Автор: Спирова Тамара Петровна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: БОУ г. Омска "Лицей № 66"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование творческого потенциала на уроках биологии в 10 классе"
Раздел: полное образование
Использование творческого потенциала на уроках биологии в 10 классе
В процессе преподавания биологии в разно профильных классах всегда очень хочется,
чтобы материал был интересен и доступен учащимся, чей дальнейший жизненный путь не
будут определять углубленные знания в биологии. Мотивация хорошими отметками – это
путь
приобретения
«дешевого»
авторитета.
А
вот
обучать,
используя
навыки,
ранее
приобретенные
на других предметах (сочинение стихов, рисование), и при этом легко
познавать фактический материал предмета биологии (непременное условие) – это то, к
чему должен стремиться хороший учитель. Иными словами: заинтересовать точной наукой
детей гуманитарного склада ума.
Хочу поделиться накопленным материалом при изучении очень спорной в биологии темы
«Возникновение жизни на Земле». В течение многих лет я обучаю биологии детей, не
считающих биологию своим профильным предметом. Кстати сказать, что очень многие из
них уже состоялись в жизни как хорошие экономисты, адвокаты, есть даже всемирно
известный математик.
Ничего, наверное, нового я не предлагаю, но очень хочется поделиться. Итак, класс
делится на несколько групп (по количеству гипотез возникновения жизни на планете
Земля), для каждой группы задания:
Суть гипотезы
Имена ученых, поддерживающих данную гипотезу
Творческое задание: сочинить научное стихотворение по сути данной гипотезы.
Вот выдержки из некоторых стихотворений учащихся разных лет:
Гипотеза панспермии:
Давным-давно свершилось чудо (сия легенда так гласит),
Что к нам, неведомо откуда, прилетел метеорит.
На чудо-камне были споры – они и дали жизнь всему.
Планета стала обитаемой, а мы ведем рассказ к тому,
Что в Древней Греции впервые упомянули панспермию,
Конечно же, затем о ней гораздо вспомнили поздней.
Теорий жизни есть немало, но мы не знаем от чего,
Нам вериться вернее стало, как будто бы, давным-давно,
Здесь, на Земле, свершилось чудо (сия легенда так гласит),
Что к нам, неведомо откуда, прилетел метеорит.
Гипотеза Биогенеза:
Что же есть биогенез?
Биологический процесс,
При котором возникает у детей всех интерес!
В 16 веке Ван Гельмонт сказал тогда,
Что из грязного белья и пшеницы полведра
Появляется отряд милых маленьких мышат.
Луи Пастер сказал «Не верю!»,
И открыл Гельмонту двери,
Ведь если вдруг возникла жизнь,
Откуда взялся первый организм?
Теория стационарного состояния:
Земля была и виды были,
Теченье времени – ничто,
Раз не верите, то позабыли,
Что Голд нам с Бонди говорили!
Земля никогда не возникала,
А просто вечно существовала,
И изменялась, но очень мало,
Такова теория стационара.
Теория Креационизма:
Кто создал нас? Кто наш Отец?
Скажите, кто родитель? Скажите, люди, кто Творец?
Кто наш производитель? Скажите, люди, кто Творец,
Добра и зла любитель?
И скажет вам креационист – что это Бог творитель!
Теория Абиогенеза:
Нет панспермии, нет жизненной силе!
Нет и созданью творцом.
Живое возникло из неживого долгим и сложным путем.
Опарин, Холдейн обладали прогнозом, назвали сей путь «Абиогенозом»
Сперва мономеры, затем полимеры,
Без них и мембранам нельзя.
Развитее сложно, но понимать должно жизнь на планете Земля.
Раньше – метан, аммиак и вода,
Нынче – большая живая семья.
Жизнь кипит и клокочет, в суматохе рождаясь,
По планете мечутся коацерваты,
Исчезают, растут, в излученьях купаясь,
Водородом, метаном, аммиаком объяты.
Жизнь, как малый ребенок, встает с коленей,
Первый шаг. Ведь не такая и малость
Свозь миллиарды лет на земной арене.
Человеком входит в свою старость.
А зачем всё это? – не даст ответа
Это мы – искатели вечных истин,
А она, как старик после жаркого лета,
Чуть не плача глядит на осенние листья.
Позвольте своим ученикам проявить творчество в необычной ситуации, и ваш урок станет
для них важным и значимым.
Спирова Т.П. г. Омск 2017 год