Автор: Миргородец Наталья Павловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГБПОУ "Ачинский торгово-экономический техникум"
Населённый пункт: город Ачинск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Коммуникативный аспект анализа художественного текста на уроках литературы"
Раздел: среднее профессиональное
КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ АНАЛИЗА
ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ТЕКСТА
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Н.П. Миргородец
Традиционный
взгляд
на
преподавание
русского
языка
и
литературы
заключается в единстве и взаимообогащении двух направлений: формирования
языковых
умений
и
развития
связной
речи обучающихся.
Таким
образом,
важной
и
актуальной
в
преподавании
стала проблема
формирования
коммуникативной культуры студентов.
Под
коммуникативной
культурой обучающихся мы понимаем владение
системой
знаний
о
языке
и
умение
пользоваться
ими
для
достижения
коммуникативных целей.
Мн о ю составлен
коммуникативно-речевой «портрет»
выпускника, где
говорится,
что
выпускник
должен
обладать
следующими
основными
коммуникативно-речевыми качествами:
- уметь эффективно общаться в режиме диалога;
- иметь способность вести переговоры;
- уметь аргументировать свою точку зрения и дискутировать;
- быть способным подготовить и осуществить эффективное публичное
выступление на заданную тему.
Эти качества студента я формирую и в процессе учебной деятельности, и
в воспитательной работе.
Покажу,
как
это
можно
делать
на
занятиях
по
истории
русской
литературы XIX века. Анализируя художественный текст, немало внимания я
обращаю на речь героев, так как она является одним из средств характеристики
художественного образа.
Изучая роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», предлагаю обучающимся
ответить на вопрос: кого из героев романа можно назвать человеком высокой
коммуникативной
культуры?
Поэтому
к
этому
уроку
прошу
повторить
их
следующие темы:
- законы и принципы коммуникативного сотрудничества;
- эффективность бытового общения;
- коммуникативные стратегии.
Знание
этих
проблем
поможет студентам
аргументированно
доказать
свою точку зрения. Обучающимся предлагается самостоятельно сделать выбор
героев,
о
которых
они
будут
говорить.
Как
правило,
свое
внимание
они
останавливают
на
Базарове,
Анне
Сергеевне
Одинцовой,
реже
на
Павле
Петровиче Кирсанове. В начале занятия вспоминаем, что в жизни большинства
людей преобладает бытовое общение. Это наиболее распространенный вид
общения. Для того, чтобы разговор удался, необходимо соблюдать следующие
условия:
- обоюдное желание вести (диалог) разговор;
- удачно выбрать тему беседы;
- найти общий язык. Удается ли это героям Тургенева?
Анализируя
страницы
романа,
рассказывающие
о
приезде
Базарова
в
родительский дом, студенты приходят к выводу, что разговор между сыном и
родителями
не
получается.
Отсутствует
одно
из
необходимых
условий:
обоюдное желание вести диалог. В первый приезд Базаров тяготится разговором
с
родителями: «Василий
Иванович,
прикорнув
на
диване
в
ногах
у
сына,
собирался, было поболтать с ним, но Базаров тотчас его отослал, говоря, что
ему спать хочется, а сам не заснул до утра». При втором посещении отец и мать
из
опасения
помешать
ему,
вызвать
неудовольствие
сына
сами
избегают
разговора с ним.
Или
еще
одна
ситуация: «Иногда
Базаров
отправлялся
в
деревню
и,
подтрунивая по обыкновению, вступал в беседу с каким-нибудь мужиком».
Но
разговор
не
получался.
Речь
Базарова
строится
в
соответствии
с
нормами
литературного
языка,
в
ней
встречаются
книжные
слова
с
абстрактным
значением: воззрение, будущность, эпоха, закон, история. Эти слова непонятны
мужику. Выходит, что говорили они на разных языках, а ведь для того, чтобы
найти общий язык, надо хорошо знать нравы, обычаи, особенности людей, с
которыми приходится общаться.
В
основе
эффективного
речевого
общения
лежит
принцип
комму-
никативного сотрудничества, по сути, выражается уважение к собеседнику, т.е.
затрагивается этический аспект. Люди по-разному ведут себя, общаясь друг с
другом.
Поведение
в
общении
есть
некий
баланс
двух
противоположных
тенденций: стремления к близости, к контакту и стремления к отдалению.
Выбор
одной
из
возможных
тенденций
в
речевом
общении
называется
коммуникативной стратегией. Коммуникативное сотрудничество проявляется в
трех основных стратегиях:
- стратегия близости;
- стратегия отказа от выбора;
- стратегия отстранения.
В приведенных выше примерах в речевом общении Евгения Базарова
явно преобладает стратегия отстранения, дистанцирования от партнеров по
общению.
Отстранение
вовсе
не
есть
отказ
от
общения,
просто
общение
осуществляется без такого стремления к эмоциональному контакту, как при
стратегии
близости.
Участник,
который
пользуется
стратегией
отстранения,
более
холоден,
сдержан
и
представляет
себе
«хорошее»,
«правильное»
поведение в данной ситуации именно таким.
Затем осмысливаем другую ситуацию, описанную И.С. Тургеневым в том
же романе: Базаров гостит у Одинцовой, между ними завязывается оживленный
разговор. Евгений говорит о медицине, о гомеопатии, о ботанике, т.е. о том, что
хорошо
знает.
Предмет
разговора
интересовал
и
Одинцову.
Но
вот
она
заговорила о музыке. Базаров отрицал искусство, поэтому он мог или уйти от
разговора,
замолчать
или
высказать
свое
резкое
суждение
и
тем
самым
обострить взаимоотношения. Ни того, ни другого Анна Сергеевна не хотела,
поэтому она «потихоньку возвратилась к ботанике».
Вывод: успех общения зависит от того, насколько удачно выбрана тема,
представляется
ли
она
актуальной
и
интересной
для
собеседников
(Анна
Сергеевна соблюдет это условие эффективности разговора).
Перечитывая
роман,
анализируя
речь
героев,
студенты
обращают
внимание на то, что Одинцова в разговоре практически одинаково относится ко
всем,
она
выбирает
тон,
в
котором
соединились
достоинство
и
доброжелательность: «Она так же непринужденно разговаривала
со своим
танцором, как и с сановником». Тургенев подчеркивает, что Анна Сергеевна
обладает довольно редким качеством – умением слушать. Беседуя на балу с
Аркадием Кирсановым, она ведет себя очень тактично, грамотно строит беседу
– позволяет говорить тому, кто хочет говорить, Аркадию, поощряя его к этому
своим вниманием и глубокими замечаниями.
Вопрос «кого из героев романа «Отцы и дети» можно назвать человеком
высокой коммуникативной культуры» вызывает споры обучающихся. Урок этот
я определяю как урок-диспут. Сопоставив коммуникативные качества Анны
Сергеевны
Одинцовой
с
правилами
ведения
беседы,
с
принципами
коммуникативного сотрудничества, студенты говорят, что именно она может
претендовать на звание человека высокой коммуникативной культуры.
Считаю, что такое занятие формирует у студентов четкое представление
об основных коммуникативных качествах хорошей речи и вызывает желание
совершенствовать речевую культуру.