Автор: Головина Ольга Валентиновна
Должность: преподаватель хореографических дисциплин
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ№4
Населённый пункт: г.Курск
Наименование материала: программа
Тема: программа по ритмике и народному танцу для хореографического отделения школы искусств
Раздел: дополнительное образование
Программа по ритмике и народному танцу
для хореографического отделения школы искусств
срок обучения 7 лет
Настоящая программа, состоящая из 2-х частей: «Ритмика» и «Народный
танец»
рассчитана
на
7-летний
срок
обучения,
где
первые
два
года
обучающиеся занимаются предметом «Ритмика», развивая качества и навыки,
необходимые
для
занятия
народным
танцем,
а
с
3
класса
появляется
самостоятельный предмет «Народно-сценический танец».
Ритмика.
Пояснительная записка
Основная задача первых двух лет обучения – дать детям первоначальную
хореографическую подготовку, развить общую музыкальность, чувство ритма и
сформировать в них основные двигательные навыки и качества, необходимые
для занятия классическим и народно-сценическим танцем.
На
первоначальном
этапе
(1-2
года)
на
уроке
сочетаются
все
виды
деятельности: ритмика, слушание музыки, элементы балетной и портерной
гимнастики,
начальные
упражнения
классического
и
народного
танцев,
упражнения
на
ориентировку
в
пространстве.
Таким
образом,
на
уроке
необходимо умело сочетать материал из трех разделов:
элементы ритмики (10-15 минут)
элементы танцевальной азбуки (10-15 минут)
разучивание танцевальных комбинаций (15-20 минут)
1 год обучения
Ра зра б от ка
д а нной
програ ммы
о суще с т вля ла с ь
с
у ч е т о м
психофизиологических
особенностей
обучающихся
на
хореографическом
отделении, где набор в 1 класс производится в 6-летнем возрасте.
Задачей 1 года обучения является укрепление и развитие физических и
хореографических данных, выработка координации движений, музыкальности,
знакомство с элементами музыкальной грамоты.
Элементы музыкальной грамоты:
Знакомство с музыкальными размерами 2/4, 4/4;
Знакомство
со
строением
музыкального
произведения:
вступление,
музыкальная фраза;
Определение
характера
музыки
(веселый,
спокойный,
энергичный,
торжественный.
На первоначальном этапе обучения занятия необходимо проводить на сердине
зала:
1.
Различение правой и левой ноги и руки.
2.
Движение
головы,
повороты
направо,
налево,
вверх
–
вниз,
наклон
вправо, влево.
3.
Движения плеч и корпуса, наклоны вперед, в сторону.
4.
Знакомство с позициями 6, 1, 3.
5.
Позиции рук 1, 2, 3 – прямые, в дальнейшем округлить руки.
6.
Изучение точек в зале.
4
5
6
3
0
7
2
1
8
7.
Изучение рисунков танца: шеренга, колонна, круг, диагональ, шахматный
порядок.
8.
Занятие игровым партером.
Движения, изучаемые на 1 году обучения
шаг с носка;
с каблука;
на полупальцах по (6 позиции и выворотно);
маршировка на месте;
подскоки по 6 позиции (полька);
топотуха;
прыжки по 6 позиции;
ковырялочка с тройным притопом.
Составление элементарных комбинаций с хлопками и притопами под
музыку на основе изученных движений.
Упражнения на образ и музыкальные игры.
Контрольные требования.
Учащийся должен знать элементы музыкальной грамоты: вступление,
музыкальный
размер,
уметь
воспроизводить
хлопками
элементарные
ритмические рисунки. Знание элементов азбуки народного танца.
2 год обучения
Задачей 2-го года обучения является дальнейшее развитие ритмичности и
хореографических данных – выворотности в стопе и бедре. Постановка рук, ног,
корпуса, головы.
Все движения разучиваются лицом к станку в полувыворотных позициях,
по мере усвоения необходимо перейти на выворотные позиции.
Первоначальные навыки постановки корпуса, ног лицом к станку.
Элементы музыкальной грамоты.
Расширяется представление о содержании и выразительных средствах
музыки на новом музыкальном материале.
Умение
выделять
сильные
и
слабые
доли,
знакомство
с
выразительным
значением тембра музыки (медленно, умеренно, быстро)
Умение выполнять движения в различных темпах, переключаться из одного
темпа в другой, постепенно ускорять и замедлять движения.
Умение
воспроизводить
на
прыжках,
шагах,
подскоках
элементарные
ритмические рисунки.
Упражнения у станка
Plie – по 1, 2 позициям;
tendu – вперёд, в сторону по 1 позиции и перевод с носка на каблук;
jete – вперёд, в сторону по 1 позиции в сочетании с пурлепье, патортье;
выстукивание по 6 позиции простое, с притопом;
положение cou de pied – сокращенная стопа по 1 позиции;
releves по 1,2 позиции;
por de bra
Упражнения на середине
игровой партер – введение элементов классического партера
Основные движения русского танца:
маталочка;
выстукивания – простые, двойные;
молоточки;
гармонь;
топотуха;
ходы и проходки: переменный, тройной шаг;
бег с поджатыми, полька;
составление комбинаций на основе изученных движений;
построение этюдов на ориентацию в пространстве с перестроением из
шеренги в круг, прочесы, до-за-до.
Por de bra;
прыжки по 6 позиции.
Контрольные требования.
Умение
музыкально
и
ритмически
правильно
исполнять
основные
движения. Умение выделять сильную и слабую долю, выполнять движения в
различных темпах.
Знание позиций рук, ног, владение терминологией изученных движений
на середине и у станка.
Народно-сценический танец.
Пояснительная записка.
Настоящая программа предназначена для дальнейшего изучения народно-
сценического танца с 3 по 7 класс на хореографическом отделении школы
искусств.
Урок
народного
танца
должен
стать
основой
изучения
техники
исполнения движений, помочь овладеть стилистикой народной хореографии,
умением
передать
её
национальные
особенности
и
характерную
манеру
исполнения.
Для того, чтобы урок народного танца принес учащимся максимальную
пользу, он должен быть правильно выстроен. Урок имеет 3 раздела:
1.Экзерсис у станка.
2.Экзерсис на середине
3.Тренировочные упражнения на развитие техники вращения,
дроби, трюков, прыжка или построения этюдов изучаемых
народностей.
В зависимости от программы класса каждый раздел урока имеет свои
задачи и определенный порядок следования одного движения за другим. Этот
порядок
непроизволен.
Педагог
должен
выстраивать
урок
с
учетом
профессиональных
и
физических
данных
своих
учеников,
продуманно
чередовать
и
распределять
физическую
нагрузку
на
определенные
группы
мышц
и
связок,
стремиться
к
органическому
сочетанию
силовых
и
танцевальных движений.
1.
Экзерсис у станка носит прежде всего учебный характер, именно у станка
разучиваются
новые
сложные
движения,
которые
затем
составляют
основу экзерсиса на середине.
2.
Экзерсис
на
середине
–
это
изучение
основных
движений,
ходов,
проходок, изучаемых народностей, которые составляются в комбинации.
Несложные
комбинации
2-3
движений
подготавливают
учащегося
к
овладению
формой,
манерой
народно-характерного
танца
и
к
усложненным
комбинациям,
развивающим
координацию
движений,
музыкальность.
3.
Последняя часть урока народно-сценического танца может состоять из
тренировочных
упражнений
на
развитие
техники
вращений,
прыжка,
дроби,
трюков
или
построения
этюдов
на
материале
изученных
народностей.
3 год обучения
Задачей
3
года
обучения
является
закрепление
знаний
и
навыков,
полученных на 2 году обучения и дальнейшая работа над постановкой корпуса,
рук, ног, развитие координации и музыкальности.
Экзерсис у станка.
Все движения исполняются в выворотных позициях лицом к станку. По
мере усвоения необходимо повернуть учащихся боком, держась 1 рукой за
станок.
изучение 5 позиции
Plie – 1, 2, 5 позиции;
tendu – 1, 2, 5 позиции изучаются по мере усвоения направления назад;
jete – 1, 2, 5 позиции;
Каблучное
–
положение
ноги
cou
de
pied
в
5
позиции,
вынесение
работающей ноги на каблук с фиксацией на щиколотке в начале и конце
движения;
подготовка к веревочке – лицом к станку – в начале изучения;
а)подъем ноги до колена и спуск вниз;
б)изучение passe retire;
в)заворот и разворот бедра работающей ноги.
Дробные выстукивания – ключ, простые и сдвоенные.
Grand Battemen по 1, 5 позиции лицом к станку в начале изучения
releve по 5 позиции
прыжки с поджатыми, разножка
Экзерсис на середине.
Продолжение
изучения
основных
элементов
русского
танца,
танцев
народов
Прибалтики
-
«Литовская
полька»,
изучение
основных
движений,
ходов, положения рук, головы, корпуса в изучаемых народностях.
ходы и проходки: припадание, упадание.
маталочки – разновидности, по 6 позиции, боковая;
веревочка – простая, сдвоенная
дробные выстукивания, разновидности топотухи с синкопой
изучение присядок. В начале изучения лицом к станку:
1)с открыванием ноги в сторону и вперед на каблук
2)с открыванием ноги в сторону на воздух
Составление комбинаций на основе изученных движений.
Контрольные требования.
По
окончании
3
года
обучения
учащийся
должен
правильно
уметь
исполнять элементы русского, литовского танца, хорошо ориентироваться в
пространстве, музыкально исполнять все движения изученных народностей.
4 год обучения
Задача 4 года обучения заключается в дальнейшем развитии опорно-
двигательного
аппарата,
координации.
Дальнейшее
овладение
знаниями
по
народно-сценическому танцу.
Экзерсис у станка.
Все движения изучаются 1 рукой за станок и в выворотных позициях:
plie по 1, 2, 5 позиции;
tendu – по всем направлениям;
jete – по всем направлениям;
каблучное в сочетании с другими элементами (патортье, ковырялочкой),
изучается большое каблучное
верёвочка
–
разновидности
(с
ковырялочкой,
с
выносом
на
каблук,
двойная верёвочка);
дробные выстукивания;
flic – по всем направлениям ( с переступаем по 5 позиции, с подскоком на
опорной ноге)
adagio – releve lend на 45, 60
0
.
grand Battement по 1, 2, 5 позиции.
Экзерсис на середине.
Маталочка с ковырялочкой в повороте;
веревочка с ковырялочкой, с выносом на каблук, двойная;
дробные
выстукивания
–
сдвоенная
с
подскоками,
топотуха,
ключ
простой, двойной
хлопушки – одинарные, двойные
хлопушки с поочередными ударами по ногам пред собой
присядки - разножка
изучение вращений на середине, объяснение работы головы - «точка»
вращение
по
точкам
в
припадании
–
4
и
2,
полное
вращение
в
припадании.
Изучение народностей:
1.
Белорусский танец - «Лявониха»; «Весялуха»
2.
Украинский танец - «Коломийка»
3.
Русский танец «Перепляс»
Контрольные требования.
Учащийся
должен
уметь
музыкально,
эмоционально,
технически
правильно исполнять все движения и композиции, изученные на середине зала
и у станка.
5 год обучения
Дальнейшее изучение народностей – работа над методикой исполнения
изучаемых движений.
Экзерсис у станка.
Строится на материале белорусского танца: «Перепелочка», «Трясуха»,
«Весялуха»,
русского
танца
–
областные
особенности,
Орел
–
«Орловская
мотаня», Курск - «Тимоня», Прибалтика - «Хиу-вальс».
К исполнению всех движений добавляется: rond de tamb parter.
Экзерсис на середине.
Маталочка – в сочетании с другими элементами.
Веревочка – перескок по 5 позиции, косыночка.
Дробные выстукивания – синкопированные, в сочетании с вращениями.
Комбинации
строятся
на
основе
изучаемых
народностей
(по
выбору
педагога) Белоруссия «Перепелочка», «Трясуха», «Весялуха», русского
танца – областные особенности, Орел – «Орловская мотаня», Курск -
«Тимоня», Прибалтика - «Хиу-вальс».
Хлопушки – в сочетании ударов в ладони с ударами по ногам, груди,
корпусу и полу.
Вращение по диагонали: на demi plie, бег с поджатыми, шене.
Вращение на середине по 6 позиции.
Контрольные требования.
Учащийся должен методически грамотно исполнять основные движения
изученных
народностей,
маталочки,
веревочки,
дробные
выстукивания
на
материале русского танца. Вращать по диагонали – бег с поджатыми, шене, на
demi plie в среднем темпе.
6 год обучения
В задачу года обучения входят дальнейшее усовершенствование и усложнение
движений
и
комбинаций,
развитие
танцевальности,
манеры,
характера
исполнения.
Экзерсис у станка.
В
экзерсисе
исполняются
все
движения
у
станка
и
используются
комбинации на развитие танцевальности на основе изучаемых народностей.
Plie — добавляется 4 позиция, por de bra, degaje
tendu, jete — можно использовать отход от станка, перекличка
веревочка с ножницами, эшапе, с переборами
adagio с использованием attitude, developpe c passe на 90
0
flic, каблучное в характере изучаемых народностей
подготовка к пируэтам у станка, пируэт
Экзерсис на середине.
Комбинации
на
материале
изучаемых
народностей:
Россия,
танцы
народов
Севера, Мордовский танец, Матросский танец. - по выбору педагога
Изучение проходок в мужском классе
Вращения — бег по диагонали с увеличением темпа, пируэты на середине,
«петух», по 6 позиции
Контрольные требования
Уметь исполнять изученный материал методически грамотно в образе;
владеть техникой вращения;
хорошо ориентироваться на сценической площадке
7 год обучения
В задачу 7 года обучения входит повышение технической сложности
танца,
выработка
умения
воспринимать
манеру
и
характер
изучаемых
национальных особенностей.
Экзерсис у станка.
Упражнения
у
станка
строятся
на
основе
изучаемых
народностей
с
использованием усложненных элементов.
Plie,
tendu,
jete,
flic — можно использовать положение
Epaulement efface
croise с использованием пируэтов, перекличка
adagio — поза arabesgue
grand Battemen
в
положении
Epaulement efface croise с использованием
трюковых движений перекидной, голубец с поджатыми.
Экзерсис на середине.
Изучение комбинаций на материале Украинского танца «Гапак», хоровод
«Веснянки», Болгарский танец - «Джиновский», Молдавский танец «Хора»,
«Молдаваняска», «Табакеряска»
лирические комбинации — Россия, Украина
дробные выстукивания на материале изучаемых народностей
веревочка на полупальцах, в повороте
построение комбинаций на 16 тактов самими учащимися
усовершенствование техники вращения — скорость
изучение
вращений
на
материале
изучаемых
народностей:
вращение
в
сочетании с дробными выстукиваниями, «обертасы», пируэты, вращение на
каблук.
Контрольные требования.
Уметь исполнять изученный материл в характере и манере, профессионально
и методически грамотно;
владеть техникой вращения по диагонали и на середине в быстром темпе