Рабочая программа учебного предмета. История для 5 класса
Автор: Козлова Марина Сергеевна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МОУ Рахмановская средняя общеобразовательная школа имени Е.Ф.Кошенкова Населённый пункт: г.Павловский Посад, Московская область Наименование материала: учебная программа Тема: Рабочая программа учебного предмета. История для 5 класса Раздел: среднее образование
Рабочая программа учебного предмета «История» для 5 класса.
Рабочая программа учебного предмета «История» составлена в соответствии с
Основной образовательной программой основного общего образования муниципального
общеобразовательного
учреждения
Рахмановская
средняя
общеобразовательная
школа
имени
Е.Ф.Кошенкова,
утвержденная
приказом
№158
от
29.08.2014г.,
календарным
учебным графиком на 2015-2016 учебный год.
Программа соответствует уровню развития обучающихся, целям, задачам обучения
и миссии школы.
В соответствии с Учебным планом школы на 2015-2016 учебный год рабочая программа
учебного предмета «История» для 5 класса рассчитана на 70 часов (2 час в неделю).
Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса:
2 контрольные работы, 4 тестирования.
Рабочая программа реализует следующие цели обучения:
- овладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности
до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной
сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному
Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и
мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного
общества;
- развитие способности анализировать содержащуюся в различных источниках
информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом
историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности
современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном
поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Общая характеристика учебного предмета
Основная школа — следующий уровень основного общего образования. Он является
важным звеном, которое соединяет все три уровня основного общего образования:
начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование.
Данный уровень характеризуется наличием значительных изменений в развитии
участников образовательногопроцесса, так как к моменту начала обучения в основной
школе у них расширился кругозор и общее представление о мире. Данный курс играет
важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия
окружающего их мира, создает предпосылки для понимания уважения ими других людей
2
и культур. Содержание предмета построено на основе проблемно-хронологического
принципа, что позволяет уделить необходимое внимание к наиболее важным сквозным
проблемам развития человеческого общества и особенностям развития отдельных
регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные
этапы.
Описание места предмета в Учебном плане
На преподавание Истории в 5 классе отводится 70 часов.
Класс
Часов в неделю
Часов в год
5
2
70
Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты формируемые при изучении Истории:
-осознание
своей
идентичности
как
гражданина
страны,
члена
семьи,
этнической
и
религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение
прав и свобод человека;
-
осмысление
социально-нравственного
опыта
предшествующих
поколений,
способность
к
определению
своей
позиции
и
ответственному
поведению
в
современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и
других народов, толерантность.
Метапредметные результаты формируемые при изучении Истории:
-овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать
и
обобщать
факты,
составлять
простой
и
развёрнутый
план,
тезисы,
конспект,
формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники
информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в
различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
-готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
-активное
применение
знаний
и
приобретённых
умений,
освоенных
в
школе,
в
повседневной
жизни
и
продуктивное
взаимодействие
с
другими
людьми
в
профессиональной сфере и социуме.
3
Предметные результаты формируемые при изучении Истории:
-овладение
целостными
представлениями
об
историческом
пути
человечества
как
необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории
собственной страны;
-способность
применять
понятийный
аппарат
исторического
знания
и
приёмы
исторического
анализа
для
раскрытия
сущности
и
значения
событий
и
явлений
прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
-способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и
поступки личностей во времени и пространстве;
умения
изучать
и
систематизировать
информацию
из
различных
исторических
и
современных
источников,
раскрывая
её
социальную
принадлежность
и
познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
-расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний
личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
-готовность
применять
исторические
знания
для
выявления
и
сохранения
исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Содержание учебного курса
Содержание курса
Характеристика видов деятельности обучающихся
Введение. Увлекательный мир
истории 1 час
Определять на элементарном уровне задачи
исторической науки.
Как жили люди в древности 5 ч.
Выделять и формулировать в тексте учебника
разные версии происхождения человека, объяснять
причины их разнообразия. Выделять в учебной
информации главные признаки явления. Показывать
на карте территорию заселения и стоянки
древнейших людей. Устанавливать
хронологическую последовательность важнейших
событий, определять внешний вид первобытных
людей, условия обитания и занятия. Формулировать
определение понятия «человек разумный».
Обобщать и систематизировать информацию
учебника, делать выводы о значении овладения
огнем для человечества.
Древний Египет (7ч)
Показать на карте долины рек Древнего Востока и
территории первых цивилизаций, долину Нила,
4
дельту. Описывать природные условия Египта.
Устанавливать хронологическую
последовательность событий истории Древнего
Египта. Определять характерные признаки
цивилизации Древнего Египта как речной
цивилизации. Описывать и сравнивать условия
жизни различных социальных групп
древнеегипетского общества на основе различных
источников. На основе фрагментов исторических
источников высказывать суждение о причинах
восстания в Древнем Египте и об отношении
автора документа к описываемым им событиям.
Древнейшие государства
Передней Азии (5 ч)
Объяснять причины возвышения Вавилона на
основе анализа карты и текста учебника. Описывать
образ царя Хаммурапи и характеризовать его
правление. Анализировать приведенные в тексте
фрагменты законов Хаммурапи и обобщать
результаты исследовательской работы в
комплексной характеристике Вавилона, высказывать
аргументированное суждение о значении его
законов. Сопоставлять признаки железного века с
предыдущими периодами, определять последствия
освоения человечеством обработки железа.
Показывать на исторической карте территорию
Финикии, города, торговые пути, колонии.
Описывать занятия жителей Финикии в контексте
природно-географических условий страны.
Высказывать суждения о вкладе финикийцев в
мировую культуру
Древнейшие государства Индии
и Китая (6 ч)
Характеризовать особенности природных условий
страны, занятия жителей. Объяснить причины
перехода к оседлому образу жизни. Соотносить
события истории Индии с историей государств
Древнего Востока. Раскрывать характерные черты
верований индийцев. Описывать памятники
5
культуры и достижения индийцев, высказывать
суждение о вкладе в мировую культуру.
Объяснять причины образования каст. Сравнивать
древнеиндийскую цивилизацию с другими
цивилизациями железного века, выделять сходство и
отличия.
Показывать на исторической карте территорию
империи Цинь, крупные города, Великую
Китайскую стену, Великий шелковый путь.
Соотносить важнейшие события истории Древнего
Китая с историей других государств Древнего
Востока. Сравнивать формы государственного
устройства, положение различных групп населения
в Индии и Китае.
Жители и государства Древней
Греции 14 ч. Культура Древней
Греции (5 ч)
Показывать на исторической карте территорию
Греции и Крита, соотносить их географическое
положение с уже известными государствами.
Описывать природные условия страны и делать
выводы о занятиях ее жителях, сравнивать их с
природно-географическими условиями Древнего
Египта и Междуречья. Высказывать суждения о
причинах образования и гибели государств.
Анализировать мифы, выделять в содержании
факты, подтвержденные археологическими
раскопками. Описывать памятники истории и
культуры, высказывать суждения об их
исторической и культурной ценности. Сопоставлять
версии причин Троянской войны.
Показывать на исторической карте направления
вторжения дорийских племен, характеризовать его
последствия для истории Греции. Определять во
времени место «темных веков» и Троянской войны,
соотносить события древнейшей истории Греции и
государств Древнего Востока. Анализировать
отрывки из поэм о Троянской войне по различным
6
критериям; высказывать суждения об их месте в
мировом культурном наследии. Готовить
тематические сообщения и проекты по
дополнительным источникам. Образно описывать
театральные представления. Высказывать суждения
о значении древнегреческой культуры в мировой
истории. Готовить тематические сообщения и
проекты по дополнительным источникам.
Описывать устройство храма, сравнивать его с
древневосточными храмами. Творчески
реконструировать образ Акрополя. Обобщать
информацию о скульпторах и их произведениях,
выявлять и объяснять различия между греческими и
древневосточными искусством.
Создание державы Александра
Македонского. Эпоха эллинизма
(5 ч)
Формулировать причины возвышения Македонии,
дать образную характеристику Филиппа II.
Сравнивать отношение разных слоев греческого
населения к угрозе македонского завоевания.
Высказывать суждение позиции о суждении
Демосфена и его сторонников. Рассказывать о битве
при Херонее, высказывать суждения о её значении
для дальнейшей судьбы Греции. Выявлять
предпосылки завоеваний Александра Македонского.
Определять во времени даты похода Александра
Македонского на Восток и важнейших событий,
соотносить эти события с другими датами истории
Древней Греции и Древнего Востока.
Формулировать причины побед Александра
Македонского над персами в Малой Азии.
Определять характер военных действий и их
последствия. Объяснять причины отказа войска
продолжать восточный поход.
Рим покоряет Италию (4 ч)
Показывать на исторической карте территорию
Апеннинского полуострова, о. Сицилия, Лаций,
7
земли этрусков, греческие колонии. Соотносить
расположение значимых объектов по истории
Древнего Рима с известными объектами истории
Древнего мира. Описывать природные условия и
занятия римлян, сравнить их с Древней Грецией,
делать выводы об их сходстве и различия.
Анализировать данные легенды о возникновении
Рима, сопоставлять с данными археологических
раскопок. Раскрывать существенные черты
положения патрициев и плебеев, формулировать
причины борьбы плебеев за свои права и
установление республики.
Рим - властелин морей 7 часов.
Римские завоевания в
Средиземноморье - 3 часа.
Давать образную характеристику выдающимся
историческим личностям. Характеризовать причины
второй Пунической войны, цели, характер военных
действий римлян и карфагенян. Использовать
историческую карту и схему битвы при Каннах как
источник информации, рассказывать о важнейших
событиях, высказывать суждения об их
историческом значении, прогнозировать развитие
событий. Формулировать причины победы римлян
во второй Пунической войне, давать оценку этому
событию. Готовить тематические сообщения и
проекты по дополнительным источникам.
Называть государства, ставшие объектами
завоеваний Рима в Восточном Средиземноморье.
Объяснять причины военного превосходства римлян
и их победы в борьбе за господство во всем
Средиземноморье. Высказывать суждения о
последствиях римских завоеваний для покоренных
народов и самих римлян. Выявлять противоречия и
проблемы, связанные с завоевательной политикой
Рима и положением основных групп населения
Рима. Формулировать причины разорения римских
крестьянских хозяйств и обогащения аристократов
8
Расцвет и закат Римской
империи (9 ч)
Различать и сопоставлять признаки республики и
монархии в политической жизни Рима при
Октавиане Августе, делать выводы о реальной
форме его правления. Давать образную
характеристику Октавиана Августа. Объяснять
причины расцвет римской культуры, высказывать
суждение о художественных достоинствах
произведений золотого века римской поэзии и
значении достижений древлян римлян. Готовить
тематические сообщения и проекты по
дополнительным источникам.
Объяснять причины усиления монархических черт
управления Римом. Давать образную характеристику
ярким историческим личностям и формулировать
своё отношение к ним. Показывать на карте новые
завоеванные территории и границы империи в
период наивысшего расцвета. Готовить
тематические сообщения и проекты по
дополнительным источникам. Давать обобщенную
характеристику императоров Диоклетиана и
Константина, анализировать их реформы в сферах
политики, экономики, религии и культуры.
Показывать на исторической карте направления
движения варварских народов к границам Римской
империи, а также территории Восточной Римской
империи и Западной империи. Формулировать
причины падения Западной Римской империи,
оценивать значение этого события в масштабах
истории Древнего мира и мировой истории
Календарно-тематический план
№
урока
Содержание
(название общих
Характеристика
основных видов
Плановые
сроки
Скоррек
тиро-
9
тем, темы уроков)
деятельности ученика
по теме
прохожде
ния
ванные
сроки
1.1
Введение.
Увлекательный
мир истории
Различать
хронологиче ские
рамки
истории
Древнего
мира.
Высказывать
суждения
о
роли
археологии, этнографии, видов в
изучении прошлого
1.09.15-
4.09.15
1.Как жили люди в древности 5 ч.
2.1
Первые люди на
Земле
Объяснять причины появления
религиозных взглядов и
ритуалов, раскрывать связь
искусства и религии в п\о,
используя новые понятия.
Оценивать мифы как памятники
духовной культуры древних
народов и исторические
источники.Показывать на карте
пути освоения первобытными
людьми новых земель.
Объяснять причины миграции
людей. Описывать условия
обитания, внешний вид, занятия,
ОТ древних людей с помощью
тестовых и человечества, делать
выводы о достижениях
человечества в период каменного
века наглядных источников,
сравнивать их на разных этапах
существования
7.09.15-
11.09.15
3.2
Открытия и
изобретения
древних
охотников.
4.3
Искусство и
религия
первобытных
людей
14.09.15-
18.09.15
5.4
Возникновение
земледелия и
скотоводства.
Появление знати.
6.5
Счет лет в
истории
21.09.15-
25.09.15
2. Древний Египет (7ч)
7.1
«Египет — дар
Нила».
Актуализировать знания о
различных видах исторических
источниках. Оценивать
исторические значение
дешифровки письменности
Ф.Шампольоном.
Характеризовать деспотическую
власть в Египте.
Описывать и сравнивать условия
жизни различных социальных
21.09.15-
25.09.15
8.2
Земледельцы и
ремесленники.
28.09.15-
2.10.15
9.3
Фараоны и
пирамиды.
10.4
Жизнь в Древнем
Египте.
5.10.15-
11.5
Завоевания
фараонов
10
групп древнеегипетского
общества на основе различных
источников. На основе
фрагментов исторических
источников высказывать
суждение о причинах восстания в
Древнем Египте и об отношении
автора документа к описываемым
им событиям.
9.10.15
12.6
Культура
Древнего Египта.
12.10.15-
16.10.15
13.7
Обобщающее
повторение по
теме. Тест: Египет
3. Древнейшие государства Передней Азии (5 ч)
14.1
Страна двух рек.
Сравнивать природные условия
Древнего Египта и Междуречья,
занятия людей, выделять
сходство и различия. Определять
характерные признаки
цивилизации Междуречья,
описывать памятники
Междуречья. Анализировать миф
о потопе, высказывать суждения
о ценности мифов для изучения
Междуречья. Показывать на
исторической карте территорию
Палестины, города, государства.
Описывать исторические
события и памятники культуры
на основе текста и
иллюстративного материала.
19.10.15-
23.10.15
15.2
Вавилонский царь
Хаммурапи и его
законы
16.3
Финикийские
мореплаватели.
26.10.15-
30.10.15
17.4
Древняя
Палестина.
Ассирийская
военная держава
18.5
Победители
Ассирии. Тест
Великая
Персидская
держава.
9.11.15-
13.11.15
4. Древнейшие государства Индии и Китая (6 ч)
19.1
Образование
державы Маурьев
в Индии.
Показать на карте территории
расселения народов, границы
государств, города. Сравнивать
природные условия Индии и
Китая с природными условиями
Древнего Египта и Междуречья.
Активизировать содержание
фрагментов исторических
источников, на основе их делать
выводы о хозяйственной
жителей, социально-
политическом устройстве,
религиозном представлении
Индии и Китая. Рассказывать о
9.11.15-
13.11.15
20.2
Древнейшие
цивилизации
Индии.
16.11.15-
20.11.15
21.3
Индийские касты
22.4
Единое
государство в
Китае.
23.11.15-
27.11.15
23.5
Древнейшие
цивилизации
Китая
11
выдающихся памятниках
истории и культуры Китая,
высказывать суждение об их
мировом историко-культурном
наследии.
24.6
Учения
Китайских
мудрецов.Тест:
государства
Индии и Китая
30.12.15-
4.12.15
5. Жители и государства Древней Греции 14 ч.
Культура Древней Греции (5 ч)
25.1
Греция и Крит в
эпоху бронзы.
Актуализировать знания о
понятии «культура»,
формулировать определение
понятия «классическая
культура», анализировать и
обобщать информацию о
древнегреческой культуре, делать
выводы о её характерных чертах.
Образно реконструировать
системы воспитания и обучения
мальчиков и девочек в Афинах и
Спарте, сравнивать их,
формулировать причины
отличия. Рассказывать о
выдающихся учёных Древней
Греции и их достижениях, давать
оценку этим личностям,
высказывать суждения о
значении их деятельности для
современного мира. Описывать
устройство храма, сравнивать его
с древневосточными храмами.
Творчески реконструировать
образ Акрополя. Обобщать
информацию о скульпторах и их
произведениях, выявлять и
объяснять различия между
греческими и древневосточными
искусством. Готовить
тематические сообщения и
проекты по дополнительным
источникам.
Проверка знаний по изученным
темам знания по теме.
30.12.15-
4.12.15
26.2
Микены и Троя.
7.12.15-
11.12.15
27.3
Поэмы Гомера.
28.4
Боги и герои
Эллады.
14.12.15-
18.12.18
29.5
Древнегреческие
поэмы. Тест:
Древняя Греция
30.6
Греческие полисы
и Великая
греческая
колонизация.
21.12.15-
25.12.15
31.7
Афинский полис.
32.8
Древняя Спарта.
11.01.16-
15.01.16
33.9
Герои
Марафонской
битвы.
34.10
Персидское
вторжение в
Грецию.
18.01.16-
22.01.16
35.11
Расцвет
демократии в
Афинах.
36.12
Хозяйственное
развитие Греции в
V в. до н.э.
25.01.16-
29.01.16
37.13
Пелопоннесская
война
38.14
Граждане, ученые
и атлеты Греции.
1.02.16-
5.02.16
39.15
Образование и
воспитание детей.
Описывать устройство храма,
сравнивать его с
древневосточными храмами.
Творчески реконструировать
образ Акрополя. Обобщать
информацию о скульпторах и их
произведениях, выявлять и
40.16
Олимпийские
игры.
8.02.16-
12.02.16
41.17
Архитекторы,
скульпторы,
поэты Греции
42.18
Афинский театр.
15.02.16-
12
объяснять различия между
греческими и древневосточными
искусством.
20.02.16
43.19
Контрольная
работа: Жители и
государства
Древней Греции
6. Создание державы Александра Македонского. Эпоха эллинизма (5 ч)
44.1
Возвышение
Македонии
Раскрывать причины распада
державы Александра
Македонского, выявлять
существенные черты
государственного устройства
вновь образованных государств,
формулировать определение
понятия «эпоха эллинизма».
Образно описывать Александрию
Египетскую и её
достопримечательности.
Высказывать суждения об
исторической ценности
культурного наследия эпохи.
24.02.16-
26.02.16
45.2
Завоевания
Александра
Македонского
46.3
Греческий
Восток.
29.02.16-
4.03.15
47.4
Культурное
наследие.
48.5
Повторительно-
обобщающий
урок по теме
«Древняя
Греция». Тест:
Александр
Македонский
14.03.16-
18.03.16
7. Рим покоряет Италию (4 ч)
49.1
Начало римской
истории
Активизировать
учебный
текст,
с р а в н и в а т ь
ф а к т ы
п о
предложенным
критериям
и
ф о р м ул и р о в ат ь
в ы в од ы
о
сходстве и различиях, патрициев
и
плебеев,
царей
и
консулов.
Характеризовать
о с н о в н ы е
результаты
борьбы
плебеев
за
гражданские права
14.03.16-
18.03.16
50.2
Республика
римских граждан.
28.03.16-
1.04.16
51.3
Процветание
Рима.
52.4
Завоевание Римом
Италии.
4.04.16-
8.04.16
8. Рим - властелин морей 7 часов.
Римские завоевания в Средиземноморье - 3 часа.
53.1
Первая война с
Карфагеном
Давать сравнительную
характеристику Красса Помпея и
Цезаря. Находить и показывать
на карте историко-
географические объекты,
связанные с гражданской войной.
Объяснять политические
последствия перехода Цезарем
Рубикона, выделять в
сложившейся ситуации признаки
гражданской войны.сравнивать
4.04.16-
8.04.16
54.2
Война с
Ганнибалом.
11.04.16-
15.04.16
55.3
Рим —
завоеватель
Средиземно-
морья.
13
диктатуру Суллы и Цезаря,
объяснять чьи интересы
защищал Цезарь, причины
заговора против него. Давать
оценку личности Цезаря как
полководца и правителя,
высказывать суждения о его роли
в истории.
Формулировать причины побед
Антония и Октавиана в борьбе со
сторонниками республики и
побед Октавиана в борьбе за
единоличную власть.
Систематизировать тенденции
социально-политического
развития Рима. Показывать на
карте места важнейших событий,
ускоривших падение республики.
Готовить тематические
сообщения и проекты по
дополнительным источникам.
56.4
Народные
трибуны —
братья Гракхи
18.04.16-
22.04.16
57.5
Сулла — первый
военный диктатор
Рима
58.6
Восстание
Спартака.
25.04.16-
29.04.16
59.7
Цезарь —
повелитель Рима
60.8
Падение
республики.
10 . 05.16-
13.05.16
61.9
Обобщающее
повторение по
теме..
Римские
завоевания в
Средиземноморье
16.05.16-
20.05.16
62.10
Итоговая
контрольная
работа.
8. Расцвет и закат Римской империи (8 ч)
63.1
Анализ
контрольной
работы.
Итоговый урок
по курсу
«Древний мир».
Рим - властелин
морей часов.
Актуализировать и обобщать
знания по истории п\о и
цивилизаций Древнего мира
определять место исторических
событий во времени.
Использовать карты как
источники информации о
важнейших событиях
первобытности и Древнего мира.
Проводить поиск информации в
отрывках исторических текстов,
материальных памятниках
Древнего мира. Формулировать
определения важнейших
понятий. Древнего мира.
Объяснять причины перехода от
присваивающего хозяйства к
производящему, от
первобытности к цивилизации,
от Античности к новому
историческому этапу – эпохе
Средневековья. Описывать
условия существования,
основные занятия, образ жизни
людей в п\о и крупнейших
23.05.16-
27.05.16
Резерв
64.2
Рим - властелин
морей часов.
65.3
Жизнь в Римской
империи.
Образ
жизни римлян.
66.4
Кризис Римской
империи в III
веке.
Резерв
Резерв
67.5
Христианство.
Резерв
68.6
Императоры
Диоклетиан и
Константин.
Падение Западной
Римской империи.
Резерв
14
Резерв
государствах Древнего мира.
Объяснять причины
возникновения искусства и
религии. Раскрывать
существенные черты культур и
религии Древнего мира,
выделять сходство и различия.
69.7
Император
Октавиан Август
Резерв
70.8
Цезари Рима.
Резерв
Итого:
70 часов
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного
процесса
1.Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С.. Всеобщая история. История Древнего мира.5
класс/М. «Просвещение» 2014 год
2. Проектор
3. Экспозиционный экран.
4. Ноутбук
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате освоения предмета Истории в 5 классе обучающийся научится
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты
важнейших событий всеобщей истории;
- соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность
исторических событий.
- характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты
важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
- читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить
местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
- осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках
(материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место
создания.
- последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их
участниках;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные
исторические эпохи;
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов,
электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических
объектов, памятников.
- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- различать причину и следствие исторических событий, явлений; \
15
- выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной
литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным
событиям и личностям в истории и их оценку.
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных
событий;
- использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с
людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании
школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников
истории и культуры).
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания творческой группы №1
от 28.09.2015г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР _______________ Миронова Н.И.
от 28.09.2015г.
16
17