Автор: Шевчук Светлана Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Озерновская СОШ №3
Населённый пункт: п. Озерновский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект урока ОРКСиЭ "Сердце матери"
Раздел: начальное образование
Конспект урока ОРКСиЭ «Сердце матери»
Учебник «Основы светской этики», 4 класс
(автор М.Т. Студеникин)
Планируемые образовательные результаты:
Создавать условия для понимания того, что
объединяет всех членов семьи,
формирования
системы нравственных ценностей.
Создавать условия для понимания необходимости приносить радость и
счастье близким людям.
П. Самостоятельное выделение и формулирование цели, умение осознанно
и произвольно строить речевое высказывание в устной или письменной форме;
извлечение необходимой информации, построение логических рассуждений.
Р. Способность понимать и проявлять свои чувства посредством слова;
умение структурировать знания.
К. Изложение своего мнения; способность работать в команде; готовность
слушать собеседника и вести диалог.
Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную
отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам близких людей.
Межпредметные
связи:
литературное
чтение,
русский
я з ы к ,
изобразительное искусство.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока:
Продолжать знакомить детей с системой общечеловеческих ценностей.
Продолжать учить детей ценить и дорожить великим даром общения.
Воспитывать у учащихся чуткое, внимательное и уважительное
отношение к своим близким, к маме.
Основные понятия, изучаемые на уроке
Семья, счастье, мама.
Средства ИКТ, используемые на уроке.
Компьютер, электронные презентации.
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство),
используемые на уроке.
Оборудование к уроку: проектор, компьютер, репродукции картин:
Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем», Рафаэль Санти «Мадонна Темпи»,
«Сакстинская Мадонна»; репродукция икон Богоматерь Владимирская,
Богоматерь Казанская.
Музыка: П.И. Чайковский «Март», Ф. Шуберт « Аве Мария», А.П. Аверкин
«Милая мама».
Формы организации учебной деятельности:
фронтальная;
индивидуальная;
Ход урока
I. Организационный момент (внешняя и внутренняя психологическая
готовность).
II. Начало урока.
Кто пришёл ко мне с утра?
Кто сказал: «Вставать пора»?
Кашу кто успел сварить?
Чаю — в пиалу налить?
Кто косички мне заплёл?
Целый дом один подмёл?
Кто цветов в саду нарвал?
Кто меня поцеловал?
Кто ребячий любит смех?
Кто на свете лучше всех?
Учитель: Как вы думаете, о ком сегодня мы будем говорить?
Ученики: О маме.
Учитель: Правильно, о маме, о любви к ней, о ее сердце.
Это
особенная
тема.
Она
найдет
отклик
в
сердце
каждого
человека,
независимо от его возраста, национальности, образования.
Сегодня мы будем славить Женщину. Есть такая миссия на земле, которая
целиком
принадлежит
женщине:
стоять
у
колыбели,
бороться
с
любыми
напастями, защищая слабый огонек новой жизни, вводить маленького человека
в новый мир, помогать делать ему первые шаги.
На чем держится мир человеческих отношений? На материнской любви.
Она – основа основ. Именно благодаря ей у ребенка зарождаются человеческие
чувства:
чуткость,
внимание
к
людям,
умение
сострадать,
помогать,
быть
надежным и верным, тактичным и добрым. Материнская любовь неразрывно
связана с чувством ответственности за жизнь и судьбу ребенка. Даже в самые
горькие
минуты,
во
времена
сильных
потрясений
сердце
матери
не
ожесточится. В нем остается чувство заботы о людях: ведь все они чьи-то дети.
Трудно представить себе мать без доброй улыбки, без нежности.
Ученик:
Всей красоты источник – женщина!
Мы без нее упали б под ярмом.
Всей доброты источник – женщина.
Мы без нее дышали б тьмой и злом.
Образ Матери вдохновлял почти каждого поэта, художника, композитора
рассказать о нем словом, цветом, звуком. Посмотрите на эти прекрасные лики.
Художники разных эпох и стран воспели самое святое на земле – Мать!
(Звучит
музыка
«Аве
Мария».
учитель
демонстрирует
репродукции
картин
известных
художников,
посвященных
женщине-матери:
«Мадонна
Темпи» Рафаэля Санти и «Сикстинская Мадонна».)
Учитель: Мама – самый главный человек в жизни каждого из нас. Доброта,
заботливость
и
вечная
тревога
матери
за
судьбу
своих
детей
–
вот
что
с
восхищением
и
чувством
великой
благодарности
стремились
запечатлеть
живописцы на своих картинах и на иконах.
(Показ репродукций икон Богоматери)
Учитель: Слово «икона»- греческое; по-русски означает «образ». Иконы
вызывают самые добрые чувства. Именно Дева Мария стала покровительницей
всех матерей.
(чтение отрывка из повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант».)
Мать
и
ребенок
с
первых
мгновений
его
появления
на
свет
связаны
невидимой прочной нитью. Сердце матери чутко реагирует на все невзгоды ее
чада.
Я - мама. Это много или мало?
Я – мама. Это счастье или крест?
И невозможно все начать сначала,
И я молюсь теперь за то, что есть:
За плач ночной, за молоко, пеленки,
За первый шаг, за первые слова.
За всех детей. За каждого ребенка.
Я – мама! И поэтому права.
Я – целый мир. Я – жизни возрожденье.
И я весь свет хотела бы обнять.
Я – мама. Это наслажденье
Никто не в силах у меня отнять
Стихотворение И.А. Бунина тоже о Матери и ее заботе о ребенке.
Ученик:
И дни и ночи до утра
В степи бураны бушевали,
И вешки снегом заметали,
И заносили хутора.
Они врывались в мертвый дом-
И стекла в рамах дребезжали,
И снег сухой в старинном зале
Кружился в сумраке ночном.
Но был огонь, не угасая,
Светил в пристройке по ночам,
И мать всю ночь ходила там,
Глаз до рассвета не смыкая.
Она мерцавшую свечу
Старинной книгой заслонила.
И положив дитя к плечу,
Все напевала и ходила.
Учитель: Мать стремится укрыть от бури и непогоды свое дитя. Пока есть
Мать на земле, человеку не страшно. Она всегда придет на помощь.
(Звучит музыка П.И. Чайковского «Март» )
Учитель: Мать оберегает свое дитя от невзгод, но готовит его к взрослой
жизни, воспитывает в нем благородные чувства: смелость, мужество, доброту,
сострадание. И когда наступит время испытаний, она провожает го на поле
брани. И ждет, и страдает. И сердце ее разрывается от боли и горя. Погибают
сыновья, защищая родину- мать, самое святое, что есть у человека. Поэты
пишут об этом стихи, а также воспевают мужество и силу духа солдатских
матерей.
(Фотомонтаж о солдатских матерях под музыку Ф. Шуберта)
Ученик:
Она поседела в разлуке
За годы великой войны.
Ее терпеливые руки
Огнем и трудом крещены.
В те годы пришлось ей не сладко;
Ушла вся семья воевать,
А дома она –
И солдатка,
И наша солдатская мать.
Но беды она выносила,
Не хмуря высоких бровей.
Пахала она и осила
За мужа,
За старшего сына,
За младших своих сыновей.
И верил я снова и снова,
Что в каждом конверте найду
Ее материнское слово,
Ее сокровенное:
-Жду! (Н. Старшинов «Солдатская мать»)
Учитель: Мама! Самое прекрасное слово на земле, это первое слово,
которое произносит человек и звучит оно на всех языках, звучит одинаково
нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое
верное чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь, оно не к чему не
остается равнодушным. И сколько бы тебе ни было лет - пять или пятьдесят -
тебе всегда нужна мать ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери,
тем радостнее и светлее жизнь.
День матери в России отмечают
в последнее воскресенье ноября. Этот
праздник
призван
поддержать
традиции
бережного
отношения
к
главному
человеку в семье – женщине-матери.
(Фотомонтаж «Материнские руки» под музыку П.И. Чайковского
«Март»).
На доске: плакат сердца.
Дети должны перечислить сокровища, которые хранятся в материнском
сердце и записать их. Например: любовь, доброта, жертвенность, вера,
трудолюбие…
Учитель: А какие обязанности выполняет мама по дому?
Повара, швеи, медсестры, прачки, горничные, цветоводы и другие. Но
маме над помогать, чтобы была молодой и красивой, чтобы у нее больше
времени оставалось на то, чтобы просто быть мамой.
Чтение расcказа.
"Сыновья" В.А. Осеева
Две
женщины
брали
воду
из
колодца.
Подошла
к
ним
третья.
И
старенький старичок на камушек отдохнуть присел.
Вот говорит одна женщина другой:
- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
- А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.
А третья молчит.
- Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки.
- Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нём особенного нету. Вот
набрали
женщины
полные
вёдра
и
пошли.
А
старичок
-
за
ними.
Идут
женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины.
Другой песню поёт, соловьём заливается - заслушались его женщины. А третий
к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
- Ну что? Каковы наши сыновья?
- А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу!
Учитель:
-Как называется рассказ?
- Почему старичок увидел только одного сына?
Вывод:
Учитель: Материнская любовь безгранична и бескорыстна. Эта тема
бездонна и бесконечна, как сама материнская любовь.
Мы говорили о Матери. Это кладезь любви и добра.
Итог.
Просмотр презентации «МАМА», созданные учащимися.
Учитель: Давайте зажжем эту свечу как символ материнской любви
заботы, как символ горячего материнского сердца, освещающего наш земной
путь.
(Звучит песня А.П. Аверкина «Милая мама»)