Автор: Абрамова Алина Викторовна
Должность: студентка
Учебное заведение: СПбГЭУ
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: научная статья
Тема: "Политика управления оборотными активами организации"
Раздел: среднее профессиональное
Политика управления оборотными активами организации
В статье рассматривается способы управления оборотными активами,
ориентированные на оптимизацию их структуры и минимизацию издержек на
доставку и хранение.
В
современном
мире
в
условии
глобального
финансового
кризиса
отчетливо
отмечается
возрастание
роли
и
значения
оборотных
активов
организации. Эффективное управление оборотными средствами является одним
из
аспектов
успешного
функционирования
хозяйствующего
субъекта,
что
способствует
росту
экономического
состояния
в
целом.
Задача
любого
хозяйствующего
субъекта
в
условиях
рыночной
экономики
заключается
в
стремлении
максимально
использовать
имеющиеся
средства,
а
ускорение
оборачиваемости этих средств уменьшает потребность в них. Из чего следует,
что,
управляя
оборотными
активами,
организация
получает
возможность
снизить
долю
заемного
капитала
т.е.
уменьшить
степень
зависимости
от
внешних источников получения денежных средств. Помимо этого, организация
повышает свою ликвидность т.е. способность активов быть быстро проданными
по цене, близкой к рыночной становится выше.
Политика
управления
оборотными
капиталом
является
частью
финансовой стратегии организации, предполагающей рационализацию оборота
активов и оптимизацию структуры их финансирования.
Оборотный капитал компании состоит из собственного и привлеченного.
Собственный
оборотный
капитал
предприятий
обеспечивает
финансовую
устойчивость
и
оперативную
самостоятельность
хозяйствующего
субъекта.
Заёмный капитал, привлекаемый в виде банковских кредитов и других форм,
покрывает дополнительную потребность предприятия в средствах.
Важнейшим
элементом
оборотных
активов
выступает
запасы.
Эффективное
уровень
использования
запасов
позволяет
высвободить
значительные оборотные средства, замороженные в неликвидных запасах, что в
результате повышает эффективность деятельности организации.
Еще
одной
составляющей
оборотных
активов
является
дебиторская
задолженность. Политика управления дебиторской задолженностью – это часть
общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики
предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и
заключающейся
в
оптимизации
общего
размера
этой
задолженности
и
обеспечении своевременной ее инкассации.
Организации важно понимать гибкость, своевременность и тактическую
скорость разработки и внедрения мер по управлению оборотными активами. На
этапе разработки политики управления оборотными средствами важно изучить
факторы, которые способны повлиять на структуру оборотных активов, а также
эффективность их использования. К данным факторам следует отнести:
–
макроэкономические
факторы,
которые
включают
социально-
экономическая ситуация в стране, условия хозяйствования (налогообажение,
социальное обеспечение, занятость, уровень инфляции, экономический рост,
курс национальной валюты и т.д.);
– мезоэкономические, к которым относятся региональные, отраслевые
факторы:
характер
и
динамика
развития
региона
(отрасли),
тип
рыночной
структуры
(совершенная
или
же
несовершенная
конкуренция),
которые
определяют особенности механизма ценообразования, ситуация на отраслевом
рынке, цены на ресурсных рынках и т.д.;
–
микроэкономические
факторы,
включающие
сферу,
масштабы
и
динамику деятельности предприятия, отраслевая принадлежность, особенности
используемых технологий при производстве товаров и услуг и т.д.
Другим
не
менее
важными
факторами,
которые
способны
оказывать
влияние на активы и финансовые результаты организации, является система
действующего
законодательства,
уровень
развития
сектора
государственных
услуг,
природные
условия,
степень
развития
инфраструктуры,
социально-
экономические условия, уровень развития внешнеэкономических связей, цены
на производственные ресурсы.
Как показывает опыт, большее влияние на динамику оборотных активов
предприятия
оказывают
макроэкономические
события.
Однако
очень
часто
организации,
осуществляющие
работу
на
локальных
ранках,
пренебрегают
важностью макроэкономических и мезоэкономических факторов, предполагая,
что между их оборотными активами и общей экономической ситуацией в стране
существует
достаточно
слабая
связь.
В
качестве
примера
влияния
макроэкономики можно привести ситуацию с изменением курса рубля в 2015 г.
Результатом данного события заключался в том, что некоторые российские
предприниматели оказались в условиях, близких к условиям банкротства. С
другой стороны, недооценка внутренних факторов и концентрация внимания на
рынке
ведет
к
недоиспользованию
внутреннего
потенциала
развития,
в
результате
чего
повышаются
внутренние
транзакционные
издержки,
и
эффективность активов, соответственно, снижается.
Управление оборотными активами предприятия осуществляется по двум
направлениям:
политика
управления
оборотными
активами
в
целом
и
управление отдельными элементами оборотных активов [1, с. 23]. Основными
подходами
в
управлении
оборотными
активами
являются:
консервативный,
умеренный и агрессивный.
Агрессивная
политика
–
предполагает
финансирование
оборотных
активов преимущественно за счет заемных средств.
Консервативная
-
предполагает
финансирование
оборотных
активов
преимущественно за счет собственных средств.
Умеренная - предполагает финансирование оборотных активов за счет
собственных и заемных средств в равном соотношении.
Каждый
из
обозначенных
подходов
используется
в
зависимости
от
сложившихся
условий
хозяйствования,
хотя
предпочтительной
в
условиях
развивающейся
экономики
является
умеренная
стратегия,
сочетающая
использования как собственного, так и привлеченного капитала.
После
определения
и
обоснования
подхода
политики
управления
оборотными
активами
необходимо
оценить
потребность
в
них
в
виде
количественных параметров. На практике потребность в оборотных активах,
как правило, рассчитывается в виде процента от объема продаж либо от общих
объемов
активов.
Оптимальный
удельный
вес
оборотных
активов
и
их
составляющих
устанавливается
на
основе
аналогичных
весов
у
наиболее
успешных компаний на рынке либо в соответствии с целевыми финансовыми
показателями предприятия и показателями эффективности оборотных активов,
к
которым
стремится
предприятие.
Целевые
индикаторы,
в
свою
очередь,
устанавливаются
на
базе
рыночных
целей
предприятия
и,
как
правило,
включают
в
себя
оценку
будущих
доходов
и
будущих
рисков.
Процесс
управления
финансовыми
рисками
–
неотъемлемый
процесс
финансового
планирования, так как помогает предприятию достичь целевых показателей
прибыльности,
рентабельности,
а
также
предотвратить
нерациональное
использование ресурсов.
Далее нужно перейти к оценке эффективности запланированного объема
оборотных
активов,
для
чего
используют
такие
показатели,
как
чистые
оборотные активы и рентабельность активов. Требуется сопоставить оборотные
активы предприятия и источники их финансирования, для чего рассчитывается
показатель
чистого
оборотного
капитала.
Если
рассчитываемый
чистый
оборотный капитал предприятия больше нуля, значит, для финансирования
оборотных
активов
были
использованы
собственные
средства
предприятия,
которые
всегда
значительно
дороже
привлеченных.
Оптимальным
можно
считать
вариант,
когда
чистый
оборотный
капитал
равен
нулю,
то
есть
оборотные
активы
полностью
финансируются
за
счет
привлеченных
краткосрочных средств.
Итогом работы политики управления оборотными активами предприятия
является нормативный документ, в котором обозначается:
– текущая ситуация с оборотными активами, существующие проблемы с
эффективностью их использования;
– целевые индикаторы формирования и использования оборотных активов
в разрезе их видов: объемы, структура, показатели эффективности, ликвидности
и оборачиваемости;
– перечень мероприятий по достижению обозначенных индикаторов с
указанием сроков и ответственных исполнителей.
Таким
образом,
политика
управления
оборотными
активами
–
это
комплекс мероприятий по улучшению целого ряда финансовых показателей,
достижению
более
высоких
результатов
хозяйственной
деятельности.
Эффективность
политики
управления
оборотными
активами
зависит
от
множества факторов, и задачей качественного менеджмента является грамотно
использовать
сложившуюся
конъюнктуру
для
раскрытия
внутреннего
потенциала предприятия как органичной части действующего рынка.
Список литературы:
1.
Волкова М.Н. Методика финансового планирования на предприятии -
экспортере
/
М.Н.
Волкова,
П.Н.
Рожков
//
Концепт.
Спецвыпук
«Актуальные вопросы экономики и менеджмента». – 2014. - №12. –
С.33-37.
2.
Иванов
И.В.,
Баранов
В.В.
Финансовый
менеджмент:
стоимостной
подход. Учебное пособие. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 504 с.
3.
Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и
статистика, 2002. – 708 с.
4.
Рудакова О.В. Предприниматель. Предпринимательская деятельность.
Предприятие / О.В. Рудакова, С.П. Суворова, А.Н. Шатунов. – Орел:
ООО ПФ «Картуш», 2009. – 141 с.
5.
Толпегина О.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной
деятельности6
учебник
для
бакалавров
/О.А.
Толпегина,
Н.А
Толпегина. – Издательство Юрайт, 2013. – 672 с.