Автор: Ефимова Марина Владимировна
Должность: преподаватель отделения раннего эстетического развития, фортепиано, концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №2 города Южно- Сахалинска
Населённый пункт: город Южно- Сахалинск, Сахалинская область
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока
Тема: Развитие эмоционального восприятия музыкальных образов. выявление и развитие метро- ритмических способностей учащихся.
Раздел: дополнительное образование
Управление культуры администрации г. Южно-Сахалинска
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №2 города Южно-Сахалинска»
693008 г. Южно-Сахалинск, проспект Победы,80 тел. 42-42-04, 42-50-28
_________________________________________________________________
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
Преподавателя Отделения Раннего Эстетического Развития
Ефимовой Марины Владимировны
Тема урока:
Развитие эмоционального восприятия музыкальных образов, выявление и
развитие метро- ритмических способностей учащихся;
Класс:
1 год обучения
Отделения Раннего Эстетического Развития (группа 8-12 чел.)
(дети 5,5-6,5 лет – старший дошкольный возраст);
Программа: «Музыка»;
Тип урока: Комбинированный – урок усвоения и совершенствования ЗУН;
Вид урока: Урок – сказка (деловая игра);
Жанр урока: Творческая лаборатория;
Цель урока:
Создание и исполнение различных вариантов музыкально- шумового
метрического аккомпанемента к предлагаемым к прослушиванию
музыкальным произведениям;
Задачи урока, направленные на реализацию :
предметных результатов:
Обучающая – выявление и развитие общих музыкальных способностей ,
развитие образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого
воображения;
метапредметных результатов:
Развивающие – развитие психических процессов (внимания, памяти,
восприятия), формирование рефлексивных умений и познавательного
интереса;
личностных результатов:
Воспитывающая – воспитание коммуникативной компетентности в
общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем, умение познавать
мир посредством музыкальных образов;
Виды деятельности на уроке:
Слушание музыки, рассказ, (по желанию ) ритмо- пластические
импровизации, обсуждение и подбор подходящих по характеру звучания
и образу музыкально- шумовых инструментов, исполнение под музыку
метрического аккомпанемента;
Методы обучения:
Метод эвритмики, метод М. Монтессори- развитие внимания к звукам,
выявление и развитие метро- ритмического восприятия музыки, воспитание
гармонического и тембрового слуха, метод элементарного музицирования,
метод обсуждения и размышления о музыке и музыкальных образах в жизни;
Методы воспитания:
Освоение различных способов взаимодействия с музыкой, вовлечение
учащихся в общение со сверстниками и непосредственно музыкальную
деятельность;
Формы организации обучения на уроке :
Слушание музыки, движение под музыку, коллективное музицирование
(подгруппы и вся группа ( в зависимости от индивидуальных способностей
и возможностей));
Средства обучения :
УМК к программе «Музыка», музыкальный центр, аудиозапись – фонограмма
сюиты Э. Грига «Пер Гюнт», нотный сборник пьес сюиты, портреты
композитора, иллюстрации к сюите с видами природы, карточки с
изображением жанра музыки, набор музыкально- шумовых инструментов
(барабаны, маракасы, тарелки, колокольчики, треугольники, кубики).
Вывод:
Оценить сформированность учебной деятельности в данном возрасте
представляется затруднительно, так как основная форма этой деятельности –
совместная, познавательная. Разумнее и уместнее в данном возрасте изучать
и понимать ступени развития эмоционального восприятия учащимися
различных по характеру, жанру, форме музыкальных произведений , их
образному осмыслению и формированию устойчивых мотиваций к
музыкальной деятельности.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ
( ход урока )
Этап
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Результаты
Вступление
Исполнение
пьесы Э. Грига
«Народная песня»
на фортепиано,
вступление к
уроку, рассказ
сюжета сюиты
«Пер Гюнт»
(начало).
Слушание
3 мин.
Создание
эмоциональной
атмосферы
таинственности и
заинтересованност
и в дальнейших
событиях.
Актуализация
знаний
и
фиксация
затруднений
в
деятельности.
Пробное учебное действие.
Звучит
фонограмма пьесы
сюиты «В пещере
горного короля».
Рассказ
(продолжение).
Предложение
обсудить жанр и
настроение
музыки
Слушание.
Высказывания
мнений, беседа,
обсуждение.
Работа с
карточками.
3 мин.
Формирование и
развитие навыка
эмоциональной
отзывчивости и
закрепление
ладово- жанрового
чувства музыки.
Постановка учебной
задачи.
Предложение
услышать «шаги»
в музыке (пульс,
темп) и выбрать
подходящие из
набора
инструменты.
(барабаны,
тарелки).
Пробное
прохлопывание
ладошами.
Обсуждение и
выбор
инструментов.
5 мин.
Развитие и
закрепление метро-
ритма и ощущения
темпа. Развитие
тембрового слуха.
Реализация построенного
проекта.
Организация
коллективного
музицирования.
Коллективное
музицирование.
3 мин.
Развитие навыка
взаимодействия с
учителем и
сверстниками.
Актуализация
знаний
и
фиксация
затруднений
в
деятельности.
Пробное учебное действие.
Звучит
фонограмма пьесы
сюиты «Танец
Анитры». Рассказ
(продолжение).
Предложение
обсудить жанр и
настроение
музыки.
Слушание.
Высказывания
мнений, беседа,
обсуждение.
Работа с
карточками.
3 мин.
Формирование и
развитие навыка
эмоциональной
отзывчивости и
закрепление
ладово- жанрового
чувства музыки.
Постановка учебной
задачи.
Предложение
услышать «шаги»
в музыке (пульс,
темп) и выбрать
подходящие из
набора
инструменты.
(трещетки,
маракасы,
бубенцы,
колокольчики).
Пробное
прохлопывание
ладошами.
Обсуждение и
выбор
инструментов.
5 мин.
Развитие и
закрепление метро-
ритма и ощущения
темпа. Развитие
тембрового слуха.
Реализация построенного
проекта.
Организация
коллективного
музицирования.
Коллективное
музицирование.
3 мин.
Развитие навыка
взаимодействия с
учителем и
сверстниками.
Включение в систему
знаний и повторений.
Звучит
фонограмма
пьесы «Песня
Сольвейг».
Рассказ сюжета
(окончание).
Предложение
поделиться
впечатлениями об
услышанном и
проделанном на
уроке.
Слушание.
Высказывания
учащихся.
5 мин.
Закрепление
навыка образного и
эмоционального
восприятия
музыки.
Воспитание
мотивации к
дальнейшей
музыкальной
деятельности.
КОНСПЕКТ УРОКА
- Здравствуйте, ребята !
В исполнении преподавателя на фортепиано звучит пьеса Э. Грига
«Народная песня».
- Ребята, вам понравилась музыка, которую я исполнила? Это музыкальное
произведение написал композитор Эдвард Григ, который почти 150 лет
назад жил и творил музыку в далекой стране Норвегии.
Норвегия - это северная страна с очень красивой природой, горами и
долинами. Григ, сочиняя музыку, воспевал в ней красоту норвежской
природы, которую он любил и умел слышать. На берегу моря он слушал…
шум волн, в лесу- прислушивался к шелесту листьев, шороху травы, плеску
ручья и пению птиц. Ему казалось, что природа ему о чем- то
рассказывает. И композитор , в свою очередь, тоже рассказывал своей
музыкой разные истории. Одну из них вы сейчас услышите.
- Жил один молодой охотник по имени Пер Гюнт. Он был большим
выдумщиком и часто обманывал, а нередко и обижал людей. Больше всего
на свете он хотел богатства и власти. Он мечтал, чтобы люди боялись его
и подчинялись ему. Однажды в лесу он встретил девушку в зеленом лесном
одеянии. Это была дочь горного короля. Ей понравился юноша и она
предложила ему жениться на ней. Пер подумал, что сможет стать
богатым и могущественным, и согласился. И вот он спускается в
подземное царство… И что же ?...
- Ребята! Послушайте музыкальную картину и постарайтесь определить
характер и настроение музыки.
Звучит фонограмма пьесы сюиты «Пер Гюнт» - «В пещере горного короля».
В обсуждении приходим к выводу, что звучала «страшная и злая» (резкая,
грубая, пугающая, острая) музыка.
- А какой музыкальный жанр был представлен и что же интересное
происходило в музыке с темпом?
В обсуждении приходим к выводу, что прозвучал Марш и темп музыки
постепенно ускорялся.
- А теперь выберите подходящие по характеру звучания инструменты и
постараемся с их помощью показать Пульс этого марша и не отстать
от темпа!
Ребята подбирают инструменты ( барабаны, тарелки, деревянные кубики)
и происходит коллективное музицирование.
- Э. Григ звуками музыки изобразил обитателей подземного царства:
троллей. Эти злые и коварные существа с мохнатыми , когтистыми
лапами и длинным хвостом очень обрадовались приходу человека. Они
захотели сделать Пера похожим на них и уже прицепили ему длинный
хвост и приготовились надрезать левый глаз….Вот тут- то Пер не на
шутку перепугался! Он хотел остаться человеком и…. сбежал из
подземного царства!..
Звучит фонограмма пьесы сюиты «Пер Гюнт» - «Утро».
- Ребята, послушайте музыкальную картину, постарайтесь определить
ее характер и настроение и попробуйте представить себе, что же
увидел Пер на поверхности ?..
В обсуждении приходим к выводу, что музыка светлая ( спокойная, мягкая,
плавная, красивая) и постепенно как бы «расцветает».
- Когда юноша выбрался на землю, то начиналось утро. Пер поразился, как
вокруг красиво: «В природе все просто и мудро. В туманной клубящейся
мгле рождается доброе утро для радостных дел на земле.» Эти
музыкальные необыкновенные краски изображают красоты родной
природы, которые увидел в то утро Пер Гюнт. Он ведь мог спокойно жить
и трудиться здесь, найти свое счастье и каждое утро просыпаться под
лучами солнца родной земли. Но…
- Пер решил иначе и отправился в дальние страны искать свое счастье. Он
побывал на далеком севере и в дальних странах, видел тигров, львов и
медведей. Пер стал купцом, разбогател и однажды он решил , что счастье
наконец- таки улыбнулось ему: он встретил очень красивую девушку - дочь
арабского царя. Анитра, так звали эту девушку, и она захотела завлечь
Пера..
- Ребята! Послушайте музыкальную картину и постарайтесь определить,
чем же Анитра пыталась привлечь внимание юноши? Какой музыкальный
жанр использовал композитор и каков его характер?..
Звучит фонограмма пьсы сюиты «Танец Анитры». В обсуждении приходим
к выводу, что прозвучал танец – веселый, красивый, легкий (изящный,
воздушный, игривый, хитрый, звенящий(!)).
- А теперь подберите подходящие по звучанию инструменты и
постараемся разукрасить этот танец своими красками – показать пульс
этой музыки.
Ребята выбирают инструменты (треугольники, бубенцы, колокольчики,
маракасы) и происходит коллективное музицирование.
- Анитра решила завлечь юношу своим танцем- изящным, причудливым,
звенящим и волшебным. Музыкальные краски изображают не только
красоту девушки, но и ее хитрость и коварство: обобрав Пера до нитки,
она ускакала от него прочь на его же коне!
- И вот Пер возвращается на родину- постаревший и нищий. В лесу он
встречает Пуговичника – лесного старика, который в своей огромной
оловянной ложке переплавляет тех, кто прожил впустую и за всю свою
никчемную жизнь не сделал никому ничего хорошего и доброго , никому не
помог и стал поэтому никому не нужен, как старая поломанная пуговица…
И ведь, действительно, за Пера никто не захотел заступиться и помочь
ему… И когда Пер совсем уже отчаялся, он вдруг услышал…
- Послушайте, ребята, эту музыку. Как вам кажется, что же услышал
юноша?
Звучит фонограмма пьесы сюиты «Песня Сольвейг».
В обсуждении приходим к выводу, что звучит песня – протяжная ( мягкая,
льющаяся, зовущая, грустящая).
- Так пела девушка Сольвейг, которая всю жизнь любила и ждала Пера.
Сольвейг своей верностью спасла Пера от смерти. Она была тем
единственным человеком, кто заступился за него.
- Вот так и закончилась эта история, которую рассказал Эдвард Григ своей
музыкой. Он прожил долгую и счастливую жизнь потому, что его музыка
принесла и приносит радость людям вот уже много лет. -
А теперь, ребята, я предлагаю вам рассказать , что же из услышанного
и проделанного сегодня вам особенно понравилось и запомнилось?..
Дети в непринужденной обстановке обмениваются своими мнениями и
впечатлениями.