Напоминание

"Коммуникативный аспект анализа художественного текста на уроках литературы"


Автор: Миргородец Наталья Павловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГБПОУ "Ачинский торгово-экономический техникум"
Населённый пункт: город Ачинск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Коммуникативный аспект анализа художественного текста на уроках литературы"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ АНАЛИЗА

ХУДОЖЕСТВЕННОГО

ТЕКСТА

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Н.П. Миргородец

Традиционный

взгляд

на

преподавание

русского

языка

и

литературы

заключается в единстве и взаимообогащении двух направлений: формирования

языковых

умений

и

развития

связной

речи обучающихся.

Таким

образом,

важной

и

актуальной

в

преподавании

стала проблема

формирования

коммуникативной культуры студентов.

Под

коммуникативной

культурой обучающихся мы понимаем владение

системой

знаний

о

языке

и

умение

пользоваться

ими

для

достижения

коммуникативных целей.

Мн о ю составлен

коммуникативно-речевой «портрет»

выпускника, где

говорится,

что

выпускник

должен

обладать

следующими

основными

коммуникативно-речевыми качествами:

- уметь эффективно общаться в режиме диалога;

- иметь способность вести переговоры;

- уметь аргументировать свою точку зрения и дискутировать;

- быть способным подготовить и осуществить эффективное публичное

выступление на заданную тему.

Эти качества студента я формирую и в процессе учебной деятельности, и

в воспитательной работе.

Покажу,

как

это

можно

делать

на

занятиях

по

истории

русской

литературы XIX века. Анализируя художественный текст, немало внимания я

обращаю на речь героев, так как она является одним из средств характеристики

художественного образа.

Изучая роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», предлагаю обучающимся

ответить на вопрос: кого из героев романа можно назвать человеком высокой

коммуникативной

культуры?

Поэтому

к

этому

уроку

прошу

повторить

их

следующие темы:

- законы и принципы коммуникативного сотрудничества;

- эффективность бытового общения;

- коммуникативные стратегии.

Знание

этих

проблем

поможет студентам

аргументированно

доказать

свою точку зрения. Обучающимся предлагается самостоятельно сделать выбор

героев,

о

которых

они

будут

говорить.

Как

правило,

свое

внимание

они

останавливают

на

Базарове,

Анне

Сергеевне

Одинцовой,

реже

на

Павле

Петровиче Кирсанове. В начале занятия вспоминаем, что в жизни большинства

людей преобладает бытовое общение. Это наиболее распространенный вид

общения. Для того, чтобы разговор удался, необходимо соблюдать следующие

условия:

- обоюдное желание вести (диалог) разговор;

- удачно выбрать тему беседы;

- найти общий язык. Удается ли это героям Тургенева?

Анализируя

страницы

романа,

рассказывающие

о

приезде

Базарова

в

родительский дом, студенты приходят к выводу, что разговор между сыном и

родителями

не

получается.

Отсутствует

одно

из

необходимых

условий:

обоюдное желание вести диалог. В первый приезд Базаров тяготится разговором

с

родителями: «Василий

Иванович,

прикорнув

на

диване

в

ногах

у

сына,

собирался, было поболтать с ним, но Базаров тотчас его отослал, говоря, что

ему спать хочется, а сам не заснул до утра». При втором посещении отец и мать

из

опасения

помешать

ему,

вызвать

неудовольствие

сына

сами

избегают

разговора с ним.

Или

еще

одна

ситуация: «Иногда

Базаров

отправлялся

в

деревню

и,

подтрунивая по обыкновению, вступал в беседу с каким-нибудь мужиком».

Но

разговор

не

получался.

Речь

Базарова

строится

в

соответствии

с

нормами

литературного

языка,

в

ней

встречаются

книжные

слова

с

абстрактным

значением: воззрение, будущность, эпоха, закон, история. Эти слова непонятны

мужику. Выходит, что говорили они на разных языках, а ведь для того, чтобы

найти общий язык, надо хорошо знать нравы, обычаи, особенности людей, с

которыми приходится общаться.

В

основе

эффективного

речевого

общения

лежит

принцип

комму-

никативного сотрудничества, по сути, выражается уважение к собеседнику, т.е.

затрагивается этический аспект. Люди по-разному ведут себя, общаясь друг с

другом.

Поведение

в

общении

есть

некий

баланс

двух

противоположных

тенденций: стремления к близости, к контакту и стремления к отдалению.

Выбор

одной

из

возможных

тенденций

в

речевом

общении

называется

коммуникативной стратегией. Коммуникативное сотрудничество проявляется в

трех основных стратегиях:

- стратегия близости;

- стратегия отказа от выбора;

- стратегия отстранения.

В приведенных выше примерах в речевом общении Евгения Базарова

явно преобладает стратегия отстранения, дистанцирования от партнеров по

общению.

Отстранение

вовсе

не

есть

отказ

от

общения,

просто

общение

осуществляется без такого стремления к эмоциональному контакту, как при

стратегии

близости.

Участник,

который

пользуется

стратегией

отстранения,

более

холоден,

сдержан

и

представляет

себе

«хорошее»,

«правильное»

поведение в данной ситуации именно таким.

Затем осмысливаем другую ситуацию, описанную И.С. Тургеневым в том

же романе: Базаров гостит у Одинцовой, между ними завязывается оживленный

разговор. Евгений говорит о медицине, о гомеопатии, о ботанике, т.е. о том, что

хорошо

знает.

Предмет

разговора

интересовал

и

Одинцову.

Но

вот

она

заговорила о музыке. Базаров отрицал искусство, поэтому он мог или уйти от

разговора,

замолчать

или

высказать

свое

резкое

суждение

и

тем

самым

обострить взаимоотношения. Ни того, ни другого Анна Сергеевна не хотела,

поэтому она «потихоньку возвратилась к ботанике».

Вывод: успех общения зависит от того, насколько удачно выбрана тема,

представляется

ли

она

актуальной

и

интересной

для

собеседников

(Анна

Сергеевна соблюдет это условие эффективности разговора).

Перечитывая

роман,

анализируя

речь

героев,

студенты

обращают

внимание на то, что Одинцова в разговоре практически одинаково относится ко

всем,

она

выбирает

тон,

в

котором

соединились

достоинство

и

доброжелательность: «Она так же непринужденно разговаривала

со своим

танцором, как и с сановником». Тургенев подчеркивает, что Анна Сергеевна

обладает довольно редким качеством – умением слушать. Беседуя на балу с

Аркадием Кирсановым, она ведет себя очень тактично, грамотно строит беседу

– позволяет говорить тому, кто хочет говорить, Аркадию, поощряя его к этому

своим вниманием и глубокими замечаниями.

Вопрос «кого из героев романа «Отцы и дети» можно назвать человеком

высокой коммуникативной культуры» вызывает споры обучающихся. Урок этот

я определяю как урок-диспут. Сопоставив коммуникативные качества Анны

Сергеевны

Одинцовой

с

правилами

ведения

беседы,

с

принципами

коммуникативного сотрудничества, студенты говорят, что именно она может

претендовать на звание человека высокой коммуникативной культуры.

Считаю, что такое занятие формирует у студентов четкое представление

об основных коммуникативных качествах хорошей речи и вызывает желание

совершенствовать речевую культуру.



В раздел образования