"Внеурочная деятельность как важный ресурс в достижении результатов социокультурного развития учащихся"
Автор: Семенова Татьяна Васильевна Должность: заместитель директора, педагог дополнительного образования Учебное заведение: МОУ ДО ДДЮ "Алые паруса" Населённый пункт: город Ряжск, Рязанская область Наименование материала: Статья Тема: "Внеурочная деятельность как важный ресурс в достижении результатов социокультурного развития учащихся" Раздел: дополнительное образование
Внеурочная деятельность как важный ресурс в достижение результатов
социокультурного развития учащихся.
В
современном
обществе
особую
значимость
приобретает
проблема
социокультурного
развития
подрастающих
поколений.
В
условиях
активной
информатизации общества, которая, с одной стороны, предоставляет учащимся
широкие возможности для познания окружающего мира, мы всё чаще наблюдаем
обращение
школьников
к
информационным
ресурсам
в
Интернете
как
единственному
источнику
знаний
и
снижение
роли
альтернативных
форм
познавательной деятельности.
Опасным
следствием
указанных
изменений
является
снижение
уровня
любознательности
учащихся,
их
стремления
к
знаниям
и
освоению
новых
социально-значимых навыков. В более широком плане проблемы современного
общества
включают
низкий
уровень
культурного
и
духовно-нравственного
развития
населения,
нарастающие
асоциальные
явления,
низкую
социальную
активность молодёжи, ослабление воспитательной функции семьи.
Перечисленные вызовы социальной и культурной среды предъявляют новые
требования, как к обществу, так и к дополнительному образованию детей, которое в
настоящее
время
может
стать
важным
ресурсом
социокультурного
развития
учащихся.
Новая образовательная парадигма (совокупность фундаментальных научных
установок, представлений и терминов), ориентированная на развитие человеческих
ресурсов
как
основных
жизненных
приоритетов,
предполагает
формирование
таких
социально-значимых
личностных
качеств
учащихся,
как
гражданская
ответственность, сознательность, инициативность, готовность принимать решения
и осуществлять их, умение творчески мыслить, находить способы взаимодействия
с окружающими, выбирать профессиональный путь.
В
связи
с
этим
возникла
реальная
необходимость
совершенствования
системы мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной
социализации и эффективной самореализации молодёжи.
Эти условия, в частности, включает ориентацию образовательного процесса
на общечеловеческие ценности, применение практик мировой и национальной
духовной культуры, освоение гуманистических методик обучения и воспитания.
Среди последних исследований данной проблемы следует особо отметить работу
А.Г.Асмолова, которая, по собственному утверждению автора, стала «попыткой
обоснования стратегии социокультурной модернизации образования как института
социализации, выполняющего ключевую роль в целенаправленном формировании
ценностных
ориентаций,
норм,
установок
и
стереотипов
поведения
населения
России.
О
необходимости
новых
подходов
к
воспитанию
и
развитию
личности
говорится
в
публикациях
Н.И.
Бугаева,
С.Н.Гаврова,
Н.Б.Крыловой,
В.М.
Полонского и мн.др, которые рассматривают образовательный процесс с позиций
соотношения социума и культуры. С их точки зрения, этот процесс ориентирован
не только на усвоение знаний, умений и компетентностей, но и на успешную
социализацию, на формирование мировоззрения учащихся.
Эти идеи нашли отражение в официальных российских документах в сфере
образования, таких как Национальная образовательная инициатива «Наша новая
школа»,
Федеральная
программа
развития
образования
на
2011-2015
годы,
Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы.
Новым
документом
в
области
воспитания,
появление
которого
также
обусловлено требованием времени, является «Концепция духовно нравственного
развития и воспитания личности российского гражданина», который послужил
методологической
основой
разработки
Федерального
государственного
образовательного стандарта общего образования.
Отличие
новых
стандартов
от
прежних
состоит
в
том,
что
изменилось
представление
об
образовательных
результатах,
которыми
являются
не
только
предметные, как было раньше, но и личностные и метапредметные результаты.
Под
личностными
результатами
понимается
самоопределение
личности,
включая развитие гражданской идентичности, формирование внутренней позиции
ученика,
развитие
мотивов
образовательной
деятельности,
развитие
системы
ценностных ориентаций, отражающих их индивидуально-личностные позиции и
личностные качества.
Таким образом, развитие личности – одна из наиболее важных задач, стоящих
в настоящее время перед образованием.
Анализ существующих исследований позволил заключить, что в основе развития
личности
лежит
два
начала
–
социальное,
обусловленное
контактами
внутри
социума, и культурное, связанное с усвоением традиций и культурных ценностей.
Это дало нам основание выявить сущность понятия «социокультрное развитие
учащихся»,
Таким
образом,
социокультурное
развитие
учащихся
–
это
процесс
воспитания
социально-значимых
личностных
качеств
(целеустремлённости,
инициативности, самостоятельности в принятии решений, коммуникабельности,
гражданской ответственности, сознательности, гуманности, духовности), в ходе
которого происходит приобретение учащимися знаний и социальных нормах и
культурных ценностях; принятие ценностных установок по отношению к себе,
труду,
обществу,
знаниям,
другим
людям;
формирование
коммуникативно-
поведенческих навыков на основе взаимоуважения, сотрудничества.
Результатом
такого
развития
является
социокультурная
компетентность
учащихся, которая предполагает их соответствие требованиям информационного
общества, инновационной экономики, задачам построения гражданского общества
на основе толерантности, уважения многонационального, поликультурного состава
российского общества.
Особая
роль
в
формировании
социокультурной
компетентности
учащихся
отводится
внеурочной
деятельности,
в
процессе
которой
возможно
и
целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Она
объединяет
все
виды
деятельности
школьников
(кроме
учебной
деятельности
на
уроке)
и
организуется
по
основным
направлениям
развития
личности
(спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное).
Формами
реализации
внеурочной
деятельности могут быть экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции,
диспуты, соревнования, выбранные учащимися на добровольной основе.
Внеурочная
деятельность
позволяет
решить
ряд
важных
задач.
Такими
задачами, например, являются:
Формирование у учащихся опыта решения социально-культурных проблем,
включающего приобретение таких навыков, как выбор ценностных ориентаций и
жизненных ориентиров;
Реализация познавательных интересов, способностей и возможностей;
Формирование
культурных
навыков
общения
и
сотрудничества
через
активное участие в различных видах деятельности.
Таким образом, сказанное выше даёт основание рассматривать внеурочную
деятельность
как
важный
ресурс
в
достижении
результатов
социокультурного
развития учащихся, в ходе которого формируются новые личностные качества,
позволяющие
учащимся
легче
приспособиться
к
социальным
условиям,
социокультурным нормам и правилам жизни в социуме.