Автор: Бушмакина Елена Степановна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 29
Населённый пункт: Г. Магадан
Наименование материала: учебная программа
Тема: "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 10 КЛАСС"
Раздел: полное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №29»
«Согласовано»
Руководитель методического объединения
2015г.
«Утверждаю»
директор МАОУ СОШ №29
2015 г.
РА Б О Ч А Я
П РО Г РА М М А
П О
Ф ИЗИК Е
ДЛЯ
10
КЛАССА
Н А
2 0 1 5 / 2 0 1 6
У Ч Е БН ЫЙ
ГОД
Учитель физики
Бушмакина Е.С.
Магадан 2015
Пояснительная записка
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета естественного цикла в школе, вносит
существенный вклад в систему знаний, об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества,
способствует формированию современного научного мировоззрения.
Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных
интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с
методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их
разрешению.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным
методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образование структурируется на основе физических теорий:
механики, молекулярной физики, электродинамики, электромагнитных колебаний и волн, квантовой физики.
Особенностью
предмета
«физика»
в
учебном
плане
образовательной
школы
является
и
тот
факт,
что
овладение
основными
физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный
вклад в систему знаний об окружающем мире. Школьный курс физики – системообразующий для естественно-научных учебных предметов,
поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.
Изучение физики является необходимым не только для овладения основами одной из естественных наук, являющейся
компонентой современной культуры. Без знания физики в ее историческом развитии человек не поймет историю формирования других
составляющих современной культуры. Изучение физики необходимо человеку для формирования миропонимания, для развития научного
способа мышления.
Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных
интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с
методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их
разрешению.
Ценностные ориентиры курса физики рассматриваются как формирование уважительного отношения к созидательной и
творческой
деятельности,
понимания
необходимости
эффективного
и
безопасного
использования
различных
технических
устройств,
сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
Курс физики обладает возможностью для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс
общения , грамотная речь, а ценностные ориентиры направлены на воспитание у обучающихся правильного использования физической
терминологии, потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонентов, участвовать в дискуссии, способности открыто выражать и
аргументированно отстаивать свою точку зрения
Целями изучения физики в средней ( полной) школе являются:
- формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость физического знания для каждого
человека, независимо от его профессиональной деятельности; умений различать факты и оценки. Сравнивать оценочные выводы, видеть их
связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
- формирование у обучающихся целостного представления о роли физики в создании современной естественно-научной картины
мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды,
используя для этого физические знания;
- приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков ( ключевых
компетенций), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности,- навыков решения проблем, принятия решений,
поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, навыков сотрудничества, эффективного и
безопасного использования различных технических устройств;
- овладение системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах
их использования в повседневной жизни.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
- приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлений, физических величинах,
характеризующих эти явления;
-
формирование
у
учащихся умений
наблюдать
природные
явления
и выполнять
опыты,
лабораторные
работы
и
экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема,
теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
-
понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки удовлетворения бытовых ,
производных и культурных потребностей человека
Учебная программа 10 класса рассчитана на 68 часов , по 2 часа в неделю.
Курс завершается итоговым тестом,
составленным согласно требованиям уровню подготовки выпускников средней ( полной) школы
Требования к уровню подготовки выпускника 10-го класса
В результате изучения физики ученик 10 класса должен:
Знать/понимать:
Смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, физический закон, теория, принцип, постулат,
пространство, время, вещество, взаимодействие, инерциальная система отсчета, материальная точка, идеальный газ, электромагнитное поле;
Смысл физических величин: путь, перемещение, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа,
мощность , кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, момент силы, период, частота, амплитуда
колебаний, длина волны, внутренняя энергия, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания,
температура,
абсолютная
температура,
средняя
кинетическая
энергия
частиц
вещества,
количество
теплоты,
удельная
теплоемкость,
влажность воздуха,
электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и
мощность электрического тока, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля,
электродвижущая сила.
Смысл физических законов, принципов, постулатов: принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда,
законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса и механической энергии, закон сохранения энергии в
тепловых процессах , закон термодинамики, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка электрической цепи, закон
Джоуля – Ленца, закон Гука, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, закон Кулона, закон Ома
для полной цепи, основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного мировоззрения
Уметь описывать и объяснять:
-
физические
явления:
равномерное
прямолинейное
движение,
равноускоренное
прямолинейное
движение,
передачу
давления
жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление,
кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока;
-
физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли, свойства газов, жидкостей и
твердых тел;
-
результаты экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела, нагревание газа при его
быстром сжатии охлаждение при быстром расширении, повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде, броуновское
движение, электризацию тел при их контакте, зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения;
- фундаментальные опыты, оказывающие существенное влияние на развитие физики;
-
приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в
энергетике;
- определять характер физического процесса по графику, таблице и формуле;
-
отличать
гипотезы
от
научных
теорий,
делать
выводы
на
основе
экспериментальных
данных,
приводить
примеры,
показывающие, что: наблюдение и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность
теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще не
известные явления;
-
приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдение и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и
научных теорий, эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять
явления природы и научные факты, физическая теория позволяет предсказывать еще не известные явление и их особенности, при
объяснении природных явлений используются физические модели, один и тот же природный объектили явление можно исследовать на
основе использование разных моделей, законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;
-
измерять: расстояние , промежутки времени, массу, силу, давление, температуру, влажность воздуха , силу тока, напряжение,
электрическое сопротивление, работу и мощность электрического тока, скорость, ускорение свободного падения, плотность вещества,
работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, ЭДС и
внутреннее сопротивление источника тока, представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;
- применять полученные знания для решения физических задач;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения
безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, оценки влияния на организм
человека
и
другие
организмы
загрязнения
окружающей
среды,
рационального
природопользования
и
охраны
окружающей
среды,
определения собственной позиции по отношению к экологическим проблем и поведению в природной среде.
Результаты освоения курса физики
Личностные результаты:
В ценностно - ориентационной сфере – чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное
отношение к труду, целеустремленность;
В трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
В познавательной ( когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметные результаты:
Использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания
( системно – информационный анализ, моделирование и т д ) для изучения различных сторон окружающей действительности;
Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение,
систематизация, выявление причинно – следственных связей, поиск аналогов;
Умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике;
Использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы
представления информации от целей коммуникации и адресата.
Предметные результаты:
В познавательной сфере: давать определения изученным понятиям, называть основные положения изученных теорий и гипотез,
описывать демонстрационные и самостоятельно проводить эксперименты, используя для этого естественный ( русский, родной) язык и язык
физики, классифицировать изученные объекты и явления, делать выводы и умозаключения из наблюдений , изученных физических
закономерностей,
прогнозировать
возможные
результаты,
структурировать
изученный
материал,
интерпретировать
физическую
информацию,
полученную
из
других
источников,
применять
приобретенные
знания
по
физике
для
решения
практических
задач,
встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природопользования
и охраны окружающей среды;
В
ценностно
–
ориентационной
сфере
–
анализировать
и
оценивать
последствия
для
окружающей
среды
бытовой
и
производственной деятельности человека, связанной с использованием физических процессов ;
В трудовой сфере – проводить физический эксперимент;
В
сфере
физической
культуры
–
оказывать
первую
помощь
при
травмах,
связанных
с
лабораторным
оборудованием
и
бытовыми техническими устройствами.
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений
и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно
выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет
применять знания в новой ситуации при выполнении практических
заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом,
усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования
собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и
материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их
исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но
в
ответе
имеются
отдельные
пробелы
в
усвоении
вопросов
курса
физики,
не
препятствующие
дальнейшему
усвоению
вопросов
программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых
задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул,
допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок,
одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и
допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и
одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки
и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и
трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей
работы.
оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности
проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и
режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете
правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой
ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить
правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать
правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Учебно – методический комплект
1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика 10 класс. – М.: Просвещение, 2012.
2. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 10-11 классы.-М.: Дрофа, 2011.
3. Лебедев И.Ю. Физика ЕГЭ Учебно – справочные и контрольно – измерительные материалы. – М.: Просвещение, 2012.
4. Марон, А. Е. Физика. 7 кл. : дидактические материалы / А. Е. Марон, Е. А. Марон.
М. : Дрофа. 2010.
5 . Марон,
А.
Е. Физика. 7 кл. : тренировочные задания; Задания для самоконтроля; Самостоятельные работы и др. Учебно-
методическое пособие / А. Е. Марон, Е. А. Марон. М. : Дрофа. 2010.
Содержание материала комплекта полностью соответствует Примерной программе по физике среднего ( полного) общего
образования ( базовый уровень) , обязательному минимуму содержания. Комплект рекомендован Министерством образования РФ.
Изучение курса физики в 10 классе структурировано на основе физических теорий следующим образом: механика, молекулярная
физика, электродинамика. Ознакомление учащихся с разделом « Физика и методы научного познания» предполагается проводить при
изучении всех разделов курса.
Контрольно – измерительные материалы, направленные на изучение уровня:
знаний основ физики (монологический ответ, экспресс – опрос, фронтальный опрос, тестовый опрос, написание и защита
сообщения по заданной теме, объяснение эксперимента)
приобретенных навыков самостоятельной и практической деятельности учащихся
(в ходе выполнения лабораторных
работ и решения задач)
развитых
свойств
личности:
творческих
способностей,
интереса
к
изучению
физики,
самостоятельности,
коммуникативности, критичности, рефлексии.
Используемые технические средства
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Используемые
технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества, развития исследовательских
навыков, дифференцированного подхода в обучении развития творческих способностей
Основное содержание курса
МЕХАНИКА (24 Ч)
1.КИНЕМАТИКА (8 Ч)
Естественнонаучный метод познания окружающего мира. Движение точки и тела. Положение точки в пространстве. Механическое
движение, виды движения, его характеристики. Способы описания движения. Перемещение. Скорость равномерного прямолинейного
движения. Мгновенная скорость. Сложение скоростей. Ускорение. Скорость при движении с постоянным ускорением. Свободное падение
тел.
Равномерное движение точки по окружности.
2.ДИНАМИКА. ДИНАМИКА И СИЛЫ В ПРИРОДЕ. (8 Ч)
Инерциальная система отсчёта. I закон Ньютона. Сила. II закон Ньютона. III закон Ньютона. Принцип относительности Галилея. Закон
всемирного тяготения. Сила тяжести и вес тела. Невесомость. Деформации и сила упругости. Закон Гука. Сила трения.
3. ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В МЕХАНИКЕ. СТАТИКА (8Ч)
Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Мощность. Энергия. Закон сохранения энергии в механике. Равновесие тел.
Условия равновесия тел.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА (22 Ч)
4.МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА (10 Ч)
Основные положения МКТ. Броуновское движение. Молекулы. Строение вещества. Идеальный газ в МКТ. Основное уравнение МКТ.
Температура. Тепловое равновесие. Абсолютная температура. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.
5. ВЗАИМНОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ ЖИДКОСТИ И ГАЗА В ТВЕРДЫЕ ТЕЛА (4 ЧАСА)
Насыщенный пар. Кипение. Критическая температура кипения. Влажность воздуха. Строение и свойства кристаллических и аморфных тел.
6. ТЕРМОДИНАМИКИ (8 Ч)
Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. I закон термодинамики. Адиабатный процесс. II закон термодинамики. Тепловые двигатели.
КПД тепловых двигателей.
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (21 час)
7. ЭЛЕКТРОСТАТИКА (8Ч)
Электрический заряд. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность
электрического поля. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов.
Электроемкость. Конденсатор.
8 ЗАКОНЫ ПОСТОЯННОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА (7 ЧАСОВ)
Электрический ток. Условия, необходимые для существования электрического тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Работа и
мощность постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
3.ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В РАЗЛИЧНЫХ СРЕДАХ (6 ЧАСОВ)
Электрическая проводимость металлов. Зависимость сопротивления от температуры. Электрический ток в полупроводниках.
Полупроводниковые приборы. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в газах. Плазма.
РЕЗЕРВ 1 Ч
Календарно-тематическое планирование
№
урока
№
урока
раздела
Тема урока
Элементы
содержания
Планируемые предметные
результаты
Вид контроль
Характеристика
деятельности
учащихся
Дата
МЕХАНИКА (24 часа)
Кинематика (8часов)
1
1
Физика и познание
мира. Что такое
механика.
Физика как наука.
Научные методы
познания
окружающего мира.
Границы
применимости
физических законов
и теорий.
Понимать смысл
естественнонаучного метода
познания
окружающего
мира.
Фронтальный
опрос
Демонстрируют
уровень знаний об
окружающем мире.
Наблюдают и
описывают
физические явления.
Характеризуют
физику как основу
естествознания.
2
2
Основные понятие
кинематики
Движение точки и
тела. Положение
точки в
пространстве.
Система отсчета,
Знать методы описания положения
точки в пространстве.
Изучают
представление о
модели
макроскопического
тела, формулируют
перемещение
основную задачу.
Учатся
монологической и
диалогической речи.
3
3
Скорость
равномерного
прямолинейного
движения.
Скорость
равномерного
прямолинейного
движения.
Графическое
представление
равномерного
прямолинейного
движения.
Знать понятие: скорость,
равномерное прямолинейное
движение. Уметь анализировать
графики равномерного
прямолинейного движения.
Фронтальный
опрос.
Работа с
дидактическим
материалом
Повторяют свойства
и определяют
характеристики
равномерного
движения
материальной точки.
Отрабатывают
действие со знаково-
символическими
средствами.
4
4
Мгновенная
скорость.
Сложение
скоростей.
Принцип
относительности в
механике
Мгновенная
скорость. Закон
сложения скоростей.
Знать понятие мгновенной
скорости, закон сложения
скоростей
Физический
диктант.
Закрепляют знания о
скорости
неравномерного
движения,
мгновенной
скорости. Правила
сложения скоростей.
Структурируют
знания.
5
5
Аналитическое
описание
равноускоренного
прямолинейного
движения.
Ускорение.
Скорость при
движении с
постоянным
ускорением.
Понятия и формулы
равномерного и
равноускоренного
движение тела.
Знать понятия: ускорение,
координата, скорость при
движении с постоянным
ускорением. Уметь применять
понятия и формулы равномерного
и равноускоренного движение тела
при решении задач.
Фронтальный
опрос.
Работа с
дидактическим
материалом
Характеризуют
прямолинейное
равноускоренное
движение,
закрепляют знания
об ускорении и
скорости при
прямолинейном
равноускоренном
движении.
.
Составляют план и
последовательность
действий.
6
6
Свободное
падение тел –
частный случай
РУПД.
Свободное падение
тел, опыт Галилея.
Знать понятие свободное падение
тел. Иметь представление о
траекториях закономерностях
движения тел при свободном
падении.
Фронтальный
опрос.
Работа с
дидактическим
материалом
Учатся находить
проекции векторов
скорости и
ускорения
свободного падения
на координатные
оси, составлять
уравнения движения
в проекциях.
Выбирают наиболее
эффективные
способы решения
задач.
7
7
Равномерное
движение точки
по окружности.
Равномерное
движение точки по
окружности.
Знать понятие равномерное
движение точки по окружности,
физические величины,
характеризующее движение точки
по окружности.
Фронтальный
опрос.
Работа с
дидактическим
материалом
Изучают величины,
характеризующие
движение точки по
окружности.
Работают в группах.
8
8
Зачет по теме
«Кинематика»
Основы кинематики.
Уметь решать задачи на
применение понятий и формул
кинематики.
Контрольная работа №1 «Основы
кинематики».
Отвечают на
вопросы и
решают задачи.
Систематизируют
полученные знания.
Сличают способ и
результат своих
действий с заданным
эталоном,
обнаруживают
отклонения и
отличия от эталон
2.Динамика и силы в природе. (8часов).
9
1
Масса и сила.
Законы Ньютона и
экспериментально
е подтверждение
Инерциальная
система отсчёта
Первый, второй,
третий законы
Ньютона. Границы
их применимости
Знать: первый, второй, третий
законы Ньютона. Границы
применимости законов.
Инерциальная система отсчёта
Фронтальный
опрос.
Раскрывают
содержание
принципа
причинности,
изучают понятия о
взаимодействии тел
и свободном теле,
раскрывают суть
инерциального
движения как
идеального
движения.
Понятие об ИСО,
формулируют
законы динамики и
принцип
относительности
10
2
Решение задач на
применение
законов Ньютона.
Законы Ньютона.
Уметь применять законы Ньютона
при решении задач.
Фронтальный
опрос.
Работа с
дидактическим
материалом
Применяют законы
Ньютона при
решении задач.
Работают в группах.
11
3
Силы в механике.
Гравитационные
силы
Закон всемирного
тяготения. Границы
применимости
закона.
Знать закон всемирного тяготения.
Границы применимости закона.
Фронтальный
опрос.
Изучают понятие
силы как физической
величины,
характеризующей
действие одного тела
на другое,
формируют умение
характеризовать
действия силами
12
4
Сила тяжести и вес
тела. Невесомость.
Сила тяжести и вес
тела. Невесомость
Знать понятия: сила тяжести и вес
тела. Невесомость. Уметь решать
Тест №2
«Законы
Формируют
представление о
Решение задач по
теме
«Гравитационные
силы и вес тела»
задачи по теме
Тест №2 «Законы Ньютона».
Ньютона».
явлении
невесомости,
космической
скорости,
невесомости и
перегрузке
13
5
Силы упругости-
силы
электромагнитной
природы
Сила упругости.
Закон Гука. Границы
применимости
закона.
Знать понятия: деформации и сила
упругости. Закон Гука. Границы
применимости закона
Фронтальный
опрос.
Работа с
дидактическим
материалом
Изучают силы
упругости, закон
Гука, изучить
движение тела под
действием силы
упругости
14
6
Лабораторная
работа №1
«Изучение
движения тела по
окружности под
действием сил
тяжести и
упругости».
Движения тела по
окружности под
действием сил
тяжести и
упругости.
Уметь работать с приборами,
измерять и обрабатывать
полученные данные,
формулировать вывод.
Лабораторная
работа №1
«Изучение
движения тела
по окружности
под действием
сил тяжести и
упругости».
Работают с
приборами,
измеряют и
обрабатывают
полученные данные.
Формулируют
выводы.
Сотрудничают с
учителем и
учащимися класса.
15
7
Сила трения
Роль сил трения.
Силы трения между
соприкасающимися
поверхностями
твёрдых тел. Силы
сопротивления при
движении твёрдых
тел в жидкостях и
газах.
Знать: роль сил трения. Силы
трения между соприкасающимися
поверхностями твёрдых тел. Силы
сопротивления при движении
твёрдых тел в жидкостях и газах.
Фронтальный
опрос.
Работа с
дидактическим
материалом.
Изучить явление
трения, движение
тела под действием
силы и трения.
Структурируют и
классифицируют
полученный знания.
16
8
Зачет по теме:
«Динамика силы
Законы Ньютона,
силы тяжести,
Знать законы Ньютона, закон
всемирного тяготения, закон Гука,
Отвечают на
вопросы и
Систематизируют
полученные знания.
в природе»
упругости, трения.
силу трения. Уметь применять
законы и формулы при решении
задач.
решают задачи.
Сличают способ и
результат своих
действий с заданным
эталоном,
обнаруживают
отклонения и
отличия от эталон
Законы сохранения в механике. (7часов)
17
1
Закон сохранения
импульса.
Импульс, импульс
тела и силы, закон
сохранения
импульса. Границы
применимости
закона.
Знать понятия: Импульс, импульс
тела и силы, закон сохранения
импульса. Границы применимости
закона.
Фронтальный
опрос.
Работа с
дидактическим
материалом
Изучают понятие
импульса
материальной точки,
определить понятия
«замкнутая
физическая
система», «внешние
силы», «внутренние
силы». формулируют
закон сохранения
импульса
18
2
Реактивное
движение.
Реактивное
движение.
Знать понятие реактивного
движения, устройство ракеты.
Уметь применять законы и
формулы при решении задач на
закон сохранения импульса
Фронтальный
опрос.
Рассматривают
особенности
реактивного
движения, учится
решать задачи на
закон сохранения
импульса.
19
3
Работа силы.
Работа силы.
Мощность..
Знать понятия: работа силы.
Мощность.
Работа с
дидактическим
материалом
Изучают понятие
«механическая
работа».
«мощность»,
формируют умения
рассчитывать работу
и мощность
20
4
Теорема об
изменении
кинетической и
потенциальной
энергии
Кинетическая и
потенциальная
энергия.
Знать понятие кинетической и
потенциальной энергии
Фронтальный
опрос.
21
5
Закон сохранения
энергии в
механике.
Закон сохранения
энергии в механике.
Границы
применимости
закона.
Знать закон сохранения энергии в
механике. Границы применимости
закона.
Работа с
дидактическим
материалом
Повторяют и
углубляют
представления об
энергии в механике
22
6
Лабораторная
работа №2
«Изучение закона
сохранения
энергии».
Закон сохранения
энергии в механике
Уметь работать с приборами,
измерять и обрабатывать
полученные данные,
формулировать вывод.
Самостоятельн
ая работа в
парах
Самостоятельно
ставят учебные цели
и прогнозируют
результаты. Учатся
работать с
приборами, измерять
и обрабатывать
полученные данные,
формулировать
вывод
23
7
Зачет по теме
«Законы
сохранения в
механике».
Основы динамики.
Законы сохранения
в механике.
Уметь решать задачи на
применение понятий и формул
динамики и законов сохранения в
механике.
.
Систематизируют
полученные знания.
Сличают способ и
результат своих
действий с заданным
эталоном,
обнаруживают
отклонения и
отличия от эталон
Статика (1 час)
24
1
Равновесие тел.
Равновесие тел.
Знать понятия: равновесие тел.
Изучают виды
Условия
равновесия тел.
Условия равновесия
тел.
Условия равновесия тел.
равновесия.
Повторят первый
закон Ньютона.
работают в группах.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА (22 часа)
Молекулярная физика (10 часов)
25
1
Основные
положения МКТ.
Атомическая
гипотеза строение
вещества и её
экспериментальные
доказательства.
Знать атомическую гипотезу
строения вещества и её
экспериментальные
доказательства.
Фронтальный
опрос.
Формулируют
основные положения
МКТ, особенности
Броуновского
движения
26
2
Решение задач на
характеристику
молекул и их
систем.
Масса и размеры
молекул,
количество
вещества,
взаимодействие
молекул. Строение
газообразных,
жидких и твердых
тел.
Знать понятия массы и размера
молекул, количество вещества,
взаимодействия молекул.
Строение газообразных, жидких и
твердых
Фронтальный
опрос.
Самостоятельн
ая работа
Изучают
характеристики
молекул, формируют
умения рассчитывать
параметры молекул,
показать связь
теории и опыта при
изучении молекул
27
3
Идеальный газ.
Основное
уравнение МКТ
идеального газа.
Идеальный газ, как
пример физической
модели. Основное
уравнение МКТ
Знать понятие идеальный газ, как
пример физической модели.
Основное уравнение МКТ
Фронтальный
опрос. Работа с
дидактическим
материалом.
Углубляют
представления о
модели «идеальный
газ», на основе
принципов
молекулярной
физики выводят
основное уравнение
МКТ идеального
газа.
28
4
Температура.
Температура.
Температура - мера
средней
кинетической
энергии молекул.
Тепловое
равновесие.
Абсолютная
температура.
Знать понятия: температура.
Тепловое равновесие.
Абсолютная температура. Средняя
кинетическая энергия молекул.
Фронтальный
опрос.
Изучают понятие о
тепловом
равновесии,
температуре,
устанавливают связь
между температурой
газа и средней
кинетической
энергией молекул
газа. Учатся
выделять причинно-
следственные связи.
29
5
Уравнение
состояния
идеального газа.
Уравнение
Менделеева-
Клайперона.
Знать: уравнение Менделеева-
Клайперона.
Фронтальный
опрос.
Работа с
дидактическим
материалом.
Выводят уравнение
Менделеева –
Клайперона,
рассчитывают
параметры газа с
помощью этого
уравнения.
Сотрудничают в
сборе информации.
30
6
Газовые законы
Газовые законы.
Границы
применимости
законов.
Газовые законы. Границы
применимости законов.
Фронтальный
опрос.
Работа с
дидактическим
материалом.
Изучают смысл
законов Бойля –
Мариотта, Гей-
Люссака и Шарля.
Изучают понятие об
изопроцессе.
31
7
Решение задач на
газовые законы.
Уравнение
Менделеева-
Клайперона.
Газовые законы.
Границы
применимости
Уметь применять уравнение
Менделеева-Клайперона. Газовые
законы при решении задач
Опрос и
взаимоконтрол
ь
Применяют
полученные знания
при решении задач
законов.
32
8
Лабораторная
работа №3
«Опытная
проверка закона
Гей-Люссака».
Закон Гей-Люссака
Уметь работать с приборами,
измерять и обрабатывать
полученные данные,
формулировать вывод.
Лабораторная
работа №3
«Опытная
проверка
закона Гей-
Люссака».
Учатся работать с
приборами, измерять
и обрабатывать
полученные данные,
формулировать
вывод.
Сотрудничают в
парах и группах.
33
9
Зачет по теме
«Основы МКТ
идеального газа»
Уравнение
состояния
идеального газа.
Газовые законы
Знать и уметь применять
уравнение состояния идеального
газа, газовые законы
Вопросы к
зачету
Отвечают на
вопросы и решают
задачи.
Взаимное превращение жидкости и газа в твердые тела (4 часа)
34
1
Реальный газ.
Воздух. Пар
Насыщенный пар.
Кипение,
критическая
температура.
Влажность воздуха.
Знать понятия: насыщенный пар.
Кипение, критическая температура
кипения. Влажность воздуха.
Фронтальный
опрос.
Изучают понятие о
реальном газе и
паре, насыщенном
паре, повторяют
явления испарения и
конденсации,
кипения с
углублением,
изучают
характеристики
влажности воздуха
35
2
Жидкое состояние
вещества.
Свойства
поверхности
жидкости
Явления
смачивания,
поверхностного
натяжения,
капиллярности
Знать понятие явления
смачивания, поверхностного
натяжения, капиллярности
Изучают свойства
жидкостей, дать
объяснения свойств на
основе МКТ, изучают
явление
поверхностного
натяжения
36
3
Твердое состояние
вещества
Кристаллические и
аморфные тела и их
свойства.
Кристаллические и аморфные
тела и их свойства.
Изучают понятия о
кристаллических и
аморфных телах,
знакомятся с
моделями их
строения,
определяют общие и
особенные свойства
твердых тел
37
4
Зачет по теме
«Жидкие и
твердые тела»
Свойства жидких и
твердых тел
Знать свойства жидких и твердых
тел
Вопросы к
зачету
Отвечают на
вопросы и решают
задачи.
Термодинамика (8часов)
38
1
Термодинамика
как
фундаментальная
физическая теория
Понятие
термодинамики
Что изучают в термодинамике
Знакомятся с
объектами изучения
термодинамики,
изучают понятие о
термодинамическом
процессе, первое
начало
термодинамики
§77
39
2
Работа в
термодинамике.
Внутренняя
энергия. Работа в
термодинамике.
Геометрическое
истолкование
работы.
Знать понятия: внутренняя
энергия. Работа в термодинамике.
Уметь геометрически
истолковывать работу газа в
термодинамике.
Фронтальный
опрос.
Изучают смысл
величины:
«внутренняя»
энергия, формулу
для вычисления
внутренней энергии,
смысл понятий:
«количество
теплоты», «работа».
40
3
Решение задач на
расчет работы
термодинамическо
й системы
Формула на расчет
термодинамической
работы
Знать и уметь применять при
решении задач формулу на расчет
термодинамической работы
Взаимоконтрол
ь
Учатся вычислять
работу газа при
изобарном
расширении/сжатии,
вычислять работу
газа в циклических
процессах. Работают
в группах, парах
41
4
Теплопередача.
Количество
теплоты.
Формулы на расчет
количества теплоты
Знать и уметь применять при
решении задач формулы на расчет
количества теплоты
Углубляют знания о
количестве теплоты
и удельной
теплоемкости
42
5
I закон
термодинамики.
I закон
термодинамики.
Границы
применимости
закона. Адиабатный
процесс
Знать I закон термодинамики.
Границы применимости закона.
Адиабатный процесс
Фронтальный
опрос
Работа с
дидактическим
материалом.
Характеризуют
термодинамические
процессы, первый
закон
термодинамики
43
6
Необратимость
процесса в
природе.
II закон
термодинамики.
II закон
термодинамики.
Необратимость
процессов в
природе.
Знать II закон термодинамики.
Необратимость процессов в
природе.
Работа с
дидактическим
материалом.
Формируют
представления о
необратимости
процессов в природе,
сущности второго
закона
термодинамики
44
7
Тепловые
двигатели и охрана
окружающей
среды.
Принцип действия
тепловых
двигателей. КПД
тепловых
двигателей.
Знать принцип действия тепловых
двигателей. КПД тепловых
двигателей.
Фронтальный
опрос
Работа с
дидактическим
материалом.
Устанавливают
общие признаки,
классифицируют
тепловые двигатели.
Повторяют принцип
действия и КПД
тепловых
двигателей.
45
8
Зачет по теме
«Термодинамика»
.
Внутренняя
энергия. Работа в
термодинамике.
Законы
термодинамики.
Принцип действия
тепловых
двигателей. КПД
тепловых
двигателей.
Уметь применять понятия,
формулы, законы термодинамики
при решении задач.
Вопросы к
зачету
Отвечают на
вопросы и решают
задачи.
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (21 час)
Электростатика (8часов)
46
1
Что такое
электродинамика и
электростатика
Электрический
заряд. Электризация
тел. Закон
сохранения
электрического
заряда. Границы
применимости
закона.
Знать понятия: электрический
заряд. Электризация тел. Закон
сохранения электрического
заряда. Границы применимости
закона.
Фронтальный
опрос.
Знакомятся с
разделом
электростатика,
изучают закон
сохранения заряда,
явление
электризации тел на
основе электронной
теории
47
2
Закон Кулона.
Закон Кулона.
Границы
применимости
закона.
Знать закон Кулона. Границы
применимости закона.
Работа с
дидактическим
материалом.
Изучают закон
Кулона и границы
его применимости,
формируют умения
решать задачи на
закона Кулона
48
3
Электрическое
поле.
Напряженность
электрического
поля. Идея
Электрическое поле.
Напряженность
электрического
поля. Принцип
суперпозиции
Знать понятия: Электрическое
поле. Напряженность
электрического поля.
Фронтальный
опрос.
Выделяют и
формулируют
познавательную
цель. Изучают
понятие
близкодействия
полей. Силовые
линии
электрического
поля.
электрического поля,
принцип
суперпозиции.
Характеризуют
электрические поля
напряженностью и
силовыми линиями
49
4
Решение задач на
применение закона
Кулона, насчет
напряженности
электрического
поля.
Закон Кулона.
Уметь применять закон Кулона
при решении задач.
Физический
диктант
Применяют закон
Кулона при решении
задач.
50
5
Проводники и
диэлектрики в
электростатическо
м поле.
Проводники и
диэлектрики в
электростатическом
поле.
Знать понятия: проводники и
диэлектрики в электростатическом
поле.
Фронтальный
опрос.
Составляют план и
последовательность
действий. Выделяют
и формулируют
проблему
.
Повторяют понятие
проводников и
диэлектриков.
51
6
Энергетические
характеристики
электрического
поля
Потенциал
электростатического
поля. Разность
потенциалов.
Знать понятия:
потенциал электростатического
поля. Разность потенциалов.
Фронтальный
опрос.
Строят логические
цепи рассуждений.
Анализируют
объекты, выделяя
существенные и
несущественные
признаки
электрического поля
52
7
Конденсаторы.
Энергия
заряженного
конденсатора..
Электроемкость.
Конденсатор.
Энергия
заряженного
Знать устройство конденсатора и
его роль в технике.
Работа с
дидактическим
материалом.
Изучают понятие
электрическая емкость
проводников и ее
единицы, плоский
конденсатор и
конденсатора.
знакомятся с формулой
его электроемкости,
получают формулу для
расчета энергии плоского
конденсатора,
формируют умение
решать задачи на расчет
различных
характеристик
конденсаторов
53
8
Зачет по теме
«Электростатика».
Основные понятия и
законы
электростатики.
Знать и уметь применять основные
понятия и законы электростатики.
Вопросы к
зачету
Отвечают на
вопросы и решают
задачи.
Законы постоянного электрического тока (7 часов)
54
1
Стационарное
электрическое
поле.
Электрический ток.
Условия,
необходимые для
существования
электрического
тока. Сила тока.
Работа и мощность постоянного
тока.
Фронтальный
опрос.
Формулируют
понятие постоянный
электрический ток и
раскрывают его
микромеханизмы.
55
2
Закон Ома для
участка цепи.
Сопротивление.
Закон Ома для
участка цепи
Границы
применимости
закона.
Сопротивление.
Знать закон Ома для участка цепи
Границы применимости закона.
Сопротивление
Фронтальный
опрос. Работа с
дидактическим
материалом.
Определяют закон
Ома, углубляют
знания об
электрической цепи,
о последовательном
и параллельном
соединении
элементов.
56
3
Решение задач на
законы Ома.
Законы Ома.
Уметь применять законы Ома при
решении задач.
Работа с
дидактическим
материалом.
Анализируют
условия и
требования задачи,
создают алгоритмы
деятельности,
выполняют операции
со знаками и
символами
57
4
Лабораторная
работа №4
«Изучение
параллельного и
последовательног
о соединения
проводников».
Параллельное и
последовательное
соединения
проводников
Уметь работать с приборами,
измерять и обрабатывать
полученные данные,
формулировать вывод.
Лабораторная
работа №4
«Изучение
параллельног
о и
последователь
ного
соединения
проводников».
Учатся работать с
приборами, измерять
и обрабатывать
полученные данные,
формулировать
вывод.
58
5
Работа и мощность
постоянного тока.
Работа и мощность
постоянного тока.
Знать понятия работа, мощность
постоянного тока.
Фронтальный
опрос. Работа с
дидактическим
материалом.
Изучают работу
постоянного эл. тока
на участке цепи,
формируют умения
характеризовать
энергетические
преобразования на
участке цепи
59
6
Электродвижущая
сила. Закон Ома
для полной цепи.
Закон Ома для
полной цепи.
Электродвижущая
сила.
Знать закон Ома для участка цепи,
понятие электродвижущая сила
Фронтальный
опрос. Работа с
дидактическим
материалом
Продолжают
формирование
представлений о
полной замкнутой
электрической цепи
и средствах ее
описания,
отрабатывают
умения решать
задачи на
использование
закона Ома
60
7
Лабораторная
работа №5
Закон Ома для
полной цепи.
Уметь работать с приборами,
измерять и обрабатывать
Лабораторная
работа №5
Учатся работать с
приборами, измерять
«Измерение ЭДС
и внутреннего
сопротивления
проводника».
Электродвижущая
сила.
полученные данные,
формулировать вывод.
«Измерение
ЭДС и
внутреннего
сопротивлени
я
проводника».
и обрабатывать
полученные данные,
формулировать
вывод.
Электрический ток в различных средах (6 часов)
61
1
Электрическая
проводимость
различных
веществ.
Электрическая
проводимость
различных веществ
Знать какие частицы являются
носителями заряда в различных
средах
Фронтальный
опрос.
Выделяют и
формулируют
проблему. Выделяют
объекты и процессы
с точки зрения
целого и частей.
Выбирают знаково-
символические
средства для
построения модели
62
2
Электрический ток
в металлах
Электрическая
проводимость
металлов.
Зависимость
сопротивления от
температуры.
Знать электрическую
проводимость металлов.
Зависимость сопротивления от
температуры.
Выделяют основные
положения
электронной теории
проводимости
металлов,
знакомятся с
явлением
зависимости
сопротивления
проводников от
нагревания, со
сверхпроводимостью
и их применением в
хозяйстве
63
3
Закономерности
протекания
электрического
тока в
полупроводниках
Электрический ток
в полупроводниках.
Полупроводниковы
е приборы.
Знать электрическую
проводимость полупроводников,
принцип действия и применение
полупроводниковых приборов
Фронтальный
опрос
Изучают природу
носителей
электрического тока
в полупроводниках.
64
4
Закономерности
протекания
электрического
тока в вакууме.
Электрический ток
в вакууме.
Знать закономерности протекания
электрического тока в вакууме.
Фронтальный
опрос
Рассматривают
закономерности
протекания
электрического тока
в вакууме, понятие
термоэлектронная
эмиссия, условия
существования тока
в вакууме, механизм
образования
свободных зарядов в
расплавах и
растворах
электролитов
65
5
Закономерности
протекания
электрического
тока в жидкостях.
Электрический ток
в жидкостях.
Знать закономерности протекания
электрического тока в жидкостях.
Применение электролиза.
Фронтальный
опрос
Изучают
закономерности
протекания
электрического тока
в жидкостях закон
электролиза
Презента
ция
«Примене
ние
электроли
за»
66
6
Закономерности
протекания
электрического
тока в в газах.
Электрический ток
в газах. Плазма.
Знать закономерности протекания
электрического тока в газах
.
Изучают явления,
связанные с
несамостоятельной и
самостоятельной
проводимостью
газов,
рассматривают типы
разрядов и их
свойства
67
7
Зачет по теме
«Электрический
ток в различных
средах»
Законы и понятия
электродинамики.
Уметь работать с дополнительной
литературой, обобщать и делать
выводы. Вести дискуссию.
Вопросы к
зачету
Отвечают на
вопросы и решают
задачи.
68
1
Резерв