Напоминание

Конспект внеклассного мероприятия на тему "Женщине не нужно воевать"


Автор: Хохлова Елена Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Семецкая СОШ"
Населённый пункт: село Семцы, Почепский район, Брянская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект внеклассного мероприятия на тему "Женщине не нужно воевать"
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект внеклассного мероприятия на тему « Женщине не нужно воевать» Мероприятие подготовлено учителем русского языка и литературы МБОУ «Семецкая СОШ» Почепского р-на Брянской области Хохловой Е.И.
Цели и задачи :
1. Показать роль женщины в Великой Отечественной войне. 2. Развивать навыки работы с текстом, навыки связной речи, умение слушать , делать выводы. 3. Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, интерес к истории страны , своей семьи.
Ожидаемые результаты:
1. Вызвать эмоциональный отклик в сердцах учеников. 2. Сформировать желание изучать историю своей страны. 3. Выработать умение выражать отношение к героям произведения, к подвигам русского солдата, русского народа в годы войны. 4. Выработать желание рассказать о жизни своей семьи в годы Великой Отечественной войны:  Что я знаю о Великой Отечественной войне .  Моё отношение к войне  Военные реликвии в моей семье  Женщины из моей семьи и война.
Формы и методы реализации поставленных задач:
 Урок-размышление  Урок-беседа
Основные умения и навыки:
 развивать навыки работы с текстом;  навыки связной речи;  умения слушать;  делать записи, выводы.
Оборудование:
 иллюстрации  повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие»
 Видеозапись фильма « А зори здесь тихие»  поэзия о Великой Отечественной войне  выставка книг о Великой Отечественной войне  аудиозаписи песен о войне. 
Женщине не нужно воевать,

Пусть она, красивая и хрупкая,

Будет просто женщина и мать,

Свой очаг хранящая голубкою

1.Вступление
1 Вед. В ночи осенней с грустью звездочета Я вижу, сколько звезд война зажгла: Фанерных, жестяных - у нас без счета… Ведь никого она не обошла. Любимые, погибшие, родные, Упали вы навек в святом бою! И как миры далёкие, иные- Я вас по вашим звездам узнаю! 2 Вед. Война- жесточе нету слова, Война- печальней нету слова. Война- светлее нету слова В тоске и славе этих лет. И на устах у нас иного Ещё не может быть и нет… /Звучит песня « Если б не было войны»/ Учитель: В далёких « 40-х - роковых» остались герои литературных произведений, с которыми мы сегодня встретимся, пройдем с ними по дорогам войны и подумаем, какой знак нужно поставить в конце предложения - темы сегодняшнего внеклассного мероприятия: 
Женщине не нужно воевать.

Женщине не нужно воевать ?

Женщине не нужно воевать !
1 Вед. Ю. Друнина « Баллада о десанте» Хочу, чтоб как можно спокойней и суше Рассказ мой о сверстницах был Четырнадцать школьниц - певуний, болтушек В глубокий забросили тыл Когда они прыгали вниз с самолета В январском продрогшем Крыму «Ой, мамочка», - тоненько выдохнул кто-то В пустую свистящую тьму. Не смог побелевший пилот почему-то Сознанье вины превозмочь… А три парашюта , а три парашюта Совсем не раскрылись в ту ночь. Оставшихся ливня укрыла завеса, И несколько суток подряд
В тревожной пустыне враждебного леса Они свой искали отряд. Случалось потом с партизанками всяко: Порою в крови и пыли Ползли на опухших коленках в атаку, От голода встать не могли. И я понимаю, что в эти минуты Могла партизанкам помочь Лишь память о девушках , чьи парашюты Совсем не раскрылись в ту ночь. Бессмысленной гибели нету на свете- Сквозь годы, сквозь тучи беды Поныне подругам, что выжили , светят Три тихо сгоревших звезды…
Учитель .
Юлия Друнина, чьи стихи только что прозвучали, прошла фронтовыми дорогами, своими глазами видела смерть, была санинструктором, перевязывала раны и убивала врагов, хоронила близких- друзей и подруг. Её стихи прославляют стойкость и мужество русских женщин, вынесших на своих плечах наряду с мужчинами тяготы и лишения военных лет. Она очень тонко подмечает психологическую незащищенность женщины на войне. Ей близки и понятны чувства, которые испытывает такая хрупкая на вид , но внутренне собранная и, увы, ожесточённая женщина. 2 Вед. Не знаю, где я нежности училась,- Об этом не расспрашивай меня. Растут в степи солдатские могилы, Идёт в шинели молодость моя. В моих глазах обугленные трубы. Пожары полыхают на Руси. И снова нецелованые губы Израненный парнишка закусил. Нет, мы с тобой узнали не из сводки Большого отступления страду. Опять в огонь рванули самоходки, Я на броню вскочила на ходу. А вечером над братскою могилой С опущенной стояла головой Не знаю, где я нежности училась Быть может, на дороге фронтовой.
Учитель
: Женщина и нежность - ведь это так естественно. Зачем же ей этому учиться, ведь это даровано ей природой. Женщина и материнство - ещё более щедрый дар. Но ЖЕНЩИНА И ВОЙНА … Женщине , которой начертано Богом давать жизнь, должна убивать, пусть даже во имя жизни на Земле, справедливо ли это? В далёких сороковых остались герои повести Б. Васильева «А зори здесь тихие».
/ Герои занимают место за отдельным столом/
3 Вед…
Мирный разъезд , где, от тишины и безделья солдаты млели, как в парной. На востоке бомбят Мурманскую дорогу и канал, на юге упорно борется блокированный Ленинград, на севере - идет ожесточенная борьба за морские пути. А здесь - курорт. Сюда- то и прибыли девушки - зенитчицы для обслуживания двух зенитных счетверёнок, бивших по немецким самолетам, кружившим над разъездом. И все бы мирно продолжалось, но….
/ Инсценирование отрывка из повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»/
Рита. Товарищ комендант! Товарищ комендант Васков.Что? Р. Немцы в лесу! В. Откуда известно? Р. Сама видела. Двое. С автоматами, в маскировочных накидках. В. Ну что ж. Надо ловить. Пока далеко не ушли. Стройте людей. Осянина, пойдете старшей. ( Строй, нечего сказать. У одной волосы, как грива, до пояса, у другой какие-то бумажки в голове. Вояки! ) Вольно! Р. Женя ! Галя! Лиза! В. Погоди ,Осянина! Немцев идем ловить , не рыбу! Так хоть что б стрелять умели, что ли. Р. Умеют В. Да ,вот ещё. Может , немецкий кто знает? Соня. Я знаю В. Что - я ?! Что такое я? Докладывать надо! С. Боец Гурвич В. Ох-хо-хо! Как по-ихнему « Руки вверх»? С. Хенде Хох В. Точно! Ну , давай, Гурвич! Идем на двое суток , так надо считать. Взять сухой паёк, патронов …. на пять обойм. Подзаправиться ….. обуться по- человечески… Противника не бойтесь. Он по нашим тылам идет,- значит сам боится. Но близко не подпускайте, потому как противник все же мужик здоровый и вооружен специально для ближнего боя. В пути не отставать и не разговаривать. 1 Вед. Как прекрасна земля на рассвете, Как поют в тишине соловьи, Там, где раньше свистели лишь пули на ветер, Да гремели бои, да гремели бои! Вспыхни, солнце, раскрой свои крылья! Обогрей этот мир тишины! Но леса не забыли, и мы не забыли Горький ветер войны, горький ветер войны. Как прекрасно мечтать на рассвете ! Ты в душе нечего не таи. И сердца всех героев сквозь время на светят, И не гаснут они, и не гаснут они! И не гаснут они над полями,
Хоть зоря засветилась вдали И от них нам на память весна с журавлями, Пусть летят, пусть летят журавли! / Звучит песня «Журавли»/ / Инсценировка/ Меня звали Лиза… Лиза Бричкина. Все 19 лет я прожила в ощущении завтрашнего дня. Каждое утро меня обжигало нетерпеливое предчувствие ослепительного счастья. Жила на Брянщине, отец лесником был. С 14 лет из-за болезни матери бросила школу и 5 лет работала по дому в тревожном ожидании смерти матери. Постепенно и парни и девчонки стали мне чужими, и никто не заходил к нам в гости. После смерти матери отец совсем озверел, запил втемную. Очень хотела уехать в город, но … началась война. Попала на оборонные работы. Все лето рыла окопы и противотанковые укрепления. Поздней осенью оказалась за Валдаем, потом сбежала на разъезд. Знаете, мне так понравился Васков, понравились его немногословие, крестьянская неторопливость и мужская основательность. Это же снова семейного очага. И почему его все вышучивают? В. Дорогу назад хорошо помнишь? Лиза. Ага , товарищ старшина! В. Погоди, Лизавета. Главное дело болото, поняла? Бродок узкий, влево, вправо - трясина. Доложи, что диверсантов - 16. Мы тут их покружим маленько, но долго не продержимся , сама понимаешь. Л. Ага. Побежала я. / Демонстрируется фрагмент фильма « А зори здесь тихие»/ ( Ведущий зажигает свечку, стоящую на постаменте) -А меня звали Соня. Соня Гурвич. Отец мой был простым участковым врачом, и через всё моё детство прошёл дребезг звонка, после которого папа шёл к больным - днем и ночью, зимой и летом. У нас была очень большая и очень дружная семья- дети, племянники, бабушка, незамужняя мамина сестра. Училась в университете. Все время пропадала в читальном зале , где в меня влюбился один очкастый сосед по лекциям. У нас - то и было всего-навсего одно свидание , а потом он ушёл добровольцем на фронт. Через год и я надела форму. Сапоги на два номера больше. Совсем случайно попала в зенитчицы. В. Овсянина! Прихватила кисет? Р. Забыла, Федот Ефграфыч! Миленький, забыла! Соня.- Я принесу, я знаю, где он лежит! В. Куда, боец Гурвич! Товарищ переводчик! / Текст Гл.8 .. В расселине , скорчившись лежала Гурвич… Полежи тут покуда, Сонечка… Гл.9. Галя смолкла. Стала на колени возле Сониной головы… До .. Маленькой ниточки бесконечной пряжи человечества, перерезанной ножом. / ( Свечка!) / Звучит музыка А. Розенбаум « Вальс на плоскости»/
- А я Галя. Фамилию Четвертак мне дали в детском доме. Потому что меньше всех ростом вышла , в четверть меньше. Ну, я старалась как-то обратить на себя внимание. Однажды ночью подняла визг, сказав всем , что на меня напал бородатый старик , потом всех надоумила искать сокровища монахов, потом переодевалась в призрак , пугала всех по ночам. Потом влюбилась, весь дом был наводнен записками, письмами… Война застала меня на третьем курсе библиотечного техникума. Вся группа явилась в военкомат. Их взяли , меня - нет. Но я все-таки своего добилась : Штурмом взяла подполковника , и он в порядке исключения направил меня в зенитчицы. Но здесь так страшно. Я боюсь! Я не выдержу! / Текст: гл. 2 от слов. …. Немцы шли молча, пригнувшись и выставив автоматы до ….. а ноги ещё бежали, вонзаясь в мох, носками Сониных сапог…./ ( Свечка!) - Меня звали Женя Комелькова. Знаете , что было моей самой большой слабостью ?. Красивое бельё. Ох, и получала же я за него постоянные выговоры , наряды вне очереди и прочие солдатские неприятности. Вообще-то я с детства ничего не боялась. Скакала на лошадях , стреляла в тире , сидела с отцом в засаде на кабана, гоняла на отцовском мотоцикле по военному городку. А еще танцевала на вечерах цыганочку, пела под гитару и крутила романы с лейтенантами. Легко крутила, для забавы , не влюблялась. А полковник Лужин был красив ,таинственен , героичен и …… женат . Он-то и подобрал меня , когда после гибели родных я перешла фронт. Нужна была мне пора , что бы приткнуться , выплакаться , пожаловаться и снова найти себя в этом грозном военном мире. /Текст : Она верела в себя и сейчас … до конца гл.13/ ( Свечка!) - А меня звали Рита Муштакова. На школьном вечере познакомилась с лейтенантом Осяниным. До лета переписывались , а летом расписались, правда, с трудом - мне не хватало до 18 пяти с половиной месяцев. Как же я была счастлива! На заставе выбрали в женский совет , записали во все кружки. Училась перевязывать раненых, стрелять , скакать на лошади , метать гранаты и защищаться от газов. Через год родила мальчика, назвали Альбертом , Аликом, а еще через год началась война. Алика ещё в мае отправила к родителям. Старший лейтенант Осянин погиб на второй день войны. А я узнала об этом только в июле от выжившего чудом сержанта с заставы. Окончила полковую зенитную школу и попросилась на тот участок , где стояла застава лейтенанта Осянина, погибшего в яростном штыковом бою. Научилась ненавидеть тихо и беспощадно. Р. Женя погибла?... Она сразу … умерла? В. Сразу. Не победили они нас, понимаешь. Я ещё живой. Меня ещё повалить надо. Р. Что, рука болит? В. Сердце болит, Рита. Положил ведь я вас , всех пятерых положил, а за что? За десяток фрицев. Р. Ну зачем так?. Все же понятно , война. В. Пока война, понятно, а потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Почему я этих фрицев дальше не пустил, почему такое решение принял. Что ответить , когда спросят: что же вы это , мужики , мам наших от пуль защитить не смогли ?
Р. Не надо. Мы Родину защищали. Послушай. Помнишь , на немцев я у разъезда наткнулась? Я тогда к маме в город бегала. Сыночек у меня там . Три годика. Аликом зовут, Альбертом. Мама больна очень , долго не проживет , а отец мой без вести пропал. В. Не тревожься , Рита. Понял я все. Р. Спасибо тебе. Просьбу мою последнюю выполнишь? В. Нет. Р. Бессмысленно это. Все равно умру . Рана смертельная , только намучаюсь. В. Я разведку произведу и вернусь. К ночи до своих доберемся. Р. Поцелуй меня… Колючий. Завали меня ветками и иди. / Текст « Рита выстрелила в висок… Прости , Женечка, прости»/ ( Свечка!) 2 Вед. Душа томится и болит, Как будто путь не бесконечен , Как будто время не сулит За расставаньем новой встречи. Как будто высохли моря, Как будто небо раскололось, И над Землей , прожившей зря, На веки смолк поющий голос Как будто весь земной гранит В плиту надгробную сложили. Душа скорбит - да как скорбит! Как будто вечность завершили.
Чтение эпиграф.

Какой знак мы должны поставить в конце предложения - темы урока

/ рассуждение учащихся /
Чтение стихотворение « Женщине не нужно воевать» Н. Новосельновой. / Звучит песня « До свидания , мальчики» Б. Окуджавы- 2 куплет/ Задание на дом: Написать эссе на одну из тем:  Что я знаю о Великой Отечественной войне.  Моё отношение к войне.  Моя семья в трудную годину.  Военные реликвии в моей семье. Моя Россия, звезды в синей вечности, Прямы обелиски как лучи. Учи меня высокой человечности И высшей справедливости учи!


В раздел образования