Напоминание

Развитие эмоционального восприятия музыкальных образов. выявление и развитие метро- ритмических способностей учащихся.


Автор: Ефимова Марина Владимировна
Должность: преподаватель отделения раннего эстетического развития, фортепиано, концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №2 города Южно- Сахалинска
Населённый пункт: город Южно- Сахалинск, Сахалинская область
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока
Тема: Развитие эмоционального восприятия музыкальных образов. выявление и развитие метро- ритмических способностей учащихся.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Управление культуры администрации г. Южно-Сахалинска

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №2 города Южно-Сахалинска»

693008 г. Южно-Сахалинск, проспект Победы,80 тел. 42-42-04, 42-50-28

_________________________________________________________________

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Преподавателя Отделения Раннего Эстетического Развития

Ефимовой Марины Владимировны

Тема урока:

Развитие эмоционального восприятия музыкальных образов, выявление и

развитие метро- ритмических способностей учащихся;

Класс:

1 год обучения

Отделения Раннего Эстетического Развития (группа 8-12 чел.)

(дети 5,5-6,5 лет – старший дошкольный возраст);

Программа: «Музыка»;

Тип урока: Комбинированный – урок усвоения и совершенствования ЗУН;

Вид урока: Урок – сказка (деловая игра);

Жанр урока: Творческая лаборатория;

Цель урока:

Создание и исполнение различных вариантов музыкально- шумового

метрического аккомпанемента к предлагаемым к прослушиванию

музыкальным произведениям;

Задачи урока, направленные на реализацию :

предметных результатов:

Обучающая – выявление и развитие общих музыкальных способностей ,

развитие образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого

воображения;

метапредметных результатов:

Развивающие – развитие психических процессов (внимания, памяти,

восприятия), формирование рефлексивных умений и познавательного

интереса;

личностных результатов:

Воспитывающая – воспитание коммуникативной компетентности в

общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем, умение познавать

мир посредством музыкальных образов;

Виды деятельности на уроке:

Слушание музыки, рассказ, (по желанию ) ритмо- пластические

импровизации, обсуждение и подбор подходящих по характеру звучания

и образу музыкально- шумовых инструментов, исполнение под музыку

метрического аккомпанемента;

Методы обучения:

Метод эвритмики, метод М. Монтессори- развитие внимания к звукам,

выявление и развитие метро- ритмического восприятия музыки, воспитание

гармонического и тембрового слуха, метод элементарного музицирования,

метод обсуждения и размышления о музыке и музыкальных образах в жизни;

Методы воспитания:

Освоение различных способов взаимодействия с музыкой, вовлечение

учащихся в общение со сверстниками и непосредственно музыкальную

деятельность;

Формы организации обучения на уроке :

Слушание музыки, движение под музыку, коллективное музицирование

(подгруппы и вся группа ( в зависимости от индивидуальных способностей

и возможностей));

Средства обучения :

УМК к программе «Музыка», музыкальный центр, аудиозапись – фонограмма

сюиты Э. Грига «Пер Гюнт», нотный сборник пьес сюиты, портреты

композитора, иллюстрации к сюите с видами природы, карточки с

изображением жанра музыки, набор музыкально- шумовых инструментов

(барабаны, маракасы, тарелки, колокольчики, треугольники, кубики).

Вывод:

Оценить сформированность учебной деятельности в данном возрасте

представляется затруднительно, так как основная форма этой деятельности –

совместная, познавательная. Разумнее и уместнее в данном возрасте изучать

и понимать ступени развития эмоционального восприятия учащимися

различных по характеру, жанру, форме музыкальных произведений , их

образному осмыслению и формированию устойчивых мотиваций к

музыкальной деятельности.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ

( ход урока )

Этап

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Результаты

Вступление

Исполнение

пьесы Э. Грига

«Народная песня»

на фортепиано,

вступление к

уроку, рассказ

сюжета сюиты

«Пер Гюнт»

(начало).

Слушание

3 мин.

Создание

эмоциональной

атмосферы

таинственности и

заинтересованност

и в дальнейших

событиях.

Актуализация

знаний

и

фиксация

затруднений

в

деятельности.

Пробное учебное действие.

Звучит

фонограмма пьесы

сюиты «В пещере

горного короля».

Рассказ

(продолжение).

Предложение

обсудить жанр и

настроение

музыки

Слушание.

Высказывания

мнений, беседа,

обсуждение.

Работа с

карточками.

3 мин.

Формирование и

развитие навыка

эмоциональной

отзывчивости и

закрепление

ладово- жанрового

чувства музыки.

Постановка учебной

задачи.

Предложение

услышать «шаги»

в музыке (пульс,

темп) и выбрать

подходящие из

набора

инструменты.

(барабаны,

тарелки).

Пробное

прохлопывание

ладошами.

Обсуждение и

выбор

инструментов.

5 мин.

Развитие и

закрепление метро-

ритма и ощущения

темпа. Развитие

тембрового слуха.

Реализация построенного

проекта.

Организация

коллективного

музицирования.

Коллективное

музицирование.

3 мин.

Развитие навыка

взаимодействия с

учителем и

сверстниками.

Актуализация

знаний

и

фиксация

затруднений

в

деятельности.

Пробное учебное действие.

Звучит

фонограмма пьесы

сюиты «Танец

Анитры». Рассказ

(продолжение).

Предложение

обсудить жанр и

настроение

музыки.

Слушание.

Высказывания

мнений, беседа,

обсуждение.

Работа с

карточками.

3 мин.

Формирование и

развитие навыка

эмоциональной

отзывчивости и

закрепление

ладово- жанрового

чувства музыки.

Постановка учебной

задачи.

Предложение

услышать «шаги»

в музыке (пульс,

темп) и выбрать

подходящие из

набора

инструменты.

(трещетки,

маракасы,

бубенцы,

колокольчики).

Пробное

прохлопывание

ладошами.

Обсуждение и

выбор

инструментов.

5 мин.

Развитие и

закрепление метро-

ритма и ощущения

темпа. Развитие

тембрового слуха.

Реализация построенного

проекта.

Организация

коллективного

музицирования.

Коллективное

музицирование.

3 мин.

Развитие навыка

взаимодействия с

учителем и

сверстниками.

Включение в систему

знаний и повторений.

Звучит

фонограмма

пьесы «Песня

Сольвейг».

Рассказ сюжета

(окончание).

Предложение

поделиться

впечатлениями об

услышанном и

проделанном на

уроке.

Слушание.

Высказывания

учащихся.

5 мин.

Закрепление

навыка образного и

эмоционального

восприятия

музыки.

Воспитание

мотивации к

дальнейшей

музыкальной

деятельности.

КОНСПЕКТ УРОКА

- Здравствуйте, ребята !

В исполнении преподавателя на фортепиано звучит пьеса Э. Грига

«Народная песня».

- Ребята, вам понравилась музыка, которую я исполнила? Это музыкальное

произведение написал композитор Эдвард Григ, который почти 150 лет

назад жил и творил музыку в далекой стране Норвегии.

Норвегия - это северная страна с очень красивой природой, горами и

долинами. Григ, сочиняя музыку, воспевал в ней красоту норвежской

природы, которую он любил и умел слышать. На берегу моря он слушал…

шум волн, в лесу- прислушивался к шелесту листьев, шороху травы, плеску

ручья и пению птиц. Ему казалось, что природа ему о чем- то

рассказывает. И композитор , в свою очередь, тоже рассказывал своей

музыкой разные истории. Одну из них вы сейчас услышите.

- Жил один молодой охотник по имени Пер Гюнт. Он был большим

выдумщиком и часто обманывал, а нередко и обижал людей. Больше всего

на свете он хотел богатства и власти. Он мечтал, чтобы люди боялись его

и подчинялись ему. Однажды в лесу он встретил девушку в зеленом лесном

одеянии. Это была дочь горного короля. Ей понравился юноша и она

предложила ему жениться на ней. Пер подумал, что сможет стать

богатым и могущественным, и согласился. И вот он спускается в

подземное царство… И что же ?...

- Ребята! Послушайте музыкальную картину и постарайтесь определить

характер и настроение музыки.

Звучит фонограмма пьесы сюиты «Пер Гюнт» - «В пещере горного короля».

В обсуждении приходим к выводу, что звучала «страшная и злая» (резкая,

грубая, пугающая, острая) музыка.

- А какой музыкальный жанр был представлен и что же интересное

происходило в музыке с темпом?

В обсуждении приходим к выводу, что прозвучал Марш и темп музыки

постепенно ускорялся.

- А теперь выберите подходящие по характеру звучания инструменты и

постараемся с их помощью показать Пульс этого марша и не отстать

от темпа!

Ребята подбирают инструменты ( барабаны, тарелки, деревянные кубики)

и происходит коллективное музицирование.

- Э. Григ звуками музыки изобразил обитателей подземного царства:

троллей. Эти злые и коварные существа с мохнатыми , когтистыми

лапами и длинным хвостом очень обрадовались приходу человека. Они

захотели сделать Пера похожим на них и уже прицепили ему длинный

хвост и приготовились надрезать левый глаз….Вот тут- то Пер не на

шутку перепугался! Он хотел остаться человеком и…. сбежал из

подземного царства!..

Звучит фонограмма пьесы сюиты «Пер Гюнт» - «Утро».

- Ребята, послушайте музыкальную картину, постарайтесь определить

ее характер и настроение и попробуйте представить себе, что же

увидел Пер на поверхности ?..

В обсуждении приходим к выводу, что музыка светлая ( спокойная, мягкая,

плавная, красивая) и постепенно как бы «расцветает».

- Когда юноша выбрался на землю, то начиналось утро. Пер поразился, как

вокруг красиво: «В природе все просто и мудро. В туманной клубящейся

мгле рождается доброе утро для радостных дел на земле.» Эти

музыкальные необыкновенные краски изображают красоты родной

природы, которые увидел в то утро Пер Гюнт. Он ведь мог спокойно жить

и трудиться здесь, найти свое счастье и каждое утро просыпаться под

лучами солнца родной земли. Но…

- Пер решил иначе и отправился в дальние страны искать свое счастье. Он

побывал на далеком севере и в дальних странах, видел тигров, львов и

медведей. Пер стал купцом, разбогател и однажды он решил , что счастье

наконец- таки улыбнулось ему: он встретил очень красивую девушку - дочь

арабского царя. Анитра, так звали эту девушку, и она захотела завлечь

Пера..

- Ребята! Послушайте музыкальную картину и постарайтесь определить,

чем же Анитра пыталась привлечь внимание юноши? Какой музыкальный

жанр использовал композитор и каков его характер?..

Звучит фонограмма пьсы сюиты «Танец Анитры». В обсуждении приходим

к выводу, что прозвучал танец – веселый, красивый, легкий (изящный,

воздушный, игривый, хитрый, звенящий(!)).

- А теперь подберите подходящие по звучанию инструменты и

постараемся разукрасить этот танец своими красками – показать пульс

этой музыки.

Ребята выбирают инструменты (треугольники, бубенцы, колокольчики,

маракасы) и происходит коллективное музицирование.

- Анитра решила завлечь юношу своим танцем- изящным, причудливым,

звенящим и волшебным. Музыкальные краски изображают не только

красоту девушки, но и ее хитрость и коварство: обобрав Пера до нитки,

она ускакала от него прочь на его же коне!

- И вот Пер возвращается на родину- постаревший и нищий. В лесу он

встречает Пуговичника – лесного старика, который в своей огромной

оловянной ложке переплавляет тех, кто прожил впустую и за всю свою

никчемную жизнь не сделал никому ничего хорошего и доброго , никому не

помог и стал поэтому никому не нужен, как старая поломанная пуговица…

И ведь, действительно, за Пера никто не захотел заступиться и помочь

ему… И когда Пер совсем уже отчаялся, он вдруг услышал…

- Послушайте, ребята, эту музыку. Как вам кажется, что же услышал

юноша?

Звучит фонограмма пьесы сюиты «Песня Сольвейг».

В обсуждении приходим к выводу, что звучит песня – протяжная ( мягкая,

льющаяся, зовущая, грустящая).

- Так пела девушка Сольвейг, которая всю жизнь любила и ждала Пера.

Сольвейг своей верностью спасла Пера от смерти. Она была тем

единственным человеком, кто заступился за него.

- Вот так и закончилась эта история, которую рассказал Эдвард Григ своей

музыкой. Он прожил долгую и счастливую жизнь потому, что его музыка

принесла и приносит радость людям вот уже много лет. -

А теперь, ребята, я предлагаю вам рассказать , что же из услышанного

и проделанного сегодня вам особенно понравилось и запомнилось?..

Дети в непринужденной обстановке обмениваются своими мнениями и

впечатлениями.



В раздел образования