Конспект внеклассного мероприятия на тему "Женщине не нужно воевать"
Автор: Хохлова Елена Ивановна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Семецкая СОШ" Населённый пункт: село Семцы, Почепский район, Брянская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Конспект внеклассного мероприятия на тему "Женщине не нужно воевать" Раздел: среднее образование
Конспект внеклассного мероприятия на тему « Женщине не нужно воевать»
Мероприятие подготовлено учителем
русского языка и литературы МБОУ
«Семецкая СОШ» Почепского р-на
Брянской области Хохловой Е.И.
Цели и задачи :
1.
Показать роль женщины в Великой Отечественной войне.
2.
Развивать навыки работы с текстом, навыки связной речи, умение слушать , делать
выводы.
3.
Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, интерес к истории страны ,
своей семьи.
Ожидаемые результаты:
1.
Вызвать эмоциональный отклик в сердцах учеников.
2.
Сформировать желание изучать историю своей страны.
3.
Выработать умение выражать отношение к героям произведения, к подвигам
русского солдата, русского народа в годы войны.
4.
Выработать желание рассказать о жизни своей семьи в годы Великой
Отечественной войны:
Что я знаю о Великой Отечественной войне .
Моё отношение к войне
Военные реликвии в моей семье
Женщины из моей семьи и война.
Формы и методы реализации поставленных задач:
Урок-размышление
Урок-беседа
Основные умения и навыки:
развивать навыки работы с текстом;
навыки связной речи;
умения слушать;
делать записи, выводы.
Оборудование:
иллюстрации
повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие»
Видеозапись фильма « А зори здесь тихие»
поэзия о Великой Отечественной войне
выставка книг о Великой Отечественной войне
аудиозаписи песен о войне.
Женщине не нужно воевать,
Пусть она, красивая и хрупкая,
Будет просто женщина и мать,
Свой очаг хранящая голубкою
1.Вступление
1 Вед. В ночи осенней с грустью звездочета
Я вижу, сколько звезд война зажгла:
Фанерных, жестяных - у нас без счета…
Ведь никого она не обошла.
Любимые, погибшие, родные,
Упали вы навек в святом бою!
И как миры далёкие, иные-
Я вас по вашим звездам узнаю!
2 Вед. Война- жесточе нету слова,
Война- печальней нету слова.
Война- светлее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет…
/Звучит песня « Если б не было войны»/
Учитель: В далёких « 40-х - роковых» остались герои литературных произведений, с
которыми мы сегодня встретимся, пройдем с ними по дорогам войны и подумаем, какой
знак нужно поставить в конце предложения - темы сегодняшнего внеклассного
мероприятия:
Женщине не нужно воевать.
Женщине не нужно воевать ?
Женщине не нужно воевать !
1 Вед. Ю. Друнина « Баллада о десанте»
Хочу, чтоб как можно спокойней и суше
Рассказ мой о сверстницах был
Четырнадцать школьниц - певуний, болтушек
В глубокий забросили тыл
Когда они прыгали вниз с самолета
В январском продрогшем Крыму
«Ой, мамочка», - тоненько выдохнул кто-то
В пустую свистящую тьму.
Не смог побелевший пилот почему-то
Сознанье вины превозмочь…
А три парашюта , а три парашюта
Совсем не раскрылись в ту ночь.
Оставшихся ливня укрыла завеса,
И несколько суток подряд
В тревожной пустыне враждебного леса
Они свой искали отряд.
Случалось потом с партизанками всяко:
Порою в крови и пыли
Ползли на опухших коленках в атаку,
От голода встать не могли.
И я понимаю, что в эти минуты
Могла партизанкам помочь
Лишь память о девушках , чьи парашюты
Совсем не раскрылись в ту ночь.
Бессмысленной гибели нету на свете-
Сквозь годы, сквозь тучи беды
Поныне подругам, что выжили , светят
Три тихо сгоревших звезды…
Учитель .
Юлия Друнина, чьи стихи только что прозвучали, прошла фронтовыми дорогами, своими
глазами видела смерть, была санинструктором, перевязывала раны и убивала врагов,
хоронила близких- друзей и подруг. Её стихи прославляют стойкость и мужество русских
женщин, вынесших на своих плечах наряду с мужчинами тяготы и лишения военных лет.
Она очень тонко подмечает психологическую незащищенность женщины на войне. Ей
близки и понятны чувства, которые испытывает такая хрупкая на вид , но внутренне
собранная и, увы, ожесточённая женщина.
2 Вед.
Не знаю, где я нежности училась,-
Об этом не расспрашивай меня.
Растут в степи солдатские могилы,
Идёт в шинели молодость моя.
В моих глазах обугленные трубы.
Пожары полыхают на Руси.
И снова нецелованые губы
Израненный парнишка закусил.
Нет, мы с тобой узнали не из сводки
Большого отступления страду.
Опять в огонь рванули самоходки,
Я на броню вскочила на ходу.
А вечером над братскою могилой
С опущенной стояла головой
Не знаю, где я нежности училась
Быть может, на дороге фронтовой.
Учитель : Женщина и нежность - ведь это так естественно. Зачем же ей этому учиться,
ведь это даровано ей природой. Женщина и материнство - ещё более щедрый дар. Но
ЖЕНЩИНА И ВОЙНА … Женщине , которой начертано Богом давать жизнь, должна
убивать, пусть даже во имя жизни на Земле, справедливо ли это?
В далёких сороковых остались герои повести Б. Васильева «А зори здесь тихие».
/ Герои занимают место за отдельным столом/
3 Вед… Мирный разъезд , где, от тишины и безделья солдаты млели, как в парной. На
востоке бомбят Мурманскую дорогу и канал, на юге упорно борется блокированный
Ленинград, на севере - идет ожесточенная борьба за морские пути. А здесь - курорт. Сюда-
то и прибыли девушки - зенитчицы для обслуживания двух зенитных счетверёнок,
бивших по немецким самолетам, кружившим над разъездом. И все бы мирно
продолжалось, но….
/ Инсценирование отрывка из повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»/
Рита. Товарищ комендант! Товарищ комендант
Васков.Что?
Р. Немцы в лесу!
В. Откуда известно?
Р. Сама видела. Двое. С автоматами, в маскировочных накидках.
В. Ну что ж. Надо ловить. Пока далеко не ушли. Стройте людей. Осянина, пойдете
старшей. ( Строй, нечего сказать. У одной волосы, как грива, до пояса, у другой какие-то
бумажки в голове. Вояки! )
Вольно!
Р. Женя ! Галя! Лиза!
В. Погоди ,Осянина! Немцев идем ловить , не рыбу! Так хоть что б стрелять умели, что ли.
Р. Умеют
В. Да ,вот ещё. Может , немецкий кто знает?
Соня. Я знаю
В. Что - я ?! Что такое я? Докладывать надо!
С. Боец Гурвич
В. Ох-хо-хо! Как по-ихнему « Руки вверх»?
С. Хенде Хох
В. Точно! Ну , давай, Гурвич!
Идем на двое суток , так надо считать. Взять сухой паёк, патронов …. на пять обойм.
Подзаправиться ….. обуться по- человечески… Противника не бойтесь. Он по нашим тылам
идет,- значит сам боится. Но близко не подпускайте, потому как противник все же мужик
здоровый и вооружен специально для ближнего боя. В пути не отставать и не
разговаривать.
1 Вед.
Как прекрасна земля на рассвете,
Как поют в тишине соловьи,
Там, где раньше свистели лишь пули на ветер,
Да гремели бои, да гремели бои!
Вспыхни, солнце, раскрой свои крылья!
Обогрей этот мир тишины!
Но леса не забыли, и мы не забыли
Горький ветер войны, горький ветер войны.
Как прекрасно мечтать на рассвете !
Ты в душе нечего не таи.
И сердца всех героев сквозь время на светят,
И не гаснут они, и не гаснут они!
И не гаснут они над полями,
Хоть зоря засветилась вдали
И от них нам на память весна с журавлями,
Пусть летят, пусть летят журавли!
/ Звучит песня «Журавли»/
/ Инсценировка/
Меня звали Лиза… Лиза Бричкина. Все 19 лет я прожила в ощущении завтрашнего дня.
Каждое утро меня обжигало нетерпеливое предчувствие ослепительного счастья.
Жила на Брянщине, отец лесником был. С 14 лет из-за болезни матери бросила школу и 5
лет работала по дому в тревожном ожидании смерти матери. Постепенно и парни и
девчонки стали мне чужими, и никто не заходил к нам в гости.
После смерти матери отец совсем озверел, запил втемную. Очень хотела уехать в город,
но … началась война. Попала на оборонные работы. Все лето рыла окопы и
противотанковые укрепления. Поздней осенью оказалась за Валдаем, потом сбежала на
разъезд.
Знаете, мне так понравился Васков, понравились его немногословие, крестьянская
неторопливость и мужская основательность. Это же снова семейного очага. И почему его
все вышучивают?
В. Дорогу назад хорошо помнишь?
Лиза. Ага , товарищ старшина!
В. Погоди, Лизавета. Главное дело болото, поняла? Бродок узкий, влево, вправо - трясина.
Доложи, что диверсантов - 16. Мы тут их покружим маленько, но долго не продержимся ,
сама понимаешь.
Л. Ага. Побежала я.
/ Демонстрируется фрагмент фильма « А зори здесь тихие»/
( Ведущий зажигает свечку, стоящую на постаменте)
-А меня звали Соня. Соня Гурвич. Отец мой был простым участковым врачом, и через всё
моё детство прошёл дребезг звонка, после которого папа шёл к больным - днем и ночью,
зимой и летом.
У нас была очень большая и очень дружная семья- дети, племянники, бабушка,
незамужняя мамина сестра.
Училась в университете. Все время пропадала в читальном зале , где в меня влюбился
один очкастый сосед по лекциям. У нас - то и было всего-навсего одно свидание , а потом
он ушёл добровольцем на фронт. Через год и я надела форму. Сапоги на два номера
больше. Совсем случайно попала в зенитчицы.
В. Овсянина! Прихватила кисет?
Р. Забыла, Федот Ефграфыч! Миленький, забыла!
Соня.- Я принесу, я знаю, где он лежит!
В. Куда, боец Гурвич! Товарищ переводчик!
/ Текст Гл.8 .. В расселине , скорчившись лежала Гурвич…
Полежи тут покуда, Сонечка…
Гл.9. Галя смолкла. Стала на колени возле Сониной головы… До .. Маленькой ниточки
бесконечной пряжи человечества, перерезанной ножом. /
( Свечка!)
/ Звучит музыка А. Розенбаум « Вальс на плоскости»/
- А я Галя. Фамилию Четвертак мне дали в детском доме. Потому что меньше всех ростом
вышла , в четверть меньше. Ну, я старалась как-то обратить на себя внимание. Однажды
ночью подняла визг, сказав всем , что на меня напал бородатый старик , потом всех
надоумила искать сокровища монахов, потом переодевалась в призрак , пугала всех по
ночам. Потом влюбилась, весь дом был наводнен записками, письмами… Война застала
меня на третьем курсе библиотечного техникума. Вся группа явилась в военкомат. Их
взяли , меня - нет. Но я все-таки своего добилась : Штурмом взяла подполковника , и он в
порядке исключения направил меня в зенитчицы. Но здесь так страшно. Я боюсь! Я не
выдержу!
/ Текст: гл. 2 от слов. …. Немцы шли молча, пригнувшись и выставив автоматы до ….. а ноги
ещё бежали, вонзаясь в мох, носками Сониных сапог…./
( Свечка!)
- Меня звали Женя Комелькова. Знаете , что было моей самой большой слабостью ?.
Красивое бельё. Ох, и получала же я за него постоянные выговоры , наряды вне очереди и
прочие солдатские неприятности. Вообще-то я с детства ничего не боялась. Скакала на
лошадях , стреляла в тире , сидела с отцом в засаде на кабана, гоняла на отцовском
мотоцикле по военному городку. А еще танцевала на вечерах цыганочку, пела под гитару
и крутила романы с лейтенантами. Легко крутила, для забавы , не влюблялась. А
полковник Лужин был красив ,таинственен , героичен и …… женат . Он-то и подобрал меня
, когда после гибели родных я перешла фронт. Нужна была мне пора , что бы приткнуться ,
выплакаться , пожаловаться и снова найти себя в этом грозном военном мире.
/Текст : Она верела в себя и сейчас … до конца гл.13/
( Свечка!)
- А меня звали Рита Муштакова. На школьном вечере познакомилась с лейтенантом
Осяниным. До лета переписывались , а летом расписались, правда, с трудом - мне не
хватало до 18 пяти с половиной месяцев. Как же я была счастлива! На заставе выбрали в
женский совет , записали во все кружки. Училась перевязывать раненых, стрелять , скакать
на лошади , метать гранаты и защищаться от газов. Через год родила мальчика, назвали
Альбертом , Аликом, а еще через год началась война. Алика ещё в мае отправила к
родителям. Старший лейтенант Осянин погиб на второй день войны. А я узнала об этом
только в июле от выжившего чудом сержанта с заставы. Окончила полковую зенитную
школу и попросилась на тот участок , где стояла застава лейтенанта Осянина, погибшего в
яростном штыковом бою. Научилась ненавидеть тихо и беспощадно.
Р. Женя погибла?... Она сразу … умерла?
В. Сразу. Не победили они нас, понимаешь. Я ещё живой. Меня ещё повалить надо.
Р. Что, рука болит?
В. Сердце болит, Рита. Положил ведь я вас , всех пятерых положил, а за что? За десяток
фрицев.
Р. Ну зачем так?. Все же понятно , война.
В. Пока война, понятно, а потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать
приходилось? Почему я этих фрицев дальше не пустил, почему такое решение принял.
Что ответить , когда спросят: что же вы это , мужики , мам наших от пуль защитить не
смогли ?
Р. Не надо. Мы Родину защищали. Послушай. Помнишь , на немцев я у разъезда
наткнулась? Я тогда к маме в город бегала. Сыночек у меня там . Три годика. Аликом зовут,
Альбертом. Мама больна очень , долго не проживет , а отец мой без вести пропал.
В. Не тревожься , Рита. Понял я все.
Р. Спасибо тебе. Просьбу мою последнюю выполнишь?
В. Нет.
Р. Бессмысленно это. Все равно умру . Рана смертельная , только намучаюсь.
В. Я разведку произведу и вернусь. К ночи до своих доберемся.
Р. Поцелуй меня… Колючий. Завали меня ветками и иди.
/ Текст « Рита выстрелила в висок… Прости , Женечка, прости»/
( Свечка!)
2 Вед.
Душа томится и болит,
Как будто путь не бесконечен ,
Как будто время не сулит
За расставаньем новой встречи.
Как будто высохли моря,
Как будто небо раскололось,
И над Землей , прожившей зря,
На веки смолк поющий голос
Как будто весь земной гранит
В плиту надгробную сложили.
Душа скорбит - да как скорбит!
Как будто вечность завершили.
Чтение эпиграф.
Какой знак мы должны поставить в конце предложения - темы урока
/ рассуждение учащихся /
Чтение стихотворение « Женщине не нужно воевать» Н. Новосельновой.
/ Звучит песня « До свидания , мальчики» Б. Окуджавы- 2 куплет/
Задание на дом:
Написать эссе на одну из тем:
Что я знаю о Великой Отечественной войне.
Моё отношение к войне.
Моя семья в трудную годину.
Военные реликвии в моей семье.
Моя Россия, звезды в синей вечности,
Прямы обелиски как лучи.
Учи меня высокой человечности
И высшей справедливости учи!