Напоминание

"Экологическое воспитание младших школьников"


Автор: Каргашина Гузалия Мирзагитовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУСОШ №79
Населённый пункт: Сочи, Краснодарский край
Наименование материала: Социальный проект
Тема: "Экологическое воспитание младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Социальный проект «Экологическое воспитание младших школьников»

Цель:

-Формирование познавательного интереса к природе.

-воспитание бережного отношения к природе

-формирование новых знаний, чувств, умений

-пробуждать интерес к самостоятельному поиску информации по интересующей теме.

Младший школьный возраст является базой для формирования основ мировидения и

предоставляет широкие возможности для экологического воспитания. Ведущую роль в

экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к

природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом бережного отношения к природе, с

другой – его результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе

идет от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, а от них

– к интересу на более высокой ступени.

Что же такое познавательный интерес к природе и как его развить у младших школьников?

Прежде всего, познавательный интерес – это эмоционально-положительное отношение к

живому и неживому на земле. Ценность познавательного интереса состоит в том, что он

активизирует все психические процессы и выступает как важнейший мотив к

познавательной деятельности .

Знакомство с природой у детей происходит на уроках окружающего мира. Все ученики

разные, но нельзя ориентироваться ни на слабого, ни на сильного. Поскольку свой

максимум определяет с помощью учителя каждый учащийся, то ему обеспечен

индивидуальный подход. Для любой возникающей в жизни проблемы надо учиться

находить нужную информацию.

Так как время урока ограничено и многие темы остаются не охваченными, то в качестве

одной из форм работы по формированию познавательных интересов выступает

организация внеурочной деятельности и внеклассных мероприятий.

Одним из видов массовых внеклассных мероприятий являются праздники. Они проводятся

и в школе и во внешкольных учреждениях. Тематика праздников самая разнообразная,

например, «Праздник урожая», «День птиц», «День леса» и др. Важной составной частью

природоведческих праздников является выставка.

Массовые внеклассные мероприятия носят эпизодический характер, но тем не менее

можно выделить следующие внеклассные мероприятия, в которых дети охотно принимают

активное участие: экскурсии по родному краю, зоопарк, походы в природу, путешествия по

экологической тропе, 2 раза в год с удовольствием спускаются к морю и участвуют в акции

по расчистке пляжа п.Макопсе, участвуют в природоведческих викторинах.

Внеклассная работа не является обязательной и носит добровольный характер, поэтому

успех выполнения внеклассных заданий зависит от того, как они предложены учащимся.

Внеклассная деятельность может быть дифференцирована учителем. Так, слабым

учащимся объем задания может быть ограничен образовательным минимумом. Для

сильных учащихся задание может быть усложнено. Особенность внеклассной работы дана

в сравнительной характеристике форм работы.

В ходе внеклассной работы используются и наблюдения.

Любое наблюдение, по мнению, М.А. Медведевой [1] должно представлять собой

последовательное выполнение четырех этапов:

Подготовительный этап: постановка и конкретизация исследуемой проблемы и

задач наблюдения (краткая беседа, обращение к опыту, показ фрагментов

диафильма, кинофильма, иллюстраций в целях подготовки к восприятию объекта).

Концентрация внимания на объекте (использование эффекта неожиданности,

постановка проблемных вопросов, использование загадок, стихотворений.

Исследование наблюдаемого объекта, нацеленное на отработку приемов

правильного последовательного его обследования и предполагающее

определенную помощь со стороны учителя при усвоении.

Заключительный: подведение итогов, закрепление полученных представлений о

природных объектах, способах их обследования и фиксации.

Результаты наблюдений дети выражают в сочинениях-миниатюрах, дневниках-

наблюдений, рисунках, буклетах.

На основании анализа проведенных нами внеклассных мероприятий мы

определили основные условия развития познавательного интереса к природе у

младших школьников:

- использование наблюдений;

- новизна формируемых в процессе наблюдения знаний о природе;

-включение учащихся в разнообразную, самостоятельную деятельность;

-создание эмоционального положительного настроя.

Приложение

Список литературы:

Медведева М.А. Наблюдения в начальной школе и ведение календаря природы и

труда людей. Иркутск, 1991.



В раздел образования