Автор: Ковалёва Юлия Андреевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: Успеноюрьевская средняя школа
Населённый пункт: Акмолинская область, Бурабайский район, с. Успеноюрьевка
Наименование материала: статья
Тема: "Вопросы охраны природы в курсе химии 9 класса"
Раздел: полное образование
Вопросы охраны природы в курсе химии 9 класса
Экспериментальную
работу
по
экологическому
образованию
и
воспитанию учащихся, которая рассматривается как неразрывная часть в
совместной системе образования и воспитания, я проводила в основном в 9
классе.
Анализ учебной программы и оглавление материала тем, изучаемых в 9
классе, показал, что в них мало отражена глобальная проблема нашего века –
охрана окружающей среды.
Для реализации экологического подхода к исследованию школьного
курса химии я использовала программу экологического курса химии
для
средне
общеобразовательной
школы,
подразумевающую
ознакомление
учащихся
с
проблемами
химии
окружающей
среды.
Основное
влияние
сосредоточено
на
тех
явлениях,
которые
вызывают
серьезную
обеспеченность за состояние природной среды и будущее цивилизации.
В содержании программы заложены следующие цели:
- природа в своем естественном развитии находится в динамическом
равновесии;
-
непосредственным
итогом
взаимодействия
человека
и
природы
становится изменение химического состава компонентов окружающей среды,
приводящее к смещению природного равновесия;
- химические знания – обязательная часть знаний об основах охраны
природы,
рациональном
природопользовании
и
разумном
преобразовании
окружающей человека среды.
Роль химии в решении экологических проблем на современном этапе
значительна:
-
исследуя
состав,
строение
и
свойства
веществ,
химия
имеет
возможность
ответить,
как
ведет
себя
то
или
же
другое
вещество
в
атмосфере, почве, водной среде, какое влияние оказывает оно и его продукты
превращений на биологические системы.
Исходя из целей, заложенных в программе, мною были разработаны и
проведены уроки в 9 классе по главным темам курса химии с точки зрения
экологического воспитания и образования. В подборе материала я старалась
использовать краеведческий материал. Ведь именно краеведческий принцип
подбора учебного материала – одно из условий привлечения интереса и
внимания
учащихся
к
этим
проблемам.
На
уроках
я
использовала
функциональные формы и методы организации учащихся: урок-лекция, урок-
конференция.
Активные
методы
обучения
позволяют
формировать
у
учащихся
знание
и
умение
путем
вовлечения
их
активную
учебно-
познавательную деятельность.
При изучении темы «Первоначальные химические понятия» я считаю
важным предоставить дать ряд понятий природо-охранительного характера:
загрязнители,
источники
загрязнений,
современные
способы
очистки
веществ в промышленности.
В
средней
общеобразовательной
школе
экологическое
образование
носит
междисциплинарный
характер
и
входит
в
содержание
многих
предметов: географии, биологии, химии и т.д. в прочем школьная география
по
сравнению
с
другими
учебными
дисциплинами
отличается
большей
экологизацией.
Во-первых,
содержание
ведущих
идей
предмета
являются
основополагающими в экологическом образовании. Так, изучение направлено
на формирование у школьников понимания целостности природы
Земли,
единство ее процессов, естественной связи с ней человека, а так же того, что
любая
деятельность
человека
и
его
поведение
в
природе
должны
быть
согласованы с ее законами.
Во-вторых, в школьном образовании курс географии – единственный
предмет,
рассматривающий
экологические
проблем
на
трех
уровнях:
глобальном,
региональном
и
локальном
на
основании
краеведческого
подхода.
Литература
1. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований
№ 1 / 2012
2. Ефимова Е.В., Чупанова Л.В., Наумова Л.Г., Миркин Б.М. Об
экологической составляющей химического образования // Химия в школе. –
2003. – № 9. – С. 25-29.
3. Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии:
Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1990.