Напоминание

"Роспись по дереву"


Автор: Булхак Светлана Борисовна
Должность: учитель изо
Учебное заведение: ГОБОУ "ЦАО"
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: Программа по дополнительному образованию для специальной коррекционной школы
Тема: "Роспись по дереву"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________С.Н. Рубцова

«___» _________________ 2017 г.

УТВЕРЖДАЮ

Д и р е к т о р

г о с у д а р с т в е н н о г о

о б л а с т н о г о

б ю д ж е т н о г о

общеобразовательного

учреждения

«Центр адаптированного обучения»

_______________ О.П. Мозговая

«____»__________________2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по кружку

« Роспись по дереву»

для (4-5классов)

на 2017 – 2018 учебный год

Составила:

С.Б

Булхак,

учитель

трудового обучения

Великий Новгород

Пояснительная записка

Рабочая

программа

по

кружку

«

Роспись

по

дереву»

разработана

на

основе

авторской

программы

«Декоративная

роспись»

к

интегрированной

программе

«Народные промыслы» БулхакС.Б.2004г.

Цели данной рабочей программы:

- воспитание и развитие творческой личности, формирование и развитие творческих

способностей,

эмоционально-волевой

сферы,

образного

и

пространственного

мышления.

Задачи рабочей программы:

- формировать знания и навыки декоративного рисования

- научить приемам Пермогорской; Мезенской; Борецкой росписи

-

развивать

у

учащихся

аналитико-синтетическую

деятельность

(сравнение,

обобщение, планирование, последовательность в работе)

- развивать художественный вкус, аккуратность и самостоятельность в работе.

Основное содержание обучения по кружку:

Программа по кружку «Роспись по дереву»

составлена с учетом возрастных и

психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений; по

принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение

тем, предусмотренных программой, обеспечивает возможность систематизировано

формировать

и

совершенствовать

у

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

необходимые

им

навыки

самостоятельности,

эстетические

чувства

в

процессе выполнения творческих и самостоятельных заданий.

Возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной образовательной

программы 10-12 лет.

Сроки реализации образовательной программы – 2 года обучения.

1 год обучения

2 часа в неделю

72 часа в год

2 год обучения

1 час в неделю

34 часа в год

Содержание программы ориентировано на добровольные разновозрастные группы

детей, наполняемостью по 12 человек.

Наполняемость учебных групп выдержана в пределах требований СанПиН и

информационного письма Департамента молодёжной политики, воспитания и

социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.06 №061616 «О методических

рекомендациях» Приложение 7 «Примерная наполняемость групп».

Продолжительность занятий один раза в неделю.

Программный материал рассчитан на курс 106 часов: 1 год обучения 72 часа, 2 год

обучения 34 часа.

Тематического распределения часов по основным разделам и темам

Формы

текущего

контроля

реализации

данной

программы

являются

-

самостоятельные

работы

выполняются

учащимися

на

плоскостном

деревянном

изделии (разделочная доска; подставка для горячего) по выполненному ранее эскизу

в Мезенском, Пермогорском или Борецком стиле (по выбору учащегося).

Формами подведения итогов: ежегодная выставка работ учащихся, участие в

различных выставках, конкурсах детского творчества; участие в ярмарке-распродаже

детских работ.

Требования к подготовке обучающихся по кружку:

Ученик научится:

-ориентироваться в задании;

-подбирать краски и кисти для работы на бумаге, на дереве;

- рисовать на бумаге кистью и красками элементы Пермогорской, Мезенской и

Борецкой росписи;

- выполнять построение геометрических элементов;

- составлять из элементов простейшие узоры в полосе, в квадрате, в круге на бумаге;

- работать по эскизу на плоскостном изделии из дерева;

-выполнять анализ своей работы.

Ученик получит возможность научиться:

№п/п

Разделы, темы

Количество часов

1 год обучения

2 год обучения

1.

Введение (история промысла,

виды росписи).

2.

Материаловедение.

3.

Пермогорская роспись:

- теоретические сведения

- практическая работа

25ч

4.

Мезенская роспись:

- теоретические сведения

- практическая работа

25ч

5.

Борецкая роспись:

- теоретические сведения

- практическая работа

25ч

6.

Выставка работ учащихся

Итого:

72ч

34ч

- правильно подбирать краски и кисти для работы, на дереве;

- составлять композиции из геометрических элементов Мезенской росписи;

- составлять орнаменты из растительных элементов Пермогорской росписи;

- составлять орнаменты из элементов Борецкой росписи;

- работать по эскизу красками и кистью на объемном изделии из дерева;

-выполнять анализ своей работы и оценивать работу своих товарищей.

Перечень программно – методических материалов, средств обучения:

-Программа по кружку « Роспись по дереву».

-Шпикалова Т.Я., Поровская Г.А., Даниленко А.М, Тимошина О.Ю. Изобразительное

искусство. Основы народного и декоративного искусства-М.,1997.

-Дорожин

Ю.Г.

Рабочая

тетрадь

по

основам

народного

искусства

«Мезенская

роспись» М. Мозаика – Синтез.

-Дорожин Ю.Г. Рабочая тетрадь по основам народного искусства «Пермогорская

роспись» М. Мозаика – Синтез.

-Альбомы,

карандаши,

кисти,

краски

(гуашь),

линейка,

циркуль,

деревянные

плоскостные изделия – (разделочная доска, подставка для горячего).

Календарно - тематическое планирование на 2016/17 учебный год «Роспись по

дереву» 1 год обучения

Дата

п/п

Тема

Вид

деятельности

теория

практика

1

Введение-1ч

Знакомство с предметом. История

развития промысла. Виды росписи.

Правила техники безопасности труда и

личной гигиены. Внутренний распорядок в

мастерской.

1

ч

2

Материаловедение -1ч

Типы кистей, подбор и качество. Типы

красок, подбор и качество. Цветовой круг.

Изучение цветов, оттенков.

3/1

Пермогорская роспись-34ч

Развитие промысла Пермогорская роспись.

4/2

Техника исполнения: ленты – бордюры

5/3

Графическое построение лент – бордюров.

6/4

Роспись лент – бордюров красками.

7/5

Техника

исполнения:

округлые

листья,

ягодки.

8/6

Графическое

построение

округлых

листьев, ягод.

9/7

Живописное

выполнение

элементов

в

цвете.

10/8

Техника

исполнения

Трехлопастный

цветок.

11/9

Зарисовка

элемента

(трехлопастный

цветок) графически.

12/10

Роспись элемента красками.

13/11

Со ставление

эскиза

из

изученных

элементов в полосе.

14/12

Роспись эскиза в полосе красками.

15/13

Техника

исполнения

тюльпановидного

цветка.

16/14

Графическое построение тюльпановидного

цветка.

17/15

Ж и в о п и с н о е

в ы п о л н е н и е

тюльпановидного цветка.

18/16

Техника

исполнения

элемента:

птицы-

петушки.

19/17

Графическое построение элемента: птицы-

петушка.

20/18

Живописное выполнение элемента: птицы-

петушка.

21/19

Техника

исполнения

элемента:

птица-

Сирин.

22/20

Графическое построение элемента: птицы-

Сирин.

23/21

Живописное построение элемента: птицы-

Сирин, роспись элемента.

24/22

Основы композиции.

25/23

Орнамент. Виды орнамента.

26/24

Составление

композиции

из

изученных

элементов в круге на бумаге.

27/25

Роспись композиции красками.

28/26

Роспись

элементов

эскиза

кистью

и

красками для плоскостной формы.

29/27

Нанесение рисунка на плоскостную форму

в соответствии с эскизом.

30/28

Графическая работа на изделии по эскизу.

31/29

Поэтапная роспись изделия по эскизу

красками.

32/30

Роспись бордюра красками.

33/31

Роспись основных элементов на изделии.

34/32

Роспись дополнительных элементов на

изделии.

35/33

Нанесение оживки на расписное изделие.

36/34

Покрытие изделие лаком.

37

Выставка работ.

38/1

Мезенская роспись-34ч

История развития промысла Мезенская

роспись.

39/2

Символы,

знаки:

солнца,

воды,

земли,

ветра.

40/3

Зарисовка знаков карандашом.

41/4

Роспись знаков кистью и красками.

42/5

Сетка-бердо.

Ряды

клеток

в

Мезенской

росписи.

43/6

Выполнение

разметки

с

рядами

клеток

(сетка-бердо) на бумаге.

44/7

Ро с п и с ь

эл е м е н то в

( с е т к а - б е р д о )

красками.

45/8

Техника исполнения элементов: коники.

46/9

Графическое

построение

элементов

на

бумаге (коники).

47/10

Живописное выполнение коников кисть и

красками.

48/11

Техника исполнения элементов: оленики.

49/12

Графическое

построение

элементов

на

бумаге (оленики).

50/13

Живописное выполнение олеников кисть и

красками.

51/14

Техника

исполнения

элементов:

птицы-

перышки, уточки, курочки.

52/15

Построение элементов: птицы-перышки,

уточки, курочки.

53/16

Роспись элементов в Мезенском стиле.

54/17

Составление

композиции

в

квадрате

из

изученных элементов.

55/18

Поэтапная

роспись

лент-

бордюров

в

композиции.

56/19

Р о с п и с ь

о с н о в н ы х

э л е м е н т о в

в

композиции.

57/20

Техника

исполнения

элементов:

деревца,

цветы.

58/21

Графическое

построение

элементов:

деревца, цветы.

59/22

Роспись элементов: деревца, цветы.

60/23

Т е х н и к а

и с п о л н е н и я

ф р и з о в о й

композиции.

61/24

Графическое

построение

элементов

фризовой композиции.

62/25

Роспись элементов фризовой композиции.

63/26

Техника исполнения элементов: домашние

и дикие животные.

64/27

Графическое построение элементов

65/28

Живописное

выполнение

элементов:

домашние и дикие животные.

66/29

Подбор элементов для эскиза в круге.

67/30

Составление

орнамента

в

круге

из

изученных элементов.

68/31

Работа на изделии по эскизу (орнамент в

круге).

69/32

Роспись изделия по эскизу.

70/33

Работа в цвете над изделием по эскизу

71/34

Покрытие изделия лаком

72

Итоговая выставка работ учащихся

Календарно - тематическое планирование на 2017/18 учебный год

«Роспись по дереву» 2 год обучения

Дата

№n/n

Тема

Вид

деятельности

Введение -2ч

теория

практика

1.

История развития Борецкой росписи.

2.

Инструменты и материалы для росписи.

Борецкая роспись-31ч

3.

Изучение геометрического орнамента в

полосе.

4.

Построение орнамента в полосе из

треугольников.

5.

Построение орнамента в полосе из ромбов

6.

Построение орнамента в полосе из скобок

7.

Построение орнамента в полосе из кругов

8.

Роспись орнамента в полосе кистью и

красками

9.

Роспись орнамента в полосе по эскизу

10.

Поэтапная роспись орнамента в полосе

11

Техника исполнения борецкой веточки с

ягодками

12.

Построение веточки с ягодками

13.

Роспись элемента красками и кистью

14.

Составление узора из изученных

элементов

15.

Роспись узора в цветовой гамме борецкой

росписи

16.

Изучение элемента росписи: трилистник

17.

Поэтапное построение трилистника

18.

Роспись элемента красками и кистью

19.

Составление узора с элементами: веточка

с ягодками, трилистник и ленты- бордюры

20.

Роспись узора

21.

Изучение элемента росписи: уголки

22.

Построение уголков на бумаге

23.

Роспись элемента кистью и красками

24.

Изучение элементов росписи: райские

птицы

25.

Построение и роспись элемента птицы

26.

Изучение элементов росписи: тюльпаны,

древо жизни

27.

Построение и роспись элементов

28.

Построение элемента - розетка

29.

Роспись розетки красками и кистью

30.

Подбор и построение элементов на эскизе

31.

Роспись эскиза красками и кистью

32.

Работа на деревянном изделии по эскизу

33.

Роспись изделия по эскизу

34.

Отчетная выставка изделий учащихся



В раздел образования