Напоминание

Программа развития школы


Автор: Мисриев Гамид Гаджимисриевич
Должность: директор школы
Учебное заведение: МКОУ "Курахская средняя общеобразовательная школа №1"
Населённый пункт: с. Курах, Курахского района, Республика Дагестан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа развития школы
Раздел: полное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУРАХСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» Утверждаю: директор МКОУ «Курахская СОШ №1» ______________________ Г. Г. Мисриев « 10 » сентября 2015 г.
Программа развития школы

на 2016 - 2020 годы

(проект)

Авторский коллектив:
Мисриев Гамид Гаджимисриевич- директор школы, Ахмедов Ражидин Велиевич- заместитель директора школы по внеклассной работе, Фаталиева Зинаида Нурахмедовна- учитель информатики и ИКТ. 1
Миссия школы
-
создание наиболее благоприятных условий

обучения, воспитания и развития для всех детей: одаренных,

обычных, нуждающихся в коррекции, - с учетом различий и

склонностей, способностей и интересов.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Вводно- пояснительная записка

Раздел 1. Паспорт программы развития
. • Наименование. • Законодательная база. • Цели и задачи. • Сроки и этапы реализации. • Управление реализацией и основные механизмы ее осуществления. • Разработчики и исполнители. • Объем и источники финансирования.
Раздел 2. Информационная справка о школе.

Раздел 3. Аналитическое и прогностическое

обоснование программы развития
.
Раздел 4. Концептуальные основания программы

развития.

Раздел 5. Приоритетные перспективные

направления программы развития.

Раздел 6. Основные мероприятия по реализации

программы развития.

Ожидаемые результаты реализации Программы и

индикаторы для оценки их достижения.

Введение.
2


Программа развития МКОУ «Курахская СОШ № 1» на 2016-2020 годы (далее Программа) была разработана в 2015 году в соответствии с федеральной Программой развития образования; законом Российской Федерации «Об образовании» и составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений. К этому времени педагогическим коллективом школы была проделана значительная работа, которая явилась основой для разработки данной программы развития. Настоящая программа определяет стратегию развития школы и основные направления деятельности по ее реализации. Проблема повышения качества образования для школы является одной из важнейших. Это определяется необходимостью успешного освоения всеми учащимися образовательной программы, формирования навыков исследовательской деятельности учащихся, подготовки их к дальнейшему обучению и осознанному профессиональному выбору. Данная проблема приобретает особую актуальность в условиях развития компетентностного подхода и оценки качества образования в школе на основе единого государственного экзамена. Важнейшей для школы является проблема введения и эффективного использования современных образовательных технологий. Проблема заключается в необходимости сочетания новых технологий и лучших отечественных традиций образования. Важной проблемой является доступность образования, которая понимается педагогами школы в контексте новых образовательных технологий. Доступность образования заключается в создании особых психолого-педагогических условий в школе, позволяющих каждому ученику освоить образовательную программу и быть успешным. Важной проблемой, которую призвана решать настоящая программа развития, является демократизация школьного уклада. Особенно важным является использование потенциала родителей и местного сообщества в качестве ресурса развития школы. Как показывает анализ проблем, которые решает в настоящее время школа, необходим целостный подход к их решению. Педагоги и родительская общественность в качестве такого целостного подхода рассматривают средовой подход. По данному научно-практическому направлению в течение ряда лет в школе были проведены педагогические советы, конференции родителей и научно-педагогической общественности, семинары. В результате обсуждения проблем, которые решает школа, было принято решение создания программы развития по теме «Школа ключевых компетенций» на период 2016-2020 годов. 3

Раздел 1. Паспорт программы

.

Наименование Программы.

«Целевая комплексная программа развития

муниципального казённого

образовательного учреждения «Курахская средняя общеобразовательная

школа №1».

Законодательная база для разработки программы развития школы
1. Конституция РФ. 2. Конвенция о правах ребенка. 3. Закон РФ «О правах ребенка». 4. Закон РФ «Об образовании». 5. Государственный образовательный стандарт (2004 г.). 6. Проект государственного образовательного стандарта второго поколения. 7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» 8. Устав школы.
Цели и задачи Программы.

Цели:
создание воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе; создание условий для формирования успешной, компетентной личности, способной в дальнейшем к самостоятельному осознанному выбору жизненного пути, в процессе реализации принципов профильного обучения.
Задачи Программы:
• обеспечение прав ребёнка на качественное образование; • и зме н е н и е ме тод о в , т ех н ол о ги й о бу ч е н и я , р а с ш и р е н и е информационно- коммуникационных технологий, способствующих формированию практических умений и навыков анализа информации, самообучению; • формирование исследовательских умений и навыков у обучающихся на уроках и во внеурочное время с целью предоставления им оптимальных возможностей для получения универсального образования, реализации индивидуальных творческих запросов; • построение образовательной практики с учетом региональных, социальных тенденций, воспитание детей в духе уважения к своей школе, городу, краю, России; • совершенствование организации учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся; • систематизация работы по обеспечению социально-психолого- педагогического сопровождения; 4
• развитие органов ученического самоуправления, детской общественной организации; • определение оптимального содержания образования с учетом требований современного общества к выпускнику на основе государственных образовательных стандартов 1-го и 2-го поколения, а также регионального (казачьего) компонента федерального государственного стандарта образования; • расширение возможностей социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием через организацию профильного обучения; • повышение качества учебных занятий на основе использования компетентностного подхода; • формирование здоровьесберегающей образовательной среды, уч ит ыва юще й а д апт а ционные ре зе рвы школьников и обеспечивающей сохранение их психосоматического здоровья и духовно-нравственное развитие, формирование культуры здорового образа жизни; • реорганизация системы управления школой, развитие ее общественной составляющей; • развитие ресурсного (материально-технического, кадрового, научно- методического) обеспечения воспитательно-образовательного процесса; • использование ресурсов дополнительного образования как способ р а с ш и р е н и я в о з м ож н о с т е й в ы б о р а и н д и в и д у а л ь н ы х образовательных траекторий и развития творческого потенциала личности, включение внеобразовательных социальных структур в систему образования; • развитие системы ученического самоуправления; • развитие единой информационной среды и интерактивных технологий для обеспечения доступности образования, удовлетворения различных образовательных потребностей и вовлечения общественности в образовательный процесс.
Сроки и этапы реализации:

Срок действия Программы.
2016-2020 гг.
Этапы реализации Программы.
1. Ориентационно- мотивационный этап: 2016-2017гг. 2. Конструктивно- формирующий этап: 2018-2019 гг. 3. Результативно- диагностический этап: 2019-2020 гг. 5

Управление процессом реализации Программы
: Функции управления Содержание деятельности - информационно – аналитическая Формирование банка данных о передовом педагогическом опыте, новых исследованиях в области актуальных проблем педагогики, психологии, дидактики и т.д., научно – методического материала о состоянии работы в школе на основе профилизации. - мотивационно – целевая Определение целей совместно с педсоветом, методическим советом и т.д. по деятельности коллектива и отдельных преподавателей, направленной на реализацию Программы на каждом ее этапе. - планово – прогностическая Совместно с Советом школы прогнозирование деятельности коллектива, планирование организации и содержания деятельности коллектива - организационно – исполнительская Организация выполнения учебного плана, программы, обобщение ППО, осуществление повышения квалификации преподавателей - контрольно – оценочная Осуществление внутришкольного контроля и оценка состояния всех направлений учебно – воспитательного процесса в соответствии с Программой. - регулятивно - коррекционная Обеспечение поддержания системы учебно – воспитательного процесса в соответствии с Программой, устранение нежелательных отклонений в работе. 6

Основные механизмы реализации Программы развития.
Создание подпрограмм (проектов) развития школы в соответствии с задачами Программы, направленных на создание условий достижения целей Программы и включающих имеющиеся ресурсы, возможные решения в данном направлении, ответственных за их выполнение и ожидаемые результаты.
Организация и контроль за выполнением Программы развития.
Координацию и контроль за выполнением Программы администрация школы оставляет за собой. Педагогический совет и Совет школы: • анализируют ход выполнения плана, действий по реализации Программы и вносят предложения по его коррекции; осуществляют информационное и методическое обеспечение реализации Программы; • осуществляют тематический, текущий, персональный и предупредительный контроль за деятельностью учителей и учащихся. • Администрация школы ежегодно подводит итоги выполнения Программы на заседании итогового педагогического совета. Окончательные итоги подводит Конференция школы .
Разработчики и исполнители Программы (Структура управления

школой и Программой):
7

Объём и источники финансирования Программы.
Бюджетное и внебюджетное финансирование, Федеральный бюджет, добровольные пожертвования.
Раздел 2. Информационная справка о школе

.
Общие сведения о школе. Полное наименование: Муниципальное казенное образовательное учреждение "Курахская средняя общеобразовательная школа №1". Юридический адрес: 368118, Республика Дагестан, Курахский район, с. Курах, ул. Школьная 4. Телефон: 22-0-12 Е-mail: zina55876375587637@yandex Адрес сайта: kurah1.dagschool. ИНН 0519001905. ОКАТО 82230830001. Код по ОКПО 95316378. ОКВЭД -2001 80.21.2. ОКФС 14. ОКОПФ 72. Лицевой счет 830339558. Расчетный счет 40204810500000000038. БИК 048209001. Учредитель: МО « Курахский район». Свидетельство о государственной аккредитации: Серия ОН № 017147, регистрационный № 5331от 30мая 2012 г. срок действия по 30 мая 2024г. Лицензия на образовательную деятельность: Серия РО № 013390, регистрационный номер 5646 от 24 февраля 2012г. срок действия «БЕССРОЧНО».
Раздел 3. Аналитическое и прогностическое обоснование

Программы развития.
В настоящее время в школе обучается 250 учащихся, 18 класс-комплект. Обучение проводится в 1 смену. Здание рассчитано на 320 учащихся. В школе 13 учебных кабинетов: кабинет начальных классов, русского языка и литературы, математики, физики, 8
химии, биологии, географии, истории и обществознания, иностранного языка, информатики и ИКТ, естествознания, родного языка и литературы. Кроме того, имеется мастерская (столярная и слесарная), спортивный зал, библиотека с хранилищем учебных фондов, актовый зал, игровая площадка, столовая. В настоящее время в «Курахской средней общеобразовательной школе №1» имеются следующие виды компьютерного оборудования: • 24 персональных компьютера, один ноутбук, сервер; • 3 лазерных черно-белых принтеров, из них 1 поддерживают возможность сканирования и ксерокопирования информации; • 7 мультимедийных проектора; • 7 интерактивных досок фронтальной проекции SMART Board; • школьная медиатека, состоящая из 40 наименований. Деятельность школы по информатизации образовательного процесса обусловлена современными требованиями к образовательному процессу. Библиотека обладает следующими фондами: • книжный фонд – 10327 экземпляров; • фонд учебников – 4352 экземпляра; • медиатека – 244 диска. Анализ материально-технического состояния показывает, что школа в достаточной мере укомплектована, но эти ресурсы используются не в полном объеме. Так, мало задействован лингафонный кабинет, локальная сеть не охватывает все структурные подразделения школы. Библиотечный фонд учебников обеспечивает всех учащихся из малообеспеченных семей, другие категории учащихся получают учебники выборочно, а остальные приобретаются за счет средств родителей.
Анализ кадрового ресурса школы.
В школе работает 44 педагогических работника, из них: • 18 классных руководителей, • 1 вожатая, • 1 социальный педагог, • 1 психолог, • 31% педагогов школы награждены государственными и отраслевыми наградами: • знаком «Отличник народного просвещения», «Почетный работник образования», «Заслуженный учитель школ РД» - 15 человек; • Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ – 3 человека, • 3 являются победителями национального проекта «Образование». Все педработники за последние 5 лет прошли курсы повышения квалификации, в том числе 17- по программе «Теория и методика преподавания отдельных предметов в соответствии с требованиями ФГОС ». 9
Анализ кадрового ресурса показывает, что школа обеспечена высококвалифицированными специалистами, позволяющими осуществить доступный уровень качества преподавания, с учетом изменений, происходящих в сфере образования и общества в целом. Однако, достаточно высок процент педагогов пенсионного и предпенсионного возраста и низок процент молодых специалистов.
Анализ административного ресурса.
В течение 3-х последних лет происходило совершенствование управления школой на основе принципов государственно- общественного управления образовательным учреждением. Управляющая система МКОУ: «Курахская СОШ №1» представлена персональными (директор, заместители, учителя, классные руководители) и коллегиальными органами управления (Совет школы, педагогический совет, методический совет), а также органом ученического самоуправления. В школе функционируют следующие формы общественно-государственного управления: • педагогический совет; • профсоюзная организация; • методический совет; • Совет школы; • Школьный парламент (орган ученического самоуправления).
Анализ воспитательной системы школы.
Деятельность школы в режиме инновационного развития потребовала радикальных изменений в организации и управлении воспитательной работой, цель которой заключалась в формировании у учащихся качеств свободной личности, гармонично развитой, подготовленной духовно и физически к самостоятельной жизни в обществе. Воспитательная работа нацелена на достижение следующей цели: • воспитание гражданина России на культурно-исторических традициях, патриота страны, образованной и нравственной личности, способной к с амопознанию, с аморазвитию, с а м о с о в е р ш е н с т в о в а н и ю , адаптированной к условиям современного общества.    Совершенствование воспитательной работы в школе будет направлено на создание максимума условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей на основе изучения личности учащегося, их интересов, стремлений и желаний. Задачи: • стимулирование интереса к самобытной культуре народов Дагестана; • приобщение учащихся к историческому прошлому Курахской земли; • совершенствование патриотического воспитания; • развитие самоуправления в школе; • выявление и развитие творческих способностей учащихся; • пропаганда здорового образа жизни; 10
• совершенствование методического мастерства классных руководителей; • укрепление связи семья-школа. Решению поставленных задач способствует деятельность в следующих направлениях: 1. Развитие творческих возможностей и способностей учащихся. 2. Формирование гражданственности и патриотизма. 3. Развитие демократической культуры. 4.Формирование экологической культуры учащихся. 5. Формирование здорового образа жизни учащихся. 6. Развитие общественно – полезной деятельности. 7. Профилактика асоциальных явлений в детской и подростковой среде. 8. Работа с родителями. 9. Профориентационная работа с старшеклассниками. Важнейшее требование к организации воспитательной работе в школе - гуманистическая ориентация современного воспитания, отраженная в законе РФ «Об образовании» и рассматривающая ребёнка как главную ценность в системе человеческих отношений. Для того чтобы обеспечить каждому ребёнку полноценное личностное, интеллектуальное развитие в максимально возможном диапазоне его интеллектуальных ресурсов, в нашей школе актуализируются следующие идеи гуманистического воспитания: 1. Личностный подход- признание личности ребёнка высшей социальной ценностью, принятие его таким, каким он есть, отсутствие попытки переделать его, умение влиять на его развитие. Личностный подход очень трудно осуществить без основательной дифференциации образовательного процесса. 2. Гуманизация межличностных отношений предполагает уважительное отношение к ребёнку, к его мнению, доброту и понимание. В школе должно быть   как   можно меньше страха. Страх, чувство незаслуженной вины- все это тормозит развитие ребёнка. 3. Деятельностный подход в воспитании: ребёнок не готовится в школе к будущей жизни - он уже   живет реальной сегодняшней жизнью. И ему нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, трудовая, творческая, досуговая. 4.Средовый подход- школа не может ограничить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и 11
проблемы социума, ближайшего окружения. В этом смысле семья занимает особое место и требует особого внимания. 5.Комплексный подход предполагает воспитание и развитие актуальных качеств личности ребёнка параллельно, а не по очереди. Нужно так организовать деятельность учащегося, чтобы человек в ней раскрылся с разных сторон и развивал все свои личностные качества. Комплексный подход предполагает сочетание базового и дополнительного   образования, единство воспитания и обучения. Перечисленные выше подходы к воспитанию составляют основу воспитательной части Программы развития школы на период 2016- 2020 гг. Суть гуманистической концепции воспитательной работы в школе заключается в расширении возможностей для самореализации ученика и учителя в школе, создании условий для разностороннего и свободного развития личности. Этому способствует проведение традиционных для МКОУ «Курахская СОШ №1» школьных мероприятий: 1)Праздник Первого звонка. 12)Школьный спортивный праздник, посвященный Дню победы в ВОВ. 2)День учителя « Имя твое- учитель». 3) Осенний бал «Золотая осень». 4)День матери «Самая прекрасная из женщин – женщина с ребенком на руках». 11)Фольклорный праздник «Очаг мой- родной Дагестан». 6)Вечер встречи выпускников. 8)Акция «Цветы на обелиске» ко Дню защитника Отечества. 13)Районный слет отличников. 5)Новогодний бал-маскарад. 7)День юного героя- антифашиста. 9)Празднование Международного женского дня. 10)Национальный праздник «Яран сувар (праздник весны)». 14)Праздник Последнего звонка. Акция «Виват, выпускники!». 15)Выпускной бал «Школа – верный друг наш навсегда». Социально- психологическая служба уделяет большое место в работе с «трудными» подростками. «Трудные» подростки находятся под особым контролем социального педагога, психолога школы и классных руководителей. Проводится регулярное обследование жилищно-бытовых условий учащихся из семей, оказавшихся в социально-опасном положении . Исходя из этого, важнейшими задачами воспитания в школе, которые ставятся настоящей Программой стали: • формирование у детей общечеловеческих норм морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные возможности человека, терпимости по отношению к людям); 12
• воспитание активной жизненной позиции, чувства долга, готовности в з я т ь н а с е б я о т в е т с т в е н н о с т ь з а с у д ь б у с т р а н ы ; формирование высокой нравственной, эстетической и физической культуры, воспитание коллективизма: навыков взаимопомощи, совместных действий в организации школьной жизни; • воспитание культуры общения, культивирование интеллигентности как высокой меры воспитанности. Анализ инновационной деятельности школы. Инновации в образовательном процессе (УМК, технологии) Ступени развития образовательного учреждения: 1. Обеспечен расширенный спектр образовательных услуг и образовательных программ в соответствии с новыми государственными стандартами. 2. Предполагается разработка и введение модели учебного плана, которая дает возможность реализовать повышенное качество образования и направлен на формирование личности учащихся с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, адаптированной к жизни путем реализации компетентностного подхода: • изучение иностранного языка со 2-го класса; • введение интегрированного курса информатики со 2-го класса; • ввод курса рабочей профессии по направлению «Мастер по обработке цифровой информации». ввод элективных курсов для 10-11 классов: «Биогенные элементы в нашей жизни», 11 кл.; «Стилистика русского языка», 11 кл.; «Задачи с параметрами», 11 кл.; «Создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей, жанров», 11 кл.; «Путешествие в мир фармакологии», 10 кл. ; «Научная и деловая речь как индикатор общей и профессиональной культуры», 10 кл. • 3. Предполагается введение профильного обучения на старшей ступени п о н а п р а в л е н и я м : «Делопроизводство», «Садоводство», «Пчеловодство». 4. Формируется науко- ориентированная практика образования в рамках областной экспериментальной площадки по апробации и внедрению федерального государственного стандарта 2-го поколения (начиная с первого класса). Для достижения этой цели регулярно участвовать в программах Государственных автономных и негосударственных частных образовательных учреждений (дополнительного профессионального образования «Центр педагогического мастерства» системы СтатГрад Международный Интернет Лицей); во Всероссийских конкурсах, викторинах, блиц- турнирах. Самым главным условием повышения эффективности образовательного процесса является построение его на технологической основе. Многими 13
педагогами школы успешно используются следующие педагогические технологии: • метод проектов (технология проектного обучения); • проблемное обучение; • технология проблемно-поисковой направленности; • исследовательская технология; • коммуникативно-диалоговая технология; • технология уровневой дифференциации; • технология «портфолио»; • учебные игры (игровая технология); • информационные технологии. Результатом применения инновационных технологий можно считать не только достаточно высокий уровень обученности, подтвержденный независимой формой оценивания (ЕГЭ и ОГЭ), но и положительную динамику активности учащихся при проведении различных олимпиад, конкурсов, учебно-практических конференций, а также их результативность. Анализ инновационной деятельности школы показывает: • неплохой уровень овладения педагогами с о в р е м е н н ы м и информационно- коммуникационными технологиями (ИКТ) в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС; • отбор содержания образования ведется в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов 1-го и 2-го поколений, что позволяет вести образовательный процесс на компетентностной основе. Анализ состояния социума и прогноз тенденций изменения адресуемых школе образовательных потребностей, социального заказа. В школе действует социальная служба, представленная социальным педагогом. Цель работы социального педагога - индивидуальная помощь учащимся в интересах их социально-педагогической реабилитации в преодолении психологических, педагогических и социальных барьеров, мешающих успешной учебной деятельности и самореализации учащихся.
Основные проблемы:
1. Не в полной мере отобрано содержание образования, отвечающего запросам общества (в лице родителей и учащихся) в части возможностей для успешного выбора профессии и самоопределения. 2. Недостаточный приток молодых специалистов, в том числе из числа выпускников школы. 14
3. Недостаточное использование возможностей дополнительного образования для формирования личности, способной самостоятельно выбирать дальнейшую траекторию своего развития. В соответствии с выявленными проблемами и противоречиями в основу Программы развития МКОУ «Курахская СОШ №1» положена идея создания школы, формирующей успешную, компетентную личность, способную в дальнейшем к самостоятельному осознанному выбору жизненного пути.
Раздел 4. Концептуальные основания программы развития.
Модельное представление школы. Мы видим школу как массовое среднее общеобразовательное учреждение, обеспечивающее эффективное развитие ребенка путем использования возможностей профилизации и профориентации на всех ступенях обучения за счет: • на I ступени обучения: оптимального использования возможностей дополнительного образования, вариатива (по БУП 2015г.), а также часов внеурочной деятельности (в классах, апробирующих государственный образовательный стандарт 1-го и 2-го поколений); • на II ступени обучения: оптимального использования возможностей дополнительного образования, вариатива (по БУП 2015г.); • на III ступени обучения: оптимизации предоставляемого выбора элективных курсов, усовершенствования курса рабочей профессии по направлению «Мастер по обработке цифровой информации» и в в е д е н и я п р о ф и л ь н о г о о б у ч е н и я п о н а п р а в л е н и я м : «Делопроизводство», «Садоводство», «Пчеловодство». Мы предполагаем, что у каждого учащегося школы будет индивидуальная карта развития для обеспечения индивидуального подхода к развитию каждого учащегося на основе методико–психолого–педагогического изучения детей на каждом возрастном этапе. • «Образ выпускника» - рассматривается нами как результат совместной творческой деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса, это: • образованность, компетентность в основах наук, владение навыками самообразования, что позволит продолжить образование; • самостоятельность и саморегуляция собственного отношения, поведения и потребностей, позволяющие осознанно выбрать профессиональные ориентиры; • высокая нравственная и гражданская позиция, патриотизм; • потребность в физическом совершенствовании и укреплении здоровья. Ориентируясь на представления о выпускнике, школе необходимо достичь такого качества образовательного процесса, при котором: 15
• формируется успешная, компетентная личность, способная в дальнейшем к самостоятельному осознанному выбору жизненного пути; • развиваются способности и вырабатывается готовность школьников к самообразованию и саморазвитию; • уровень обучения достаточен для любой профессиональной деятельности и различных видов коммуникаций; • не допускается снижение уровня физического и психического здоровья учащихся.
Концептуальная модель компетентностей педагогов школы.
Настоящий педагог нашей школы должен обладать такими качествами, как: • наличие высокого уровня общей, коммуникативной культуры, теоретических представлений и опыта организации сложной коммуникации, осуществляемой в режиме диалога; • способность к освоению достижений теории и практики предметной области: к анализу и синтезу предметных знаний с точки зрения актуальности, достаточности, научности; • способность к критической оценке и интеграции личного и иного (отечественного, зарубежного, исторического, прогнозируемого) опыта педагогической деятельности; • стремление к формированию и развитию личных креативных качеств, дающих возможность генерации уникальных педагогических идей и получения инновационных педагогических результатов; • наличие методологической культуры, умений и навыков концептуального мышления, моделирования педагогического процесса и прогнозирования результатов собственной деятельности; • готовность к совместному со всеми иными субъектами педагогического процесса освоению социального опыта; • освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, отработки и интерпретации информации в условиях лавинообразного нарастания информационных потоков; • принятие философии маркетинга в качестве одной из основных идей деятельности педагога в условиях становления рыночных отношений в образовании; • принятие понятия профессиональной конкуренции как одной из движущих идей развития личности педагога; • наличие культуры педагогического менеджмента в широком смысле, то есть стремление к самоопределению в ситуации ценностного выбора и к принятию ответственности за конечный результат педагогического процесса, что определяет профессиональную успешность в условиях конкуренции; 16
• сформированность теоретических представлений о системно- педагогическом мышлении, наличие опыта системного исследования педагогической деятельности в целом и собственной педагогической деятельности; • осознание метода педагогической деятельности как одной из высших профессиональных ценностей педагога. Задача педагогов школы – во спитать
выпускника
, обладающего следующими качествами: • готовность к жизни в современном мире, ориентация в его проблемах, ценностях, нравственных нормах, понимание особенностей жизни, ориентация в возможностях этой жизни для развития своих духовных запросов, ориентация в научном понимании мира, умение ставить реалистические жизненные цели и быть способным их достигать; • наличие продуманной и практически реализуемой жизненной стратегии по сохранению и развитию своего физического, психического и нравственного здоровья; • способность к творческому созиданию своей личной жизни, ее осмысленной организации на основе национальных и общечеловеческих ценностей, любви к своей Родине и уважения традиций иных национальных культур; • коммуникативная культура, владение навыками делового общения, п о с т р о е н и е м е ж л и ч н о с т н ы х от н о ш е н и й , с п о с о б с т ву ю щ и х самореализации, достижению успеха в общественной и личной жизни; • высокая познавательная мотивация, готовность выпускника основной школы к достижению высокого уровня образованности на основе осознанного выбора программ общего и профессионального образования; • совмещение рационалистического и эмоционально-ценностного подходов к жизни, умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения; • способность к выбору профессии, ориентации в политической жизни общества, выбору социально ценных форм досуговой деятельности, к самостоятельному решению семейно-бытовых проблем, защите своих прав и осознанию своих обязанностей; • адекватная самооценка (внутренняя гармония и самоконтроль); • стремление к продуктивной жизни (максимальной реализации своего индивидуально-личностного потенциала). Задача педагогов школы - во спитать
выпускника
, обладающего ключевыми, общепредметными, предметными компетенциями в и н т е л л е ктуа л ь н о й , г р а ж д а н с ко - п р а в о в о й , и н ф о р м а ц и о н н о й , коммуникационной и прочих сферах.
Основные направления работы воспитательной системы школы.
17
Работа школы направлена на реализацию стратегии развития воспитания подрастающих поколений, определенной в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Целью программы является создание на уровне школы оптимальных социально-педагогических условий для развития личности в процессе образования на основе ее индивидуальных особенностей, обеспечивая высокий уровень образованности, социализации, сохранения здоровья, интеллектуального, духовного и физического развития. Цель воспитательной работы школы – помочь ребёнку продуктивно адаптироваться в социальном мире. Во внеурочной деятельности удовлетворяются потребности ребёнка в самопознании, самовыражении, самоутверждении, самореализации. В школе разработана и реализуется программа по воспитанию учащихся «Патриотическое воспитание». Цель этой программы – создание в школе единого воспитательного пространства по привитию учащимся любви и преданности Отечеству.
Структура воспитательной системы.

1.Целенаправленность в воспитательной работе.
Цели, определенные воспитательной системой, приняты всеми участниками педагогического процесса.
2.Основные методы воспитания
. а) Единые педагогические требования; б) Мотивация учащихся на самовоспитание. Организовать воспитательную работу так, чтобы целенаправленно пробудить и вызвать потребность у учащихся изменить себя; в) Педагогическая индивидуальная поддержка.
3. Школьная воспитывающая среда.
а) Школьный и классный коллектив. Воспитательная система предполагает включенность в систему каждого класса; б) Организация ученического самоуправления; в) Традиции школы.
Раздел 5. Приоритетные перспективные направления

программы развития.
На основе проведенного анализа, результатов исследований и выявления отмеченных проблем разработаны мероприятия по следующим направлениям.
Первое направление.
18

Обновление содержания образования.

№п\п

Мероприятия

Сроки

выполнения

Ответственные
1 Комплексный мониторинг мотивации образования учащихся 2016-2017 гг. Методсовет 2 Создание системы традиционных и творческих заданий, направленных на контроль динамики развития компетенции учащихся до 01.01.2016г. Творческая группа 3 Переход на новые формы проведения государственной аттестации по отдельному графику. Администрация 5 Переход на переводные экзамены в 2-8,10 классах 2016 г. Администрация 6 Проведение тематических педсоветов "Ученик как цель образовательного процесса". "Проблемный урок: как открывать знания с учениками" 2016 г.- 2020 г Педколлектив 7 Совершенствование работы УС 2016 г. Педколлектив 8 Совершенствование и введение эффективных форм работы с родителями и общественностью (методический семинар) 2016-2020 гг. Педколлектив 9 Участие в районных семинарах по проблемам современной школы постоянно Директор Зам. директора 10 Изучение проблемы мотивации и стимулирования учащихся в процессе обучения весь период Зам. директора 11 12 Участие в работе методических объединений учителей- предметников ежегодно Педколлектив 13 Повышение квалификации и переподготовка кадров ежегодно Зам. директора 14 Пополнение библиотечного фонда учебно-методической литературой 2016-2019 гг. Директор библиотекарь 15 Организация системы наставничества весь период Зам. Директора по воспитательной
Второе направление.

Работа с кадрами

№п/п

Мероприятия

Сроки выполнения

Ответственные
1 Профессиональная подготовка и переподготовка работников ОУ. постоянно Мисриев Г. Г. -директор 2 Представление педработников к правительственным и ведомственным наградам. ежегодно Мисриев Г. Г. -директор 5 Оказание помощи молодым специалистам. 2011-2015 гг. Руководители МО 6 Продолжить проведение профессионального конкурса "Педагог года". 2010-2015 гг. Мисриев Г. Г. -директор, ИМЦ ОО 19
7 Организация учёбы педработников на базе творческих групп и объединений района. постоянно Амиргамзаева В.Р.- ам.директора по УВР. 8 Принимать участие в конкурсах разных уровней для преставления опыта педработников. постоянно Амиргамзаева В, Р- зам.директора по УВР, руководители МО




Третье направление.

Внедрение информационно-коммуникационных

технологий в учебно-воспитательном процессе.

№п/п

Мероприятия

Сроки

выполнения

Ответственные
1 Продолжить компьютеризацию школы 2016-2020 гг. Мисриев Г. Г.- директор, Фаталиева З. Н.- учитель информатики и ИКТ 2 Модернизировать компьютерный класс 2016-2020 гг. Мисриев Г. Г.- директор, Фаталиева З. Н.- учитель информатики и ИКТ 3 Продолжить участие ОУ в единой компьютерной сети системы образования 2016-2020 гг. Мисриев Г. Г.- директор, Фаталиева З. Н.- учитель информатики и ИКТ 4 Продолжить развитие школьной локальной сети 2016-2020 гг. Мисриев Г. Г.- директор, Фаталиева З. Н.- учитель информатики и ИКТ 5 Приобретение мультимедийных пособий по предметам 2016-2020 гг. Мисриев Г. Г.- директор, Фаталиева З. Н.- учитель информатики и ИКТ 6 Внедрение в учебные планы занятия с использованием ИКТ 2016-2020 гг. Мисриев Г. Г.- директор, Фаталиева З. Н.- учитель информатики и ИКТ 7 Развитие школьного сайта 2016-2020 гг. Фаталиева З. Н.- учитель информатики и ИКТ, Курбанова Р. И.- учитель английского языка 8 Обучение педагогических сотрудников компьютерной грамотности 2016-2020 гг. Фаталиева З. Н.- учитель 20
информатики и ИКТ Курбанова Р. И.- учитель английского языка
Четвертое направление.

Одарённый ребёнок.

№п/п

Мероприятия

Сроки

выполнения

Ответственные
1 Развитие программы "Одарённый ребёнок" 2016-2020 гг. Мисриев Г. Г.-директор 2 Проведение семинаров с учителями-предметниками по методике выявления одаренных детей 2016-2020 гг. Мисриев Г. Г.-директор 3 Проведение школьных олимпиад по предметам ежегодно Мисриев Г. Г.-директор, учителя-предметники 4 Выявление категорий одарённости у учащихся 2016-2020 гг. Руководители МО, кл.руководители 5 Составление диагностических карт одарённых учащихся 2016-2020 гг. кл. руководители 6 Составление перспективного плана работы с одарёнными детьми 2016-2020 гг. Руководители МО
Пятое направление.

Последовательное создание в ОУ здоровьесберегающего

образовательного пространства.

№п/п

Мероприятия

Срок

Цель

Ответственные
1 Разработка комплексной программы "Здоровье" 2016-2018 гг. Начало реализации программы 2 Введение в учебный план начальной школы курса ЗОЖ 2016-2017 гг. Укрепление физического здоровья детей Мисриев Г. Г.- директор, Амиргамзаева В. Р.- замдиректора по УВР 3 Обучение учителей ежегодно Овладение здоровье сберегающими технологиями Исаев Г. С.- учитель физкультуры, 21
Ахмедов Р. В.- замдиректора по внекл.работе 4 Проведение семинара и педсовета по данному вопросу ежегодно Эффективное использование педагогическим коллективом здоровье сберегающими технологиями Мисриев Г. Г.- директор, Исаев Г. С.- учитель физкультуры. 5 Изучение о обобщение опыта работы ежегодно Использование в учебно- воспитательном процессе здоровьсберегающих технологий МО 6 Совершенствование материально-технической базы постоянно Укрепление здоровья учащихся, повышение качества обучения Администрация школы 7 Установка оборудования в столовой и ремонт канализации 2017-20128 гг. Укрепление здоровья детей Мисриев Г. Г.- директор, Мусаев З. Н.- зам.директора по АХЧ 8 Контроль организация горячего питания 2016-2017 гг. Укрепление здоровья детей Комиссия по контролю за качеством питиания 9. Использовать возможности спортклуба «Лидер» МКОУ «Курахская СОШ №1»для пропаганды здорового образа жизни и широкого вовлечения учащихся в занятие спортом. организовать спортивный клуб 2016-2020 гг. Пропаганда здорового образа жизни Ахмедов Р. В.- замдиректора по внекл.работе , Исаев Г. С.- учитель физкультуры Акимов А. М.- учитель ОБЖ.
Раздел 6. Основные мероприятия по реализации программы

развития (отдельно по каждому из вышеперечисленных

направлений).

1. Обновление содержания образования.
1.1. Разработка и реализация программ и методик преемственности между дошкольными учреждениями, начальной школой, основной и средней ш к о л о й . 1.2. Переход на новые формы проведения государственной (итоговой) а т т е с т а ц и и в 9 к л . 1.3. Переход на переводные экзамены со 2 по 8 кл, 10 класс 1.4. Разработка программ по выявлению одарённых учащихся, д и с т а н ц и о н н о г о о б у ч е н и я в у с л о в и я х с е л ь с к о й ш к о л ы . 1.5. Разработка и реализация профилактических программ по проблемам профилактики безнадзорности и право нарушений несовершеннолетних, алкоголизма, курения, наркомании и токсикомании, профилактики детского д о р о ж н о г о т р а в м а т и з м а . 1.6. Совершенствование и введение эффективных форм работы с родителями и о б щ е с т в е н н о с т ь ю . 22
1.7. Продолжить совершенствование работы школьных управляющих советов.
2. Работа с кадрами.
2.1. Профессиональная подготовка и переподготовка руководящих и п е д а г о г и ч е с к и х р а б о т н и к о в . 2.2. Представление работников ОУ к правительственным и в е д о м с т в е н н ы м н а г р а д а м в с е х у р о в н е й . 2.3. Разработать эффективную технологию аттестации педагогических р а б о т н и ко в н а п р и с в о е н и е к в а л и ф и к а ц и о н н ы х к а т е г о р и й . 2.4. Ежемесячная надбавка учителям, участвующим в проектах 2.7. Участие в конкурсе «Учитель год а » . 2.8. Надбавка к зарплате учителям, имеющим правительственные н а г р а д ы и з в а н и я . 2.9. Представление опыта работы педагогических работников в районе.
3. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в

образовательный процесс.
Современный мир уже немыслим без компьютерных технологий. Школа должна шагать в ногу со временем. Именно это обуславливает выбор данного направления. Информационные технологии предоставляют возможность: - сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного в о с п р и я т и я у ч е н и к а в м у л ь т и м е д и й н ы й к о н т е к с т ; - вовлечь в процесс активного обучения детей, отличающихся способностями и с т и л е м о б у ч е н и я ; - значительно усилить как глобальный аспект обучения, так и в большей мере о т в е ч а ю щ и й м е с т н ы м п о т р е б н о с т я м . Кроме этого использование ИКТ в учебном процессе облегчает подбор индивидуальных заданий для учащихся, снимает дефицит в обеспеченности школьников учебными пособиями, даёт возможность накопить необходимый дидактический материал с возможностью его постоянного обновления. 3.1. Расширение работы в единой компьютерной сети муниципальной с и с т е м ы о б р а з о в а н и я . 3.2. Продолжить компьютеризацию ОУ. 3.3. Продолжить работу с ИМЦ по использованию информационно- м е т о д и ч е с к о г о б а н к а . 3.4. Продолжить улучшать работу класса информационных технологий с комплектом электронных учебников, медиатек, мультимедийным оборудованием, выходом в Интернет, современной оргтехникой и со с п е ц и а л ь н о й м е б е л ь ю . 3.5. Модернизировать компьютерное оборудование с установкой его в кабинетах.
4. Одарённый ребёнок.
23
Это направление выбрано в целях реализации одного из направлений развития образования, выдвинутых Президентом РФ В. В. Путиным. Выявление и поддержка талантливых детей – важная часть работы педагогов. Учёными давно установлено, что каждый ребёнок владеет множеством способностей, хранящихся в нём в виде задатков. В связи с этим возникает необходимость раскрыть эти способности как можно более в раннем возрасте, используя для этого разные формы и приёмы работы, направленные на создание для ребёнка ситуации успеха для реализации своих способностей. 4.1. Организация обучения и получения образования детьми вне зависимости от степени их развития и здоровья, разработка индивидуальных п р о г р а м м и т . д . 4.2. Разработка программ «Одарённый ребёнок». 4 . 3 . П р о в е д е н и е о л и м п и а д . 4 . 4 . Д и а г н о с т и ч е с к и е к а р т ы . 4.5.Вовлечение детей в кружки по интересам. 4.6.Собеседование с родителями с целью выявления интересов и перспектив ребёнка.
5. Здоровый образ жизни и здоровьесберегающие технологии.
Проблемы сохранения здоровья учащихся и привитие навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны. Необходимо создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни, сохранение здоровья физического, психического и духовного. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать п о л у ч е н н ы е з н а н и я в п о в с е д н е в н о й ж и з н и . 5.1. Творческим коллективом школы разработана комплексная программа «Здоровье».
Раздел 7. Ожидаемые результаты Программы

и индикаторы для оценки их достижения:
• обеспечение высокого качества образования; • внедрение новых стандартов общего образования; • качественное обновление содержания общего образования; • расширение перечня дополнительных услуг, предоставляемых обучающимся; • удовлетворение потребностей детей в занятиях по интересам; • совершенствование профессиональной компетентности и общекультурного уровня педагогических работников МКОУ «Курахская СОШ №1»; 24
• повышение ИКТ- компетентности педагогов и учащихся; • создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование их здорового образа жизни; • развитие материально-технической базы школы; • повышение уровня обеспечения информационной техникой и современным учебным оборудованием; • повышение уровня обеспечения информационной техникой и современным учебным оборудованием; Все вышеперечисленные факторы развития могут служить стартовой площадкой для формирования адаптивной модели школы. 25


В раздел образования