Автор: Васильева Татьяна Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Сизовская средняя школа"
Населённый пункт: с. Сизовка, Сакский район, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: "Использование технологии развития критического мышления на уроках истории"
Раздел: полное образование
Васильева Татьяна Николаевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Сизовская средняя школа »
Сакского района Республики Крым
«Использование технологии развития критического мышления на уроках истории
"Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но и настолько с
ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой. Приучи его к тому, чтобы для него
было
немыслимо
иначе,
как
собственными
силами
что-либо
усвоить,
чтобы
он
самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из
себя стойкого человека"
Решить эти задачи помогает технология развития критического мышления. Она раскрывает
пред нами широкие возможности для организации коллективных форм работы. Каковы же
преимущества этой системы? Новые формы и методы, которые:
облегчают процесс запоминания;
развивают логическое мышление;
учат творчески работать с текстом (делить на смысловые части, выделять главное, срав-
нивать, составлять систему вопросов, аргументировать свою точку зрения, оценивать
ответы);
учат культуре общения, понимания, толерантности;
воспитывают самоуважение.
Согласитесь, весь этот комплекс достоинств и преимуществ может дать интересные результаты.
Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в
плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения.
Работая
в
режиме
технологии
критического
мышления,
учитель
перестает
быть
главным
источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный
и интересный поиск.
Программа
предлагает
разработанную
систему
методов
и
приёмов,
которые
позволяют
активизировать предыдущий опыт, имеющийся у учеников, заинтересовать их, стимулировать
вопросы, которые будут направлять поиск. Далее ученики должны работать самостоятельно,
обговаривать материал в парах, небольших группах, рассказывать классу о результатах работы.
Технологическая карта урока по технологии развития критического мышления
Стадия (фаза)
Деятельность учителя.
Задачи данной фазы
мышления.
Деятельность
учащихся
Возможные
приемы
и
методы
Стадия вызова
Вызов уже имеющихся
знаний по изучаемому
вопросу,
активизация
обучающихся,
мотива-
ция
для
дальнейшей
работы.
Обучающийся вспо-
минает, что ему
известно по изуча-
емому вопросу,
задает вопросы, на
которые хотел бы
получить ответ.
Составление списка
известной информации,
рассказ - предположение
по ключевым словам;
систематизация мате-
риала (графическая):
кластеры, таблицы;
верные и неверные
утверждения; перепутан-
ные логические цепочки
и т.д.
Информация,
полученная
на
первой
стадии,
выслушивается,
записывается,
обсуждается,
работа ведется индивидуально – парами – группами.
Стадия
осмысления
(реализации).
Сохранение интереса к
теме при непосредст-
венной работе с новой
информацией, посте-
пенное продвижение
от знания «старого» к
«новому»
Обучающийся чита-
ет текст, используя
предложенные учи-
телем активные
методы чтения,
делает пометки на
полях или ведет
записи по мере
осмысления новой
информации
Методы активного
чтения:
- маркировка с
использованием значков
«v», «+», «-», «?» (по
мере чтения ставятся на
полях справа);
– поиск ответов на
поставленные в первой
части урока вопросы.
Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа),
работа ведется индивидуально - парами-группами.
Стадия рефлексии
Вернуть
обучающихся
к
п е р в о н ач а л ь н ы м
записям
предположе-
ниям,
внести
измене-
ния,
дополнения,
дать
творческие, исследова-
тельские
или
практи-
че ские
задания
н а
о с н о в е
и з у ч е н н о й
информации.
Обучающиеся соот-
носят «новую»
информацию со
«старой», используя
знания, полученные
на стадии осмыс-
ления
– Заполнение кластеров,
таблиц, установление
причинно-следственных
связей между блоками
информации;
– возврат к ключевым
словам, верным и
неверным утверждениям;
– ответы на поставлен-
ные вопросы;
– организация устных и
письменных круглых
столов;
– организация различных
видов дискуссий;
– написание творческих
работ: пятистишия-
синквейны, эссе ;
– исследования по
отдельным вопросам
темы и т.д.
Творческая
переработка,
анализ,
интерпретация
изученной
информации,
работа
ведется
индивидуально – в парах – группах
Приемов технологии развития критического мышления очень много. Наиболее эффективные,
которые использовались мною на уроках истории:
1. Для развития умения воспринимать информацию можно использовать прием «Знаю - хочу
узнать – узнал». Это работа с таблицей на стадии вызова. Учащиеся разбиваются на пары и
заполняют первую графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации,
исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в классе
обучающиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в
собственных
знаниях
и
заполняют
2
графу.
После
изучения
темы
соотносят
полученную
информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную
мыслительную деятельность.
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Из урока истории древнего мира в 5 классе:
Тема: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»
Учитель Что необходимо нам с вами сделать, для того чтобы раскрыть эту тему?
Учащиеся: необходимо поставить цели урока.
1 этап - Фаза вызова
Рабочий лист №1 (работа с маркировочной таблицей)
Задачи:
1.Актуализация
знаний
и
смыслов.
Заполняя
графу
"3"
учащиеся
составляют
список знаний, обсуждают их и обобщают. В процессе обсуждения могут аргументировать
свою точку зрения. Учитель уточняет и обобщает их высказывания.
2.Пробуждение
познавательного
интереса.
Заполняя
графу
"Хотим
узнать",
учащиеся
формулируют
свои
познавательные
запросы,
которые,
соответственно,
порождают
мотивацию к их удовлетворению.
3.Определение
направления
в
изучении
темы.
Учащиеся
самостоятельно
ставят
цели;
определяют основные понятия и направления изучаемой темы, наполняя содержанием
графу "X".
Учитель: Для того, чтобы определить цель урока ,возьмите рабочий лист №1
-О чем говорит вам этот лист?
Учащиеся: Рабочий лист №1 представляет собой маркировочную таблицу, при помощи которой
мы будим ставить и раскрывать цель урока. Итак: по ходу урока заполняем маркировочную
таблицу (примерная работа учащихся)
З
Х
У
1 .Местонахождение
Вавилона
(работа по карте) (уч-ся
находят в атласе
местонахождение Вавилона)
1. Когда правил
Хаммурапи? Когда он
издал законы?
(сообщение)
1. Хаммурапи правил в 1790-
1750гг.
Он издал законы.
2. Что такое законы?
(Законы - это правила
поведения.
Они обязательные для всех)
2.О чем говорилось в
законах?
2. Из законов мы узнали о жизни
населения Вавилонского царства
3. Закон РФ –Конституция
3. Какие это были законы?
Справедливы они или нет?
3. Они были жестокие,
справедливые, обязательные, и
несправедливые в наказании рабов.
4. Законы
обязательны для исполнения
После заполнения 1 и 2 колонки «ЗХУ» учащиеся формулируют цели урока.
Цели: сегодня на уроке мы должны узнать : когда правил Хаммурапи и когда им были
изданы законы; о чем говорилось в его законах ; какие это были законы.
2 - этап: Фаза реализации смысла (осмысление)
1. Активное восприятие информации. Слушая сообщение и работая самостоятельно с текстом
документов, с учебником (параграф 14) учащиеся отбирают ту информацию, которая им была
необходима для удовлетворения своих познавательных запросов, связанных с темой.
2.Сопоставление нового и старого знания
. По ходу работы , учащиеся могут корректировать знания в графе "3".
Учитель: работаем с маркировочной таблицей:
1 вопрос: Когда правил Хаммурапи?Когда он издал законы?
Задание: прослушав сообщение определите: (сообщение уч-ся, подготовленного дома)
слайды 8-12
-Кто такой Хаммурапи? Когда он правил ? Когда Хаммурапи издал свод законов?
На основании сообщения учащиеся делают вывод и заполняют таблицу «ЗХУ» - колонку «У»
2
. Схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет».
Данная графическая техника помогает структури-
ровать процесс. Более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными
частями проблемы. Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние
косточки – суть понятий, хвост – вывод урока. Записи должны быть краткими, представлять
собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Можно заполнять: (Верх - причины, низ -
следствия и т.п.).
Схема
«Фишбоун»
отлично
работает,
как
средство
систематизации
материала,
быстро
воспроизводится учащимися и увеличивает процент усвояемости.
Подведение итогов. Рефлексия
-Составление итогового фишбоуна по изученной теме «Международные отношенияв 16-18 вв»
(7класс)
Как складываются международные отношения? ПРИЧИНЫ
Реформация Борьба за колонии Война за Семилетняя война
испанское наследство
_____________________________________________________________________
религиозные Усиление ослабление Франции усиление Англии
войны Англии и Испании
ФАКТЫ
3. «Толстый и тонкий вопросы». Прием «Толстый и тонкий вопросы» известен и используется
при организации взаимоопроса. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать
три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем – они
опрашивают друг друга, используя свои таблицы «толстых и тонких вопросов.
4. Кластеры. Прием - кластеров («гроздья») универсален. Он может применяться на стадии
вызова для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного
знания. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации.
На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.
Кластер – графический прием систематизации материала.
Тема «Международные отношения в 16-18 вв». Всеобщая история 7 класс
В ходе выполнения задания по заполнению кластера учащиеся проявляли активность, смогли
назвать основные события и провести причинно-следственные параллели.
5. Знакомство с инструментом PMI (плюс, минус, интересно). Данный приём формирует
навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся
учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла.
«Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом хорошего?»
«Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом
плохого?»
«Интересно» (?) - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и
мыслей «Что в этом интересного?»
6.«Синквейн». Эта пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под
влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997
года,
и
в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи,
который позволяет быстро получить результат. Синквейны в учебно-воспитательном процессе
полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза
оценки понятийного и словарного багажа обучающихся.
Порядок написания синквейна:
Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное предложение.
Третья срока – три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои
чувства, ассоциации связанные с данным понятием.