Авторы: Костюк Наталья Владимировна, Евстифеева Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: Санкт-Петербургский колледж олимпийского резерва №1
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Толерантность среди учащихся Санкт – Петербургского колледжа Олимпийского резерва №1"
Раздел: среднее профессиональное
« Толерантность среди учащихся
Санкт – Петербургского колледжа
Олимпийского резерва №1»
Авторы : Костюк Наталья Владимировна
Евстифеева Татьяна Сергеевна
Воспитатели
Санкт-Петербургского колледжа олимпийского резерва №1
Три добродетели
Определяя сущность понятия толерантности в словах, на мой взгляд,
можно остановиться на сострадании, правосудии и милосердии
— трех
добродетелях, геральдические изображения которых в виде
трех лилий
можно увидеть до сих пор на знаменах и гербах королей…
Осознанная
толерантность
-
это
значит
признавать
то,
что
люди
различаются
по
внешнему
виду,
положению,
интересам,
поведению
и
ценностям
и
обладают
правом
жить
в
мире,
сохраняя
при
этом
свою
индивидуальность
.
Другими словами, толерантность – это уважение прав и свобод человека
в
целом,
принятие
на
личностном,
общественном
или
государственном
уровнях
и
правильное
понимание,
как
сказано
в
Декларации
принципов
толерантности, утвержденной ЮНЕСКО в 1995 году, «богатого разнообразия
культур
нашего
мира,
форм
самовыражения
и
проявления
человеческой
индивидуальности».
1
Русский «патриотизм»
В
по следнее
время
в
Ро ссии
происходят
бе спорядки
н а
националистической
почве,
несмотря
на
то
что
Россия
–
исторически
многонациональная страна. В обществе отсутствуют элементарные нормы
уважения
к
представителям
других
национальностей,
знания
о
культуре
других наций.
1.
Цель моей работы с классом по данной теме:
Способствовать развитию диалога между подростками ,взрослыми и
детьми, а также улучшению взаимопонимания, укреплению
солидарности и терпимости в отношениях между отдельными людьми
в рамках классного коллектива.
Задачи
1. способствовать предупреждению детской агрессивности и
жестокости в разрешении конфликтных ситуаций;
2. способствовать осмыслению и личностному принятию духовно-
нравственных ценностей и ориентиров через приобщение к
отечественной и мировой культуре .
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ с классом : АНКЕТИРОВАНИЕ, БЕСЕДЫ
Свою работу с ребятами о толерантности я решила начать с анкеты. Тема
анкеты « Черты толерантной личности» .Ставила перед собой две цели:
выяснить уровень знаний и представлений по теме и уровень толерантности
учащихся . Но перед этим была необходимость что-то рассказать ребятам о
толерантности – так сама собой возникла форма беседы .
Вот некоторые фрагменты анкеты.
2
На вопрос: «Как Вы обычно относитесь к тому, что в Вашем городе/ доме
живут люди другой национальности или религии?» ответы распределились
следующим образом:
Девушки Юноши
- это плохо 24 % и соответственно 48%
- это хорошо 11 % и соответственно 2%
- мне все равно 61% 40%
- затрудняюсь ответить 6% 10%
Количество юношей, которые отрицательно ответили на вопрос об
отношении к людям иной национальности, довольно высоко – почти
половина опрошенных, девушек – вдвое меньше. ( с самой анкетой можно
ознакомиться в печатном приложении)
В ходе анкетирования и работы по данной теме учащиеся , работая с
понятием "толерантность", открывают его новые грани и аспекты. В
заключении беседы о толерантности учащимся было предложено написать
свою формулировку толерантности. Вот некоторые примеры
"Толерантный человек способен понять и простить других людей, он с
уважением относится к их привычкам и ценностям" Ахаимова Лилия
(отделение гимнастики)
"Толерантность - это, можно сказать, лучшее качество человека. Оно учит
людей быть такими, какие они есть, а также принимать других людей
такими, какие они есть. Если бы все люди были такими, то мир был бы
совсем другим, намного лучше" Алексей Наумов( отделение фехтования)
"Толерантность, терпимость, доброжелательность,
взаимопонимание - эти качества очень важны, и они должны
присутствовать в каждом человеке, ведь без взаимопонимания и
доброжелательности не может существовать дружба, а без
3
терпимости - деловые отношения" Юлия Даниленко ( отделение
академической гребли)
Выводы по проделанной работе
Спорт, являющийся своеобразным универсальным языком человеческого
общения способен стать мощным средством укрепления мира, толерантности и
взаимопонимания. Благодаря своей способности объединять людей, невзирая на
границы, культуры и религии, он может способствовать терпимости и
примирению.
В некоторых случаях именно спорт помог возобновить диалог и найти другие
каналы для коммуникации. Одной из основ этнического единства новейшего
времени, наряду с музыкой, изобразительным искусством, архитектурой,
живописью, кинематографией, стал выступать спорт. Современный спорт взял
на себя часть огромной ответственности за воспитание человека,
«конструирование» личности, нравственности, доброты, честности и
товарищества. Спорт также помогает стирать расовые предрассудки. В истории
известно немало примеров, когда достижения отдельных спортсменов
способствовали признанию их этнических групп со стороны других народов.
Так было в США и Канаде по отношению к афроамериканцам, индейцам,
выходцам из Латинской Америки, китайцам. Ведь здесь не имеет значение твоя
национальность, если ты действительно превосходный спортсмен.
Участие представителей различных этнических групп в составе спортивных
команд укрепляет межэтническую солидарность и толерантность в обществе.
Так например, в современной России в условиях формирования гражданского
общества, победы сборных команд страны с участием представителей
различных народов куда более значимы, чем любые политические лозунги и
декларации о патриотизме и многонациональности Российского государства.
4
ВЫВОД
В Колледже Олимпийского резерва№1 проходят обучение и проживают в
общежитии учащиеся многих стран бывшего советского союза. За всю
историю существования нашего учебного заведения не наблюдалось ни
одного случая межэтнического конфликта. Спорт- прежде всего
многонационален, он сближает людей разных национальностей. Работа
воспитателя состоит в сплочении вверенного ему коллектива учащихся, в том
числе если в коллективе есть ребята других национальностей. Совместные
мероприятия, экскурсии, беседы помогают достичь поставленной цели в
данном направлении, т.е. научить ребят быть по настоящему толерантными и
терпимыми.
5
Список литературы
1.
Балутина Т.А., Вольфовская Е.Г., Никольская С.А. Содержание
образования в педагогике ненасилия // Методы, приемы и технологии в
педагогике ненасилия: Сб. науч. ст. и материалов 20-й Всерос. науч.-практ.
конф. по пробл. Педагогики ненасилия, Санкт- Петербург, 21 апр. 1999 /
Ред. Гаврилова М.С. и др. - СПб.: Образование-Культура, 1999. - С. 265 -
267.
2.
Игнатов В.Г, Бутов В.И. Особенности и региональные аспекты
национальной политики России постперестроечного периода // Местная
власть: Всерос. журн. органов местного самоуправления / Сев.-Кавк. акад.
гос. службы. - 1999. - N 2. - С. 5 - 15.
3.
Коновалова Л.Н. Бизнес, толерантность и культура мира - путь к диалогу в
обществе и становлению репутации отечественного
предпринимательства
4.
П. К. Гречко Различия. От терпимости к культуре толерантности:—
Санкт-Петербург, Издательство Российского Университета дружбы
народов, 2006 г.- 416 с.
6