Напоминание

"Вопросы охраны природы в курсе химии 9 класса"


Автор: Ковалёва Юлия Андреевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: Успеноюрьевская средняя школа
Населённый пункт: Акмолинская область, Бурабайский район, с. Успеноюрьевка
Наименование материала: статья
Тема: "Вопросы охраны природы в курсе химии 9 класса"
Раздел: полное образование





Назад




Вопросы охраны природы в курсе химии 9 класса

Экспериментальную

работу

по

экологическому

образованию

и

воспитанию учащихся, которая рассматривается как неразрывная часть в

совместной системе образования и воспитания, я проводила в основном в 9

классе.

Анализ учебной программы и оглавление материала тем, изучаемых в 9

классе, показал, что в них мало отражена глобальная проблема нашего века –

охрана окружающей среды.

Для реализации экологического подхода к исследованию школьного

курса химии я использовала программу экологического курса химии

для

средне

общеобразовательной

школы,

подразумевающую

ознакомление

учащихся

с

проблемами

химии

окружающей

среды.

Основное

влияние

сосредоточено

на

тех

явлениях,

которые

вызывают

серьезную

обеспеченность за состояние природной среды и будущее цивилизации.

В содержании программы заложены следующие цели:

- природа в своем естественном развитии находится в динамическом

равновесии;

-

непосредственным

итогом

взаимодействия

человека

и

природы

становится изменение химического состава компонентов окружающей среды,

приводящее к смещению природного равновесия;

- химические знания – обязательная часть знаний об основах охраны

природы,

рациональном

природопользовании

и

разумном

преобразовании

окружающей человека среды.

Роль химии в решении экологических проблем на современном этапе

значительна:

-

исследуя

состав,

строение

и

свойства

веществ,

химия

имеет

возможность

ответить,

как

ведет

себя

то

или

же

другое

вещество

в

атмосфере, почве, водной среде, какое влияние оказывает оно и его продукты

превращений на биологические системы.

Исходя из целей, заложенных в программе, мною были разработаны и

проведены уроки в 9 классе по главным темам курса химии с точки зрения

экологического воспитания и образования. В подборе материала я старалась

использовать краеведческий материал. Ведь именно краеведческий принцип

подбора учебного материала – одно из условий привлечения интереса и

внимания

учащихся

к

этим

проблемам.

На

уроках

я

использовала

функциональные формы и методы организации учащихся: урок-лекция, урок-

конференция.

Активные

методы

обучения

позволяют

формировать

у

учащихся

знание

и

умение

путем

вовлечения

их

активную

учебно-

познавательную деятельность.

При изучении темы «Первоначальные химические понятия» я считаю

важным предоставить дать ряд понятий природо-охранительного характера:

загрязнители,

источники

загрязнений,

современные

способы

очистки

веществ в промышленности.

В

средней

общеобразовательной

школе

экологическое

образование

носит

междисциплинарный

характер

и

входит

в

содержание

многих

предметов: географии, биологии, химии и т.д. в прочем школьная география

по

сравнению

с

другими

учебными

дисциплинами

отличается

большей

экологизацией.

Во-первых,

содержание

ведущих

идей

предмета

являются

основополагающими в экологическом образовании. Так, изучение направлено

на формирование у школьников понимания целостности природы

Земли,

единство ее процессов, естественной связи с ней человека, а так же того, что

любая

деятельность

человека

и

его

поведение

в

природе

должны

быть

согласованы с ее законами.

Во-вторых, в школьном образовании курс географии – единственный

предмет,

рассматривающий

экологические

проблем

на

трех

уровнях:

глобальном,

региональном

и

локальном

на

основании

краеведческого

подхода.

Литература

1. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

№ 1 / 2012

2. Ефимова Е.В., Чупанова Л.В., Наумова Л.Г., Миркин Б.М. Об

экологической составляющей химического образования // Химия в школе. –

2003. – № 9. – С. 25-29.

3. Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии:

Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1990.



В раздел образования