Напоминание

программа по ритмике и народному танцу для хореографического отделения школы искусств


Автор: Головина Ольга Валентиновна
Должность: преподаватель хореографических дисциплин
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ№4
Населённый пункт: г.Курск
Наименование материала: программа
Тема: программа по ритмике и народному танцу для хореографического отделения школы искусств
Раздел: дополнительное образование





Назад




Программа по ритмике и народному танцу

для хореографического отделения школы искусств

срок обучения 7 лет

Настоящая программа, состоящая из 2-х частей: «Ритмика» и «Народный

танец»

рассчитана

на

7-летний

срок

обучения,

где

первые

два

года

обучающиеся занимаются предметом «Ритмика», развивая качества и навыки,

необходимые

для

занятия

народным

танцем,

а

с

3

класса

появляется

самостоятельный предмет «Народно-сценический танец».

Ритмика.

Пояснительная записка

Основная задача первых двух лет обучения – дать детям первоначальную

хореографическую подготовку, развить общую музыкальность, чувство ритма и

сформировать в них основные двигательные навыки и качества, необходимые

для занятия классическим и народно-сценическим танцем.

На

первоначальном

этапе

(1-2

года)

на

уроке

сочетаются

все

виды

деятельности: ритмика, слушание музыки, элементы балетной и портерной

гимнастики,

начальные

упражнения

классического

и

народного

танцев,

упражнения

на

ориентировку

в

пространстве.

Таким

образом,

на

уроке

необходимо умело сочетать материал из трех разделов:

элементы ритмики (10-15 минут)

элементы танцевальной азбуки (10-15 минут)

разучивание танцевальных комбинаций (15-20 минут)

1 год обучения

Ра зра б от ка

д а нной

програ ммы

о суще с т вля ла с ь

с

у ч е т о м

психофизиологических

особенностей

обучающихся

на

хореографическом

отделении, где набор в 1 класс производится в 6-летнем возрасте.

Задачей 1 года обучения является укрепление и развитие физических и

хореографических данных, выработка координации движений, музыкальности,

знакомство с элементами музыкальной грамоты.

Элементы музыкальной грамоты:

Знакомство с музыкальными размерами 2/4, 4/4;

Знакомство

со

строением

музыкального

произведения:

вступление,

музыкальная фраза;

Определение

характера

музыки

(веселый,

спокойный,

энергичный,

торжественный.

На первоначальном этапе обучения занятия необходимо проводить на сердине

зала:

1.

Различение правой и левой ноги и руки.

2.

Движение

головы,

повороты

направо,

налево,

вверх

вниз,

наклон

вправо, влево.

3.

Движения плеч и корпуса, наклоны вперед, в сторону.

4.

Знакомство с позициями 6, 1, 3.

5.

Позиции рук 1, 2, 3 – прямые, в дальнейшем округлить руки.

6.

Изучение точек в зале.

4

5

6

3

0

7

2

1

8

7.

Изучение рисунков танца: шеренга, колонна, круг, диагональ, шахматный

порядок.

8.

Занятие игровым партером.

Движения, изучаемые на 1 году обучения

шаг с носка;

с каблука;

на полупальцах по (6 позиции и выворотно);

маршировка на месте;

подскоки по 6 позиции (полька);

топотуха;

прыжки по 6 позиции;

ковырялочка с тройным притопом.

Составление элементарных комбинаций с хлопками и притопами под

музыку на основе изученных движений.

Упражнения на образ и музыкальные игры.

Контрольные требования.

Учащийся должен знать элементы музыкальной грамоты: вступление,

музыкальный

размер,

уметь

воспроизводить

хлопками

элементарные

ритмические рисунки. Знание элементов азбуки народного танца.

2 год обучения

Задачей 2-го года обучения является дальнейшее развитие ритмичности и

хореографических данных – выворотности в стопе и бедре. Постановка рук, ног,

корпуса, головы.

Все движения разучиваются лицом к станку в полувыворотных позициях,

по мере усвоения необходимо перейти на выворотные позиции.

Первоначальные навыки постановки корпуса, ног лицом к станку.

Элементы музыкальной грамоты.

Расширяется представление о содержании и выразительных средствах

музыки на новом музыкальном материале.

Умение

выделять

сильные

и

слабые

доли,

знакомство

с

выразительным

значением тембра музыки (медленно, умеренно, быстро)

Умение выполнять движения в различных темпах, переключаться из одного

темпа в другой, постепенно ускорять и замедлять движения.

Умение

воспроизводить

на

прыжках,

шагах,

подскоках

элементарные

ритмические рисунки.

Упражнения у станка

Plie – по 1, 2 позициям;

tendu – вперёд, в сторону по 1 позиции и перевод с носка на каблук;

jete – вперёд, в сторону по 1 позиции в сочетании с пурлепье, патортье;

выстукивание по 6 позиции простое, с притопом;

положение cou de pied – сокращенная стопа по 1 позиции;

releves по 1,2 позиции;

por de bra

Упражнения на середине

игровой партер – введение элементов классического партера

Основные движения русского танца:

маталочка;

выстукивания – простые, двойные;

молоточки;

гармонь;

топотуха;

ходы и проходки: переменный, тройной шаг;

бег с поджатыми, полька;

составление комбинаций на основе изученных движений;

построение этюдов на ориентацию в пространстве с перестроением из

шеренги в круг, прочесы, до-за-до.

Por de bra;

прыжки по 6 позиции.

Контрольные требования.

Умение

музыкально

и

ритмически

правильно

исполнять

основные

движения. Умение выделять сильную и слабую долю, выполнять движения в

различных темпах.

Знание позиций рук, ног, владение терминологией изученных движений

на середине и у станка.

Народно-сценический танец.

Пояснительная записка.

Настоящая программа предназначена для дальнейшего изучения народно-

сценического танца с 3 по 7 класс на хореографическом отделении школы

искусств.

Урок

народного

танца

должен

стать

основой

изучения

техники

исполнения движений, помочь овладеть стилистикой народной хореографии,

умением

передать

её

национальные

особенности

и

характерную

манеру

исполнения.

Для того, чтобы урок народного танца принес учащимся максимальную

пользу, он должен быть правильно выстроен. Урок имеет 3 раздела:

1.Экзерсис у станка.

2.Экзерсис на середине

3.Тренировочные упражнения на развитие техники вращения,

дроби, трюков, прыжка или построения этюдов изучаемых

народностей.

В зависимости от программы класса каждый раздел урока имеет свои

задачи и определенный порядок следования одного движения за другим. Этот

порядок

непроизволен.

Педагог

должен

выстраивать

урок

с

учетом

профессиональных

и

физических

данных

своих

учеников,

продуманно

чередовать

и

распределять

физическую

нагрузку

на

определенные

группы

мышц

и

связок,

стремиться

к

органическому

сочетанию

силовых

и

танцевальных движений.

1.

Экзерсис у станка носит прежде всего учебный характер, именно у станка

разучиваются

новые

сложные

движения,

которые

затем

составляют

основу экзерсиса на середине.

2.

Экзерсис

на

середине

это

изучение

основных

движений,

ходов,

проходок, изучаемых народностей, которые составляются в комбинации.

Несложные

комбинации

2-3

движений

подготавливают

учащегося

к

овладению

формой,

манерой

народно-характерного

танца

и

к

усложненным

комбинациям,

развивающим

координацию

движений,

музыкальность.

3.

Последняя часть урока народно-сценического танца может состоять из

тренировочных

упражнений

на

развитие

техники

вращений,

прыжка,

дроби,

трюков

или

построения

этюдов

на

материале

изученных

народностей.

3 год обучения

Задачей

3

года

обучения

является

закрепление

знаний

и

навыков,

полученных на 2 году обучения и дальнейшая работа над постановкой корпуса,

рук, ног, развитие координации и музыкальности.

Экзерсис у станка.

Все движения исполняются в выворотных позициях лицом к станку. По

мере усвоения необходимо повернуть учащихся боком, держась 1 рукой за

станок.

изучение 5 позиции

Plie – 1, 2, 5 позиции;

tendu – 1, 2, 5 позиции изучаются по мере усвоения направления назад;

jete – 1, 2, 5 позиции;

Каблучное

положение

ноги

cou

de

pied

в

5

позиции,

вынесение

работающей ноги на каблук с фиксацией на щиколотке в начале и конце

движения;

подготовка к веревочке – лицом к станку – в начале изучения;

а)подъем ноги до колена и спуск вниз;

б)изучение passe retire;

в)заворот и разворот бедра работающей ноги.

Дробные выстукивания – ключ, простые и сдвоенные.

Grand Battemen по 1, 5 позиции лицом к станку в начале изучения

releve по 5 позиции

прыжки с поджатыми, разножка

Экзерсис на середине.

Продолжение

изучения

основных

элементов

русского

танца,

танцев

народов

Прибалтики

-

«Литовская

полька»,

изучение

основных

движений,

ходов, положения рук, головы, корпуса в изучаемых народностях.

ходы и проходки: припадание, упадание.

маталочки – разновидности, по 6 позиции, боковая;

веревочка – простая, сдвоенная

дробные выстукивания, разновидности топотухи с синкопой

изучение присядок. В начале изучения лицом к станку:

1)с открыванием ноги в сторону и вперед на каблук

2)с открыванием ноги в сторону на воздух

Составление комбинаций на основе изученных движений.

Контрольные требования.

По

окончании

3

года

обучения

учащийся

должен

правильно

уметь

исполнять элементы русского, литовского танца, хорошо ориентироваться в

пространстве, музыкально исполнять все движения изученных народностей.

4 год обучения

Задача 4 года обучения заключается в дальнейшем развитии опорно-

двигательного

аппарата,

координации.

Дальнейшее

овладение

знаниями

по

народно-сценическому танцу.

Экзерсис у станка.

Все движения изучаются 1 рукой за станок и в выворотных позициях:

plie по 1, 2, 5 позиции;

tendu – по всем направлениям;

jete – по всем направлениям;

каблучное в сочетании с другими элементами (патортье, ковырялочкой),

изучается большое каблучное

верёвочка

разновидности

ковырялочкой,

с

выносом

на

каблук,

двойная верёвочка);

дробные выстукивания;

flic – по всем направлениям ( с переступаем по 5 позиции, с подскоком на

опорной ноге)

adagio – releve lend на 45, 60

0

.

grand Battement по 1, 2, 5 позиции.

Экзерсис на середине.

Маталочка с ковырялочкой в повороте;

веревочка с ковырялочкой, с выносом на каблук, двойная;

дробные

выстукивания

сдвоенная

с

подскоками,

топотуха,

ключ

простой, двойной

хлопушки – одинарные, двойные

хлопушки с поочередными ударами по ногам пред собой

присядки - разножка

изучение вращений на середине, объяснение работы головы - «точка»

вращение

по

точкам

в

припадании

4

и

2,

полное

вращение

в

припадании.

Изучение народностей:

1.

Белорусский танец - «Лявониха»; «Весялуха»

2.

Украинский танец - «Коломийка»

3.

Русский танец «Перепляс»

Контрольные требования.

Учащийся

должен

уметь

музыкально,

эмоционально,

технически

правильно исполнять все движения и композиции, изученные на середине зала

и у станка.

5 год обучения

Дальнейшее изучение народностей – работа над методикой исполнения

изучаемых движений.

Экзерсис у станка.

Строится на материале белорусского танца: «Перепелочка», «Трясуха»,

«Весялуха»,

русского

танца

областные

особенности,

Орел

«Орловская

мотаня», Курск - «Тимоня», Прибалтика - «Хиу-вальс».

К исполнению всех движений добавляется: rond de tamb parter.

Экзерсис на середине.

Маталочка – в сочетании с другими элементами.

Веревочка – перескок по 5 позиции, косыночка.

Дробные выстукивания – синкопированные, в сочетании с вращениями.

Комбинации

строятся

на

основе

изучаемых

народностей

(по

выбору

педагога) Белоруссия «Перепелочка», «Трясуха», «Весялуха», русского

танца – областные особенности, Орел – «Орловская мотаня», Курск -

«Тимоня», Прибалтика - «Хиу-вальс».

Хлопушки – в сочетании ударов в ладони с ударами по ногам, груди,

корпусу и полу.

Вращение по диагонали: на demi plie, бег с поджатыми, шене.

Вращение на середине по 6 позиции.

Контрольные требования.

Учащийся должен методически грамотно исполнять основные движения

изученных

народностей,

маталочки,

веревочки,

дробные

выстукивания

на

материале русского танца. Вращать по диагонали – бег с поджатыми, шене, на

demi plie в среднем темпе.

6 год обучения

В задачу года обучения входят дальнейшее усовершенствование и усложнение

движений

и

комбинаций,

развитие

танцевальности,

манеры,

характера

исполнения.

Экзерсис у станка.

В

экзерсисе

исполняются

все

движения

у

станка

и

используются

комбинации на развитие танцевальности на основе изучаемых народностей.

Plie — добавляется 4 позиция, por de bra, degaje

tendu, jete — можно использовать отход от станка, перекличка

веревочка с ножницами, эшапе, с переборами

adagio с использованием attitude, developpe c passe на 90

0

flic, каблучное в характере изучаемых народностей

подготовка к пируэтам у станка, пируэт

Экзерсис на середине.

Комбинации

на

материале

изучаемых

народностей:

Россия,

танцы

народов

Севера, Мордовский танец, Матросский танец. - по выбору педагога

Изучение проходок в мужском классе

Вращения — бег по диагонали с увеличением темпа, пируэты на середине,

«петух», по 6 позиции

Контрольные требования

Уметь исполнять изученный материал методически грамотно в образе;

владеть техникой вращения;

хорошо ориентироваться на сценической площадке

7 год обучения

В задачу 7 года обучения входит повышение технической сложности

танца,

выработка

умения

воспринимать

манеру

и

характер

изучаемых

национальных особенностей.

Экзерсис у станка.

Упражнения

у

станка

строятся

на

основе

изучаемых

народностей

с

использованием усложненных элементов.

Plie,

tendu,

jete,

flic — можно использовать положение

Epaulement efface

croise с использованием пируэтов, перекличка

adagio — поза arabesgue

grand Battemen

в

положении

Epaulement efface croise с использованием

трюковых движений перекидной, голубец с поджатыми.

Экзерсис на середине.

Изучение комбинаций на материале Украинского танца «Гапак», хоровод

«Веснянки», Болгарский танец - «Джиновский», Молдавский танец «Хора»,

«Молдаваняска», «Табакеряска»

лирические комбинации — Россия, Украина

дробные выстукивания на материале изучаемых народностей

веревочка на полупальцах, в повороте

построение комбинаций на 16 тактов самими учащимися

усовершенствование техники вращения — скорость

изучение

вращений

на

материале

изучаемых

народностей:

вращение

в

сочетании с дробными выстукиваниями, «обертасы», пируэты, вращение на

каблук.

Контрольные требования.

Уметь исполнять изученный материл в характере и манере, профессионально

и методически грамотно;

владеть техникой вращения по диагонали и на середине в быстром темпе



В раздел образования