7.
На
воде
и
в
лесу.
1
текущи
й
1,2
3,5
1,
2
42
8.Опасные
незнакомцы.
1
текущи
й
1,2
1,2,3
,5
1.
2
43
9. Проверим себя
и
оценим
свои
достижения
по
разделу
« З д о р о в ь е
и
безопасность»
1
темати
ческий
1,2
1,2,3
,6
1,
2
М.,Просвещение, 2012
6. Электронное
приложение к
учебнику.
Общение
7
ч
44
1. Наша дружная
семья.
1
текущи
й
1
1,2,3
1,
2
45
2.Проект
«Родословная»
1
темати
ческий
1,2
4,6
1,
2
1. Плешаков А.А.
Окружающий мир:
Учебник для 2 класса
нач. шк. М.:
Просвещение 2012;
2.Плешаков А. А. От
земли до неба: Атлас-
определитель для
учащихся начальных
классов – М.:
Просвещение, 2015
3.Плешаков А. А.
Зеленые страницы:
Книга для учащихся
начальных классов. –
М.: Просвещение, 2015
4.Плешаков А. А.
Великан на поляне,
или Первые уроки
экологической этики:
Книга для учащихся
начальных классов.
М.: Просвещение, 2015
5.Плешаков А.А. и др.
Окружающий мир.
Рабочая тетрадь. 2 кл
М.,Просвещение, 2012
6. Электронное
приложение к
учебнику.
46
3. В школе.
1
текущи
й
2
1,5
2
47
4.Правила
вежливости
1
текущи
й
2
1,25
2
48
5.
Ты
и
т в о и
друзья.
1
текущи
й
2
1,2,5
2
49
6. Мы - зрители
и пассажиры.
1
текущи
й
2
1,2,5
2
50
7. Проверим себя
и
оценим
свои
достижения
по
разделу
«Общение»
1
темати
ческий
1,2
1,2,3
,6
1,
2
Путешествия
1
8
ч
51
1.Посмотри
вокруг.
1
текущи
й
1
1,2,3
2
1. Плешаков А.А.
Окружающий мир:
Учебник для 2 класса
нач. шк. М.:
Просвещение 2012;
2.Плешаков А. А. От
земли до неба: Атлас-
определитель для
учащихся начальных
классов – М.:
Просвещение, 2015
3.Плешаков А. А.
Зеленые страницы:
Книга для учащихся
начальных классов. –
М.: Просвещение, 2015
4.Плешаков А. А.
Великан на поляне,
или Первые уроки
экологической этики:
Книга для учащихся
начальных классов.
М.: Просвещение, 2015
5.Плешаков А.А. и др.
Окружающий мир.
Рабочая тетрадь. 2 кл.
М.,Просвещение, 2012
6.Электронное
приложение к
учебнику.
52
/5
3
2/3.
Ориентирование
на местности
2
текущи
й
1,2
1,2,3
1
54
4. Формы земной
поверхности.
1
текущи
й
1,2
1,3,6
1
55
5.Водные
богатства.
1
текущи
й
2
1,2,5
1.
2
56
6 .
В
го с т и
к
весне
(экскурсия)
1
текущи
й
1,2
1,2,5
,6
1,
2
57
7 .
В
го с т и
к
весне (урок).
1
текущи
й
1,2
1,2,3
1,
2
58
8 .
Р о с с и я
н а
карте.
1
1,2
3,4,6
1,
2
59
9 .
П р о е к т
«Города
России».
1
темати
ческий
1,2
4,6
1,
2
60
10. Путешествие
по Москве
1
текущи
й
1,2
1,2,3
1,
2
61
11.Московский
Кремль.
1
текущи
й
1,2
1,2,3
1,
2
62
1 2 .
Го р од
н а
Неве.
1
текущи
й
1,2
1,2,3
1,
2
63
13. Путешествие
по планете.
1
текущи
й
1,2
1,2,3
1,
2
64
14. Путешествие
по материкам.
1
текущи
й
1,2
1,2,3
1,
2
65
15. Страны мира.
Проект «Страны
мира».
1
темати
ческий
1,2
4,6
1,
2
66
1 6 .
В п е р е д и
лето.
1
текущи
й
1,2
1,2,5
,6
1,
2
67
17.
П р о в е р и м
себя
и
оценим
свои достижения
п о
р а з д е л у
«Путешествия»
1
темати
ческий
1,2
1,2,3
,6
1,
2
68
18.
Презентация
проектов
«Родословная»,
1
итогов
ый
1,2
5,6
1,
2
«Города
России»,
«Страны мира»
Примечание
Регулятивные УУД: (1,2)
1.Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с
поставленной задачей.
2. Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки.
Познавательные УУД:(1,2,3,4,5,6)
1.Умение осуществлять логическое действие «анализ» с выделением существенных и
несущественных признаков.
2.Умение осуществлять логическое действие «синтез».
3.Умение осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным (самостоятельно)
выбранным критериям .
4. Умение осуществлять логическое действие «классификация» по заданным и
самостоятельно выбранным критериям.
5.Умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Коммуникативные УУД: (1,2)
1.Умение договариваться, приходить к общему решению.
2.Использовать в общении слова вежливости.